СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие толерантности младших школьников во внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

. В статье раскрывается актуальность воспитания толерантности в младшем школьном возрасте, а также анализируется опыт педагогов по теме. Работа позволяет выделить ряд мероприятий, способствующих формированию толерантности у младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Развитие толерантности младших школьников во внеурочной деятельности»

Яппарова Лузия Заквановна

Развитие толерантности младших школьников во внеурочной деятельности

Аннотация. В статье раскрывается актуальность воспитания толерантности в младшем школьном возрасте, а также анализируется опыт педагогов по теме. Работа позволяет выделить ряд мероприятий, способствующих формированию толерантности у младших школьников.

Annotation. The article reveals the relevance of tolerance education in primary school age, as well as analyzes the experience of teachers on the topic. The work allows us to identify a number of activities that contribute to the formation of tolerance in younger students.

Ключевые слова: младший школьник, толерантность, внеурочная деятельность, толерантность

Key words: Junior schoolchild, tolerance, extracurricular activities, tolerance

Реформирование всех сфер жизни современного общества выдвигает новые требования к образовательной отрасли. В частности, это воспитание у младших школьников толерантного отношения к чужим взглядам, убеждениям, ценностям, культурам, недопустимости силового навязывания каких–либо идей, какими бы положительными и полезными они ни были, поиск диалога, компромисса во взаимоотношениях. Решение поставленной задачи существенно зависит от надлежащей организации процесса воспитания младших школьников во внеурочной деятельности: повышение у них уровня знаний о толерантности, расширение сферы их деятельности, создание условий для самореализации, раскрытие каждым ребенком своих возможностей.

Актуальными в изучении культуры общения младших школьников как условия становления гуманных взаимоотношений со сверстниками, умение подрастающей личности согласовывать собственное поведение в процессе взаимодействия во внеурочной деятельности являются исследования: А.Г. Асмолова, Н.А. Асташовой, М. Бубера, С.А. Герасимова, М.С. Мацковского, В.С. Селиванова, В.А. Ситарова, О.Б. Скрябиной, Г.У. Солдатовой, В.В. Шалиной и др.

Своевременность и целесообразность исследования проблемы развития толерантности в общении младших школьников во внеурочной деятельности обусловлена необходимостью решения противоречий, имеющих место между потребностью общества в личностях с высоким уровнем культуры общения и недостаточно разработанной теорией и практикой формирования культуры общения у детей младшего школьного возраста.

Нами было проведено экспериментальное исследование, которой осуществлялась на базе 2–го класса муниципального общеобразовательного учреждение СОШ №1 г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ. 2 «А» класс – экспериментальный (25 человек), 2 «Б» класс – контрольный (25 человек).

Для исследования толерантности в общении; направленности младшего школьника на толерантность в общении; самооценки навыков толерантности в общении младших школьников во внеурочной деятельности мы использовали следующие методики:

  • «Черты толерантной личности» (И.Г. Якимович). Цель: изучение толерантности в общении младших школьников во внеурочной деятельности.

  • «Толерантны ли вы в общении?» (И.Д. Стародубова). Цель: определение направленности младшего школьника на толерантность в общении.

  • Анкета самооценки навыков толерантности в общении младших школьников составленная (Я.А. Батрак). Цель: изучение самооценки навыков толерантности в общении младших школьников.

На основе анализа литературных источников были выявлены и структурированы педагогические условия формирования толерантности младших школьников. Полученные данные представили в виде схемы на рисунке 1.


















Рис. 1 Педагогические условия формирования толерантности

Также был разработан и реализован на практике комплекс педагогических условий формирования толерантности младших школьников (уроки, мероприятия внеурочной деятельности, праздники, внеурочные занятия, экскурсии, тренинги и т.д.).

В проведенном исследовании нами на практике реализовано педагогические мероприятия, направленные на развитие толерантности в общении младших школьников во внеурочной деятельности (внеурочные занятия, тренинги, ролевые игры и т.д.). Так, нами проведено такие внеурочные занятия: «Толерантность в нашей жизни», «В гостях у сказки», «Толерантность общения – залог успеха».

На основании анализа полученных результатов исследования мы пришли к выводу, что предложенные пути и педагогические условия значительно повысили уровень развития толерантности в общении младших школьников. Динамика развития толерантности в общении младших школьников экспериментальной и контрольной групп существенно повысилась (таблица 1).

Таблица 1.

Динамика уровней толерантности в общении младших школьников

(% к числу младших школьников)

Уровень толерантности

Результаты

2 «А» класс

экспериментальная группа (ЭГ)

2 «Б» класс

контрольная группа (КГ)

На начало
эксперимента

На конец
эксперимента

Динамика

На начало
эксперимента

На конец
эксперимента

Динамика

Низкий уровень развития толерантности в общении

8 %

4 %

– 4 %

4 %

4 %

Недостаточный уровень развития толерантности в общении

44 %

24 %

– 20 %

36 %

32 %

– 4 %

Средний уровень развития толерантности в общении

28 %

20 %

– 8 %

32 %

28 %

– 4 %

Достаточный уровень развития толерантности в общении

16 %

32 %

+ 16 %

20 %

24 %

+ 4 %

Высокий уровень развития толерантности в общении

4 %

20 %

+ 16 %

8 %

12 %

+ 4 %


Так, в экспериментальной группе показатель младших школьников с низким уровнем толерантности в общении уменьшился с 8 % до 4 %, тогда как в контрольной такой уровень не изменился. Уменьшился также процентный показатель младших школьников с недостаточным уровнем толерантности в общении: в экспериментальной группе – с 44 % до 24 %, а в контрольной группе только – с 36 % до 32 %. Также в экспериментальной группе показатель младших школьников со средним уровнем толерантности в общении уменьшился с 28 % до 20 %, тогда как в контрольной – с 32 % только до 28 %.

В то же время, увеличилось количество учащихся с достаточным уровнем толерантности в общении: в экспериментальной группе – с 16 % до 32 %, в контрольной – с 20 % до 24 %. Следует отметить, что младших школьников с высоким уровнем толерантности в общении стало значительно больше в экспериментальной группе – с 4 % до 20 %, в то время как в контрольной группе только с 8 % до 12 %.

Таким образом, формирование культуры толерантности в общении младших школьников во внеурочной деятельности эффективно осуществляется при следующих условиях:

  • овладение младшими школьниками способами рефлексивного анализа процесса общения;

  • обеспечение активности младших школьников в общении со сверстниками, средствами организации диалога, создание и использование воспитательных ситуаций;

  • привлечение детей младшего школьного возраста к различным видам деятельности, которые стимулируют стремление взаимодействовать, соблюдая нормы этикета.


Список использованной литературы


  1. Батрак, Я.А. Развитие толерантности младших школьников [Текст] / Я.А. Батрак. – Братск: ГИМНЦ, 2018. – 97 с.

  2. Мацковский, М.С. Толерантность как объект социологического исследования [Текст] / Межкультурный диалог: исследования и практика / под ред. Г.У. Солдатовой, Т.Ю. Прокофьевой, Т.А. Лютой. – М.: Центр СМИ МГУ, 2017. – С. 141 – 155.

  3. Сбитнева, Е.С. К вопросу о воспитании толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / Е.С. Сбитнева, И.А. Голышева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). – Самара: АСГАРД, 2016. – С. 198-201.

  4. Стародубова, И.Д. Сборник диагностических методик по исследованию развития толерантности [Текст] / И.Д. Стародубова. – Николаевск на – Амуре, 2018. – 46 с.

  5. Якимович, И.Г. Чуткость, доверие, альтруизм [Текст] / И.Д. Стародубова // Учительская газета. – 2018. – №25. – С.34-35.





Скачать

© 2020 468 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!