Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
В настоящее время проблемы экологического воспитания становится более значимой и актуальной. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Так что же такое экология?
Экология – это биологическая наука взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой.
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи понятия экологии.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
Главная цель экологического воспитания — формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которым он пользуется.
Задачи экологического воспитания детей:
- Сформировать понимание, что человек – не царь природы, а ее часть;
- Воспитать стремление сохранить свое здоровье и окружающую среду;
- Объяснить важность природных ресурсов в жизни людей;
- Заложить навыки бережного отношения ко всему живому;
- Привить четкие знания, как вести себя в лесу, около водоемов, в парке;
- Показать красоту природы посредством средств изобразительного искусства.
- Становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых (воспитателей, родителей), их воспитывающих.
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участке можно создать специальную площадку природы, естественный уголок с дикорастущими растениями, наметить экологическую тропу, сделать небольшой бассейн с муляжами домашних или диких птиц и т. д.
В процессе экологического воспитания используются такие методы обучения как наглядные, практические, словесные.
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов и т. д. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.
Практические методы - это игра, труд в природе, элементарные опыты и моделирование. Этот метод позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.
Словесные методы - это рассказы воспитателя, рассказы детей из опыта, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально - положительное отношение к природе.
В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.
Например, формирование знаний об образе жизни птиц невозможно без наблюдений, о способах ухода за кошкой, комнатными растениями дети узнают в процессе труда, о свойствах снега и льда - при проведении опытов или игр, знания о диких животных формируются во время чтения или рассказа воспитателя.
Формы работы:
1. экскурсии (в лес, парк, луг, водоем и т. д.)
2. занятия (познавательные, комбинированные, комплексные,
3. наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.
4. наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,
5. целевые прогулки на природе, походы,
6. чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки,
7. рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки, картин из жизни диких животных
8. рассказы, беседы воспитателя о животных, растениях, неживой природы, о заповедниках, заказниках, памятниках природы т. д.
9. сбор коллекций, семян, камней, листьев,
10. экологические праздники и досуги («День птиц», «День Земли», «День рождения Леса»)
11. опыты,
12. экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций,
13. игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные,
14. различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.
Успех в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста обеспечивается, прежде всего, пониманием воспитателя их психофизиологических особенностей. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия.
Первая младшая группа
В этом возрасте ярко выражена инициативная сенсомоторная, познавательная активность, совершенствуются все психические процессы, зрительное восприятие и во взаимосвязи с ним память, наглядно-действенное мышление.
В этом возрасте необходимо уделить внимание развитию элементарных представлений о природных объектах, которые ребенок может видеть дома и на картинках: животные (рыбы, звери, птицы, насекомые, растения (цветы, большие деревья, зеленая трава); о природных явлениях (солнышко, тучки, дождь, снег и др.)
Вторая младшая группа
Среди познавательных процессов, наиболее развивающихся в этом возрасте, выделяется память (Л. С. Выготский). Именно она во многом влияет на развитие всей познавательной сферы ребенка на четвертом году жизни, также свойственна подражательная деятельность (воспроизведение действий животных птиц).
Знакомить с миром природы (животными, растениями ближайшего окружения; камешками, песком, глиной, водой, воздухом, сезонными изменениями в природе).
• Формировать первые представление о значении природы в жизни человека (вода нужна, чтобы умываться, пить; на огороде растут овощи, ягоды; в тени деревьев можно спрятаться от летнего зноя, растения нужно поливать и т. п.).
Поддерживать интерес детей к объектам живой и неживой природы, к наиболее ярко выраженным сезонным явлениям, наблюдений за животными, растениями, обращая внимание на то, что во время наблюдений важно не причинять вред животным и растениям.
Средняя группа
Наглядно-образное мышление в этом возрасте становится ведущим. Постепенно начинает преодолеваться эгоцентризм детского мышления: ребенок способен понять эмоциональное состояние другого человека и дифференцировать свои желания от желаний окружающих людей, осваивает социально-приемлемые способы проявления чувств.
Формировать первые представления о целостности природы и о связи человека с природой (человек не может прожить без природы, которая является его «домом» животных и растений); о самых простых природных взаимосвязях (одни животные и растения обитают в лесу, другие– в озерах, третьи – на лугу).
Помогать устанавливать элементарные причинно-следственные зависимости в природе: между явлениями природы (с первым теплом появляются растения; птицы улетают на юг, потому что исчезает корм; для того чтобы сохранить животных, растения, нужно беречь их «дома» –местообитания.
Старшая группа
Наглядно-образное мышление является ведущим в возрасте 5-6 лет, однако именно в этом возрасте закладываются основы словесно-логического мышления, дети начинают понимать позицию другого человека в знакомых для себя ситуациях, взрослый выступает для ребенка источником социальных познаний, эталоном поведения в различных ситуациях.
• формировать представления детей о космосе, о планетах, об уникальности Земли.
• знакомить с некоторыми природными зонами (прежде всего с природной зоной своей местности) и характерными для них ландшафтами, животными и растениями, образом жизни людей в разных климатических зонах и его связью с особенностями природы.
• формировать представления о том, что в природе все взаимосвязано, а человек (ребенок) – часть природы
• знакомить детей с природой города) и с тем, как люди помогают животным, растениям.
• понимать смысл правил поведения в окружающей среде,
Подготовительная к школе группа
Появляется эмоциональное отношение к нормам поведения, ребенок начинает оценивать себя и других с точки зрения норм, критиковать поступки сверстников и взрослых. Ребенок овладевает перцептивными действиями, т. е. вычленяет из объектов наиболее характерные свойства.
• Формировать представления о круговоротах в природе (вода никуда не исчезает, а «ходит» по кругу, опавшие листья перегнивают и обогащают почву).
• Формировать представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания,
• Знакомить детей с ростом, развитием и размножением живых организмов, с их потребностью в пище, свете, тепле, воде и других
• Знакомить детей с свойствами воды, воздуха: с причинно-следственными связями (густая шерсть и толстый слой жира помогают выжить животным в условиях холода.
Экологическое воспитание ставит перед собой задачу дать дошкольникам понимание, что между всеми живыми организмами существует тесная связь. Они приспособлены к определенным природным условиям, существуют не обособленно, а образуют так называемые экосистемы (река, луг или болото). Ребенок не просто должен заучить, что нехорошо рубить деревья или уничтожать пчел. Он должен понимать, жизнь скольких организмов и существ связана с этим конкретным деревом, что случится с ними после порубки.
Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? — На наш взгляд, наиболее интересной для детей, способной объединить сразу несколько образовательных областей и видов деятельности вообще, является проектная деятельность. Проектная деятельность является межпредметной. Интеграция знаний и умений детей из различных областей детской деятельности, необходимых для участия в проекте, переводит его в интеллектуально насыщенный метод и повышает его значимость. Несмотря на то, что экологический проект для дошкольников – только коллективный, разнообразие видов деятельности способствует развитию в каждом ребенке его индивидуальных наклонностей и способностей. Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.
При организации проектной деятельности мы учитываем возрастные и психологические особенности детей. Включать дошкольников в проектную деятельность мы начинаем постепенно, начиная с младшей группы. Вначале - доступные творческие задания, а уже в старшей группе дети с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.
К реализации проектов стараемся привлечь родителей своих воспитанников, поэтому дети совместно с родителями выполняли творческие работы (рисунки, поделки) согласно тематике проекта, что так же способствовало развитию творческих способностей, умению работать совместно со взрослыми.
Результатом практических мероприятий по экологическому образованию дошкольников можно считать :
- создание стенгазет;
- написание рассказов о животных и растениях, рекомендаций по уходу за животными и растениями;
- разработку презентаций, фоторепортажей и др.
Экологические проекты в ДОО
Способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Основные требования к использованию метода проектов в детском саду:
1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
2. Проект – это «игра всерьез», результаты которой значимы для детей и взрослых.
3. Обязательные составляющие проекта – детская самостоятельность (при поддержке педагога, сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.
Проект: «Берегите природу!».
Тип проекта: Информационно - творческий.
Сроки проведения: краткосрочный (в течение недели).
Цель проекта: проявление осознанно-нравственного отношения к природе у дошкольников и их родителей через непосредственное общение с экосистемой.
Формы работы по реализации проекта:
Наблюдения и экологические прогулки.
Уход за комнатными растениями (трудовая деятельность). Оформление картотеки комнатных растений.
Цель: обогащение и расширение знаний о комнатных растениях, правилах ухода за ними.
Рассматривание иллюстраций на тему «Экологическая цепочка»;
Прослушивание аудиозаписей с голосами животных и звуками природы.
Раскрашивание картинок на тему «Охрана природы»
Совершенствование предметно-развивающей среды в группе (экологический уголок).
Пополнение экологического уголка дидактическим и наглядным материалом.
Беседы о правилах поведения в лесу, на природе.
Презентация проекта – Выставка рисунков, создание стенгазеты «Берегите природу».
Проект можно использовать в любой старшей группе детского сада.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что у детей сформировались основы безопасного поведения на природе – средствами бесед на тему «Наш дом – природа», чтением художественной литературы, просматривании иллюстраций.
Проект «Мой любимый питомец»
Цель: Обогащение и углубление представлений у детей о домашних животных, проживающих в доме, способе ухода и общения с ними, воспитание бережного и заботливого отношения к братьям нашим меньшим.
Вид проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Проект направлен на расширение знаний детей об особенностях домашних животных, их роли в жизни человека, на бережное отношение к домашним животным. Вовлекая ребенка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, взрослые развивают в нем чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать делом.
Оформлена фотовыставка «Я и мои друзья»
Участники проекта провели интересную работу: они узнали, сколько семей в их группе имеет домашних животных и каких; какие виды домашних питомцев наиболее популярны в семьях; какие домашние животные чаще всего являются героями русского фольклора; что нужно делать, чтобы нашим питомцам жилось хорошо; что домашние животные играют в природе и в жизни человека важную роль.
Проект «Деревья вокруг нас»
Предлагаю вам проект о значении деревьев в нашей жизни. Дошкольники узнали, что многие деревья не только делают нашу жизнь красивой, но и помогают нам быть здоровыми.
Вид проекта : информационно-исследовательский.
Продолжительность: средней продолжительности (1 месяц).
Цель: формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологической деятельности и чувств.
Практическая деятельность по реализации проекта.
• Познавательно-исследовательская.
Актуализируются знания детей о деревьях. С этой целью дети тактильно и визуально исследуют деревья на прогулке, рассматривают иллюстрации, природный материал (шишки, веточки, кору).
• Речевая деятельность.
Проводятся беседы и словесные игры о деревьях, животных и птицах. Устанавливаются взаимосвязи в природе. С помощью родителей дети составляют описательные рассказы о деревьях.
• Художественно-эстетическая деятельность.
Детям предлагаются различные задания о деревьях: «С какого дерева — детки», «Что сначала – что потом». Рисование «Люблю березку русскую». Подвижные игры «Раз, два, три к дереву беги», «Если бы я был деревом…»
Составление гербария «Удивительное рядом».
Экскурсия по участку детского сада.
Акция «Посади дерево»
В ходе работы над проектом:
• у детей возрос интерес к природе;
• закрепились и уточнились знания о деревьях и кустарниках;
• появилось желание больше узнать о деревьях;
• сформировалось доброжелательное отношение ко всему живому;
• возросла умственная и речевая активность;
• дети научились самостоятельно делать выводы.