Мастер-класс « Развитие связной речи детей дошкольного возраста приёмами мнемотехники»
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе общего образования, где происходит формирование речи подрастающего поколения. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, на ряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик является использование мнемотехнических приёмов .
Что такое мнемотехника МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций
С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи:
- Развивать связную речь.
- Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи. - Обучать детей правильному звукопроизношению. - Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки. - Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память .
Мнемотехника строится
от простого к сложному:
мнемоквадрат
мнемодорожка
мнемотаблица
Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
«Скажи ласково»
«Скажи мой или моя»
«Скажи наоборот»
«Один-много»
«Назови детёнышей»
«Скажи чей»
Модель «Речецветик»
Мнемодорожка –
ряд картинок (3-5),
по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст ( рассказ, стихотворение, сказка и т. п.)
Составление описательных рассказов
Пересказ художественных текстов
Проговаривание чистоговорок
ВЕСЕЛЫЙ СНЕГОВИК
По сугробам напрямик, Не корзина, не метла,
Шел веселый снеговик. Не плитка шоколадная,
А в руке его была А елочка нарядная!
Заучивание стихотворения « ЁЛОЧКА»
Перед нами ёлочка: Шишечки, иголочки. Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки, Звёзды, человечки.
Н.Нищева
под
Расскажите о дельфинах
Результаты
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Вывод
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим
Спасибо за внимание!