Развитие творческих способностей личности ребенка на уроках гуманитарного цикла с применением методов ТРИЗ
Развитие творческих способностей и потенциала личности ребенка на уроках гуманитарного цикла происходит с применением различных методик и технологий, инновационных и современных технологий, прежде всего ТРИЗ. Учителя-предметники используют метод проектов, то есть проектная деятельность, исследовательская деятельность, дидактические игры на уроках, написание и изготовление творческих работ, моделирование ситуаций, недописанный тезис, метод фишбоун, синквейны, кластеры, пирамида знаний, понятийный аппарат, шкатулка, визитные карточки, криптограммы, шифрограммы, архивариусы, археологи, бизнес-планы, скрытые и спрятанные слова, например -Акофенит-фонетика, Келакис- Лексика и т.д. страны, государства и т.д., рассыпанная буква, ассоциативный ряд, "Четвертое лишнее", корзина идей, угадай название героя, произведение, знаменитую фразу и т.д.
А также всевозможные интеллектуальные игры, квесты: "Битва сильнейших", Библиочемпионат, Интеллектуальное казино, Эрудитшоу, "Самый умный", "Я знаю все!", "Умники и умницы", Своя игра, Колесо истории, "Что? Где? Когда?, "Слабое звено", "Логика", "Звездный час", "Литературные шашки", "Морской бой" и другие.
Формирование творческих способностей ребенка на предметах гуманитарного цикла в ходе проектной деятельности осуществляется под непосредственным руководством учителей в 5-7 классах или родителей. А дети, в рамках учебной и внеучебной деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования. А в 9-11 классах, когда дети уже научились и имеют опыт в работе над проектами, они уже сами все делают, лишь консультируются по некоторым вопросам с учителем. В школе дети всегда открыты для творчества: они мечтают о странствиях, приключениях, хотят стать поэтами, художниками. А потому это время нужно не упустить. Творчество не терпит застоя. Оно существует только в динамике - или развивается, или угасает.
Обучение школьников проектной деятельности может осуществляться в рамках различных общеобразовательных дисциплин, в том числе и гуманитарных, а также во внеурочной деятельности, например на кружке "История родного края", "Очумелые ручки", "Этическая грамматика" и т.д. Дети по своей природе уже исследователи, им свойственна любознательность, жажда новых впечатлений. Они с удовольствием принимают участие в различных видах учебной работы, которые предполагают выполнение поисковых и экспериментальных заданий.
На уроках можно выполнять мини-проекты. На мой взгляд, легче такую работу проводить на уроках истории, обществознания, технологии, литературы, ОБЖ, немецкого языка.
В начале работы и в конце были проведены исследования учащихся 6-9 классов. Из проведенного анализа был сделан вывод, что проектная деятельность развивает творческий потенциал учащихся, позитивно влияет на качество образовательного процесса. Применение метода проектов влияет на полноценное развитие личности, развивает мотивацию личности к познанию и творчеству, расширяет познавательные возможности и творческую активность учащихся; формирует теоретические знания и практические навыки, раскрывает творческие способности личности в избранной области деятельности, способствует достижению повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, что помогает для самореализации, самоопределения.
«Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то», - эти пронизанные болью слова Антуана де Сент- Экзюпери как будто обращены к каждому учителю. Все, что нужно для того, чтобы учащиеся смогли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны взрослых, педагогов. Активно используют проектную деятельность учителя предметного цикла на уроках литературы, истории, обществознания, иностранного языка. Обучающимися были выполнены следующие проекты: "Ради жизни на Земле", "Войны в истории человечества" , "Глобальные проблемы", "А.С. Пушкин -великий классик", "Образование в Германии", "Духовный мир человека", " Наше село в 90-е годы", "Проблема отцов и детей" и т.д.
Таким образом, развитие творческого потенциала личности, которое обеспечило бы человеку возможность найти себя в жизни, быть полезным и востребованным стало одним из наиболее перспективных направлений в образовании и прежде всего в школах. Что сейчас и есть очень актуально и над чем работают педагоги ШМО гуманитарного цикла на уроках.
Современное информационное общество движется по пути развития творческого мышления человека. Творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию. Поэтому воспитание творческой личности, человека с творческим мышлением имеет особую актуальность и является одной их главных задач работы ШМО учителей гуманитарного цикла нашей школы.
"Нестандартный вход в урок". Универсальный прием, направленный на активное включение детей в мыслительную деятельность с первых минут урока. Тема: "Слово и его лексическое значение". Угадай слово по его описанию. Как Вам это удалось? "Глаз "автомобиля -фара. "Свежезамороженный" дождь- град. "Архитектурное строение"пчел -улей. Крестный, родной -отец. Шляпка на ножке -гриб. Свет, светить, светлый, свеча (корень отличается одной буквой) Проблема: корень -свет, свеч или све-?
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ГОСУДАРСТА
1.Название государства
2. Столица
4. Форма административно-территориального устройства
5. Правители
3. Форма государства
6. Войны
7. Революции
8. Реформы
США
Вашингтон
Республика
Федерация
Президенты-Авраам Линкольн, Теодор Рузвельт
Испано-американская(1898 г.) Гражданская война(1761-1765г)
Промышленная революция(1869)
Американская революция
(1765-1763 гг.)
Конституционная реформа-1913
Социальные реформы-1900-1914