Развитие творческих и познавательных способностей младших школьников
(Из опыта работы учителя начальных классов
МБОУ «Имекская СОШ»
Ревенко Галины Алексеевны
Тема: Аппликация из ткани «Синица».
Цели деятельности педагога: Расширить представление о птицах, остающихся зимовать в наших краях, об аппликации, составлять композицию по собственному замыслу с учетом определенных правил, выполнять аппликацию, развивать умение составлять план работы, развивать творческое воображение, наблюдательность, умение рассуждать, анализировать, содействовать воспитанию аккуратности, художественного вкуса.
Актуальность: Своевременная помощь кочующим птицам региона, каких птиц чем подкармливать.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные умения: получат представление об аппликации из материи; научатся выполнять аппликацию из ткани.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу; анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины; познавательные – научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; общеучебные – необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; коммуникативные – формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; личностные – имеют мотивацию к творческой деятельности.
Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: птичка-синичка (театральная шапочка), поделка «синица», рисунок кормушки; запись «Голоса птиц», семечки, перловка, овес, поднос с кормом, стаканчики с подписью названий птиц, правила безопасной работы с ножницами и клеем, шаблоны синиц, операционная карта поделки.
Ход занятия.
У: Здравствуйте, Синички,
Маленькие птички!
Вылетайте все сейчас!
Проведем игру для вас!
Раз, два, три - вокруг повернитесь,
Раз, два, три - дети в птичек превратитесь!
Дети одевают шапочки и прыгают по классу, ищут корм, пищат. (запись голоса птиц)
Ребенок 1.
Шустрые синички
Птички невелички,
Прилетели в города
На зиму, где есть еда.
Ребенок 2.
А весеннею порой
Улетают в лес родной!
О чём поёт синица
И что синице снится?
Ребенок 3.
О том, что кто-то за окном
Зовёт за семечками в дом.
Прилетела робко птичка-
Желтогрудая синичка.
В клювик семечко взяла
И проворно унесла.
Ребенок – синичка.
- Я очень рада, что вы не забыли про меня. Именно мне и моим друзьям посвящается сегодняшняя встреча. Ведь трудно представить мир без птичьего щебета, весну без скворцов, море без чаек, рощу без соловьев! А сколько вредителей уничтожают птицы!
Я - маленькая птичка (моя масса 20 грамм, а длина 15 см.). Весь длинный, летний день я в делах: нужно накормить голодных птенцов. Их у нас - синиц бывает около 15, да и выводятся они два раза за лето. Вот и летаю целый день в поисках пищи. Найду червячка и к детям. За сутки я съедаю столько насекомых, сколько вешу сама.
У: Сегодня мы вместе с вами поприветствуем всех птичек и поиграем.
Ведущий 1. А знаете ли вы, что название «синица» происходит не от оттенка оперения птиц – оно ведь вовсе не синее. Все дело в звуках, издаваемых желтогрудыми пернатыми: «синь-синь» или «зинь-зинь». Словно капель звенит - верный признак приближения весны.
Ведущий 2. С давних времён царскими указами запрещалось убивать синиц. А тому, кто убьет это пернатое, полагалось суровое наказание — могли либо высечь, либо взять крупный штраф.
Ведущий 1. Ребята, а вы знаете, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно? Из 10 синиц выживает до весны только 2. И наша задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам, сделать для них кормушки и подкармливать их.
Ведущий 2. Для разных видов птиц нужны различные корма. Дятел любит полакомиться семенами шишек и личинками насекомых в коре деревьев и веток. Клесты питаются только сосновыми и еловыми семенами.
Ведущий 1. Семена подсолнечника едят синицы и поползни. Семена дыни и тыквы едят все птицы, кроме синиц и поползней. Овес, пшено и просо едят овсянки, воробьи, синицы.
Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам.
Ведущий 2. Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несоленого сала подвешивают на ниточках.
Ведущий 1. Если хотите покормить синицу, не давайте ей ржаной хлеб. Маленькая пичужка съедает корм не сразу, часть оставляет в зобе. Там он набухает, «бродит». Разбухшие же куски могут стать причиной гибели синицы.
Птичка - синичка
За отличную кормушку
Я ребят благодарю.
Всем ребятам, всем ребятам
Я спасибо говорю и приглашаю на игру.
Игра. «Накорми птиц».
- Предлагаю отобрать корм для птиц в кормушки (семечки, овес, перловка). Все это лежит на подносах. Ваша задача – найти свой корм и сложить в стаканчики.
Ведущий 2.
- Нас мало сегодня здесь, но мы хотели бы позвать друзей – других синиц, как это сделать?
У: - Как вы думаете, какая работа ждет нас на занятии?
- Какие задачи будем решать?
Перед началом работы я думаю, следует повторить правила, которые помогут вам правильно организовать свою работу, настроиться на творчество и взаимопомощь.
1.Соблюдать порядок на столе во время работы.
2.Экономно тратить материал.
3.Выполнять работу аккуратно.
3.Работать дружно, творчески, с фантазией.
4.После работы убрать рабочее место.
Вспомните правила пользования ножницами:
Правила безопасной работы с ножницами и клеем.
Нельзя брать без разрешения учителя.
Резать от себя.
Вырезаем, поворачивая бумагу.
Кладём на парту закрытыми.
Передаём кольцами вперёд.
Нельзя поднимать остриём вверх.
Правила безопасной работы с клеем
При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.
Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
- Синичке понравилось с нами, и вы сделаете ей подружек.
- Перед тем как приступить к работе, давайте внимательно рассмотрим синичку. Из какого материала она сделана? С каким материалом еще будем работать?
Из каких частей состоит?
Составление плана работы (технологическая карта).
Возьми картон прямоугольной формы.
Нанеси контуры поделки.
Наклей головку.
Щёчки.
Спинку.
Крылышки и хвостик.
Грудку.
Глазик.
Операционная карта поделки.
Возьми картон прямоугольной формы. 2.Нанеси контуры поделки.
3. Наклей головку. 4. Щёчки 5. Спинку
6. Крылышки и хвостик 7. Грудку
8. Глазик. 9. Вырежете причку.
Итог занятия.
Молодцы, посмотрите, как много получилось красивых синичек - подружек для моей птички.
Рефлексия.
Я узнал …
Мне было легко …
Трудно …
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна, -
И не страшна будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Таким образом, реализация Программы «Орлята России» в классе в течении полугода, помогли ориентировать ребёнка на преобразование мира к лучшему, удовлетворению потребностей младших школьников в социальной активности, поддержанию и развития интереса к различным видам деятельности, формирования у детей знаний, патриотических чувств и любви к своей Родине.
И в заключении, хочется отметить, что Программа «Орлята России» позволяет повысить интерес детей к защите братьев своих меньших и расширить кругозор. Церемония посвящения в Орлята России в нашей школе ожидается в ближайшее время. Младший школьник, будет понимать, что теперь он — не просто ученик, он — в большой и дружной команде Орлят России и будет отвечать не только за себя, но и за товарищей. Орлята России учатся дружбе, взаимовыручке, делают добрые дела, с пользой проводят свободное время.
Ребята с удовольствием принимали участие в треке «Мастер», и каждый поверил в свои силы, раскрыл свой талант и использовал его на благо команды. А финальное мероприятие по данной теме будет продолжено в треке «Эколог».
Закончить свое выступление хочется словами В.А. Сухомлинского: «В школе учат не только читать, писать и считать, но и думать, познавать окружающий мир, богатство науки. В школе учат жить».