СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие силовых способностей посредством борьбы самбо

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие силовых способностей посредством борьбы самбо»

Министерство образования и молодежной политики Владимирской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ «МУРОМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


ЦМК Физической культуры и БЖД




КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Развитие силовых способностей у детей старшего школьного возраста посредством борьбы самбо»




Выполнила:
Пантелеева Дарья Кирилловна,
студентка 3 курса
Специальность:

49.02.01 Физическая культура


Научный руководитель:
Мартынова Алена Дмитриевна,
преподаватель дисциплин профессионального цикла




2024 г

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ………………………………..…………….………...........................3

ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы развития силовых способностей у детей старшего школьного возраста посредством борьбы самбо…………...5

    1. История развития «самбо»……………………………...............……5

    2. Анатомо-физиологические особенности детей старшего школьного возраста………………………………………………….11

    3. Понятие силовых способностей …………………………...............13

    4. Развитие силовых способностей посредством борьбы самбо……16

ВЫВОДЫ………………………………………………………….……………21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………....………….………………23

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………....24

























ВВЕДЕНИЕ


Самбо — наука побеждать!

Самбо — уникальное отечественное единоборство, популярное во всем мире.

Самбо — это интернациональный вид спорта, достойный стать олимпийским.

Самбо — единственный в мире вид спорта, где русский язык признан официальным языком международного общения. Традиции и философия самбо

Самбо — не только вид спортивного единоборства, это система воспитания, способствующая развитию морально-волевых качеств человека, патриотизма и гражданственности.

Самбо — это наука обороны, а не нападения. Самбо не только учит самозащите, но и дает богатый жизненный опыт, формирующий твердый мужской характер, стойкость и выносливость, которые необходимы в работе и общественной деятельности. Достижение спортивных успехов в самбо зависит от достаточно большого числа требований, предъявляемых к борцу в ходе соревновательной и тренировочной деятельности, в том числе и от развития такого главного качества как сила. В силовой подготовке юных самбистов, в основном используются средства и методы, развивающие взрывную и скоростную силу.

Тем не менее, применение максимальных и продолжительных силовых нагрузок, их ограниченность и кратковременность должны соответствовать возрастным особенностям организма спортсмена. Больше всего это относится к юношам.

Специалисты считают, что практические вопросы, решающие проблемы развития силы у самбистов, очень важны, что делает тему данной работы актуальной для теории и методики борьбы самбо. В спорте необходимы все физические качества, и для достижения высоких результатов в каждом отдельном виде следует развивать несколько физических качеств. Все это относится в полной мере к борьбе самбо.

Однако на настоящий момент применение борьбы самбо является одним из мало использованных методов для развития силовых способностей. Недостаточно разработанными остаются вопросы методики развития силовых способностей старших школьников. Данной проблемой занимались П. Ю. Ваньков и Л. В. Лагутенко. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью применения специальных упражнений борьбы самбо и уровнем сформированности силовых способностей у детей старшего школьного возраста.

Исходя из выделенного противоречия, можно сформулировать следующую проблему: каковы наиболее эффективные специальные упражнений борьбы самбо с целью развития силовых способностей у детей старшего школьного возраста.

Ответ на этот вопрос и составил цель нашего исследования.

Объект исследования: процесс развития силовых способностей у детей старшего школьного возраста.

Предмет исследования: эффективные специальные упражнения борьбы самбо с целью развития силовых способностей.

Задачи:

  1. Изучить теоретические основы, проблемы развития силовых способностей у детей старшего школьного возраста.

  2. Рассмотреть анатомо-физиологические особенности детей старшего школьного возраста.

  3. Подобрать средства и методы для развития силовых способностей у старшего школьного возраста.

Методы исследования: теоретические – анализ печатных источников, анализ понятийного аппарата.





ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы развития силовых способностей у детей старшего школьного возраста посредством борьбы самбо

1.1 История развития «самбо»


Основатели самбо.

Самбо любопытно и замечательно хотя бы по той причине, что это - советское боевое искусство. Оно расшифровывается как «самооборона без оружия», а его появление относится к началу XX века, когда жили два отца-основателя этого стиля.

Первый из них - Виктор Афанасиевич Спиридонов, создатель системы «самоз», прикладной борьбы и рукопашного боя, применявшихся советской милицией и войсками НКВД. Самоз изначально задумывался как закрытый, ведомственный стиль и был создан на основе модного в те времена в Европе японского джиу-джитсу, а также вольной борьбы, классической борьбы, бокса и савата. [2]

Второй отец-основатель самбо, Василий Сергеевич Ощепков, родился на каторге от осужденной вдовы еще до революции.

Однако через некоторое время судьба улыбнулась будущему титану борьбы, и в 1907 году его отправили в русскую семинарию в Японии. Туда набирали мальчиков-сирот, чтобы сделать из них знатоков японской истории и культуры, а заодно и разведчиков. Незадолго до этого закончилась русско-японская война, и сведения об этом опасном соседе были крайне важны.

Кроме целого комплекса дисциплин в семинарии преподавались и основы дзюдо, переживавшего свой расцвет в Японии. Василий Ощепков с удовольствием тренировался и, став лучшим учеником, получил шанс оказаться приглашенным на занятия в знаменитую школу дзюдо «Кодокан» к самому Дзигоро Кано, основателю этой борьбы. [4]

К чести японского учителя, он оценил стойкость и дисциплинированность Василия Ощепкова и не стал обращать внимание на национальные различия. Именно он рассказал ему о секрете, зная который можно было попасть в Кодокан. Дело в том, что перед претендентами на зачисление выступал сам Дзигоро Кано, который разводил многочасовые речи о морали, вежливости, правилах приличия и прочих, совершенно неинтересных для молодых парней вещах.

Естественно, большинство претендентов уже через несколько минут теряли интерес к словам Кано и начинали отвлекаться, зевать или потягиваться. Именно за этим строго следили стоящие за их спиной тренера Кодокан. И лишь внимательного и почтительного юношу, который все время, не шелохнувшись, с уважением слушал пожилого сенсея, принимали в школу. Так туда попал и Василий Ощепков. [3]

Надо сказать, что тренировки тогда были намного суровей нынешних, и из всех, кто попал в школу вместе с Василием Сергеевичем, остался только один он. Да и японцы, после войны с враждебностью относившиеся ко всему русскому, часто превращали обычные спарринги в настоящие бои, и Василию Ощепкову пришлось очень непросто. Но, тем не менее, он первым из русских получил черный пояс по дзюдо, и третьим из европейцев второй дан.

После революции и гражданской войны Василий Ощепков работал сначала во Владивостоке, устраивая показательные выступления и соревнования по дзюдо. После своего переезда в Москву он сумел заинтересовать высшее руководство страны борьбой, а в 1929 году начал преподавать ее в Государственном центральном институте физической культуры. [2]

Сохранилась забавная история о том, как он привлек внимание первых людей страны. Ученик Василия Ощепкова Н.М. Галковский рассказывает, что однажды секретарь командарма Тухачевского зашел в его кабинет и увидел, что командарм направил револьвер на крепкого, лысого гражданина, однако тот ловким приемом обезоружив шефа, бросил того на пол. Секретарь уже думал броситься на помощь начальнику, и только окрик Тухачевского остановил его. Оказывается, это сам военачальник, неплохо владевший навыками борьбы, попросил Василия Ощепкова продемонстрировать на нем приемы дзюдо.

Именно с работой Василия Ощепкова в Инфизкульте связана еще одна веха в появлении самбо. Дело в том, что учиться туда приезжали крепкие ребята со всех концов многонациональной советской страны, многие из которых неплохо владели своими национальными видами борьбы. [4]

Ощепков любил познавать новое и часто боролся с учениками, расспрашивая их о потенциально полезных приемах. Их он впоследствии добавлял в свою систему. Так, в будущем самбо появились элементы грузинской чидаобы, татарского и башкирского куреш, молдавской трынты, армянского коха, а также еще нескольких систем борьбы народов Советского Союза. Позже его ученики уже специально ездили по СССР, привозя мастеру фотографии приемов национальных видов борьбы. Конечно, Ощепков дополнял свою систему не только приемами борцов национальных республик. Также он активно впитывал умения классической и вольной борьбы. [3]

Самбо.

Нужно сказать, что в те времена на улицах расплодилось множество хулиганов, и Ощепкову не раз приходилось успокаивать распоясавшихся люмпенов. Его жена в своих воспоминаниях рассказывала о том, как Василий Сергеевич однажды вырубил негодяя, который шел по улице и всем, попадавшим ему на встречу, бил в лицо.

Позже Ощепков с учениками организовал «чистопрудную практику». Дело в том, что в те времена на Чистопрудном бульваре в Москве вечером постоянно терлись хулиганы, пристававшие к прохожим и избивавшие тех, кто пытался их урезонить. Именно туда чуть ли не каждый вечер отправлялся Ощепков с учениками, чтобы устроить местным бузотерам показательную порку, избивая и разгоняя злостных нарушителей спокойствия. Будущим самбистам приходилось драться против преступников, вооруженных ножами, кастетами и палками, набирая, таким образом, бесценный опыт.

После трагической гибели В.С. Ощепкова в тюрьме в 1937 году, инициативу подхватил его ученик Анатолий Аркадьевич Харлампиев, превратив борьбу вольного стиля дзюу-до (это не ошибка, именно так тогда это и произносилось) Ощепкова в то самбо, которое мы теперь знаем. Хотя официально советская борьба вольного стиля стала называться так только в 1947 году. [2]

Датой рождения самбо принято считать 16 ноября 1938 года. В этот день Спорткомитет СССР включил самбо в число развиваемых в стране видов спорта. В 2003 году Государственный комитет РФ по физической культуре и спорту признал самбо национальным и приоритетным видом спорта. В 2018 году самбо получило временное признание комитета. Полноценное признание МОК позволит самбо войти в программу Олимпийских игр и открывает новые возможности для спортсменов.

Самбо сейчас распространено в более чем ста странах мира на всех континентах. Кроме того, данный спорт представлен во всех дисциплинах, например, существует спортивное, пляжное, боевое, мужское и женское самбо. Им занимаются и взрослые, и дети, и подростки, и ветераны. Поэтому МОК увидел, что самбо распространено не только в России, но также востребовано и во всем мире.

Легендарные спортсмены.

Сборная команда России по самбо поддерживает престиж Отечества на международной спортивной арене, уверенно одерживая победы в общекомандном зачете. Российские спортсмены регулярно становятся призерами чемпионатов и первенств Европы и мира и во многих весовых категориях являются сильнейшими на спортивной международной арене. [3]

Прославили свой вид единоборств Заслуженные мастера спорта - одиннадцатикратные чемпионы мира Мурат Хасанов и Ирина Родина, семикратный чемпион мира Раис Рахматуллин, шестикратные чемпионы мира Сергей Лоповок, Светлана Галянт, четырехкратный чемпион мира по боевому самбо, многократный чемпион мира по боям смешанного стиля Федор Емельяненко, победители Первых Всемирных игр боевых искусств Марианна Алиева, Екатерина Оноприенко и Баир Омоктуев (боевое самбо).

Олимпийские перспективы.

Одним из наибольших достижений прошедших десятилетий стало формирование сплоченного сообщества самбо. Как в России, так и в мире тысячи людей, прошедшие и живущие борьбой самбо, объединены его ценностями, принципами и идеалами. Доступность, зрелищность, а также высокая эффективность самбо, как вида, единоборства позволила завоевать ему широкое международное признание. Сегодня самбо занимаются люди во всем мире, на разных континентах - в Европе, Азии, Америке, Африке, Австралии. В состав Международной любительской федерации самбо (FIAS). входят более 60 национальных федераций разных стран. [4]

В настоящее время самбо обладает прочным фундаментом для активного развития.

Самбо включено в официальную программу Всемирных игр боевых искусств «СпортАккорд» и Всемирной летней Универсиады 2013 года, наравне с олимпийскими видами спорта.

Численность любителей и профессиональных спортсменов растет с каждым годом. Главная задача в мировом масштабе – войти в олимпийскую семью. Сообщество самбо ведет трудную и кропотливую работу по признанию самбо олимпийским видом спорта. [3]

20 июля 2021 года в Токио состоялось заседание 138-й сессии Международного олимпийского комитета (МОК).

По итогам заседания полное признание получили шесть спортивных организаций, среди которых и Международная федерация самбо (FIAS).

Ранее МОК признавал самбо временно. Это произошло в ноябре 2018 года. В первый раз этот вид спорта стал претендентом на «вступление в олимпийскую семью» еще в 2009 году.

Современное самбо.

Сейчас самбо - динамично развивающаяся система «борьбы в куртках», где разрешены броски в стойке, а также болевые на ноги и на руки в партере. Удушающие здесь, к слову, запрещены. Это было сделано еще на заре возникновения и популяризации самбо, так как в массы решили нести более мягкую и менее травматичную версию борьбы. [2]

Однако для "любителей пожестче" в конце 90-х появилось боевое самбо - смесь ударных техник и борьбы, где разрешены добивания, удары руками и ногами, удары головой, удушения и прочие прелести нынешнего смешанного боевого искусства - ММА, в котором могут выступать как самбисты, так и представители других единоборств. Боевое самбо, которому обучаются в секциях (в отличии от боевого самбо, которому учат в специальных службах) исключены запрещенные удары и опасная техника во избежание травмы для спортсмена.























1.2 Анатомо-физиологические особенности детей старшего школьного возраста

Дети старшего школьного возраста (16-18 лет) иначе именуются отроками, или подростками. Этот период жизни ребенка характеризуется резким изменением работы эндокринных желез. Для девочек это время быстрого полового созревания, для мальчиков – начала этого процесса. Данный период характеризуется завершением формирования личности ребенка.

Заканчиваются физические изменения в организме, следствием чего является большая психическая и эмоциональная нагрузка. На этом фоне типичны подростковые недомогания: головокружения и головные боли, вызванные пониженным тонусом сосудов головного мозга – вегетососудистой дистонией. Также типичными для данного возраста являются заболевания желудочно-кишечного тракта: гастриты, дуодениты, язвенная болезнь. [17]

К числу анатомо-физиологических особенностей детей старшего школьного возраста относятся следующие.

1. Строение грудной клетки, таза и костной системы в целом схоже с их строением у взрослых. Заканчивается окостенение скелета, поэтому неправильно сросшиеся переломы, искривления позвоночника, костей рук и ног после рахита и другие недостатки исправить очень трудно или вообще невозможно.

2. Сердечно-сосудистая система по своим характеристикам также приближается к строению у взрослых людей. Частота пульса – примерно 60–80 ударов в минуту, артериальное давление – 120/70 мм рт. ст.

3. Продолжаются изменения в эндокринной системе. В связи с этим происходят следующие физиологические изменения:

– у девочек: в 12–13 лет происходит увеличение грудных желез, проявляется пигментация сосков, начинаются менструации; в 13–14 лет начинается рост волосяного покрова в области подмышек, менструации отличаются нерегулярностью; в 14–15 лет происходит изменение формы ягодиц и таза, которые приобретают форму, характерную для взрослых женщин; в 15–16 лет появляется угревая сыпь, обусловленная неправильной работой эндокринной системы в период полового созревания, менструации регулярны; в 16–18 лет заканчивается рост скелета;

– у мальчиков: в 11–12 лет увеличивается предстательная железа, ускоряется рост гортани, после чего происходит ломка голоса; в 12–13 лет начинается рост половых органов, появляется волосяной покров на половых органах; в 13–14 лет темп роста и развития половых органов увеличивается, в околососковой области появляется уплотнение, начинает ломаться голос; в 14–15 лет завершается изменение голоса, появляются волосы на лице, наблюдается первая эякуляция; в 15–16 лет начинается созревание половых клеток – сперматозоидов; в 16–17 лет продолжается и даже усиливается рост волос по всему телу, происходит окончание созревания сперматозоидов; в 17–21 год рост скелета останавливается.

4. Для развития нервной системы характерно формирование и улучшение нервно-психической деятельности, ребенок отвлекается от наглядно-образного мышления и отдает предпочтение абстрактному мышлению. [20]















1.3 Понятие силовых способностей


Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий (напряжений).

Под силовыми способностями понимают комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которого лежит понятие «сила». [22]

Различают следующие виды силовых способностей и их соединение с другими двигательными способностями:

  1. собственно силовые;

  2. скоростно-силовые;

  3. силовая выносливость.

Собственно-силовые способности проявляются при:

  1. мышечных напряжениях изометрического типа (без изменения длины мышц) – статическая сила (активная статическая сила, пассивная статическая сила);

  2. относительно медленных сокращениях мышц, которые преодолевают околопредельные, предельные, а иногда и сверхпредельные отягощения (при поднимании и переноске предметов, вес которых близок к посильным возможностям занимающегося, при приседаниях со штангой достаточно большого веса и т.п.) – медленная сила.

Скоростно-силовые способности проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и стремительность движений (прыжки в длину и высоту с места и разбега, метание снарядов и т.п.). [23]

При этом чем значительнее внешнее отягощение преодолеваемое человеком (например, при толкании ядра или выполнения рывка гири достаточно большого веса), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании малого мяча) возрастает значимость скоростного компонента.

К числу скоростно-силовых способностей относится такое их проявление как взрывная сила – способность по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при старте в спринтерском беге, в прыжках, метаниях и т.д.).

Как разновидность скоростно-силовых усилий выделяют еще амортизационную силу – способность как можно быстрее закончить движение при его осуществлении с максимальной скоростью (например, остановку после ускорении). [22]

Силовая выносливость, как вид силовых способностей, проявляется в возможности человека противостоять утомлению при осуществлении относительно продолжительных двигательных действий, требующих значительных мышечных напряжений. В зависимости от режима работы мышц говорят о статической и динамической силовой выносливости. Примером первой может быть длительное удержание гантелей на вытянутых руках и сохранение равновесия в положении «ласточка». В качестве примера второй может служить отжимание в упоре лежа, приседание со штангой, вес которой равен 20-50% от максимальных силовых возможностей ученика и др. [23]

Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов Ю.В. Верхошанский дополнительно выделяют следующие виды соединения силовых способностей с другими двигательными способностями:

Быстрая сила (разновидность скоростно-силовых способностей), характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, не достигающей предельной величины.

Стартовая сила (компонент взрывной силы) – это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения (Ю.В. Верхошанский)

Ускоряющая сила (компонент взрывной силы) – способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения (Ю.В. Верхошанский).

Силовая ловкость (к циклической работе и к ациклической работе) – способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц (Ж.К. Холодов). Проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации (регби, борьба, хоккей).

В теории и практике физического воспитания и спортивной тренировки распространены еще два показателя, характеризующих силу индивида: абсолютный и относительный. 

Под абсолютной силой понимают максимальный вес внешнего отягощения, который может преодолеть человек независимо от массы своего тела, а под относительной – тот же вес, но в расчете на 1 кг массы собственного тела. Например, двое 16-летних юношей А (массы тела 70 кг) и Б (массы тела 45 кг) присели со штангой весом соответственно в 70 и 50 кг. Из этого примера ясно, что абсолютные показатели силы мышц сгибателей бедра выше у юноши А на 20 кг, а относительные – у юноши Б – 1,11).

Относительная сила - это сила, проявляемая человеком в пересчете на 1 кг собственного веса. Она выражается отношением максимальной силы к массе тела человека.






1.4 Развитие силовых способностей посредством борьбы самбо


Сила зависит от следующих факторов:

1) физиологического поперечника мышц;

2) эластичности мышц;

3) скорости биохимических процессов, происходящих в мышцах;

4) особенностей протекания нервных процессов;

5) волевого усилия (степени сосредоточения).

В борьбе самбо в основном находят проявление:

1) взрывная сила;

2) максимальная сила;

3) силовая выносливость.

Взрывная сила – это способность борца преодолевать сопротивление противника с высокой скоростью мышечного сокращения (максимальной быстротой). Она позволяет борцу опережать противника в атаке, проводить комбинации, приемы и контрприемы в стойке и при борьбе лежа.

Максимальная сила – способность борца проявить свои наивысшие силовые возможности при максимальном произвольном мышечном сокращении. Она необходима, например, в отрыве противника от ковра, переворотах накатом, выведениях из равновесия, при проведении удержаний и болевых приемов. [13]

Силовая выносливость – способность борца на протяжении всего времени схватки поддерживать оптимальный уровень силы при проведении технических действий и защиты. Она дает возможность борцу длительное время вести силовую борьбу.

Количество повторений зависит от величины отягощения: чем больше масса, тем меньше повторений. Выполняют до тех пор, пока не снизится скорость или не нарушится структура упражнения. [14]

Для развития максимальной силы следует выполнять упражнения с интенсивностью 85-100 %, количество повторений 1-5 раз, отдых между упражнениями 2-5 мин. При интенсивности 70-85 % количество повторений увеличивается до 5-10. Если отягощение составляет 30 % от максимума, то выполнять упражнения лучше с предельной быстротой. Сила развивается эффективнее при работе в уступающем режиме с отягощением 120-140 % от максимума. Начинать лучше с большего отягощения, затем с каждой серией уменьшать его. При поднятии отягощений необходимо соблюдать технику исполнения упражнений.

В процессе развития силовых способностей можно использовать специальные упражнения борьбы самбо, как при проведении комплексных занятий, построенных на упражнениях с барьерами разной направленности, так и в отдельно взятой основной части занятия. [16]

Данные упражнения подходят, как для развития силовых способностей, так и для специальной физической подготовки, так как можно приблизить эффект этих упражнений к специфическим требованиям избранного вида спорта. Поэтому упражнения борьбы самбо можно использовать и в основной части как средство развития силовых способностей у старших школьников. К таким упражнениям относятся:

1. Упражнение «Учикоми, бедро»

И.п. стоя в стойке самбиста, руки в захвате, правая нога впереди левая сзади, чуть согнуты в коленях.

1) Делаем подшагивание с разворотом корпуса, спиной к партнёру

2) Возвращаемся в и.п., захваты не отпускаем

2. Упражнение «Учикоми, задняя подножка»

И.п. стоя в стойке самбиста, руки в захвате, правая нога впереди левая сзади, чуть согнуты в коленях.

1) Делаем шаг левой ногой в левую сторону к партнёру, руки поднимаем на 90 градусов от уровня груди

2) Выносим правую ногу за правую ногу партнёра

3) Делаем мах вверх правой ногой

4) Возвращаемся в и.п

3. Упражнение «Касание плеч»

И.п. стойка самбиста, правая нога впереди, левая сзади, руки перед грудью, согнуты в логтях.

1) По команде, кто быстрее, касаемся правой и левой рукой плеча партнёра.

4. Упражнения «Касание коленок»

И.п. стойка самбиста, правая нога впереди, левая сзади, руки перед грудью, согнуты в логтях.

1) По команде, кто быстрее, касаемся правой и левой рукой колень партнёра.

5. Упражнение « Касание носков»

И.п. стойка самбиста, правая нога впереди, левая сзади, руки перед грудью, согнуты в логтях.

1) По команде, кто быстрее, касаемся правой и левой ногой носков партнёра.

6. Упражнение «Срыв захвата»

И.п. стойка самбиста, правая нога впереди, левая сзади, руки перед грудью, согнуты в логтях.

1) По команде берём верхний захват партнёра, он должен двумя руками сорвать захват.

2) Срываем захват и опускаем сорванную руку вниз, не отпуская её.

3) Тоже самое другой рукой. [16]

А так же, исходя из выявленного противоречия, что на настоящий момент применение борьбы самбо является одним из мало использованных методов развития силовых способностей у детей старшего школьного возраста, предлагаем комплекс упражнений с использованием различных амортизаторов. К таким упражнениям относятся:

1. « Рывки руками»

И.п широкая стойка, одна нога впереди, другая сзади, в руках концы ленточного амортизатора

1) Делаем рывок руками вниз к ногам

2) Возвращаемся в и.п. Повторяем упражнение в течении 30 сек.

2. « Рывки руками с подсечкой»

И.п широкая стойка, одна нога впереди, другая сзади, в руках концы ленточного амортизатора

1) Делаем рывок руками вниз к ногам.

2) Возвращаемся в и.п.

3) Делаем приставной шаг вправо.

4) Делаем мах по полу, правой ногой, ногу не отрываем от пола.

5) Тоже самое в левую сторону.

3. «Рывки руками в стороны»

И.п широкая стойка, одна нога впереди, другая сзади, в руках концы ленточного амортизатора

1) Делаем рывок рукой в правую сторону, подтягивая один конец ленточного амортизатора к груди

2) Тоже самое левой рукой

4. «Учикоми с разворотом»

И.п широкая стойка, одна нога впереди, другая сзади, в руках концы ленточного амортизатора.

1) Делаем разворот корпуса, спиной к перекладине, ноги ставим вместе

2) Выполняем полу-присед, колени вместе

3) Из полу-приседа встаём в и.п. и вытягиваем руки вверх перед собой

5. « Рывки руками сидя»

И.п. сед углом, ноги в широкой стойке опущены на гимнастический коврик, в руках концы ленточного амортизатора, перед собой.

1) Ложимся на спину, выполняем рывок руками за головой

2) Возвращаемся в и.п.

3) Наклоняемся вперёд к ногам и опускаем концы ленточного амортизатора перед собой.

6. « Круговые вращения с перемещением в стороны»

И.п. широкая стойка, в руках концы ленточного амортизатора.

1) Делаем приставной шаг в правую сторону в прыжке и одновременно выполняем круговое вращение двумя рука, вправо.

2) Тоже в левую сторону.

И комплекс упражнений для развитие силовых способностей без предметов:

1. « Сгибание и разгибание рук на перекладине».

2. « Поднятие туловища, лёжа на спине».

3. « Приседания с выпрыгиванием».

4. « Скалолаз».

5. « Поднятие ног и рук, лёжа на спине в лодочке».

6. «Выпады в стороны».





















ВЫВОДЫ


Самбо любопытно и замечательно хотя бы по той причине, что это - советское боевое искусство. Оно расшифровывается как «самооборона без оружия», а его появление относится к началу XX века, когда жили два отца-основателя этого стиля:

Первый отец - Виктор Афанасиевич Спиридонов;

Второй отец-основатель самбо, Василий Сергеевич Ощепков.

Дети старшего школьного возраста (от 16 до 18 лет) иначе именуются отроками, или подростками. Этот период жизни ребенка характеризуется резким изменением работы эндокринных желез. Для девочек это время быстрого полового созревания, для мальчиков – начала этого процесса. Данный период характеризуется завершением формирования личности ребенка.

Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий (напряжений).

Под силовыми способностями понимают комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которого лежит понятие «сила».

Различают следующие виды силовых способностей и их соединение с другими двигательными способностями:

  1. собственно силовые;

  2. скоростно-силовые;

  3. силовая выносливость.

Для развития максимальной силы следует выполнять упражнения с интенсивностью 85-100 %, количество повторений 1-5 раз, отдых между упражнениями 2-5 мин. При интенсивности 70-85 % количество повторений увеличивается до 5-10. Если отягощение составляет 30 % от максимума, то выполнять упражнения лучше с предельной быстротой. Сила развивается эффективнее при работе в уступающем режиме с отягощением 120-140 % от максимума. Начинать лучше с большего отягощения, затем с каждой серией уменьшать его. При поднятии отягощений необходимо соблюдать технику исполнения упражнений.







































ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Цель данной работы: поиск наиболее эффективных специальных упражнений борьбы самбо с целью развития силовых способностей у детей старшего школьного возраста.

Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий (напряжений).

В процессе развития силовых способностей можно использовать специальные упражнения борьбы самбо, как при проведении комплексных занятий, так и в отдельно взятой основной части занятия.

Из теоретического анализа становится ясно, что для развития силовых способностей необходимо использовать специально подготовленные упражнения.

Необходимо методически правильно строить структуру и последовательность развития силовых способностей, учитывать возрастные особенности, их физическую подготовленность, тогда можно получить результат развития силовых способностей, которые со временем не утратятся, и будут достигать совершенства в дальнейшем.













СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.Авилов, В. Сибирский кулак. Новые возможности боевого самбо / В. Авилов. - М.: ФАИР, 2019. - 352 c.

2. Авилов, В.И. Совершенствование техники борьбы самбо и рукопашного боя / В.И. Авилов. - М.: Профит Стайл, 2019. - 826 c.

3. Авилов, Владимир Иванович Новые возможности в технике борьбы самбо. Специальные подготовительные упражнения / Авилов Владимир Иванович. - М.: Профит Стайл, 2020. - 815 c.

4. Авилов, Владимир Иванович Совершенствование техники борьбы самбо и рукопашного боя. Учебно-методическое пособие / Авилов Владимир Иванович. - М.: Профит Стайл, 2019. - 240 c.

5. Арефьев В.Г. Основы теории и методики физического воспитания: учебник. - Камянец - Подольский: П. П. Буйницкий О.А., 2021, С-73 - 81.

6. Бальсевич В.К. "Здоровье - в движении!", Москва, "Советский спорт", 2019, 3-4 с.

7. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2020. – № 1. – 23 – 25 с.

8. Галковский, Н. М. Спортивная борьба (классическая, вольная, самбо) / Н.М. Галковский, А.3. Катулин. - М.: Книга по Требованию, 2020. - 262 c.
15. Гарник, В.С. Самбо: методика учебно-тренировочных и самостоятельных занятий / В.С. Гарник. - Москва: Машиностроение, 2019. - 192 c.

9. Евсеев Ю. И. Физическая культура: учебное пособие для вузов. -- Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 382 с.

10. Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету Физическая культура: Учеб. пособие для пед. вузов. – М.: Академия, 2021. – 269 с.

11. Лях В.И. Журнал "Физическая культура в школе" № 6, 2019 г. 36 с.

12. Лях В.И. Мой друг – физкультура. – М.: Просвещение, 2021. – 192 с.

13. Лях В.И., Зданевич.А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-ХI классов. – М.: Просвещение, 2019. – 296 с.

14. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет /Л. П. Матвеев. - Санкт-Петербург: Лань, 2019. - 160с.

15. Новиков А.А. Основы спортивного мастерства: монография / А. А. Новиков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Советский спорт, 2019. - 255 с.

16. Туманян Г.С. Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки. Кн.3: Методика подготовки: учеб. пособие: В 4 кн. / Г.С. Туманян. 7 изд. - М.: Советский спорт, 2020. - 620с.

17. Холодов Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта : учеб. для студентов вузов / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 10-е изд., испр. - М.: Академия, 2019. - 480 с.

18.https://www.sports.ru/tribuna/blogs/puncher/2637240.html?ysclid=lt5wvyi5mk873199277

19. https://rsbi.ru/sports/30?ysclid=lt5wwkrvrr711014295

20.https://multiurok.ru/files/kompleks-uprazhnenii-na-razvitie-sily.html?ysclid=lt5wxd47kk86427958

21.https://www.flex-sport.ru/blog/fitnes/10-luchshikh-silovykh-uprazhneniy-kotorye-pomogut-pochuvstvovat-sebya-silnym-i-uverennym-v-sebe/?ysclid=lt5wy0giev362566546

22. https://studfile.net/preview/5798202/page:2/

23.https://multiurok.ru/files/tablitsa-vozrastnaia-periodizatsiia-24.html?ysclid=lt5wz6jjzk905315795


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!