Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ратчинская средняя общеобразовательная школа»
Выступление на ШМО на тему:
«Развитие творческих способностей младших школьников в условиях группы продленного дня (ГПД)».
Выступающий:
Макарова Ксения Алексеевна
воспитатель ГПД.
г. Воскресенск
2020 год.
«Развитие творческих способностей младших школьников в условиях группы продленного дня (ГПД)».
«Правильно организовать воспитание в младшем школьном возрасте - это значит добиться того, чтобы каждый ребенок раскрыл себя именно в той деятельности, которая в наибольшей мере соответствует его задаткам» В. А. Сухомлинский.
Современный мир выдвигает новые требования к личности человека. Если раньше школа требовала усвоения некоего базиса знаний, то современная школа меняет свои приоритеты.
В сегодняшних условиях чрезвычайно важна задача воспитателя группы продленного дня (ГПД): добиться того, чтобы наши дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу. «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность», - говорил Б.Шоу. Поэтому в настоящее время одной из главных целей воспитательной работы становится формирование детского интеллекта, а основой развития умственных способностей в младшем школьном возрасте является целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления.
«Творчество обязательно должно являться нормальным и постоянным спутником детского развития». (Б.В.Давыдов). Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, воображение. В процессе творчества у него возникает интерес не только к результату, но и в первую очередь к процессу деятельности, в которой ученик открывает что-то новое для себя самого. В основе творчества лежит умение комбинировать старое в новые сочетания. Творчество дает переживание своей целостности, оно отражает внутренний мир ребенка, его стремления, желания. В момент творчества человек наиболее полно осознает себя как личность.
Для эффективного развития творческих способностей в группе продлённого дня необходимо четкое, продуманное планирование всех направлений ее работы, а также комплексный, системный подход к организации обучения, воспитания, развития и здоровье сбережения обучающихся, посещающих группы.
В работе используются различные формы и методы работы: групповая . индивидуальная, работа в парах и со всей группой.
Участие младших школьников в различных видах деятельности способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, коммуникативность, стремление к успеху и различные мотивационные качества. На занятиях у детей совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбор альтернативы.
Большое внимание уделяется в ГПД изобразительной деятельности, к которой относятся занятия изобразительным искусством, конструирование, лепка, аппликация и оригами.
С учетом требований, предъявляемых к образованию на современном этапе развития общества, а также особенностей и способностей своих воспитанников передо мной встала необходимость создания такой модели воспитательной работы в ГПД, которая была бы направлена на:
- выявление и развитие творческого потенциала детей;
- построение занятий в ГПД на деятельностной основе;
- проведение занятий с детьми, реализующих гуманно-личностную, развивающую и исследовательскую технологии.
Поэтому при организации работы с детьми я опираюсь на основные педагогические принципы:
- от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
- принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
- принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
Творчеству можно и нужно учить всех. Особенно если эта работа начата в младшем школьном возрасте.
Неспособных к творчеству нет! Развить заложенную в каждом ребёнке способность к творчеству, воспитать у него качества, необходимые для того, чтобы в различных видах деятельности он мог преуспевать и как исполнитель и как творец, как этого требует реальная жизнь, - значит воспитывать поколение, которое будет преодолевать инертность форм и методов работы.
Творчество - вещь настолько хрупкая и неоднозначная, что никогда нельзя точно сделать выводы о творческой гениальности ребенка. Говорят, что все люди талантливы, только некоторым не дали возможности проявить свой талант. Поэтому направления развития должны быть самыми разнообразными.
Художественное творчество многообразно по форме: это и работа с бумагой в разных техниках, аппликации из самых порой неожиданных материалов (например, макароны, крупа, кусочки плитки), работа с тканью, лепка. На занятиях использую игровые приемы. Прием «сказка»: дети становятся участниками сказки, сюжет которой развивается вместе с созданием изделия. Так мы путешествовали и переплывали море на сложенном тут же кораблике-оригами. Часто изготовление поделок связано с какими-то народными или календарными праздниками: Масленица, встреча весны День Матери (рамки для фотографий и т.д.). Желание сделать подарок, подарить радость близкому человеку, малышу создает положительную стойкую мотивацию.
Чем больше жизненного опыта у человека, тем легче фантазировать. Но у детей жизненного опыта еще мало. Для развития воображения дети имеют достаточный багаж знаний, который черпают из книг, фильмов, спектаклей, показов учителя. Под впечатлением они могут творить, изображать то, что эмоционально пережили, почувствовали душой и сердцем. Им нужно лишь немного помочь и разбудить их фантазию.