СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие творческих способностей старшеклассников на уроках математики в условиях профильного обучения»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы, как педагога-исследователя. 

Просмотр содержимого документа
««Развитие творческих способностей старшеклассников на уроках математики в условиях профильного обучения»»

«Развитие творческих способностей старшеклассников на уроках математики в условиях профильного обучения»


(из опыта работы учителя математики, педагога-исследователя Л.В.Касюк)

Реализуя одну их основных целей образования – развитие личности каждого ребёнка, мы встречаем ряд противоречий: между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и учебным планом, режимом школы; между ориентацией нового содержания образования на развитие способностей учеников и традиционными методами и формами обучения; между растущим объёмом школьного математического содержания и господством традиционной системы методов контроля. Поиски путей преодоления этих противоречий и привели к осознанию необходимости активно внедрять в практику своей работы современные технологии, в том числе и информационно-коммуникационные для развития творческих способностей старшеклассников на уроках математики и во внеурочное время в условиях профильного обучения.

Одной из основных задач образовательного процесса является повышение качества обучения, что в свою очередь, неразрывно связано с разработкой проблемы развития творческих способностей старшеклассника на уроках математики в условии профильного обучения. Исследования по рассматриваемой проблеме показывают, что традиционный образовательный процесс преимущественно определяется репродуктивной деятельностью учащихся, рассчитанной на запоминание и воспроизведение полученной информации, а развитие творческих способностей старшеклассника на уроках математики в условии профильного обучения остается без должного внимания. Решение данной проблемы требует особого внимания, поскольку развитие творческих способностей старшеклассников на уроках математики в условиях профильного обучения формирует внутреннюю потребность в непрерывном самосовершенствовании, систематическом освоении новых знаний и практическое их применение, быть устремленными в своем дальнейшем развитии. Профильное обучение в школе представляет новые возможности в организации учебно-исследовательской деятельности школьников и развитии творческих способностей старшеклассников на уроках математики. Развить творческие способности старшеклассников на уроках математики в условиях профильного обучения можно через внедрение метода проектов и применения элективных курсов. Профильное обучение в старших классах за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать для учащихся условия в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении подготовки к ЕГЭ и, как правило, продолжения образования. Структура, содержание и организация образовательного процесса профильного обучения соответствует федеральным государственным стандартам нового поколения и способствует развитию творческих способностей старшеклассников на уроке математики. При профильном обучении элективный курс расширяет содержание образования предмета математика. Цель изучения элективных курсов – ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.

Применение элективных курсов в профильных классах развивает логическое мышление, творческие способности старшеклассников; знакомит учеников с математикой как с общекультурной ценностью. Применение элективных курсов вырабатывает понимания учащимися того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя; развивает познавательную активность школьников и творческий подход к решению математических задач; формирует представления об идеях и методах математики.

При реализации элективных курсов результативность определяется количеством и качеством самостоятельно решенных математических задач уровня возможностей (то есть задач так называемой «конкурсной математики», требующих специальных эффективных приемов решения и также задач ЕГЭ части В и С), повышается уровень развития творческих способностей старшеклассников.

Вовлечение в творчество, само творчество возникают именно в процессе обучения решению задач. Решение любой задачи – это, прежде всего творчество, чем сложнее задача, тем больше умственных усилий она требует и тем лучше служит развитию учащегося. Для развития дивергентного (открытого, творческого) мышления и выявления личностей, способных видеть и ставить задачи, стремящихся выйти за рамки поставленных условий, я использую следующие виды творческих задач: творческие задачи; исследовательские задачи; конструирующие задачи; нестандартные задачи и занимательные задачи. Уникальность занимательной нестандартной задачи служит мотивом к учебной деятельности, развивая и тренируя мышление вообще, и творческое, в частности. Поэтому нестандартные задачи способствуют приобщению учеников к творческому поиску, активизирует их самостоятельную и исследовательскую деятельность. Особое значение в своей практике уделяю классу задач, где используется функционально-графический метод решения задач с параметрами в 9-11 классах.

Основу нестандартных задач на уроках математики составляют задачи, непосредственно связанные с программным материалом с учетом воздействия на мыслительную деятельность обучающихся. Для каждого занимательного материала, который использую на уроке, выясняю: будет ли он занимательным для учеников данного класса? Органично ли он войдет в структуру урока? Будет ли его использование эффективным? Будет ли он способствовать развитию творческих способностей старшеклассников? При решении нестандартных задач, учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, которая способствует развитию творческих способностей старшеклассников на уроках математики в условии профильного обучения. Принципы, на которых основывается педагогическая техника исследовательской деятельности:

  1. Принцип свободы выбора. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор;

  2.  Принцип дифференцированного подхода. Учет особенностей контингента учащихся, как основы дальнейшего развития;

  3. Принцип индивидуальности. «Все наши замыслы превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться», - писал В. А. Сухомлинский, на уроках стараюсь проявлять индивидуальные способности учащихся, помогая каждому ученику развиваться творчески;

  4. Принцип открытости. Не только давать знания – но и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса, использовать в изучении открытые задачи;  

  5. Принцип педагогики сотрудничества. Считаю, что каждый урок должен иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, определяя его содержание, выбор методов, средства обучения и воспитания, способы организации учащихся. Хороший урок получится, если присутствует взаимопонимание между учителем и учеником, что называется педагогикой сотрудничества, в основе которой лежат межличностные отношения;

  6. Принцип  деятельности. Ученик должен научиться использовать их в жизни;

  7. Принцип обратной связи. Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи;

  8. Принцип идеальности. Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе обучения

Систематическая работа такого плана позволяет развивать творческие способности старшеклассников на уроках математики в условиях профильного обучения, давать им советы по поступлению в ВУЗы. Учащиеся, у которых хорошо развиты все компоненты математических способностей и при этом имеются педагогические наклонности, ориентирую на педагогический ВУЗ.

В ходе своей деятельности решаю воспитательные цели:

  • Формирование моральных и волевых качеств, способствующих проявлению разумной смелости, решительности, уверенности ребенка, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;

  • Формирование чувства прекрасного;

  • Создание условий для проявления положительных эмоций.

Вовлечение старшеклассников на уроках математики в активную учебно-познавательную деятельность, используя метод проектов на уроках математики в условиях профильного обучения, изучение элективного курса, максимальное использование самостоятельности учащихся в добывании знаний, применение личностно-ориентированного подхода в обучении и дифференциации позволяет обеспечить положительную динамику творческих способностей, успешную сдачу ЕГЭ (100%), рост познавательной творческой активности учащихся, усиление прикладной направленности творческих работ.