Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы, формирование речевого общения.
Выполнила учитель русского языка и литературы Майкопского района Гончарова Ирина Александровна
2020 г.
Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, в каждом есть индивидуальное своеобразие.
Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы – как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.
«Ребенок не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь» . Ф.Рабле.
В соответствии с требованиями стандартов второго поколения во главу образования ставится личность ученика, её саморазвитие, самосовершенствование. Основная цель образования - научить ученика учиться. Учитель формирует и развивает у ученика способность к самостоятельному управлению собственной деятельностью, к управлению самим собой как её субъектом.
Задача учителя состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка. То есть раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей,
решением сложных проблемных
ситуаций.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы позволяет:
● более интересно и насыщенно проводить уроки,
● активизировать читательскую деятельность учащихся,
● формировать нравственные качества современной личности, способной к самообразованию, самореализации и мобильной адаптации в меняющихся условиях современности.
Преимущества, получаемые учителем, при выполнении творческих работ учащимися:
● возрастает качество процесса обучения, так как в работу включаются несколько органов чувств учащихся (слух, зрение, ощущение);
● значительно успешно происходит воздействие на эмоциональную сферу учащихся, а, следовательно, удается задействовать непроизвольную память, которая является залогом прочных знаний. Учитель должен удивлять детей!
Связь урока с современностью позволяет заинтересовать учащихся и получить реальный результат.
Основная педагогическая идея – каждый ребенок способен созидать и творить.
Развитие творческих способностей осуществляется учителями русского языка и литературы в наших школах через технологию развития критического мышления, проектно – исследовательскую, компьютерные и игровые технологии.
Задания на уроках русского языка, способствующие формированию и развитию творческих способностей:
- эвристические задачи;
-этимологические экскурсы;
- составление опорных сигналов, схем;
- отражение наблюдений в рисунках, иллюстрациях;
- выразительное чтение, инсценировки сказок или других произведений ;
- написание сказок.
Этимологический экскурс Орфограмма: мягкий знак после шипящих
в наречиях
Объяснить исключения уж, замуж, невтерпёж
можно следующим образом:
эти наречия произошли от существительных
уж, терпёж, муж,
которые относились ко второму склонению и писались без мягкого знака.
Составление опорных схем и алгоритмов
Н и нн в суффиксах прилагательных
Определи, от какой части речи образовано слово.
От существительного?
Да
Определи, какой суффикс прибавлен к основе?
-ан, -ян, -ин
-онн, -енн, -н
Да
Да
Пиши - нн
Пиши - н
Исключения: оловянный,
Исключения:
ветреный (но безветренный)
деревянный, стеклянный
Отражение наблюдений в рисунках и иллюстрациях.
Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.
От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
Где-то песнь соловья
Вдалеке я слышу.
Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И березы стоят,
Как большие свечки.
И вдали за рекой,
Видно, за опушкой.
Сонный сторож стучит
Мертвой колотушкой.
С.А. Есенин, 1910
Вот уж вечер…
Роса блестит на крапиве…
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве…
Заочная экскурсия по лермонтовским местам.
Красивые пейзажи не могут никого оставить равнодушным. Лермонтов еще в ранней юности посвятил следующие строки:
Кругом, налево и направо,
Как бы остатки пирамид,
Подъемлясь к небу величаво,
Гора из-за горы глядит;
И дале царь их величавый,
Туманный, сизо-голубой,
Пугает чудной вышиной.
Выпуск тематических стенгазет.
Использование творческих работ учащихся способствует развитию устойчивого внимания, повышает мотивацию к учебе, облегчает овладение сложным материалом. Кроме того, уроки, на которых используются и демонстрируются творческие работы детей, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (привлекательности). В результате дети, которые на уроках обычно пассивны, активно высказывают свое мнение.
Активными и самостоятельными, стремящимися к развитию своих творческих способностей мы хотим воспитать своих учеников.
Спасибо за внимание!