Развитие творческих способностей детей
через интеграцию образовательных областей
Тема моего выступления - «Развитие творческих способностей детей через интеграцию образовательных областей посредством декоративно-прикладного искусства».
Над этой темой я работаю уже несколько лет. Эта тема мне очень близка, ее воспитательные возможности необычайно широки. Она помогает детям знакомиться с окружающим миром во всем его многообразии; заставляет их думать, делать выводы; помогает преодолеть робость, неуверенность в себе; совершенствуют грамматический строй и звуковую культуру речи.
Развить в ребенке гармоничную личность – цель любого педагога. Эту цель я поставила и для себя. Решала ее с помощью таких задач:
1. Формирование у учащихся эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.
2. Формирование обобщённых знаний и умений:
Эти задачи предусматривают ознакомление учащихся с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками - материалом, из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, историей промысла. С этой целью устраиваются выставки, проводятся занятия. Эти игры направлены на.
- умение различать виды чувашского прикладного искусства по основным стилевым признакам – особенностям материала, из которых они изготовлены; подбору цветового колорита; выбору традиционных для промысла элементов росписи и др.Например: «Собери картинку», «Что лишнее?».
- запоминание стилевых особенностей элементов узора. Например:«Узнай элементы узора».
- знакомство с композиционным построением узоров, использованием ритма, симметрии. Например: «Укрась салфетку», «Укрась тарелочку». Ребенку дается контурное изображение и элементы узора. Ребенок должен выложить узор на предлагаемых шаблонах.
3. Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.
Третья задача предусматривает обучение детей приемам декоративного рисования. При этом точное повторение всех элементов в росписи не главное. Для отработки этих задач можно использовать такие упражнения как «Повтори узор», «Закончи узор».
Интегрировано знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все образовательные области.
Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы, придумывать сказки.
В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.
Народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Здесь просто нельзя обойтись без веселых стихов и загадок.
Народное декоративно-прикладное искусство чуваш является частью народного искусства России. Оно тесно связано с жизнью. Зарождалось оно, как правило, в деревне, селе. В основном в мотивах декоративно-прикладного искусства чуваш преобладают строгие геометрические узоры с животными и растительными мотивами: полосы и зигзаги, многочисленные квадраты, прямоугольники и треугольники, а изредка — небольшие овалы и круги. Чувашский узор — знаковое письмо, шифр-послание с разными значениями, схожее с руническими письменами. Это язык символов наших далеких предков, для которых каждая линия, каждая геометрическая фигура имели свое значение.
После того как дети усвоили основные знаки и их символику, научились создавать простейшие узоры, можно переходить к построению орнаментов.
Я думаю, что такая работа значительно повышает интерес учащихся к познанию окружающего мира, вызывает положительный эмоциональный отклик и развивает творческие способности.
Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка.