Развитие социально - эмоционального интеллекта
у детей дошкольного возраста
Воспитатель МБДОУ №26 «Дюймовочка»
Калаева Е.В. 1кв. категория
Музыкальный руководитель:
Иванова И.М. 1кв. категория
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка.
/ Л. Выготский /
В последние годы увеличивается число детей с эмоциональной неустойчивостью (враждебность, агрессивность, тревожность и т.д.), что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка не только с окружающим миром, но и с окружающими людьми. Это обусловлено ускорением темпов социальной жизни, что требует от человека большей адаптации к социуму, умения оптимизировать деятельность в новой ситуации.
Федеральный государственный образовательный стандарт впервые определяет один из самых важных векторов в развитии ребенка дошкольного возраста как «Социально-коммуникативное развитие». Данное направление упоминает о развитии личности, мотивации и способностей детей в разных видах деятельности.
Почему это важно? Развитие социального интеллекта у детей — это важный и необходимый этап в развитии личности ребенка, так как он определяет эффективность его социально-психологической адаптации к изменяющимся условиям жизни.
Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться?
Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека.
Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.
В концепции социального интеллекта исследователи выделяют 3 компонента:
Когнитивный, включающий в себя знания о людях, социальную интуицию, социальное прогнозирование.
Эмоциональный, включающий в себя эмоциональную чувствительность, эмпатию.
Поведенческий, включающий в себя способность точно оценить ситуацию и участвующих в ней людей, адекватно выстроить стратегию поведения.
Остановимся подробнее на эмоциональном интеллекте.
Во ФГОС ДО одним из приоритетных направлений образовательной области социально-коммуникативного развития, является развитие эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект для старшего дошкольного возраста, это готовность ребёнка ориентироваться на другого человека и учитывать его эмоциональное состояние в своей деятельности.
Важную роль в становлении социального интеллекта играет представление ребёнка о себе. Картина мира для ребёнка в значительной степени будет зависеть от того, какие эмоциональные знаки он приписывает себе и другим:
я
плохой или хороший
слабый умеющий за себя постоять
неуспешный делающий успехи
Окружающие взрослые
любящие не замечающие
доброжелательные или ругающие
доверяющие заставляющие
Именно на основе этих сигналов окружающего мира формируется самооценка.
В числе важных предпосылок развития умения адаптироваться в обществе выступает дошкольная группа, где происходит развитие общения, формируются взаимоотношения в разных видах деятельности. Чем выше уровень развития всего коллектива, тем благоприятнее среда для развития индивидуальных способностей каждого ребенка. Благоприятная социальная среда в группе детского сада стимулирует развитие коммуникативной способности каждого ребенка. Именно коммуникативно - способные дети становятся инициаторами взаимодействия в совместных играх и других видах деятельности. Они являются лидерами в группе, нередко организовывают игры, выбирая ведущие роли, развивая сюжет и замысел игры. Они не боятся проявлять способности и инициативу.
Неоспорим тот факт, что игра, как ведущая форма деятельности в дошкольном возрасте оказывает качественно и решающее воздействие на формирование личности ребенка, на развитие общения в частности. Именно совместная игра – главное содержание общения.
В сюжетно – ролевой игре, происходит развитие коммуникативных умений, формируется социальное сознание ребенка. Дети развивают не только речевые умения, но и учатся играть вместе с другими детьми. Когда создается новая жизненная ситуация, тогда дети стремятся полнее реализовать потребность в общении. В сюжетно – ролевых играх дети совершенно свободны и вносят даже в подражательное действие нечто оригинальное и неповторимое.
Театрализованные игры создают благоприятные условия для развития чувства партнерства, осваиваются способы позитивного взаимодействия.
Преимущество игр-драматизаций состоит в том, что персонажами игр становятся сами дети. В ходе игры дети не только получают удовольствие от познания окружающего мира, но и при этом учатся управлять собой. Участие детей в игре является добровольным. Каждое упражнение включает фантазию (мысли и образы), чувства (эмоции и переживания) и движения ребенка для того, чтобы он учился произвольно воздействовать на каждый элемент этой триады. Все предметы и события игрового сюжета должны быть воображаемыми.
Играя в дидактические игры, у детей вырабатывается понимание общности некоторых проблем, а совместное решение в процессе игры помогает лучше овладевать навыками общения, при этом дети учатся выполнять четкие правила игры, что дисциплинирует, дает возможность общаться в коллективе, слушать товарища.
В коллективных играх дети помогают друг другу, умеют достойно проигрывать, у детей формируется самооценка, развиваются организаторские и творческие способности.
Музыка – прекрасное средство, помогающее делать первые шаги в развитии эмоционального интеллекта. Музыка – это наилучший успокоитель, снимающий нервное напряжение и возбудитель хорошего настроения. Музыкотерапию можно использовать не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, во время утреннего приема, во время дыхательной гимнастики, во время дневного сна и в вечернее время. Кроме занятий музыкотерапией, музыка сопровождает детей и взрослых в течение дня в группе.
Для снятия негативных изменений в социально-личностной сфере ребенка, таких как конфликтность, агрессивность, замкнутость, боязливость, неадекватная самооценка, проблемы во взаимодействии со сверстниками, эффективно использование игр – приветствий.
Игры – приветствия помогают сосредоточить внимание детей, настроить на совместную групповую деятельность. Приветствие представляет собой коммуникативную игру, которая позволяет дошкольникам почувствовать свою значимость для группы и причастность к ней.
Игра «Привет»
Игра «Подводное царство» Цель: развитие ловкости, реакции, быстроты, общего физического развития и умение сотрудничать с ребятами. Оборудование: обручи «водоросли», маска акулы
Ход: часть детей берут обручи «водоросли», другая часть изображает рыб (раки, морская звезда и т. д) Звучит музыка, дети с обручами поднимают «водоросли» вверх и кружатся, в это время дети - рыбы плавают между ними, когда музыка прекращается водоросли опускаются. На сигнал «Акула», рыбы (раки, морская звезда) прячутся в них. Цель: не попасть акуле в пасть.
Развитие социального интеллекта можно стимулировать в процессе целенаправленного и интенсивного развивающего взаимодействия ребенка и взрослого. Целесообразно организованная социальная среда детского учреждения полноценно обеспечивает развитие индивидуальности дошкольника, подготавливает его к новому социальному качеству.
Родители, которые занимаются развитием эмоционального интеллекта в семье, видят, что дети становятся более здоровыми, благополучными. У них меньше проблем с поведением и они быстрее восстанавливаются после тяжёлых переживаний и стрессов. Такие дети отлично подготовлены к жизненным рискам и проблемам.
Работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна. Ребенку необходимо общаться со взрослыми, ведь общение в значительной степени обогащает чувственные взгляды на мир и отношения с окружающими. Это очень важно для развития эмоциональной сферы ребенка. Воспитателю необходимо быть крайне внимательным к эмоциональному состоянию каждого дошкольника, адекватно интерпретировать его поведение, понимать причину душевного дискомфорта и выбирать наиболее эффективную и оправданную в конкретной ситуации форму педагогического воздействия.
Если ребенок будет уметь управлять своим эмоциональным состоянием, это будет являться важнейшим условием дружественного и плодотворного общения с окружающими
Дошкольный возраст- время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания самого себя, своего «Я» в системе мира, развития познавательных способностей. Ребёнок не может стать частью социума, если не овладел теми знаниями, умениями, способностями, отношениями, которые существуют в человеческом обществе. Всё это он может освоить только в общении с другими людьми - носителями общественного опыта.
3