Презентация на тему : «Развитие, социализация и воспитание личности»
План 1. Развитие личности как педагогическая проблема 2. Сущность социализации и ее стадии 3. Воспитание и формирование личности 4. Факторы социализации и формирования личности 5. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности
Слово личность («personality») в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски (ср. русское «личина»), которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме
Понятие личности в различных науках
Развитие личности как педагогическая проблема
В педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития имели место три основных направления: биологическое, социологическое и биосоциальное
- Представители биологического направления , считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов
- Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается.
- Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные.
Но современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального.
Что оказывает влияние на развитие личности?
Развитие личности
Социальные факторы :
среда обитания, географические, политические
Биологические факторы:
генетика, наследственность, задатки, способности
Педагогические факторы:
образование , воспитание,
обучение, самовоспитание
Сущность социализации и ее стадии
Социализация -это процесс взаимодействие человека с обществом .
Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т.Парсонс, Р.Мертон).
В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация».
Адаптация -это приспособление живого организма к условиям среды.
Социализация
Процесс усвоения индивидом, необходимых для функционирования в обществе
Образцов поведения
Социальных норм
Ценностей
Социализация это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы:
Дотрудовая , включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более и менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.
Трудовая , охватывающая период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека.
Послетрудовая , наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности .
Воспитание и формирование личности
Воспитание – это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание).
Воспитанию присущи две основные функции:
- упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность.
- создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности.
А.В.Мудрик условно выделил три группы задач, решаемых на каждом этапе социализации:
- естественно-культурные
- социально-культурные и
- социально-психологические .
Воспитание, как ведущий фактор развития личности Понятие «воспитание» – одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и узком смысле: Воспитание в широком смысле – это общественное явление, воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле – это специально организованная, целенаправленная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой. Среди ученых и мыслителей существует 2 точки зрения по вопросу воспитания: 1. – воспитание ускоряет развитие личности, 2. – воспитание замедляет развитие личности. Сторонники 1 позиции считают, что спонтанно проходящие процессы развития личности не достаточны и необходимо с помощью интенсивных педагогических влияний их ускорять. Сторонники 2 позиции выступают за оберегание детства ребенка, а не за искусственное ускорение его развития, т. е. они стоят на том, что необходимо дать возможность созреть задатка ребенка, определяющих его индивидуальность.
Факторы социализации и формирования личности
В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы: А. В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы:
- Макрофакторы (космос, страна, общество), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;
- Мезофакторы (мезо «средний, промежуточный») условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку; по месту и типу поселения; по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации.
- Микрофакторы к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей семью, группу сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, учебные, профессиональные, общественные и др.
Социализация = Воспитание
Социализация процесс стихийный – хотим мы или нет, явления действительности в политической, социальной, культурной сфере, не оставляют нас равнодушными, мы не можем «отгородится от них
Главная характеристика процесса воспитания – это целенаправленный процесс
Социализация процесс не прерывный
Воспитание – дискертный (прерывный)процесс, потому что осуществляется в семье, дошкольном учреждении , общеобразовательной школе творческом коллективе и т.д.
Социализация осуществляется всю жизнь, начиная с рождения, даже с пренатального состояния и не прекращаясь в течении всей жизни
Воспитание осуществляется здесь и сейчас с конкретными субъектами воспитания
Самовоспитание в структуре процесса формирования личности
Самовоспитание – это систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности.
Формы и методы самовоспитания:
- самокритика
- самовнушение
- самообязательство
- самопереключение
- эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека