Научно-исследовательская работа
«Развитие скоростно-силовых качеств в легкоатлетов при помощи упражнений с отягощениями».
Исполнитель: студентка 4 курса группы ФК – 41 Волкова Дарья.
Научный руководитель: преподаватель Петрова И.А.
Актуальность. Множество людей занимаются легкой атлетикой, которая проникла в самые отдаленные уголки земного шара, став одним из популярных видов спорта в мире. Почти все виды спорта так или иначе используют упражнения из легкой атлетики для подготовки спортсменов.
Легко дозируемые упражнения могут использоваться как для развития физических качеств спортсменов, так и для развития подрастающего поколения, для людей с ослабленным здоровьем, пожилого возраста, в период реабилитации после перенесенных травм и просто для поддержания нормальной жизнедеятельности человеческого организма.
Скоростно-силовая подготовка легкоатлетов включает разнообразные средства и приемы, направленные на развитие способности занимающегося преодолевать значительные внешние сопротивления при максимально быстрых движениях, а также при разгоне и торможении тела и его звеньев.
Целенаправленное и высокоэффективное воспитание скоростно-силовых качеств в различных соотношениях проявления силы и быстроты достигаются только тогда, когда вы знаете конкретные требования и характеристики движений и свои лимитирующие звенья при выполнении избранного вида.
На сегодняшний день накоплен большой арсенал средств, с помощью которых решается задача развития силовых и скоростно-силовых качеств легкоатлетов. Но можно с уверенностью сказать, что пути оптимизации подготовки легкоатлетов далеко еще не исчерпаны.
Объект исследования: процесс развития скоростно-силовых качеств легкоатлетов.
Предмет исследования: комплекс упражнений с отягощениями для развития скоростно-силовых качеств легкоатлетов.
Цель исследования: практически изучить методику использования упражнений с отягощениями для развития скоростно-силовых качеств легкоатлетов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать специализированную литературу.
2. Изучить методику и подобрать тесты для определения уровня развития скоростно-силовых качеств легкоатлетов.
3. Подготовить комплекс упражнений с отягощениями для развития скоростно-силовых качеств легкоатлетов.
4. Сделать заключение.
Работа содержит две главы. Первая глава под названием «Теоретические аспекты процесса развития скоростно-силовых качеств в легкой атлетике», представляет собой - анализ научно-методических источников по выбранной теме.
Анализ научно-методической источников показывает, что на сегодняшний день накоплен большой арсенал средств, с помощью которых решается задача развития силовых и скоростно-силовых качеств легкоатлетов. Но можно с уверенностью сказать, что пути оптимизации подготовки легкоатлетов далеко еще не исчерпаны.
Во всех легкоатлетических видах используются, по существу, одни и те же методы тренировки. Однако условия и особенности работы мышц в каждом легкоатлетическом виде далеко не одинаковы. Они различаются количеством привлекаемых к работе мышечных групп, характером проявления двигательного усилия, возможностями для экономизации энергозатрат во время работы.
Для реализации рассмотренных преимуществ выполнение специальных подготовительных упражнений требует к себе с самых первых повторений особого внимания и контроля со стороны тренера и спортсмена как по форме – амплитуде, рисунку, так и по содержанию – усилиям и ритму осмысленного исполнения. Чем больше сходства между специальным и соревновательным упражнением, тем легче перенести и полнее использовать новые приобретенные качества и навыки, тем быстрее будут улучшаться достижения и спортивные результаты в соревнованиях. Очень важно иметь четкое представление о модели (совершенной, эффективной) соревновательного упражнения, а также помнить в ощущениях, ритме лучшие исполнения в тренировке и соревнованиях бега, прыжка или метания.
Вторая глава работы под названием – «Практическое изучение процесса развития скоростно-силовых качеств легкоатлетов упражнениями с отягощениями» - представляет собой описание выполнения практической деятельности.
На первом этапе исследовательской деятельности необходимо изучить методику определения уровня развития скоростно-силовых качеств в спортивной тренировке, описывающую последовательность выполнения этапов работы по оценке показателей уровня развития скоростно-силовых качеств, выделить тесты для оценки показателей уровня развития скоростно-силовых качеств, которые доступны для легкоатлетов.
На втором этапе исследовательской деятельности после анализа научно-методической источников была подготовлена следующая батарея тестов, которая даст возможность констатировать уровень развития скоростно-силовых способностей бегунов-легкоатлетов.
Челночный бег (3х10)
Прыжок в длину с места
Бег 60 метров
Прыжки через скакалку за 30 с.
Спрыгивание и прыжок вверх
На третьем этапе исследовательской деятельности анализ научно-методической источников и изучение опыта тренеров по легкой атлетике показали наиболее эффективные упражнения для развития скоростно-силовых качеств, которые показывают динамику роста показателей в процессе специальной физической подготовки легкоатлетов.
Круг наиболее эффективных для скоростно-силовой подготовки легкоатлетов средств достаточно широк, были подобраны следующие:
Упражнения преимущественно для развития скоростно-силовых качеств
Для всех упражнений используются две-три серии повторений. Во время отдыха занимающиеся выполняют ходьбу, упражнения дыхательные и на расслабление.
Упражнения | Число повторений в одной серии | Интервал отдыха между сериями, с |
1. Отталкивание обеими руками от опоры высотой 30-40 см | 16-18 | 20-30 |
2. Выпрыгивание из полуприседа с гантелями в руках (вес 3-6 кг) | 16-18 | 20-30 |
3. Прыжки в длину с ноги на ногу | 16-18 | 20-30 |
4. Прыжки вверх с подтягиванием коленей к груди | 16-18 | 20-30 |
5. Прыжки на одной ноге, подтягивая толчковую ногу | 16-18 | 20-30 |
6. Отталкивание одной рукой от опоры высотой 1,0-1,2 м | 15-16 | 30-40 |
7. Выпрыгивание из и.п. стоя толчковой ногой на опоре высотой 30-40 см | 15-16 | 30-40 |
8. Поточные прыжки в длину с места | 15-20 | 30-40 |
9. Выпрыгивание из приседа | 15-20 | 30-40 |
10. Прыжки через барьеры, высотой 30-40 см | 15-20 | 30-40 |
Заключение
Анализ научно-методической литературы и выполнение практической части научно-исследовательской работы показал, что под специальной физической подготовкой понимают тренировочный процесс, направленный на развитие специальных физических качеств и техническую подготовку спортсмена.
Скоростно-силовые качества – это комплекс функциональных свойств организма, отражающих скоростные и силовые возможности атлета. Чем быстрее нарастает сила, тем больший эффект может быть достигнут в скоростно-силовых упражнениях: спринтерском беге, прыжках и метаниях.
Поэтому скоростно-силовая подготовка включает разнообразные средства и приемы, направленные на развитие способности занимающегося преодолевать значительные внешние сопротивления при максимально быстрых движениях, а также при разгоне и торможении тела и его звеньев.
Целенаправленное и высокоэффективное воспитание скоростно-силовых качеств в различных соотношениях проявления силы и быстроты достигаются только тогда, когда известны конкретные требования и характеристики движений и свои лимитирующие звенья при выполнении избранного вида. Необходимо постоянно ориентироваться на них при выборе соответствующих комплексов специальных подготовительных упражнений. В этом случае, возможно, индивидуально подобрать средства, которые отвечают специфике проявляемых качеств в основном – соревновательном упражнении.