Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №23 «Огонек»
«Развитие сенсорных представлений у детей с ОВЗ через систему игровых упражнений»
Подготовила:
учитель-логопед Сухотина Е.В.
г. Смоленск
2023
Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу с вами поделиться опытом работы по развитию у детей дошкольного возраста сенсорного восприятия через работу с игровым набором «Дары Фрѐбеля».
Фридрих Вильгельм Фребель известный немецкий педагог, основоположник понятия «детский сад» (по-немецки Kindergarten), создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста. Он первым рассмотрел игру как ведущий вид деятельности в развитии детей дошкольного возраста.
Свои игровые наборы Фрѐбель называл дарами. Они были изготовлены из самых безопасных материалов: дерева и ниток. В основном, это были геометрические фигуры. Используя игровой набор при знакомстве с формой, цветом, свойствами предметов, ребенок имеет возможность потрогать фигуры, изучить их не только словесно, но и тактильно, что имеет большое значение для дальнейшего усвоения школьной программы.
В чѐм особенность игр Фрѐбеля? Они доступны, их можно изготовить самим. Легко применим как на занятиях, так и в индивидуальных играх. Эти «дары» представляют систему занятий-игр с мячами и геометрическими телами - шариками, кубиками, цилиндрами, брусочками и все более мелкими и разнообразными их составляющими.
Большой заслугой Фребеля явилось введенное им разнообразие видов детской деятельности. Это работа с Дарами – строительным материалом, подвижные игры, лепка, выкладывание из палочек. Во времена педагогической деятельности Фребеля в практике детских садов использовали всего шесть «даров». В настоящее время игровой набор представляет систему из 14 модулей.
Первый дар: «Шерстяные мячики», мячи разного цвета на ниточках. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый (т.е. цвета радуги) и белый. Каждый мяч-шар на ниточке. Мы показываем ребенку мячи различного цвета, развивая таким образом его умение различать цвета. Раскачивая шарик в разные стороны и соответственно приговаривая «вперед-назад», «вверх-вниз», «вправо-влево», мы учим ребенка различать цвета и ориентироваться в пространстве.
Нужно для каждого движения с мячом совершенно по-особому вести руку, причем эти движения и различия между ними очень тонкие, едва заметные даже для взрослого! И для ребенка это очень важное
упражнение, которое развивает сенсомоторную координацию.
Пример игр с 1 набором:
Игра «Веселый мяч»
Логопед говорит, что в гости пришли веселые мячики и хотят поиграть (показывает мячик на ниточке).
«Мячик в руки мы возьмем и туда-сюда качнем».
(Дети раскачивают мяч из стороны в сторону)
- «Мячик баловаться стал и по кругу побежал».
(Дети раскручиваю мячик, держа за ниточку).
- «Побежал бегом-бегом, все кругом-кругом-кругом».
(Вращение мяча по кругу)
- «Выше-ниже прыгать стал, баловаться не устал»
(Дети подтягивают мяч за веревочку вверх - вниз).
- «Спрятался в коробку мяч и опять пустился вскачь!»
(Дети прячут мяч в коробочку – нет мячика; и достают его – мячик здесь, нашелся).
Потом логопед говорит, что мячики устали и им пора спать. Дети складывают мячики в коробку.
Игра «Домики для мячиков»
Цель: учить детей различать цвета,воспитывать желание помогать друг другу,вызвать радостное настроение.
Материал: домики из цветной бумаги (красный, желтый, зеленый, синий, белый) и шарики аналогичных цветов, связанные из шерсти.
Ход игры:
Детям предлагают мячи различных цветов. На столе у каждого ребенка домик, вырезанный из цветной бумаги. Логопед говорит, что мячики вышли погулять на улицу из своих домиков и заблудились, надо помочь им отыскать свой домик. После того, как дети справились с заданием, взрослый говорит, что мячики обрадовались и стали танцевать. Дети подбрасывают мячи за веревочку. Детям, затрудняющимся при выполнении задания, логопед помогает или просит помочь других детей.
Второй дар: «Основные тела» небольшие деревянные шарик, кубик и цилиндр одинакового диаметра. Данный дар знакомит детей с геометрическими телами и различиями между ними, развивает исследовательские навыки.
Примеры игр:
Детям также предлагалось выполнить постройки сначала с помощью логопеда, а затем самостоятельно (из специально сделанного материала).
Дети в ходе игр знакомятся с такими геометрическими фигурами как кубик, кирпичик, цилиндр.
Например: «Кубик твердо на столе стоит и катиться не велит!» Логопед объясняет детям, что в отличие от мячика, кубик устойчив. Дети сравнивают мячик и кубик, кубик и кирпичик, кубик и цилиндр. Находят сходства и отличия.
Например: стол, стул, башня, кровать, диван, ворота, кресло, скамья, домик и т.д. И обыгрывать свои постройки с помощью других игрушек.
Третий дар: «Куб из кубиков» кубик, который был разделен на восемь
кубиков. Это помогало понимать детям понятия «целое», «половина»,
«четверть» и т.д.
Четвертый дар: «Куб из брусков» кубик, но разделенный на восемь
пластин (способствовало развитию у детей строительных способностей).
Пятый дар: «Кубики и призмы» куб, разделенный на 27 мелких
кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.
Шестой дар: «Кубики, столбики, кирпичики» кубик, состоящий из 27
кубиков, 7 из которых разделены на мелкие части.
Примеры игр с этими наборами:
«Угадай по описанию»
Дети становятся в круг. Педагог заранее готовит мешочек, в который кладет разные объемные геометрические тела (куб, шар, цилиндр), и еще один набор оставляет себе.Логопед показывает образец объемного геометрического тела из своего набора и предлагает детям по очереди найти подобное в мешочке.
Строительство построек. При этом соблюдаем определенные правила: строим не разрушая, а преобразовывая существующую постройку. После постройки каждого объекта беседуем. В ходе беседы обсуждаем реальный объект, повторяем его назначение, свойства. Затем сравниваем реальный объект с получившейся моделью, выделяем её сходства, отличия и функционал.
Модуль 7 «Цветные фигуры»
Модуль 8 «Палочки»
Модуль 9 «Кольца и полукольца»
Модуль 10 «Фишки»
Модуль 11 «Цветные тела»
Модуль 12 «Мозаика. Шнуровка»
Модуль 13 «Башенки»
Модуль 14 «Арки и цифры»
«Чего не стало?»
Логопед раскладывает на столе геометрические фигуры (до 5шт).
Дети вместе с педагогом рассматривают их, называя каждую фигуру. Затем
педагог предлагает детям закрыть глаза и убирает одну из фигур. Дети
открывают глаза и называют фигуру, которой не стало.
Для детей старшего дошкольного возраста игра усложняется за счет
добавления других геометрических фигур (ромб, полукруг, равносторонние и
равнобедренные треугольники, и т.д.) и увеличения их количества (от 5 и более).
«Угадай фигуру»
Логопед кладет в мешочек несколько геометрических фигур (круг,
треугольник, квадрат). По очереди каждый ребёнок опускает руку в мешочек,
берет одну фигуру, ощупывает (не глядя) и описывает ее. Остальные дети
угадываю, какая это фигура.
Для детей старшего дошкольного возраста игра усложняется за счет
добавления других геометрических фигур (прямоугольник, ромб, полукруг,
равносторонние и равнобедренные треугольники, и т.д.
Игры с палочками
Детям предлагалось выполнить из палочек:- дорожку;- лесенку;
- квадрат;- треугольник;- прямоугольник;- флажок;- забор».
Заключение
Ознакомившись с теоретическими и практическими разработками в области сенсорного воспитания детей дошкольного возраста и проведя собственную работу, я пришла к выводу, что Фребелевская система сенсорного развития очень ценна для практики работы детского сада. Следует отметить, как ценную черту даров Фребеля последовательность ознакомления ребенка с простейшими геометрическими формами и саму мысль о строительном материале для игр детей. Дошкольный возраст - благоприятный период для сенсорного развития детей. Ребенок-дошкольник любит все яркое, новое, любит складывать кубики, сжимать в ладошке шарики. В формировании сенсорных способностей велика роль взрослого, ведь именно он вводит ребенка в мир предметов, знакомит с их свойствами и качествами. Т. о., сенсорное развитие будет идти успешнее, если в воспитательно-образовательный процесс ввести идеи Фребеля.
Данные «дары» можно использовать для работы с детьми в раннем дошкольном возрасте, весь он изготовлен из натуральных материалов (шары связаны из шерстяных ниток; кубики сделаны из дерева). Благодаря данному дидактическому материалу ребенок знакомится с цветом, формой, величиной предметов; игрушки приятны на ощупь, тем самым развивают тактильные ощущения ребенка. Используя данные «дары» в играх, мы можем развивать сенсорные способности детей, пространственные представления, мелкую моторику и творчество.