СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление для учителя изобразительного искусства на заседании ШМО.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства.»

Развитие творческих способностей на уроках

изобразительного искусства.

"Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут

в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой."
В.А. Сухомлинский


Формирование творческой личности - одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффек­тивное средство для этого - изобразительная деятельность ребенка.

Изобразительное искусство в школе осваивается детьми через творче­скую деятельность (рисование, лепка, художественное моделирование, ап­пликация и т.д.), что позволяет повысить мотивацию обучения, реализовать художественно - творческие способности и интересы учащихся. Изобрази­тельное искусство - предмет многогранный и очень интересный, поэтому очень важно в работе использовать как можно больше различных техник, приемов, таким образом можно заинтересовать каждого ребенка и способ­ствовать развитию его творческих способностей.

В новых образовательных стандартах второго поколения особое внима­ние обращено на личностный рост учащегося. Личностный характер прояв­ляется в том, что ребенок реализует свое собственное "Я" через самостоя­тельную деятельность, принятие самостоятельного решения, оценивание сво­ей работы. Главным условием развития творческих способностей учащегося является удовольствие от умственной деятельности, ярко выраженные положительные эмоции. На уроках изобразительного ис­кусства это проявляется в авторском стиле учащегося, в умении использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путём трансформации известных (с использова­нием средств изобразительного языка). Творческая папка, в которой собраны и хранятся результаты творческой деятельности учащегося может стать допол­нительным баллом при поступлении в высшие учебные заведения художе­ственной направленности.

Творческие способности - это индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к знанию, к приложению усилий. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности в достигнутых успехах.

Деятельность человека, результатом которой является ни воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий является творческой. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.

С помощью воображения мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре и изобразительной деятельности, а также в тех видах предметно-практической деятельности, где ребенок сочиняет и фантазирует, сочетая реальное с воображаемым.

Творчество не является уделом избранных, оно является необходимым условием для существования человека. Н. Рерих способность личности к творчеству охарактеризовал, как птицу, «которая не может не петь, ибо её песнь есть выражение её сущности». И моя задача, как учителя изобразительного искусства, помочь каждому ученику раскрыться, самоопределиться, реализоваться как творческим личностям. 

 Ввиду ограниченности урочного времени, школьники не всегда могут в полной мере реализовать свои возможности. Поэтому на кружковых занятиях, дети могут не спеша выполнить работу, проявляя при этом свою фантазию и воображение.

Уроки искусства способствуют снятию нервно – психологических перегрузок, помогают восстанавливать положительный эмоционально – энергетический тонус учащихся.

Эффективное общение с учащимися обеспечивает благоприятную эмо­циональную атмосферу, что является предпосылкой для развития мотивации достижения и творческого характера учебной деятельности. Считаю очень важным внедрять на уроках технологии оздоровления детей различными средствами: создание комфортного психологического климата на уроке, моменты релаксации, динамические паузы, проявление толерантности, артистизм. Психологическое тестирование (методика «Цветопись настроения») позволяет определить самочувствие учащихся на уроке.

Уроки искусства и внеклассные занятия содержат в себе огромный твор­ческий потенциал и вместе с другими учебными предметами они оказывают заметное развивающее воздействие на ребенка. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же я стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.

Индивидуальную работу с учащимися я веду так, чтобы все учащиеся, в особенности те ребята, которые испытывают трудности при выполнении задания, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от учеников наиболее успешно выполняющих творческую работу. Научить ребенка работать самостоятельно, с полной отдачей сил и создать благоприятные условия для развития учеников с наиболее выдающимися способностями.

Уроки ИЗО привлекательны, наверное, потому что различия в способностях детей на них не имеют особого значения. Каждый ребёнок интересен на этом уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. На этом уроке дети могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать, рассуждать, творить красоту и находят в этом творении счастье.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительно­сти, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творче­ского общения. Периодическая организация выставок даёт детям возмож­ность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Заня­тия дают много возможностей для самовыражения и развития способностей воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремление самому создавать прекрасное, оценивать красивое в окружающих предметах.

Процесс детского изобразительного творчества приобретает характер ди­зайнерской деятельности. Для того, чтобы ребёнок не был ограничен в средствах передачи художе­ственного образа, необходима взаимосвязь видов изобразительной деятельности, при которой у ребенка есть право выбора наиболее вырази­тельного средства для создания конкретного образа. Очень важно давать де­тям возможность проявлять свои способности, реализовывать творческие за­мыслы. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

На занятиях ИЗО ребята осваивают различные художественные  материалы  (краски гуашь и акварель, карандаши, ткани, пластилин, бумага, картон).  В наше время появилось очень много новых художественных материалов для обогащения творческого процесса: разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной структуры и фактуры. Овладевают такими  инструментами  как кисти, стеки, ножницы и т.д. Разнообразие инструментов позволяет расширить диапазон видов творческих работ.

В работе с детьми исхожу из уже проявленных способностей (графика, живопись, лепка, декоративно - прикладное искусство).

Для успешной реализации задач и развития творческих способностей максимально использую интерес, предоставляя им право выбора. На своих уроках я использую элементы арт-терапии, что позволяет с помо­щью изобразительного искусства учить детей выражать свои чувства и фор­мировать у них позитивное мировосприятие.

Современное общество ставит перед учителем изобразительного искусства задачу творческого развития личности ученика в новых информационных условиях, способного к эстетическому освоению мира, ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Применение информационных технологий в преподавании изобразительного искусства позволяет более успешно решать задачи по развитию образного и творческого мышления, по воспитанию познавательного интереса, коллективизма и коммуникативности в процессе обмена данными между учащимися при обсуждении или создании совместных проектов.

Формирование разносторонней творческой личности ребенка потребовало от меня внедрения в образовательный процесс новых педтехнологий, отбор форм и методов урока, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся в соответствии с целями и задачами преподавания изобразительного искусства. Актуальность внедрения инновационных педагогических технологий обусловлена обновленным подходом к образовательному процессу, необходимостью формирования интеллектуально-творческой, способной к самостоятельной деятельности личности.

Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства можно использовать следующие методы обучения:

Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.

Метод индивидуальной и  коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность  учащихся, помогает найти верное решение из всех возможных.

Метод свободы в системе ограничений. С одной стороны, постоянно активизировать творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, а с другой, приучать чётко придерживаться ограничения.

Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках необходимо демонстрировать многовариантные возможности решения одной и той же задачи.

Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуации успеха, которую стараюсь создать на своих уроках.

Значение уроков ИЗО для развития творческих способностей исключительно велико, так как оно обладает многими ценными свойствами.

Урок искусства для каждого ребёнка должен стать ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Это особый урок. Он должен быть каждый раз новым, не похожим на предыдущий, с особой эмоциональной атмосферой увлечённости. Созданный при помощи живого слова, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций, использования компьютерных программ.

 





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!