СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей на уроках и во внеурочное время

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современному  обществу нужны талантливые люди, и задача общества заключается в том, чтобы рассмотреть и выработать способности всех его представителей. К сожалению, не каждый ребенок имеет возможность реализовать свои способности и, довольно, важную роль играет в этом семья и школа. Содействие родных состоит в том, чтобы своевременно распознать, разглядеть способности своего ребенка, а школы — помочь ему развить свои способности, научить их реализовывать. Школа, сегодня, стремительно меняется, так как пытается шагать в ногу со временем. Важнейшее

видоизменение в обществе, воздействующее и на обстановку в образовании, — это форсирование темпов развития. Следовательно, школа обязана подготовить своих воспитанников к нынешней обстановке в жизни. В

наше время очень значительно, чтобы выпускник школы соответствовал требованиям мобильности, креативности, способности применять свои знания на практике, уметь мыслить нестандартно.

Я, работая в школе учителем начальных классов, отметила для себя, что существенное формирование творческих способностей учащихся происходит не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей на уроках и во внеурочное время»

Тимченко Ирина Алексеевна,

учитель начальных классов

МБОУ СШ № 9


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Современному обществу нужны талантливые люди, и задача общества заключается в том, чтобы рассмотреть и выработать способности всех его представителей. К сожалению, не каждый ребенок имеет возможность реализовать свои способности и, довольно, важную роль играет в этом семья и школа. Содействие родных состоит в том, чтобы своевременно распознать, разглядеть способности своего ребенка, а школы — помочь ему развить свои способности, научить их реализовывать. Школа, сегодня, стремительно меняется, так как пытается шагать в ногу со временем. Важнейшее

видоизменение в обществе, воздействующее и на обстановку в образовании, — это форсирование темпов развития. Следовательно, школа обязана подготовить своих воспитанников к нынешней обстановке в жизни. В

наше время очень значительно, чтобы выпускник школы соответствовал требованиям мобильности, креативности, способности применять свои знания на практике, уметь мыслить нестандартно.

Я, работая в школе учителем начальных классов, отметила для себя, что существенное формирование творческих способностей учащихся происходит не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

В своей работе, опираясь на идеи межличностного общения П.Я.Гальперина «Поэтапное формирование, как метод психологических исследований», опыт Л.С.Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте», методику «Проблемное обучение» М. Махмутова, развивающее обучение А.З. Рахимова, Л.Н.Азаровой «Как развивать творческую индивидуальность», Ю.Субботиной «Развитие воображение у детей» использую элементы игровых технологий, личностно-ориентированного, проблемного обучения. Полагая, что каждый ребенок от природы наделен разнообразными творческими способностями, стремлюсь создать условия для их проявления и развития, стимулирую интерес к самостоятельной творческой деятельности. Ведь, основным стимулом к учебе, должен стать интерес и любознательность, желание познать самого себя. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Первое условие развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом». Второе условие развития способности ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей.

Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.

Творческие способности ребенка развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:

-наличие сформированного у детей интереса к выполнению творческих заданий;

-реализация творческих заданий как важнейший компонент не только урочной, но и внеурочной деятельности школьника;

-объединение общим тематическим и проблемным стержнем учебных и внеурочных форм работы, на которых дети учатся размышлять над проблемами творчества и воплощать эти размышления в практической деятельности;

-творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии детей друг с другом и взрослыми, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях;

-стимулировать родителей и учащихся к созданию домашних условий для развития творческих способностей ребенка, включать родителей в творческие дела школы.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. Для того, чтобы суметь воспитать творческую личность, способную осуществить свои желания, развить литературный вкус, выработать умение работать с художественным текстом и возбудить устойчивое увлечение к предмету, применяю современные педагогические технологии, т.е. нестандартные формы уроков, такие, как урок-исследование, урок-размышление, урок-путешествие, урок-творчество, урок-открытие, урок-турнир (викторина, конкурс), урок-литературная гостиная, интегрированный урок и т.д. Особый пункт на моих уроках отводится игровым технологиям, так как использование этой технологии,

пробуждает интерес к предмету, способствует коммуникативной активности, развивает творческие способности. Часто, на уроках литературного чтения, использую игры различного типа, а жанр произведения, конкретное содержание, целевые установки урока помогают избрать форму игры. Если возьмем, к примеру, тему «Загадки о животных» во 2 классе, то загадывание – это игра-шутка, рассчитанная на смекалку и догадливость и, разгадывая загадки, школьники узнают о своеобразии загадок, о том, с помощью

каких языковых средств они создаются. Основываясь на это, дается задание - сочинить свои загадки о животных. Отдельные игры помогают получить первичное представление о структуре произведения: это игры с деформированным текстом или с разбросанными иллюстрациями. Применяя набор иллюстраций по народным сказкам, дается задание: рассказать эпизод, представленный на иллюстрации; вспомнить сказку, разложить рассыпанные иллюстрации в таком порядке, чтобы восстановить содержание сказки. На уроках литературы, мною, так же, проводятся КВНы, литературные

викторины, конкурсы, которые побуждают интерес к чтению. Содержание каждый игры определяется особенностями произведения. Если это изучение произведения, где мы сталкивается с новыми словами, то начинаю урок со словарной игры, «Лучший толкователь слов» или сама даю трактовку новых слов, а учащиеся только отгадывают его. Для обогащения словарного запаса, при анализе произведения, часто употребляю пословицы и поговорки, которые научат понимать образ, поведение, эмоции того или иного героя. После чего, даю задание: придумать ситуацию, в которой было бы уместно применение данной пословицы или поговорки. Работая в школе, я убеждена, что развитие речи является основным этапом становления младших школьников. Такие уроки являются составной частью изучения грамматико-орфографических тем, всех видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо). Большое внимание уделяю работе с текстом, которые подбираю так, чтобы они носили воспитательно-познавательный характер, что позволяет мне воздействовать на нравственно – этические качества ребёнка, совершенствовать его знания об окружающем мире.

На уроках чтения как можно чаще даю учащимся возможность говорить о том, что они чувствовали, переживали во время чтения, говорить о собственном настроении; уметь оценивать поступки героев

произведения, отношения автора к описываемым событиям. Оценивая поступки героев прочитанного произведения, ученик должен аргументировать свой ответ. При чтении сказок и рассказов задаю вопрос: “Могла ли быть другая завязка у сказки или рассказа?”, или “Измени рассказ или сказку так, чтобы конец был радостным”; используем прием «если бы…», например, «Что случилось бы, если бы…»; прием, связанный с переработкой известной сказки в связи с введением в нее нового элемента. «Угадай предмет» (выделение признаков предмета); «Необычное использование» (предлагается перечислить способы использования различных вещей). Данные упражнения помогают учащимся рассматривать предметы, явления, различные задания с разных точек зрения, учат рассуждать, доказывать и высказывать оригинальные идеи.

Включение в структуру уроков подобных заданий создает возможность вовлечь учащихся в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления школьников.

Уже с первого класса можно выделить группу детей, которые отличаются от других по своим способностям. После наблюдений, бесед с родителями и проводимой диагностики, составляется план работы с одаренными

детьми. Такие дети активны не только в учебе, они посещают несколько кружков и секций, выполняют различные творческие работы.

Большая работа должна проводиться среди учащихся и их родителей о значимости участия в различных творческих конкурсах, проводимых в классе, школе, городе, области и т.д. Совместно с родителями помочь

ученику достичь поставленных целей. С каждым годом количество желающих участвовать в конкурсах, я уверена, увеличится и повысится результативность. Во внеурочной деятельности одной из самых результативных форм развития творческих способностей,

являются праздники и спектакли! Поистине, каждый ребёнок – это чудо! В них прячется неиссякаемая возможность фантазировать и творить. Для меня значительно, чтобы каждый мог выразить себя и как исполнитель, и как организатор. Поэтому эта форма внеклассной работы мне очень близка, поскольку при подготовке к ней вырабатываются способности, развивающие организаторские навыки, стимулируются творчество и инициатива, укрепляются межличностные взаимоотношения, определяются благоприятные ситуации для дружного коллектива. На этом месте моя основная роль – выявить в полной мере дарования и способности детей, вселить уверенность в свои силы. С развитием творческих способностей развивается и личность ребенка. Дети становятся активными, чаще проявляют инициативу, у них появляется уверенность в собственных силах.

Я уверена, что человеку творческому в будущем будет легче адаптироваться в новых условиях, что жизнь его будет интереснее, он справится с любой сложной ситуацией и реализует себя как личность. Считаю, что в начальной школе урочная и внеурочная деятельность - единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Каждый ученик может реализовать свои творческие потребности. Выбранная мной тема очень важна, интересна и всегда актуальна. Именно творческие способности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.











Литература


1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. — М., 1987 .

2. Баев П. М. Играем на уроках русского языка. — М., 1989 .

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.,





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!