Губайдулова Ю. С.
учитель иностранного языка МБОУ СОШ № 9 г. Куйбышев
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК ОДНА ИЗ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Аннотация: Данная статья посвящена актуализации различных технологий, способствующих раскрытию творческого потенциала учащихся и формированию познавательных интересов при изучении английского языка. В статье представлены психолого-педагогические особенности учащихся, а также отражена роль познавательного интереса при обучении иностранному языку на среднем этапе обучения. Ключевым моментом в данной статье является рассмотрение ведущих методов развития творческих способностей учащихся и их функции в системе обучения.
Ключевые слова: познавательный интерес, творческие способности, методы, система упражнений.
В современных условиях общественной жизни наиболее успешными становятся люди, обладающие такими умениями и навыками, как инициатива, настойчивость в достижении цели, способность к самоорганизации, самоконтролю и самокоррекции, готовые к осуществлению любой деятельности. Именно поэтому, сегодня перед учителем ставится задача подготовить учащегося к общественной жизни, воспитать подлинно свободную и самостоятельную личность. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Но познавательный интерес не является присущим человеку с момента рождения, он формируется в процессе воспитания и обучения. У педагога возникает потребность в нахождении оптимального средства формирования познавательных интересов учащихся и одним из наиболее эффективных средств на уроках английского языка выступают задания творческого характера.
Формирование познавательного интереса актуально на среднем этапе обучения. Для учащихся данного возрастного этапа особую роль для процесса образования играет интеллектуальная взрослость, связанная с развитием устойчивых познавательных интересов, с появлением самообразования как учения, выходящего за рамки школьной программы [11; c. 277].
Интерес к познанию оказывает непосредственное влияние на активность личности в учебном процессе, а также мотивирует учащегося на поиск дополнительной информации об объекте своего интереса своей деятельности. Процесс деятельности, осуществляемый под влиянием познавательного интереса, носит ярко выраженный эмоциональный характер, что проявляется в чрезмерной импульсивности школьника. Общественная деятельность обучающегося осуществляется с увлечением и носит продуктивный характер, если в ней фигурирует объект его интереса и решаются познавательные задачи.
Одним из направлений деятельности учителя на уроке должно выступать формирование у учащегося интересов многостороннего характера к процессу обучения в целом, а также помощь в выделении локального интереса к определенной предметной области. Наибольший интерес для учащегося средней школы представляет такая деятельность, практический результат которой он может увидеть сам и показать другим, а поскольку творческая деятельность всегда предполагает создание какого-либо продукта, целесообразным представляется рассмотрение процесса творческой деятельности как средства формирования познавательных интересов учащихся на среднем этапе обучения.
Познавательная деятельность должна выполнять следующие дидактические функции: мотивационную, которая заключается в создании таких стимулов для учащихся, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение к работе; информационную, позволяющую учащимся расширить объем знаний всеми доступными способами преподнесения информации; контрольно-корректирующую (тренировочную), которая предполагает возможность проверки, самооценки, коррекции хода и результатов обучения, а так же выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков [7; c.182].
В свою очередь, творческая деятельность, как и познавательная, должна оказывать учащимся помощь в овладении и расширении знаний, мотивировать их на получение новых знаний, осуществлять контроль овладения учениками знаний и умений. Так, в определении функций познавательной деятельности и функций, выполняемых заданиями творческого характера, наблюдаются общие черты.
Технология развития познавательной деятельности учащихся разработана так, чтобы каждый учащийся имел свою позицию, определяющую его мысль, слово, действие. Также в ее основу положено стремление и способность педагога создать атмосферу коммуникативных, рефлексивных, т.е. творческих способностей [9; c.36].
Задания творческого характера выполняют образовательные, воспитательные и развивающие функции. К образовательным функциям относится предоставление возможности получения образовательного продукта, углубления и расширения знаний по предмету, приобретения опыта творческой деятельности. Воспитательные функции, выполняемые творческими заданиями, способствуют проявлению активности, точности, самостоятельности, развитию внимания и навыков самоорганизации, контролированию знаний и умений. Развивающие функции позволяют совершенствовать мышление, творческий потенциал, коммуникативные умения, умения самостоятельно искать решения учебных проблем.
Среди многообразия педагогических технологий в системе образования, направленных на раскрытие творческого потенциала и формирование интереса к познанию, выделяются метод проектов, ролевая игра и драматизация.
Метод проектов как способ реализации гуманистического подхода предлагает ориентированное на ученика обучение. Это значит, что центром познавательной активности на уроке является ученик или взаимодействующие между собой учащиеся. Использование проектных заданий при изучении иностранного языка предоставляет возможность самым слабым и неактивным учащимся в языковом и психологическом плане проявить творческую активность, самостоятельность и фантазию.
Использование метода проектов предполагает вовлечение учащихся в активный творческий познавательный процесс, основанный на методике сотрудничества. Это позволяет создать исследовательскую творческую атмосферу на уроках иностранного языка. Реализация проектной методики направлена на формирование у школьников необходимых умений и навыков в определенном виде речевой деятельности, а также лингвистической компетенции на определенном стандартом и программой уровне. Это обусловливает необходимость устной практики для каждого ученика группы.
Организация проектной методики на уроках иностранного языка способствует созданию положительных условий для активного и свободного развития личности учащегося в деятельности. Так преимущества метода проектов заключаются в следующем:
1. Учащиеся получают возможность свободного выражения своих чувств и мыслей в процессе общения;
2. Каждый участник группового общения остаётся в фокусе внимания остальных;
3. Учащиеся могут выразить свое личное отношение к делу, чувствуя себя в безопасности от критики;
4. Использование языкового материала подчиняется задаче индивидуального речевого замысла;
5. Языковый материал способствует речемыслительным возможностям учащегося [10; c.113].
Следующим эффективным методом является ролевая игра. Данный метод способствует овладению школьниками такими элементами общения, как умение начать и поддержать беседу, прервать собеседника, согласиться или опровергнуть его мнение. В процессе проведения ролевой игры практически все время отводится на речевую практику, при этом достигается предельная активность как говорящего, так и слушающего, так как он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, правильно отреагировать на нее. Учебный характер ролевой игры, как правило, школьниками не осознается [5; c. 26].
Ролевая игра представляет собой организованное занятие, предполагающее принятие решения и требующее напряжения умственных и эмоциональных сил. Она выступает как эффективное средство мотивации к диалогическому общению на иностранном языке, позволяет учитывать интересы учащихся и их возрастные особенности, а также способствует реализации деятельностного подхода в обучении, предполагающий, что в центре внимания находится ученик [8; c. 53].
Проведение ролевой игры на уроке иностранного языка позволяет использовать большие объемы лексического материала и разнообразные структуры, тренировать учащихся в умении говорить в любой ситуации, развивать навыки парной и групповой работы. Ситуации, создаваемые в процессе проведения ролевой игры, зачастую являются своеобразной подготовкой к подобным ситуациям в реальной жизни, поэтому особым преимуществом ролевой игры становится предоставление возможности учащимся испытать свои силы в дружеской атмосфере класса. Ученик подросткового возраста испытывает большие трудности в процессе иноязычной коммуникации, когда основной упор делается на его личность, на его непосредственный опыт. Ролевая игра помогает преодолеть эти трудности, поскольку учащимся не нужно раскрывать свою личность.
Драматизация рассматривается как один из видов современных социальных технологий, реализуемый в преобразовании монологического текста в диалог и его инсценировке. Данный вид социальных технологий включает в себя коммуникативную ситуацию, социальные роли и социальную технику общения. Коммуникативная ситуация раскрывает предмет, продукт, результат и условия протекания общения, устанавливая временные и пространственные характеристики, а также паралингвистические и экстралингвистические средства общения. Социальные роли участников общения формируют систему их личностных взаимоотношений. Владение социальными техниками общения, такими как начало и завершение разговора, поддержание разговора, проверка надежности передачи информации, уточнение, коррекция и самокоррекция, реализует ситуации социального контакта и определенных коммуникативных функций. Стимулирующее влияние на овладение иностранным языком оказывают инсценировки, близкие по характеру к театральным. Инсценировки способствуют раскрытию социально-психологических закономерностей актуализации речевых поступков, условий их осуществления. Обстоятельства, предлагаемые в драматическом отрывке, создают потребность в речевом поступке и создают мотив к мобилизации личностных качеств [2; c. 164].
Посредством драматизации представляется возможным запоминание больших объемов информации и языковых структур, поскольку творческая направленность данного вида деятельности обеспечивает устойчивость внимания учащихся. Информация, вызывающая у ученика эмоциональное сопереживание, дольше остается в памяти, чем нейтральная информация, оставляющая его индифферентным [6; c.119].
Итак, инсценировка драматического отрывка, а также элементы театрализации на уроках английского языка представляют собой эффективное средство снятия психоэмоционального напряжения. Занимаясь коллективным делом, у учащихся формируется толерантное отношение к окружающим людям, навыки командной работы, чувство взаимопомощи и ответственности за свои знания, создается доверительная атмосфера, позволяющая учащимся стать раскованнее, увереннее в себе.
Итак, значение познавательного интереса для процесса образования существенно, поскольку он представляет собой связующее звено между его компонентами, а именно воспитанием, умственным развитием, обучением. Наиболее эффективным средством для развития познавательного интереса, поддержания учебной мотивации, результативного обучения иностранному языку являются задания творческого характера, так как они выполняют образовательные, воспитательные и развивающие функции. Среди творческих заданий особым образом выделяются учебный проект, ролевая игра и драматизация художественных произведений, способствующие значительному усилению учебной мотивации. Метод проектов предоставляет учащимся самостоятельность в приобретении знаний и предполагает создание продукта, доказывающего значимость проделанной ими работы. Ролевая игра позволяет моделировать проблемные ситуации реального общения, требующие от обучающихся быстрого поиска решения. Драматизация готового литературного произведения способствует уменьшению риска возникновения стрессовых ситуаций и формированию у школьников основ самовоспитания. Так, задания творческого характера являются эффективным средством для создания полноценной, всесторонне развитой личности учащегося, обладающего достаточно развитыми творческими способностями, чувством коллективизма, чувством самостоятельности и ответственности.
«Литература»
Акопян Э.Г. Творческие упражнения в самостоятельной работе учащихся на уроках иностранного языка / Э.Г. Акопян // Иностранные языки в школе. - 2009. - № 4. - С. 27 - 30.
Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам / В.А. Артемов. М., Высшая школа, 2002. – с. 256.
Белянко Е.А. Драматизация как средство повышения мотивации к обучению иностранному языку в условиях школы-интерната / Е.А. Белянко // Иностранные языки в школе. – 2012. – №3. – С.41-43.
Березикова Т.Н. Сюжетно-ролевая игра как средство освоения культурного пространства / Т.Н. Березикова // Сибирский учитель. – 2003. – №6. – С.12-15.
Бочарова Л.П. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступени обучения / Л.П. Бочарова // Иностранные языки в школе. – 1996. – № 3. – С. 24 -27.
Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 2001. – с. 248.
Калимулина О.В. Ролевые игры в обучении диалогической речи / О.В. Калимулина // Иностранные языки в школе. – 2003. – №3. – С.17-19.
Коротаева, Е. В. Познавательная активность: вопросы педагогической тактики / Е. В. Коротаева // Русский язык в школе. – 2008. – № 2. – С. 14–19.
Мартьянова Т.М. Использование проектных заданий на уроках иностранного языка/ Т.М. Мартьянова // Иностранные языки в школе. - 1999. - №4.
Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / З.Н. Никитенко, Н.Д. Гальскова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007.
Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; Научн.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1983. – 448 с.