СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие системы самоуправления в детском коллективе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью работы является формирование самоуправляющейся личности, воспитывать у каждого члена ученического коллектива демократическую культуру, гражданственность, стимулировать к социальному творчеству, умению действовать в интересах совершенствования своей личности, общества, Отечества

Просмотр содержимого документа
«"Развитие системы самоуправления в детском коллективе"»

«Согласовано» «Рассмотрено»

Зам. директора по ВР На заседании МО

Брик Е.С. ___________ Протокол № ______

«____»______________2018 г. от « ____ » сентября 2018 г.






План работы по самообразованию воспитателя

"Развитие системы самоуправления в детском коллективе"

на 2018 – 2021 гг.







Автор:воспитатель Орлова Н. А.








с. Новый Порт

2018 г.

Если человек загадывает на год – он сеет хлеб. 
Если человек загадывает на десятилетия – он сажает деревья. 
А если человек загадывает на века – он воспитывает детей
 

Старинная японская мудрость 

Актуальность темы.

В настоящее время в России идёт процесс формирования новой системы образования, который связан с процессом демократизации школы.Модернизация школы выводит на первый план идею личностно-развивающего воспитания: выявление и развитие потенциальных возможностей каждого ребёнка, создание условий для самореализации личности.В современных условиях  стал востребован человек, способный принимать активное участие в преобразовании окружающей деятельности, не боящийся  брать на себя ответственность, то есть обладающий позицией лидера.

В детских объединениях лидеры выполняют разные роли: лидеры-организаторы (деловые), лидеры-генераторы эмоционального настроя (эмоциональные), лидеры-инициаторы, лидеры-умельцы, лидеры-эрудиты и т.д.

Процесс подготовки лидеров представляет собой сложное развивающееся явление, в котором активно взаимодействуют объективные и субъективные факторы формирования личности. Ведь от того, кто выступает в роли организатора, зависит успешность решения организаторских задач.Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их процессом управления собой, своей жизнью в коллективе.


Цель:

  • способствовать формированию самоуправляющейся личности, воспитывать у каждого члена ученического коллектива демократическую культуру, гражданственность, стимулировать к социальному творчеству, умению действовать в интересах совершенствования своей личности, общества, Отечества.


Задачи:

  • изучить педагогическую и психологическую литературу по данной теме;

  • определить основные мотивы, лежащие в основе общения ребенка со сверстниками как фактор влияния на формирование сплоченности коллектива;

  • развитие творчества, инициативы у учащихся, формирование их активной жизненной позиции;

  • развитие отношений заботы друг о друге, о школе, о младших товарищах, взаимоуважение детей и взрослых;

  • создать систему самоуправления, способную воспитывать и социализировать каждого ребенка;

  • побуждать стремление к саморазвитию личности;

  • научить детей быть объективными и самостоятельными;

  • вовлекать учащихся в активную школьную жизнь через организацию различных видов деятельности;

  • развивать творческую индивидуальность учащихся;

  • учить защищать права  учащихся.


Форма самообразования: индивидуальная.


Предполагаемый результат:

  • сплочённый ученический коллектив с сформированным чувством товарищества и взаимопомощи;

  • учащиеся, овладевшие навыками организаторской работы;

  • школьники с развитыми навыками публичных выступлений;

  • коллектив, умеющий планировать свою деятельность, рационально использующий рабочее время и место, оценивающий свой труд;

  • учащиеся, осознающие свои права и обязанности;

  • школьники, осознающие свою гражданскую позицию.

  • сохранение психологического здоровья в группе.

2018 год:

1 этап:«информационно-аналитический»

Цель: изучение литературы и определение мероприятии по сплочению классногоколлекти-

ва.


2019 – 2020 год:

2 этап: «практический»

Цель: реализация мероприятий по сплочению классно-родительского коллектива.


2021 год:

3 этап: «обобщающий»

Цель: определение эффективности проведённых мероприятий.


По отношению к личности выделяются основные функции:

  • обеспечение гармонии во взаимоотношениях в коллективе;

  • развитие умения сочетать индивидуальные и коллективные виды деятельности;

  • объединение усилий классного руководителя, учащихся, родителей для результативной деятельности;

  • развитие чувства ответственности у учащихся;

  • повышение активной социальной позиции учащихся;

  • демократизация воспитательного процесса;

  • развитие организаторских и лидерских качеств у учащихся;

  • развитие, сплочение и координация ученического коллектива;

  • формирование культуры деловых отношений;

  • формирование готовности участвовать в различных проектах.


Типичные ошибки организации самоуправления:

  • восприятие ученического самоуправления как игры, например, в «День дублера»;

  • абсолютизация принципа "Сначала делается то, что хотят дети";

  • подмена ученического самоуправления системой коллективных творческих дел (КТД);

  • отсутствие подготовки активистов и органов ученического самоуправления;

  • слабая методическая подготовка педагогов;

  • формализация внедрения ученического самоуправления;

  • смещение акцента работы ученического самоуправления только на досуговую деятельность;

  • использование формальных выборов органов ученического самоуправления.


Для создания органов самоуправления необходимо:

  • Найти сферы полезной для школы и значимой для учеников школьной деятельности.

  • Сделать их эмоционально-насыщенными и интересными.

  • Представить педагогическую поддержку и помощь.






Воспитательная работа на каждом этапе идёт по трём уровням (коллективный, групповой, индивидуальный), каждый из которых имеет свои задачи:


1 этап

2 этап

3 этап

Коллективный уровень

  • помочь учащимся адаптироваться к новым условиям обучения в классе, построить доброжелательные, доверительные отношения с учителями-предметниками;

  • через организацию КТД, через деятельность классного актива и секторов ученического самоуправления создать в классе атмосферу дружбы, взаимопомощи, общей заботы;

  • помочь создать «Портфолио класса», в течение учебного года пополнять его содержание;

  • показать значение коллектива для формирования гражданина и обновления России.

  • продолжать развивать в коллективе дружеские отношения, отношения заботы, взаимопомощи и взаимоподдержки;

  • через организацию КТД, через деятельность самоуправления показать значение норм, правил, традиций в жизни коллектива класса;

  • сформировать представление учащихся об основах самовоспитания и саморазвития;

  • пополнение «Портфолио класса»;

  • показать роль школьного коллектива в формировании гражданских качеств личности.

  • развивать коммуникативные способности коллектива, культуру общения, отношения дружбы, заботы и взаимопомощи;

  • работать над совершенствованием коллективной организаторской деятельности;

  • показать, как рождается закон, разъяснить необходимость подчиняться закону.

Групповой уровень

  • организовать деятельность актива и секторов ученического самоуправления, помочь им в определении целей и плана действий;

  • помочь ученическому самоуправлению в освоении КОД (коллективная организаторская деятельность) и КТД, в распределении творческих поручений (ЧТП), дать ребятам алгоритм выполнения поручений;Учить умению работать в группе, команде, коллективно решать поставленные задачи, вести спор;

  • ввести традицию сборов секторов ученического самоуправления;

  • пополнять «Портфолио класса».

  • организовать деятельность ученического самоуправления;

  • учить ребят вести обсуждение вопросов о роли норм и правил в жизни человека и общества;

  • развивать умение ученического самоуправления организовывать свою деятельность по участию в КТД и КОД, отрабатывать алгоритм выполнения поручений;

  • развивать умение работать в команде, коллективно решать поставленные задачи;способствовать усвоению правил дискуссии, обсуждения, спора;

  • продолжить традиции сборов секторов ученического самоуправления.

  • организовать деятельность ученического самоуправления, учить ребят культуре общения в процессе коллективной творческой деятельности;

  • развивать умение ученического самоуправления планировать свою деятельность, анализировать итоги деятельности, отрабатывать алгоритм выполнения поручений; продолжать развивать умение работать в команде, умение вести дискуссию, умение высказывать своё мнение, умение коллективно решать творческие задачи;

Индивидуальный уровень

  • учить умению рационально организовывать учебный труд;

  • через участие каждого в КТД, КОД, ЧТП учить школьников умению командовать и подчиняться, умению правильно вести себя в игре; в индивидуальных беседах с ребятами помогать им правильно организовывать выполнение поручения, правильно строить свои отношения с товарищами, с учителями, избегать конфликтов;

  • обратить внимание на ребят, имеющих проблемы в воспитании и обучении; помочь школьнику создать свое «Портфолио», научить работать с ним.

  • активизировать участие каждого в КТД, в выполнении поручений;

  • разъяснить важность для каждого человека приучать себя к порядку, организованности, жить по правилам;

  • развивать у каждого культуру общения;

  • помочь каждому в заполнении своего «Портфолио».

  • продолжить работу в помощи по пополнению своего «Портфолио»;

  • через индивидуальные беседы убеждать ребят в необходимости коллективной творческой деятельности и участия в ней каждого;

  • развивать умение каждого свободно и раскованно держать себя в коллективе сверстников.



Программа развития

ученического самоуправления

на 2018-2021 г.

 

Введение

Изменения в системе образования в последнее десятилетие непосредственно связаны с процессом демократизации. Многие проблемы, которые приходится решать в этот период, требуют пристального внимания педагогической общественности и органов управления образованием.

Еще четверть века тому назад каждый педагог знал, что формирование активной позиции ученика возможно через вовлечение его в деятельность пионерской или комсомольской организации, имеющих четкую структуру, свои законы и традиции. Время неузнаваемо изменило общество, которое в свою очередь, предъявляет новые требования к учреждениям образования.

В связи с демократизацией общества возродилась идея детского самоуправления. Детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей. Развитие самостоятельности подразумевает поэтапную передачу детям прав и обязанностей по мере развития детского коллектива и формирования готовности лидеров-организаторов из числа детей к организации своих товарищей.

Самоуправление тесно связано с таким явлением, как лидерство в детской среде. Ведь от того, кто оказывает влияние на группу детей, кто выступает в роли организации, зависит успешность решения организаторских задач.

Активизировать деятельность всех сразу невозможно. Грань между «пассивом» и «активом» будет стираться постепенно. Процесс воспитания активности, подготовки лидеров управляем и должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. В детских организациях проблеме воспитания «лидерства» всегда уделялось большое внимание. Ведь от того, насколько активны «вожаки», зависит успешность реализации всех планов объединений детей.

 

Концептуальные основы программы

Ученическое самоуправление (УС) – это специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности учащихся.

Цель программы: 

  • создание благоприятных педагогических, организационных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность; стимулирование учащихся к социальной активности и творчеству, воспитание гражданина с высокой демократической культурой.

Задача программы:

  • направить деятельность учащихся таким образом, чтобы их действия были социально одобрены и социально признаны;

  • обучение детей эффективным способам взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

  • развитие потребности в дальнейшем саморазвитии и реализации личностного потенциала;

  • воспитание необходимых для  личности   качеств: инициатива, самодеятельность, творчество.

 

Через самоуправление решаются задачи:

  • формирование знаний, умений и опыта организационной иуправленческой деятельности;

  • развитие, сплочение и координация ученического коллектива;

  • формирование культуры деловых отношений, навыков ведения деловой документации;

  • умение решать проблемы, развитие самостоятельности учащихся по решению школьных вопросов;

  • самораскрытие и самореализация личности;

  • принцип равноправия в совместной деятельности;

  • умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать рабочее время и место, вести учет результатов труда;

  • повышение требовательности к себе и товарищам;

  • воспитание нетерпимого отношения к нарушителям трудовой дисциплины;

  • разноуровневый подход в организации самоуправления с учетом лично­стных потребностей школьников, определяющих их цели и профессио­нальную ориентацию;

  • формирование готовности участвовать в различных социальных проектах.

  • сохранение школьных традиций.

 

Реализация цели – создание организационно-педагогических условий для функционирования органов ученического самоуправления предполагает:

  • Формирование демократической культуры отношений педагогов и учащихся. Каждый учащийся, должен четко осознавать комплекс своих прав, знать перечень своих обязанностей, иметь гарантии их выполнения. Отношения строятся на взаимном уважении, и на этой основе укрепляется сфера дружеских отношений;

  • Предоставление учащимся согласно Закону РФ «Об образовании» права на участие наравне с родителями и педагогами в принятии решений осуществлении деятельности, определяющей динамику позитивного развития школы, улучшение состояния учебно-воспитательного процесса;

  • Повышение уровня психолого-педагогических знаний и умений педагогов через МО, совещания, семинары, консультации, самообразование;

  • Изменение позиции учащегося и учителя в учебно-воспитательном пространстве от пассивной к активной;

  • Создание в воспитательной практике ситуаций успеха, благоприятных для свободного проявления личности учащегося и преодоления его пассивности;

  • Создание и развитие методической базы по вопросам воспитания и развития личности подростка.

 

Предполагаемые результаты

  • наличие сформированного ученического коллектива, управляющего делами классов и школы;

  • повышение активности и заинтересованности учащихся в деятельности ученического самоуправления;

  • самостоятельное выполнение поручений;

  • самостоятельная разработка бесед, мероприятий;

  • активное участие в общешкольных и районных  мероприятиях;

  • овладение детьми элементов самоанализа и самооценки.

 

Базовые подходы

Гуманистический подход.

  Гуманистическое воспитание направлено на создание в школе обстановки социальной защищенности ребенка и отношений содружества в школьном коллективе. В практической деятельности педагогов гуманистический подход отражается в следующих правилах:

  • опора на активную позицию учащихся, их самостоятельность и инициативу;

  • в общении с учащимися должно доминировать уважительное отношение;

  • педагог должен защищать интересы учащихся и помогать им в решении актуальных проблем;

  • защита учащихся должна быть приоритетной задачей педагогической деятельности;

  • в школе педагоги должны формировать гуманистические отношения, которые не позволяют унижать достоинства учащихся.

Деятельный подход. 

Учащиеся в школе не готовятся к будущей жизни – они уже живут реальной, сегодняшней жизнью. И им нужна интересная, отвечающая их потребностям и особенностям деятельность: игровая, трудовая, благотворительная, творческая, досуговая. Наивысшего результата можно добиться не в индивидуальном, а в общественном характере деятельности. Результатом участия учащихся в общественной деятельности являются формирование и развитие у них таких качеств, как ответственность, самостоятельность, социальная активность, коммуникативность, умение адаптироваться, организованность.

 

Этапы реализации программы

1 этап(2018г.)«диагностический» – изучение общественного мнения о возможной модели ученического самоуправления и пути её разработки; диагностирование внутришкольного пространства отношений.

2 этап (2019 - 2020г.)«практический»  –  разработка (совершенствование) модели самоуправления с учётом предложений членов школьного коллектива; утверждение, оценка разработанной модели и формирование на её основе органов ученического самоуправления; подготовка актива к реализации и совершенствованию модели ученического самоуправления  в группе.

3 этап (2021 г.)«обобщающий» – обработка и интерпретация данных; соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами; разработка рекомендаций «Проблемы и перспективы деятельности ученического самоуправления в современной школе»


Этапы развития детской активности

1-й этап развития активности:

  • деятельность личности по добросовестному выполнению поруче­ния формирует добросовестность к порученному делу.

  2-й этап развития активности:

  • выполнение общественных поручений, при которых он сам нахо­дит и использует некоторые способы его осуществления, формирует на­вык самоконтроля и требовательности к себе.

  Высший этап развития активности:

  • ученик сам выбирает дело и определяет пути его выполнения; ха­рактеризуется творческое отношение личности к конкретному делу.

 

Методы для реализации программы

  • Беседы.

  • Дискуссия, обсуждение.

  • Работа в парах.

  • Ролевые игры.

  • Работа в малых группах.

  • Практические задания.

  • Мозговой штурм.


Модель ученического самоуправлениявключает в себя 5 блоков:

  • Позиционный блок

  • Организационный блок

  • Нормативно-правовой блок

  • Содержательный блок

  • Управленческий блок

 

Позиционный блок

Самоуправление базируется на следующих принципиальных позициях:

  • Равноправие – все имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения.

  • Выборность – полномочия приобретаются в результате выборов.

  • Откровенность и гласность – работа органов самоуправления открыта для всех воспитанников.

  • Законность – неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов.

  • Целесообразность – деятельность органов самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей воспитанников.

  • Гуманность – действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах (ребенок-личность).

  • Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность детей.

  • Ответственность – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и ее результатах перед своими избирателями.

  • Актуальность – деятельность  ориентирована  на решение значимых проблем воспитания;

  • Индивидуальность –  учитываются психологические особенности детей;

  • Последовательности – от простого к сложному;

  • Вариативность –  разделы содержания могут изменяться, добавляться в связи с требованиями времени и модернизацией образования;

  • Добровольность – воспитанник по собственному желанию, а не по принуждению участвует в делах группы и интерната, входит в советы.

 

Организационный блок

  Самоуправление  группы, как любого другого первичного коллектива, складывается из распределения конкретных обязанностей между определенными воспитанниками, выбора ответственных за наиболее важные секторы работы. Общее собрание выбирает президента группы. Он руководит делами группы, информирует, представляет его интересы в других органах самоуправления, контролирует организационные моменты и творческий процесс, следит за дисциплиной и посещаемостью.

На общем собрании выбирается также актив группы, распределяются общественные поручения среди воспитанников.

Перечень основных общественных поручений:

  • Командир (президент) группы, заместитель командира.

  • Физорг группы, заместитель физорга.

  • Ответственный за культмассовые мероприятия.

  • Ответственный за посещаемость.

  • Ответственный за дисциплину и учебу.

  • Ответственный за дежурство.

  • Ответственный за редколлегию.

Актив группы непосредственно работает под руководством воспитателя.

 

Ответственный за учебу и дисциплину

Цели:

  • Обеспечивает соблюдение и выполнение каждым учащимся правил внутреннего распорядка, заложенных в уставе школы.

  • Способствует сознательному отношению школьников к  учебной деятельности.

  • Решает вопросы, связанные с повышением качества знаний учащихся (через систему факультативов, консультаций, олимпиад, предметных недель).

 

Ответственный за культмассовые мероприятия

Цели:

  • Создание условий для самореализации творческого потенциала каждой личности через систему КТД.

  • Расширение форм досуга.

  • Развитие художественно-эстетического вкуса и расширение кругозора воспитанников.

Занимается организацией общеинтернатовских праздников и вечеров, распределяет между ребятами поручения по подготовке мероприятий; организует оформление праздников, конкурсов, вечеров и т. Д.; принимает заявки и пожелания воспитанников о культпоходах и экскурсиях.

 

Ответственный за редколлегию

  Цели:

  • Овладение навыками журналистского мастерства.

  • Создание условий для самореализации творческих возможностей учащихся.

Организует:

  • Выпуск газет.

  • Смотры-конкурсы плакатов, рисунков.

  • Информационные линейки.

  • Размещение статей учащихся в газетах.

  • Участие школьников в оформлении проводимых мероприятий.

 

Физорг

Цели, функции и дела:

  • Способствует физическому развитию и самосовершенствованию воспитанников.

  • Проводит утреннюю зарядку.

  • Создание условий для формирования здорового образа  жизни.

  • Организует и проводит спортивные мероприятия, спартакиады здоровья, спортивные праздники, походы, спортивные игры.

  • Вовлекает ребят в спортивные секции и кружки.

 

Содержательный блок

         Классное ученическое собрание

  • Обсуждает все вопросы жизнедеятельности своей группы и принимает соответствующие решения.

  • Именно на собраниях больше и лучше, чем где бы то ни было, обеспечивается каждому школьнику право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива.

  • Они являются наиболее гибкой и доступной формой привлечения всех к самоуправлению.

  • Главное и основное в работе собраний – это обсуждение ипринятие важных решений о деятельности коллектива,рассмотрение и утверждение плана его работы, заслушивание отчетов о выполнении решений отдельными воспитанниками.

 

Нормативно-правовой блок

  Самоуправление основывается на следующих нормативных документах:

  • Конституция РФ.

  • Федеральный закон «Об образовании» (№12 – ФЗ от 13 января 1996г.)

  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (№124-ФЗ о 24 июля 1998г.)

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации №196 от 19 марта 2001г.)

  • Конвенция о правах ребёнка.

  • Устав  МБОУ «Новопортовская школа – интернат имени Л. В. Лапцуя».

  • Положение об ученическом самоуправлении.

 

В качестве законных общественных прав детским коллективам, лидерам этих коллективов, необходимо:

  • дать возможность самим планировать свою работу;

  • проводить свои дела, особенно традиционные;

  • давать возможность регулярно обсуждать свои дела, анализировать проделанную работу;

  • все соревнования, конкурсы, организованные лидерами, оценивать самими учащимися, дать возможность детям самим выносить решение;

  • надо сделать нормой заботу старших о младших.

 

Управленческий блок

         Чтобы ученическое самоуправление развивалось, необходимо этим процессом управлять. Функцию управления выполняет педагог-воспитатель.

Управление включает в себя контроль, анализ, планирование, организацию деятельности детского самоуправления, при необходимости – регулирование и коррекцию.Цель контроля – получение информации о протекании всех процессов во время организаторской деятельности, основной метод контроля – наблюдение, а также анкетирование, беседа,  изучение работ учащихся. Регулирование и коррекции – внесение изменений в функционирование системы, если оно отклоняется от нормы. Происходит это через самих учащихся, при помощи педагогов-консультантов. Анализ осуществляется на всех уровнях самоуправления. На первом уровне – в классных коллективах анализируется деятельность каждого члена коллектива.

На втором уровне – проводится вертикальный уровень анализа, то есть анализ по каждому направлению деятельности в отдельности. Анализ дополняется самоанализом и наоборот.

При планировании и организации деятельности  педагог-воспитатель занимает позицию методиста-консультанта, оказывающего всестороннюю поддержку  и мотивирующего  участников самоуправления на успех.

 

Заключение

 

Самоуправление в школе – необходимый компонент современного воспитания. Его цель в современных условиях – адаптация выпускников к не­прерывно изменяющимся жизненным условиям. Самоуправление   способствует  личностному   росту   школьников, развитию их ответственности и самостоятельности. Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности школьников, определяющие их цели и профессиональную ориентацию. Самоуправление способствует раскрытию школьников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но страны. Самоуправление формирует готовность участвовать в различных проектах.

 

 

Самоуправления в школе может помочь:

  • приобрести навыки общения в режиме реального времени;

  • выработать личную ответственность, требовательность к себе;

  • неформально сформировать и сплотить ученические коллективы;

  • скоординировать действия ученических коллективов;

  • научить культуре деловых отношений;

  • научить ведению официальной документации;

  • сформировать ответственность за собственное развитие (патриотическое, духовное, нравственное, интеллектуальное, физическое);

  • обеспечить защиту от негативных явлений (наркомании, алкоголизма, безнадзорности);

  • воспитать нетерпимое отношение к нарушителям дисциплины;

  • оказать помощь в выборе профессии;

  • позволит выявить свои возможности и реализовать их;

  • способствовать выявлению лидеров;

  • научить самостоятельно решать возникшие проблемы, планировать свою деятельность;

  • повысить уровень воспитанности.



Школьный учительобладает такой властью,

которой можетпозавидовать даже премьер-министр.


У. Черчилль.












Перспективный план работы

на 2018 – 2019 учебный год.


Iчетверть




Тематический период

Тематика периода

«Вот я какой». «Выборы».

Цель периода

Познать личность каждого ребёнка, его способностей и склонностей.

Основная работа с учащимися

Сбор-планирование, обсуждение анкет, плана проведения периода, создание актива и секторов класса (ученического самоуправления). Адаптационные игры. Создание «Портфолио».

II четверть




Тематический период

Тематика периода

«Моя семья»

Цель периода

Вся семья вместе – и душа на месте.

Основная работа с учащимися

Оформление классного уголка. КТД. Сборы:

  • что сделано?

  • что надо сделать?

  • какие трудности?

Ролевые игры. Оформительская работа к празднику.

III четверть




Тематический период

Тема периода

«Я – гражданин России»

Цель периода

Формирование гражданина.

Основная работа с учащимися

Воспитательные занятия: «Символика в истории России», «Мы – будущие воины».

Сбор-огонёк, обсуждение:

- что получилось?

- что не получилось?

- какими мы были и что учесть на будущее? КТД. Весенние экскурсии.

Работа с учителями

Беседы с учителями-предметниками об успеваемости и поведении учащихся.

IV четверть




Тематический период

Тема периода

«ТЫ + Я = МЫ»

Цель периода

«Дружбой дорожить умейте»

Основная работа с учащимися

Воспитательные занятия:

«Рождается дружба в коллективной деятельности», «Как мы дружим». Сбор по подготовке КТД «Наши ветераны». Отчётные сборы. Заполнение «Портфолио» ученика и класса.

Оформление призов, сюрпризов, наград. Заполнение «Портфолио».


Перспективный план работы

на 2019 – 2020 учебный год.


Iчетверть




Тематический период

Тема периода

Приучи себя к порядку.

Цель периода

Показать значение норм, правил, традиций в жизни каждого человека.

Основная работа с учащимися

Лекторий «Право быть ребёнком». Воспитательное занятие «Твой режим дня. КТД. Определение направлений деятельности периода.

II четверть




Тематический период

Тема периода

Моя семья.

Цель периода

Формирование гуманистического поведения подростка.

Основная работа с учащимися

Сбор-планирование, обсуждение плана проведения периода. Воспитательное занятие «Что такое родословное дерево». Оформление классного уголка, оформление и проведение праздника. КТД. Сбор-огонёк, обсуждение:

  • что получилось?

  • что не получилось?

  • какими мы были и что учесть на будущее? Оформление «Портфолио».

Работа с учителями

Беседы с учителями по успеваемости учащихся.

III четверть


Тематический период

Тема периода

Твоя малая родина.

Цель периода

Раскрыть красоту и богатство родного края, подчеркнуть необходимость каждого заботиться о сохранении родной природы.

Работа с учащимися

Участие в праздниках, посвящённых 23 февраля, 8Марта.

Сбор: осмысление прошедшего опыта, задумки на будущий период.

IV четверть




Тематический период

Тема периода

«Правила простые и важные».

Цель периода

Показать значение правил, норм, законов.

Работа с учащимися

Праздник-игра «Мы живём по правилам». Воспитательное занятие «По каким законам живёт наш класс?» Сбор-огонёк, обсуждение:

  • что получилось?

  • что не получилось?

  • какими мы были и что учесть на будущее? Заполнение «Портфолио».

Подведение итогов года. Заполнение «Портфолио».



Перспективный план работы

на 2020 – 2021 учебный год.


Iчетверть




Тематический период

Тема периода

Человек и природа.

Цель периода

Раскрыть неразрывную связь жизни человека и природы.

Работа с учащимися

Стартовая беседа о периоде, определение деятельности по секторам, составление инициативных карточек.

Воспитательные занятия: «человек и природа», «Любимый уголок природы». Сборы-летучки: что сделано, что ещё надо сделать? Участие в спортивных соревнованиях. КТД. Подведение итогов периода. Оформление «Портфолио класса».

II четверть




Тематический период

Тема периода

Человек и его жилище.

Цель периода

Раскрыть тесную связь культуры жилища и здорового образа жизни.

Работа с учащимися

Стартовая беседа о периоде, определение деятельности по секторам, составление инициативных карточек. Воспитательные занятия: «Что такое уют? Его роль», конкурс дизайнеров «Моя квартира». КТД. Подготовка и проведение новогоднего праздника, оформительская работа. Сбор-огонёк. Подведение итогов периода. Оформление «Портфолио».

III четверть




Тематический период

Тема периода

Величие и слава России

Цель периода

Показать величие подвига в бою и труде во славу России.

Работа с учащимися

Стартовая беседа о периоде, определение деятельности по секторам, составление инициативных карточек. Воспитательные занятие: «Защитник Отечества. Каким он должен быть?» Участие в праздниках, посвящённых 23 февраля, 8Марта. Оформительские работы. Путешествие на машине времени: представление своей временной эпохи. Экскурсии по местам боевой славы забайкальцев.

IV четверть




Тематический период

Тема периода

Обычаи и законы

Цель периода

Показать, как рождается закон, разъяснить необходимость подчиняться закону закона.

Работа с учащимися

Стартовая беседа о периоде, определение деятельности по секторам, составление инициативных карточек. Воспитательные занятия: «Как взаимосвязаны обычаи и законы?», «Обычаи моей семьи». Празднование Дня Победы, формительские работы.

Работа с родителями и учителями

Собрание «Роль семьи в воспитании у подростков нетерпимости к хулиганству, тунеядству, стяжательству», помощь в проведении воспитательных занятий. Подведение итогов года. Заполнение «Портфолио».







Список использованной литературы:


  • М.А. Александрова, Е.И. Баранова и др., Методические рекомендации классному руководителю о самоуправлении в классе, Творческий центр, М., 2006

  • Н.И. Дереклеева, М.Ю. Савченко, И.С. Артюхова, Справочник классного руководителя, «ВАКО», М. 2006

  • Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. – М., 1990.

  • Караковский В.А. Воспитай гражданина. – М.: Моск. рабочий, 1987.

  • Караковский В.А. Директор-учитель-ученик. – М.: Знание, 1982.

  • Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. – М.,1992.

  • Караковский В.А. Чтобы воспитание было успешным. – М: Знание, 1979.

  • Караковский В.А. Пути формирования школьного ученического коллектива. – М., 1978.

  • М.И. Рожкова, Классному руководителю, «ВЛАДОС», М., 2001

  • Е.П. Сгибнева, Классные часы в выпускных классах, «ФЕНИКС», Ростов-на-Дону, 2006

  • Стать человеком. – М.: Знание, 1992.

  • Фролов А.А., Макаренко А.С. Основы педагогической системы. – Горький, 1990.

  • Хочу быть лидером, пособие, Нижний Новгород, 2003






































Приложение


Методика определения уровня развития самоуправления

в ученическом коллективе

Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.

Каждый учащийся заполняет бланк.

  1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.

  2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

  3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.

  4. Учувствую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.

  5. Считаю. Что класс способен к дружным самостоятельным действиям.

  6. У нас в классе обязанности чётко и равномерно распределяются между учащимися.

  7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.

  8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.

  9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.

  10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса.

  11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.

  12. Готов ответить за результаты своей работы и своих товарищей.

  13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом школы.

  14. Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разнообразных мероприятий всего коллектива школы.

  15. Мы стремимся помочь представителям класса в органах самоуправления всего коллектива школы в решении задач, стоящих перед ними.

  16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы.

  17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач, стоящих перед всем коллективом, с другими классами и объединениями.

  18. Удовлетворён отношением моих товарищей к другим классам.

  19. Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними.

  20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом.

  21. Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений органов ученического самоуправления всего коллектива.

  22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов.

  23. Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях.

  24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего школьного коллектива.


На доске дано смысловое значение цифровых кодов: «4» -«Да», «3» - «Скорее да, чем нет», «2» - «Трудно сказать» «1» - «Скорее нет, чем да», «0» - «Нет»

Обработка результатов

  • включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1, 2, 3, 4);

  • организованность классного коллектива (предложения 5, 6, 7, 8);

  • ответственность членов первичного коллектива за его дела (предложение 9, 10, 11, 12);

  • включенность класса в дела общешкольного коллектива (13, 14, 15, 16);

  • отношения класса с другими ученическими общностями (предложения 17, 18, 19, 20);

  • ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива (предложения 21, 22, 23, 24).

По каждому подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на 16 (максимальное количество баллов), которое может указать опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива класса, объединения определяется по результатам выведения коэффициентов первых трёх блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0, 5 , то уровень самоуправления в классе низкий, если больше 0, 5 и меньше 0, 8 – средний, если больше 0, 8 – высокий.

Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних блоков. Если каждый из них не превышает 0, 55, то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня, но ниже 0, 85 – уровень развития самоуправления средний, если больше 0, 85 – высокий.



Приложение


Секторы и их функции.


Учебный сектор

Отвечает за:

- создание условий для учебной деятельности школьников;

- сбор информации об учебном процессе;

- проверку домашних заданий и уровня подготовки к урокам;

- проверку сохранности учебников;

- проведение интеллектуальных игр, турниров, конкурсов


Культурный сектор

Отвечает за:

-подготовку и проведение вечеров отдыха, праздников, «Дней именинников» в классе;

- проведение игр и конкурсов;

-сбор информации о достижениях учащихся класса в творческой деятельности

Спортивный сектор

Отвечает за:

- подготовку и проведение спортивных соревнований между экипажами;

- участие класса в общешкольных и городских спортивных соревнованиях;

- Создание атмосферы сотрудничества между средней и начальной школой. Проведение мероприятий для учеников начальных классов сбор информации о спортивных достижениях учащихся класса

Трудовой сектор

Отвечает за:

- дежурство (распределение на посты и контроль за дежурством воспитанников);

- охрану порядка во время проведения классных вечеров;

- ознакомление учащихся с правилами безопасного поведения;

- осуществление контроля за выполнением требований внутреннего распорядка школы

- организацию дежурства;

- уборку мест пользования;

- Озеленение кабинета.

. Проведение мероприятий на экологическую тему.проведение субботников

Информационный сектор, СМИ

Отвечает за:

Выпуск информационных классных листов, школьных стенгазет, плакатов.

-работу классного уголка;

- обмен информацией с органами самоуправления учащихся школы;

- работа со школьным сайтом;- создание портфолио класса (фото- и видеотеки класса)

Временный совет дела

-организует подготовку и проведение КТД группы;

-анализирует эффективность проведения КТД;

- осуществляет связь с классными органами самоуправления






















Приложение





Структура группового самоуправления.




Председатель актива



АКТИВ ГРУППЫ



С екторы




к ультурный


с портивный


т рудовой


и нформационный


У чебный







Временные творческие группы










Приложение


Критерии оценивания.

В оценивании результатов реализации программы большую помощь оказывает контроль.

Что же именно можно и нужно замерять (оценивать)?

Вид контроля

Критерии (что замерять)




Контроль результатов воспитания

Уверенность в себе (эмоциональная устойчивость; оценка своей личности в ситуации неудачи).

Независимость (способность иметь и отстаивать свою точку зрения, если она отлична от мнения большинства).

Самостоятельность (стремление решать свои проблемы, не прибегая к посторонней помощи).

Чувство собственного достоинства (уважение к себе, ощущение своей человеческой ценности, стремление соответствовать своему представлению о себе, о том, каким нужно быть).

Ответственность (склонность видеть причину своих неудач или неудач в себе либо в других и во внешних обстоятельствах).

Сила воли (способность преодолевать трудности).

Направленность интересов (на учебную/трудовую/художественно-эстетическую/спортивную/отношения между людьми деятельность)

Отношение к одноклассникам (эгоизм/альтруизм: видит ли в других средство для удовлетворения своих желаний или готов что-то бескорыстно делать для них).

Уровень дисциплины (знает ли «Правила для учащихся» и как выполняет их; привиты ли уч-ся навыки и привычки культурного поведения; организованность на уроке; вежливость в обращении со взрослыми, товарищами; опрятность).


Контроль результатов обучения

Преобладающая учебная мотивация.

Ребёнок учится, чтобы:

угодить старшим;

избежать наказания;

получить поощрение;

по инерции, из послушания;

из любознательности;

ради самоутверждения;

ради радости самосовершенствования, движения вперёд, саморазвития.

Развитие воображения

Развитие памяти

Развитие речи (устной/письменной)

Умения, навыки по предмету

Успеваемость (как успевает по различным предметам; какие предметы любит; какие даются легко, а по каким встречает затруднения).


Контроль качества человеческих отношений

Тип отношений:

враждебно-отчуждённые;

отчуждённые, безразличные;

конкурентно-эгоистические;

доброжелательно-отчуждённые;

деловое сотрудничество;

дружба, интерес друг к другу, взаимопомощь.


Контроль отношения к школе

Преобладающее отношение:

враждебное;

безразличное;

прагматично-деловое;

интерес;

тёплое;

любовь и уважение.


Контроль результатов работы органов самоуправления

Актив класса (имеет ли авторитет; выполняются ли распоряжения актива; умеют ли организовать для выполнения коллективное дело; умеют ли распределять между собой работу и наиболее рационально её выполнять; отношение активистов к товарищам по группе; есть ли уч-ся, постоянно находящиеся в активе; живут ли активисты жизнью интерната; пользуются ли уважением).

Секторы (умеют ли организовать для выполнения коллективное дело и творчески к нему подходить; умеют ли распределять между собой работу и наиболее рационально её выполнять; есть ли уч-ся, постоянно находящиеся в секторе; живут ли жизнью интерната; пользуются ли уважением).

Приложение


Мониторинг воспитательной деятельности.


Результаты воспитания проявляются не только и не столько в знаниях, сколько в устойчивых чертах поведения, в поступках и действиях воспитанников, в их жизненной позиции. Поэтому при учёте и оценке результатов воспитательной деятельности важно установить наличие у школьников определённых навыков, умений и привычек поведения. А это требует длительного времени и глубокого понимания детей. Мониторинг предполагает выявление уровня воспитанности, организаторских способностей школьников, оценку поведения ученического коллектива в целом и отдельных учащихся. Мониторинг осуществляется воспитателем, заполняется на каждого учащегося. При оценивании используется следующая шкала: высокий уровень – 5 баллов, средний уровень – 4 балла, ниже среднего уровень – 2 балла, низкий уровень – 1/0балл.


Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего уровень

Низкий уровень

Общественная активность

С большим желанием участвует во всех общественных делах, проявляет большую активность.

Принимает участие в общественных делах, но проявляет малую активность.

Не проявляет активности, но поручения выполняет.

Отказывается участвовать в общественных делах, является зрителем.

Ответственность

Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое поручение.

В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.

Часто не выполняет в срок /или выполняет плохо/ порученное ему дело.

Очень редко выполняет порученное ему дело/ никогда не доводит его до конца/.

Трудолюбие

Любую работу выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать её хорошо.

Как правило, охотно берётся за работу, стараясь выполнить её хорошо.

Редко охотно берётся за работу.

Чаще всего старается уклониться от любой работы.

Инициативность

Выступает зачинателем многих дел.

Часто выступает зачинателем нового дела.

Редко сам начинает новое дело.

Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.

Организованность

Правильно распределяет свою работу во времени и выполняет её, согласно плану.

В большинстве случаев Правильно распределяет свою работу и в срок выполняет.

Чаще всего не умеет распределять свою работу по времени.

НЕ умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря.

Уверенность в себе

Все задания, поручения выполняет без помощи других.

Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя смог бы справиться сам.

Часто при выполнении поручений обращается за помощью, даже если сам может справиться.

Постоянно, даже в простых делах, нуждается в одобрении и помощи других.

Самокритичность

Всегда с вниманием выслушает критику, правильно на неё реагируя.

В большинстве случаев правильно реагирует на критику.

Порой прислушивается к справедливым замечаниям, не стараясь исправить недостатки.

Отвергает любую критику. Ничего не делает для их исправления.

Стремление к успеху, первенству

Всегда и во всём стремится быть первым, настойчиво этого добивается.

Стремится в чём-то одном, особенно его интересующем, добиться признания.

Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением середняка.

Никогда не стремится в чём-либо быть первым.

Самоконтроль

Умеет тщательно взвешивать свои слова и поступки.

Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.

Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя.

Постоянно поступает необдуманно.

Коллективизм

Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому оказать помощь.

Склонен проявлять заботу о людях, если это не мешает его личным планам и делам.

Как правило равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает.

Живёт под девизом: «Не лезь не в своё дело».

Приложение


Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным условием благополучного развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного социально-психологического климата (СПК).В психологию понятие "климат" пришло из метеорологии и географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между людьми. Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель. Психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Это устойчивое состояние класса как группы, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений.

В понятии социально-психологического климата выделяются три "климатические зоны":

Первая климатическая зонасоциальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.

Вторая климатическая зона - моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.

Третья климатическая зона - психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат - это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.

Формирование и совершенствование социально-психологического климата - это постоянная практическая задача классных руководителей, педагогов-предметников, школьного психолога и администрации. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов детского коллектива. Формирование хорошего социально-психологического климата требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.

Для того, чтобы изучить социально-психологический климат в группевоспитатель должен знать те характеристики, которые его формируют.

Характеристики благоприятного социально-психологического климата:

  • В группе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения стоятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.

  • В коллективе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.

  • В коллективе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.

  • Члены коллектива активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.

  • Успехи или неудачи отдельных воспитанников вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.

  • В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.


Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата:

  • В коллективепреобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.

  • В коллективе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых", здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.

  • Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.

  • Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, группу невозможно поднять на общее дело.

  • Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.

  • В коллективе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.

  • В трудных случаях коллектив не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.


Для изучения и формирования социально-психологического климата в коллективе используются различные психолого-педагогические приемы, направленные на:

  • определение неформальной структуры класса, выявление лидера и его роли в группе;

  • коррекцию формальной и неформальной структуры группы (например, посредством перевыборов формального лидера);

  • определение уровня сплоченности группы и его психологической атмосферы;

  • применение игр, направленных на сплочение коллектива;

  • определение причин конфликтов в группе и применение социально-психологических способов их конструктивного разрешения;

  • изучение индивидуальных особенностей школьников;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • определение влияния личности педагогов и классного руководителя, их педагогических стилей на взаимодействие со школьниками:

  • социально-психологическая коррекция взаимоотношений в коллективе (проведение социально-психологических тренингов и психологических консультаций).

К условиям, определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:

  • личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность)

  • профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооружённость).

  • ориентация педагогов на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.