СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей на уроках литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание опыта работы по развитию творческих способностей

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей на уроках литературы»

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Одна из самых серьезных и трудных задач - это научить детей думать, умение мыслить творчески, самостоятельно. Думаю, что этим и занимаемся мы, учителя русского языка и литературы, на своих уроках.

На уроках литературы я стараюсь своих учеников не только ввести в мир прекрасного, приобщить их к образцам ответственной и мировой художествен-ной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей, воспитать по-требность в чтении, интерес к литературе, научить понимать художественное слово, но и развивать литератуно-художественные задатки, речевое творчество, потребность и умение владеть богатствами родной речи.

В.А. Сухомлинский ставил слово в основу творчества, чуткость к красоте слова считал огромной силой, облагораживающий духовный мир ребенка.

В своей работе стараюсь поощрять и развивать литературное творчество школьников, ведь это проявление активных сил души, формирование интеллекта. Использую систему индивидуальных творческих работ. От класса к классу характер заданий усложняется. Если в V -VI классах в качестве индивидуального задания дается сочинение загадки, сказки, небольшого рассказа из жизненного опыта, то в старших классах могут быть предложены такие творческие работы, как самостоятельные художественные зарисовки, создание литературных портретов, очерки, репортажи, стихотворения, а также исследовательские работы на основе литературного краеведения, музейных материалов.

Воспитывать у школьников глубоко личное, эмоциональное отношение к художественному произведению помогают небольшие письменные работы на один урок или часть урока. Они дают ученику чаще высказать свои мысли о прочитанном, делиться впечатлениями, эмоционально откликаться на мысли автора, воспитывают внимание и художественные детали, учат анализировать и сопоставлять литературные явления.

Развивают художественное воображение, творческое начало письменные работы по сопоставлению литературного текста и иллюстрированных материалов к нему, отдельного эпизода и его экранизации.

Хорошее знание содержания, интерес к произведению дают пищу и для таких работ, которые предполагают как бы продолжение авторской мысли.

Конечно, сочинение - одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика, росту его сознательного отношения к жизни, но и немаловажное значение имеет и хорошее владение устной речью, умение отстаивать свою точку зрения. Этому способствует внимательное, глубинное проникновение в содержание художественного произведения. И я согласна с теми, кто утверждает, что этот практически бесконечный процесс в школе не завершается, а только начинается и продолжается в течение всей жизни человека.

Успешно совершенное постижение художественного произведения протекает, когда в осмысление созданного писателем включаются чувства и весь опыт юного читателя, когда художественное восприятие и познание опираются на эмоциональную, нравственную, общеобразовательную подготовленность, когда восприятие становятся эстетическим фактором, в свою очередь активно развивающим культуру чувств, поэтическую наблюдательность, читательский интеллект. Непрерывно меняющийся опыт человека приводит к тому, что каждый раз воображение по-новому воссоздает нарисованные писателем картины, - от-сюда ощущение новизны, углубление впечатлений при повторном и последующих обращениях к произведению.

Для глубокого понимания  изображенного в искусстве слова необходимо, с одной стороны, мобилизовать прошлые представления, впечатления, понятия, с другой - творчески трансформировать их на основе ориентиров, намеченных писателем, довести до состояния образа, приближающегося к данному в произведении. Необходима социальная подготовка. Мысль эта звучала еще в работах В.Г. Белинского: "Для полного, истинного постижения искусства, а следовательно, и полного, истинного наслаждения им, необходимо основательное изучение, развитие: эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на степень эстетического вкуса, приобретаемого изучением и развитием. А это возможно только для тех, кто на искусство смотрит не как на приятно препровождение времени, веселое занятие от  нечего делать или легкое средство от скуки, но кто видит в искусстве серьезное дело, требующее размышления, развивающее ум и сердце. Это та же наука, та же ученость, потому что для истинного постижения искусства нужно много и много, всегда и всегда учиться, и притом, многому такому, что, по-видимому, находится совершенно вне сферы искусства".

Потребность в общении с искусством, интерес к нему удовлетворяются на основе трех каналов связи: при помощи  непосредственного общения к произведениям, посредством получения информации об искусстве, в процессе собственной творческой деятельности.

На уроках в процессе самостоятельной домашней работы, регламентированной требованиями программ и направляемой учителем, школьники знакомятся с большим количеством литературно-художественных текстов, осваивают обширную информацию о языке искусства слова и закономерностях его развития. По-другому складывается собственно-творческая деятельность, но не репродуктивная, какой она преимущественно бывает, когда учащиеся пишут сочинения на темы, связанные с постижением изучаемых литературно-художественных произведений, а продуктивная, в основе которой - создание оригинальных собственных художественных решений.

Конкретность художественного образа не терпит абстрактного восприятия. Образ в этом случае рассыпается, перестает существовать, а стало быть, и не будет целенаправленно воздействовать на сознание учащихся своими специфическими свойствами, среди которых наиболее характерно и сильно эмоциональное воздействие. Вот почему изучение художественной литературы нельзя обособить от системы формирования образного мышления, которое является условием и создания, и постижения искусства.

Умение видеть изображенные в литературно-художественном произведении предметы, явления, события, людей, остро воспринимать их чувства - качества, развиваемые опытом. Увидеть созданную писателем картину, наполнить ее живыми красками, звуками, запахами, биением жизни может научить опыт деятелей искусства.

В моей практике не часто встречались учащиеся, способные без специальной и упражнений мгновенно вообразить прочитанное, поэтому я стараюсь пробуждать в учащихся мыслителей, поэтов, художников, способных постичь мир чувств, видеть краски, звуки, недоступные неподготовленному человеку. А это становится возможным при изучении художественных произведений, все этапы анализа развивают учащихся, вводят в творческую лабораторию, вдохновляют на собственное творчество. Так возникает двуединая по своему существу задача - вооружение учащихся методами самостоятельно постижения произведений искусства слова в их специфике и пробуждение стойкого интереса к изучаемым текстам, желания еще и еще раз к ним возвратиться, формирование высокого художественного вкуса и эстетических потребностей, нравственное воспитание; формирование духовного богатства и научного мировоззрения.

Решающим условием развития литературно-творческих способностей школьников является повседневная работа учителя с учетом интересов, способностей и подготовленности учеников. Развивая воображение, образное мышление школьников, постепенно углубляя их самостоятельность в ходе работы с текстом художественного произведения, устных и письменных литературных опытов, учитель учит "мыслить с пером в руках", формирует творческую личность.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!