СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие творческих способностей

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей»

Абдуллина Зульфия Гузельевна,

Учител-логопед

СКО школа-интернат VIII вида


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Современному обществу нужны талантливые люди, и задача общества заключается в том, чтобы рассмотреть и выработать способности всех его представителей. К сожалению, не каждый ребенок имеет возможность реализовать свои способности и, довольно, важную роль играет в этом семья и школа. Содействие родных состоит в том, чтобы своевременно распознать, разглядеть способности своего ребенка, а школы — помочь ему развить свои способности, научить их реализовывать. Школа, сегодня, стремительно меняется, так как пытается шагать в ногу со временем. Важнейшее

видоизменение в обществе, воздействующее и на обстановку в образовании, — это форсирование темпов развития. Следовательно, школа обязана подготовить своих воспитанников к нынешней обстановке в жизни. В

наше время очень значительно, чтобы выпускник школы соответствовал требованиям мобильности, креативности, способности применять свои знания на практике, уметь мыслить нестандартно.

Я, работая в школе учителем начальных классов, отметила для себя, что существенное формирование творческих способностей учащихся происходит не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

В своей работе, опираясь на идеи межличностного общения П.Я.Гальперина «Поэтапное формирование, как метод психологических исследований», опыт Л.С.Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте», методику «Проблемное обучение» М. Махмутова, развивающее обучение А.З. Рахимова, Л.Н.Азаровой «Как развивать творческую индивидуальность», Ю.Субботиной «Развитие воображение у детей» использую элементы игровых технологий, личностно-ориентированного, проблемного обучения. Полагая, что каждый ребенок от природы наделен разнообразными творческими способностями, стремлюсь создать условия для их проявления и развития, стимулирую интерес к самостоятельной творческой деятельности. Ведь, основным стимулом к учебе, должен стать интерес и любознательность, желание познать самого себя. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Первое условие развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом». Второе условие развития способности ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей.

Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.

Творческие способности ребенка развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:

-наличие сформированного у детей интереса к выполнению творческих заданий;

-реализация творческих заданий как важнейший компонент не только урочной, но и внеурочной деятельности школьника;

-объединение общим тематическим и проблемным стержнем учебных и внеурочных форм работы, на которых дети учатся размышлять над проблемами творчества и воплощать эти размышления в практической деятельности;

-творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии детей друг с другом и взрослыми, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях;

-стимулировать родителей и учащихся к созданию домашних условий для развития творческих способностей ребенка, включать родителей в творческие дела школы.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. Для того, чтобы суметь воспитать творческую личность, способную осуществить свои желания, развить литературный вкус, выработать умение работать с художественным текстом и возбудить устойчивое увлечение к предмету, применяю современные педагогические технологии, т.е. нестандартные формы уроков, такие, как урок-исследование, урок-размышление, урок-путешествие, урок-творчество, урок-открытие, урок-турнир (викторина, конкурс), урок-литературная гостиная, интегрированный урок и т.д. Особый пункт на моих уроках отводится игровым технологиям, так как использование этой технологии,

пробуждает интерес к предмету, способствует коммуникативной активности, развивает творческие способности. Часто, на уроках литературного чтения, использую игры различного типа, а жанр произведения, конкретное содержание, целевые установки урока помогают избрать форму игры. Если возьмем, к примеру, тему «Загадки о животных» во 2 классе, то загадывание – это игра-шутка, рассчитанная на смекалку и догадливость и, разгадывая загадки, школьники узнают о своеобразии загадок, о том, с помощью

каких языковых средств они создаются. Основываясь на это, дается задание - сочинить свои загадки о животных. Отдельные игры помогают получить первичное представление о структуре произведения: это игры с деформированным текстом или с разбросанными иллюстрациями. Применяя набор иллюстраций по народным сказкам, дается задание: рассказать эпизод, представленный на иллюстрации; вспомнить сказку, разложить рассыпанные иллюстрации в таком порядке, чтобы восстановить содержание сказки. На уроках литературы, мною, так же, проводятся КВНы, литературные

викторины, конкурсы, которые побуждают интерес к чтению. Содержание каждый игры определяется особенностями произведения. Если это изучение произведения, где мы сталкивается с новыми словами, то начинаю урок со словарной игры, «Лучший толкователь слов» или сама даю трактовку новых слов, а учащиеся только отгадывают его. Для обогащения словарного запаса, при анализе произведения, часто употребляю пословицы и поговорки, которые научат понимать образ, поведение, эмоции того или иного героя. После чего, даю задание: придумать ситуацию, в которой было бы уместно применение данной пословицы или поговорки. Работая в школе, я убеждена, что развитие речи является основным этапом становления младших школьников. Такие уроки являются составной частью изучения грамматико-орфографических тем, всех видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо). Большое внимание уделяю работе с текстом, которые подбираю так, чтобы они носили воспитательно-познавательный характер, что позволяет мне воздействовать на нравственно – этические качества ребёнка, совершенствовать его знания об окружающем мире.

На уроках чтения как можно чаще даю учащимся возможность говорить о том, что они чувствовали, переживали во время чтения, говорить о собственном настроении; уметь оценивать поступки героев

произведения, отношения автора к описываемым событиям. Оценивая поступки героев прочитанного произведения, ученик должен аргументировать свой ответ. При чтении сказок и рассказов задаю вопрос: “Могла ли быть другая завязка у сказки или рассказа?”, или “Измени рассказ или сказку так, чтобы конец был радостным”; используем прием «если бы…», например, «Что случилось бы, если бы…»; прием, связанный с переработкой известной сказки в связи с введением в нее нового элемента. «Угадай предмет» (выделение признаков предмета); «Необычное использование» (предлагается перечислить способы использования различных вещей). Данные упражнения помогают учащимся рассматривать предметы, явления, различные задания с разных точек зрения, учат рассуждать, доказывать и высказывать оригинальные идеи.

Включение в структуру уроков подобных заданий создает возможность вовлечь учащихся в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления школьников.

Уже с первого класса можно выделить группу детей, которые отличаются от других по своим способностям. После наблюдений, бесед с родителями и проводимой диагностики, составляется план работы с одаренными

детьми. Такие дети активны не только в учебе, они посещают несколько кружков и секций, выполняют различные творческие работы.

Большая работа должна проводиться среди учащихся и их родителей о значимости участия в различных творческих конкурсах, проводимых в классе, школе, городе, области и т.д. Совместно с родителями помочь

ученику достичь поставленных целей. С каждым годом количество желающих участвовать в конкурсах, я уверена, увеличится и повысится результативность. Во внеурочной деятельности одной из самых результативных форм развития творческих способностей,

являются праздники и спектакли! Поистине, каждый ребёнок – это чудо! В них прячется неиссякаемая возможность фантазировать и творить. Для меня значительно, чтобы каждый мог выразить себя и как исполнитель, и как организатор. Поэтому эта форма внеклассной работы мне очень близка, поскольку при подготовке к ней вырабатываются способности, развивающие организаторские навыки, стимулируются творчество и инициатива, укрепляются межличностные взаимоотношения, определяются благоприятные ситуации для дружного коллектива. На этом месте моя основная роль – выявить в полной мере дарования и способности детей, вселить уверенность в свои силы. С развитием творческих способностей развивается и личность ребенка. Дети становятся активными, чаще проявляют инициативу, у них появляется уверенность в собственных силах.

Я уверена, что человеку творческому в будущем будет легче адаптироваться в новых условиях, что жизнь его будет интереснее, он справится с любой сложной ситуацией и реализует себя как личность. Считаю, что в начальной школе урочная и внеурочная деятельность - единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Каждый ученик может реализовать свои творческие потребности. Выбранная мной тема очень важна, интересна и всегда актуальна. Именно творческие способности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.



Литература


1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. — М., 1987 .

2. Баев П. М. Играем на уроках русского языка. — М., 1989 .

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.,