Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Многопрофильный лицей имени 202-ой воздушно-десантной бригады»»
«Развитие творческих способностей учащихся
на уроках физики посредством использования метода проектов»
Гориванова Т.В.
учитель физики
ХАБАРОВСК – 2020 г.
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ НАУЧНОГО И ПРАКТИЧЕСКОГО
ОПЫТА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОЕКТНОГО
МЕТОДА…………………………………………………………
Историческая справка…………………………………………….
Требования к учебному проекту…………………………………
Классификация проектов…………………………………………
Этапы работы над проектом……………………………………..
Общеучебные умения и навыки………………………………….
ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
2.1. Проектирование на уроке физики ……………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..
Введение.
Современные тенденции наметившихся школьных преобразований предопределяют необходимость перевода образования на новую парадигму, составляющую новую «образовательную философию», в основе которой лежит мотивационно-системный подход и личностно-ориентированные цели его осуществления. Ориентация на человека и его потребности, создание в школе условий, обеспечивающих всестороннее развитие личности каждого учащегося и учителя и мотивацию их на эффективную самоуправляемую индивидуальную и коллективную деятельность – такова суть новой парадигмы образования, его обновления в современных условиях.
Сравнение фактического и желаемого состояния дел в школе свидетельствует о наличии следующих противоречий:
- между тотальным характером образования в учреждении и идеей личностно-ориентированного образования;
- между традиционными формами обучения и необходимостью перехода к современным подходам в образовании.
Разрешение этих противоречий – один из важнейших путей обновления школы. В этом мы и видим цель нашей работы.
Что характеризует школу сегодня? Какой ей быть завтра? Этими вопросами сейчас озадачен каждый учитель, стремящийся на основе оценки достигнутого спрогнозировать развитие своего образовательного пространства. Существует стратегический ориентир, без учета которого школа не сможет стать развивающей и развивающейся. Это перевод учащихся и учителей в режим саморазвития – высшая цель преобразования педагогического процесса. Т.е в центре педагогики оказывается человек – его восприятие, познание, самопознание.
Таким образом, на каком-то этапе образование перестало удовлетворять потребности личности, возникла потребность в инновационных методах обучения. Критериями инноваций являются:
- изменение отношения педагога к статусу учащегося;
- изменение структуры и функции знаний;
- создание условий в образовательном процессе для взращивания индивидуальности из коллектива субъектов или из коллективного субъекта;
- отказ от оценки за подобие и за соответствие образцу и культивирование самооценки, где самооценка выступает как оценка себя относительно себя.
Работая на протяжении ряда лет над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их творческих способностей, мы убедились в том, что значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся. Наиболее эффективно её можно осуществлять за счёт целостной организации образовательного процесса, использование прогрессивных образовательных технологий и методов. Особую значимость при этом приобретает метод проектов, который позволяет школьникам овладеть умением построение цепочки: от идей через цели, задачи, мозговой шторм до реализации и защиты своего проекта.
Проектная деятельность основана, прежде всего, на развитии самостоятельности учащихся, гибкой организации процесса обучения. В результате полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, осваиваются не только конкретные поисковые действия, но и системные подход к решению различных, в том числе и сугубо житейских задач.
В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащегося. В нем изменяются ролевые функции ученика и учителя. Ученик становится полноправным субъектом взаимодействия с учителем. Основной функцией педагога становится консультирование, позволяющее школьнику в процессе выполнения проекта реализовать логическую технологическую цепочку:
1) выбор учеником, на основе сформировавшегося интереса, темы проекта и форма его выполнения (индивидуальная или групповая);
2) определение целей и задач проекта;
3) работа над проектом и написание отчета;
4) защита реферата по проекту и рефлексия полученных результатов.
Конечно, на различных этапах проектирования роль педагога меняется,
однако стержнем его работы с учеником является роль консультанта и помощника.
1.1. Историческая справка.
В Федеральной программе развития образования (утвержденной 10 апреля 2000 г., N 51-ФЗ) одним из основных направлений названо «развитие научно-исследовательской и научно-технической деятельности организаций системы образования, интеграция науки и образования». Требование интеграции науки и образования, развития и формирования исследовательских навыков учителей и учащихся становится особенно актуальным в наши дни, поскольку интенсификация процессов научно-технического прогресса стимулирует необходимость пожизненного образования. «Бежать со всех ног, чтобы только остаться на месте», - эта крылатая фраза, принадлежащая перу великого писателя и ученого Льюиса Кэрролла, должна стать девизом для всех, кто стремится добиться успеха в жизни и карьере.
Педагогика располагает различными методиками формирования исследовательских навыков. Это, прежде всего, технологии проблемного обучения, метод проектов, моделирование и другие. Исторически метод проектов появился в середине прошлого века, когда в поисках новых форм организации учебных занятий некоторые школы обратились к опыту ВУЗов. Близка к проектным технологиям обучения система организации занятий в школе, при которой осуществляется сочетание занятий в больших аудиториях, в малых группах и индивидуально. Такая технология получила название “план Трампа”. Эта система была разработана профессором педагогики из США Ллойдом Трампом в 60-х годах XX века и лет 30 тому назад пользовалась популярностью в школах Америки. В 80-х годах план Трампа был модернизирован в нашей стране в лекционно-семинарскую систему обучения, которая до сих пор используется некоторыми учителями (особенно при преподавании гуманитарных и естественно-научных дисциплин).
В начале XX в. в г. Дальтон (США) педагог Елена Пархерст предложила лабораторный план организации занятий: учителя выдавали письменное задание каждому учащемуся, уроки отменялись. Учащиеся работали над материалом индивидуально и сдавали учителю отчет о проделанной работе. Лабораторный план организации занятий стал известен во всем мире под названием дальтон-плана. И хотя в своем первоначальном варианте он просуществовал недолго (так как учащимся было не под силу самостоятельное освоение учебного материала), дальтон-план считают родоначальником проектного обучения.
Проектное обучение иногда рассматривают в качестве альтернативы классно-урочной системы обучения. Однако мы считаем, что его следует использовать как дополнение к другим видам обучения. В современной школе можно выделить четыре основных направления, при котором эффективно применение метода проектов: 1) проект как метод обучения на уроке; 2) проектные технологии дистанционного обучения; 3) для формирования исследовательских навыков школьников во внеурочной работе; 4) как метод организации исследовательской деятельности учителей.
1.2. Требования к учебному проекту.
Цель внедрения проектного метода: создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления.
Задачи решаемые в процессе реализации проектного метода:
развитие познавательных способностей учащихся;
совершенствование способностей к самообразованию;
развитие умения ориентироваться в информационном пространстве и выделять главное;
обучение школьников рефлексии;
обучение учащихся умению публично выступать;
развитие у школьников критического мышления.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы, с одной стороны, за счет использования разнообразных методов и средств обучения, а с другой - путём интегрирования знаний и умений из различных областей науки, техники, искусства.
Для учащихся работа над проектом представляет интерес только в том случае, если они видят реальные и осязаемые результаты своей деятельности.
Актуальность метода проектов заключается еще в том, что он способствует:
- активной, самостоятельной, инициативной позиции учащихся в учении;
- развитию общеучебных умений и навыков: исследовательских, рефлексивных, оценочных;
- формированию компетенции (знаю как);
- развитию познавательного интереса учащихся;
- связи обучения с жизнью.
Требования к теме проекта:
Должна заинтересовать учащихся.
Предоставить возможность организовать различные виды творческих работ в рамках проекта.
Предполагать эффектное завершение проекта.
Соответствовать возрастным особенностям учащихся.
Основные требования к использованию метода проектов:
Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы (задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.)
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);
- выдвижение гипотезы их решения;
- обсуждением методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и прочее);
- обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и т.д.)
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
1.3. Классификация проектов.
Все виды проектной деятельности можно классифицировать по подходам:
По доминирующей деятельности учащегося:
- практико-ориентированный проект;
- исследовательский;
- информационный;
- творческий;
- ролевой.
По комплексности и характеру контакта:
- монопроекты (в рамках одного предмета, области знаний);
- межпредметные (выполняется во внеурочное время);
- внутриклассные, внутришкольные, международные, региональные, межрегиональные.
По продолжительности:
- мини-проекты (1 урок или часть урока);
- краткосрочные (4-6 уроков);
- недельные проекты (30-40 часов);
- годичные проекты.
Вот далеко не полный перечень возможных выходов проектной деятельности:
WеЬ-сайт; анализ данных социологического опроса; бизнес-план; видеофильм; видеоклип; выставка; газета; журнал; игра; макет; мультимедийный продукт; оформление кабинета; пакет рекомендаций; публикация; серия иллюстраций; система школьного самоуправления; сказка; справочник; сравнительно-сопоставительный анализ; статья; сценарий; учебное пособие; чертеж; экскурсия.
Направления проектного обучения
1) проект как метод обучения на уроке;
2) проектные технологии дистанционного обучения;
3) для формирования исследовательских навыков школьников во внеурочной работе;
4) как метод организации исследовательской деятельности учителей
1.4. Этапы работы над проектом.
Работа над проектом обычно включает следующие этапы: подготовка, планирование, исследование, получение результатов и выводов, представление отчета, оценка результатов и процесса. В наиболее общем виде можно представить взаимосвязь этапов деятельности в виде схемы . Хотелось бы обратить внимание на то, что проектные технологии обучения воспроизводят процессы исследовательской деятельности, поскольку содержат цикл и подразумевают спиралевидные процессы движения от незнания к знанию (в отличие от традиционных линейных технологий обучения).
Деятельность учащихся и учителя на уроке при выполнении проекта представлена ниже в виде таблицы.
Этапы проектной деятельности
Учитель | Учащиеся |
1 этап – погружение в проект (выбор темы проекта) |
Формулирует: - проблему проекта; - сюжетную ситуацию; - цель и задачи. | Осуществляют: - личностное присвоение проблемы; - вживание в ситуацию; - принятие, уточнение и конкретизация цели и задач. |
2 этап - организация деятельности (планирование) |
Организует деятельность – предлагает: - организовывать группы; - распределить амплуа в группах; - спланировать деятельность по решению задач проекта; - возможные формы презентации результатов. | Осуществляют: - разбивку на группы; - распределение ролей в группе; - планирование работы; - выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов. |
3 этап – осуществление деятельности (поиск информации) |
Не участвует, но: - консультирует учащихся по необходимости; - ненавязчиво контролирует; - дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость; | Работают самостоятельно: - консультируются по необходимости; - «добывают» недостающие знания; |
4 этап – осуществление деятельности (создание продукта) |
- Не участвует, но: - консультирует учащихся по необходимости; - ненавязчиво контролирует; - даёт советы по оформлению продукта - репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов. | - Работают самостоятельно: - консультируются по необходимости; - оформление результатов выполнения задания - подготавливают презентацию результатов. |
5 этап - презентация |
Принимает отчет: - обобщает и резюмирует полученные результаты; - подводит итоги обучения; - оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и т.д.; - акцентирует внимание на воспитательном моменте: умение работать в группе на общий результат и др. | Демонстрируют: - понимание проблемы, цели и задач; - умение планировать и осуществлять работу; - найденный способ решения проблемы; - рефлексию деятельности и результата; - дают взаимооценку деятельности и ее результативности. |
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетентности и ценности.
1.5. Общеучебные умения и навыки.
Метод проектов — это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.
Проектирование — это целенаправленная деятельность по нахождению решения проблем и осуществлению изменений в окружающей среде (естественной и искусственной).
Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций преодоления трудностей; приобщение его к проникновению в глубь явлений, процессов, конструирование новых объектов, процессов и т.д.
Учебный творческий проект — это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем учителя.
В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.
Можно выделить следующие основные общеучебные умения и навыки, которые приобретает учащийся в результате работы над проектом:
Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться?
Поисковые умения:
- самостоятельно генерировать идеи, привлекая знания из других областей;
- самостоятельно искать информацию;
- запросить информацию у учителя, консультанта;
- находить несколько вариантов решения проблемы;
- выдвигать гипотезу;
Устанавливать причинно-следственные связи.
Навыки оценочной самостоятельности.
Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- коллективного планирования;
- взаимодействия с любым партнером;
- взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- делового партнерского общения;
- находить и исправлять ошибки в работе участников.
Менеджерские умения и навыки:
- проектировать процесс (изделие);
- планировать деятельность, время, ресурсы;
- принимать решения и прогнозировать их последствия;
- анализировать собственную деятельность.
Коммуникативные умения:
- инициировать учебное взаимодействие с взрослыми;
- вести дискуссию;
- находить компромисс;
- брать интервью, проводить опрос.
Презентационные умения и навыки:
- монологическая речь;
- уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
-использовать средства наглядности;
- отвечать на незапланированные вопросы.
2.1. Проектирование на уроке физики.
Очень часто в разговорах бывших выпускников школ можно слышать, что самым ужасным предметом в школьной программе является физика. К сожалению, год от года эта ситуация усугубляется. А нам хотелось бы, чтобы от наших уроков у ребят оставалось чувство красоты Природы, преклонение перед совершенством Науки, возможность самому приложить свои знания для преобразования Мира…Конечно цели грандиозные, но как воплотить их на практике? Нас тоже мучает данный вопрос: где бы найти время, чтобы объять необъятное?
Познакомившись на курсах повышения квалификации с методом учебных проектов, мы поняли, что, хоть это не панацея от всех бед, но достаточно доступный способ познакомить учащихся с достижениями современной науки, с ее теорией и практическим применением полученных знаний. Под учебным проектом мы понимаем самостоятельную работу учащихся под руководством более опытного товарища (этакая диссертация в миниатюре).
Применительно к физике можно говорить о творческой деятельности двух видов: конструкторской и исследовательской. Наблюдения за работой учащихся над творческими заданиями позволяют сформулировать некоторые общие правила творческого труда, что позволяет делать этот труд более эффективным. Эти правила явились результатом анализа типичных ошибок и недостатков, допущенных учащимися в ходе выполнения проектов.
Правила выполнения исследовательских заданий
1 правило: Никогда не спешите приступать к выполнению исследования. Сначала хорошенько подумайте над тем, какие его пути возможны, и выбирайте лучший. Как только ученику приходит идея, он немедленно приступает к ее разработке, не задумываясь над тем, нет ли лучших способов решения поставленной перед ним задачи. В результате иногда появляются либо слабые проекты, либо неудобные с точки зрения практического осуществления.
П правило: Помните, что всякое исследование требует многократной проверки. Нельзя делать выводы на основании одного опыта.
Ш правило: Прежде чем приступить к выполнению исследования, следует составить план исследования.
IV правило: По окончании исследования должны быть сделаны выводы.
Эти правила становятся руководством к действию и приобретают реальный смысл только в процессе работы, когда учитель на конкретных примерах в ходе анализа решений показывает, к каким ошибкам приводит несоблюдение этих правил.
В качестве примера выполнения исследовательского проекта можно привести рефераты, которые активно используются в учебном процессе. Сначала ребята пишут рефераты для внутриклассного использования, затем наиболее интересные исследования выходят на внутришкольные, а затем городские научно-практические конференции (НПК). Часто работа, начатая в школе, продолжается ребятами после поступления в вузы в виде курсовых работ.
Конструкторская деятельность проявляется в изготовлении учащимися физических приборов. Например, в 7 классе после изучения темы «Сообщающиеся сосуды» ребята конструируют всевозможные виды фонтанов, по завершению изучения механического движения изобретают приборы для определения скорости ветра, после знакомства с силами изобретают приборы для их измерения; в 8 классе изобретают термометры, паровые турбины, различные электрические приборы: вентиляторы, электромеханические генераторы, телеграфы, электромиксеры и т.д.; в 10 классе после прохождения темы «Влажность воздуха» - индикаторы влажности, психрометры. Чтобы выполнять подобные задания, учащимся приходится возвращаться к полученным знаниям, добавлять недостающие, критически переосмысливать их, подниматься на новый уровень понимания материала. Большая активная умственная деятельность, в которую приходится погружаться, вынуждает вникать во многие тонкости вопроса, работать с дополнительной литературой, расширять свои знания, учиться мыслить творчески.
Научить ученика думать – это значит сделать для него значительно больше, чем только снабдить определенным объемом знаний.
По окончании работы над проектом проводится презентация: ребята демонстрируют свои творческие наработки в классе, рассказывают о принципе действия прибора, его назначении, использовании, делятся идеями о дальнейшей работе.
Проектируя физические приборы, нужно предусмотреть, каким требованиям должен отвечать тот или иной прибор, в каких условиях он будет использоваться. Есть общие требования к физическим приборам: наглядность, по возможности их высокая чувствительность, эстетичность исполнения, выразительность, простота конструкции.
Творческие задания, рассчитанные на более или менее длительный промежуток времени, имеют очень большую ценность. Во-первых, усилия учащихся здесь направлены на решение естественных, а не искусственных задач. Решение их, как правило, связано с созданием материальных ценностей. Это очень важный психологический фактор, который создает тот моральный подъем, который присущ творчеству. Во-вторых, ничем не регламентируется. Творческие задания могут иметь множество решений. Вместе с тем их выполнение связано с большими трудностями для учащихся, поэтому нельзя злоупотреблять ими. Как показывает опыт, без перегрузки учащиеся в течение года могут выполнить 1-2 таких задания.
Конечно, изобретения учеников в большинстве случаев не имеют принципиальную новизну или экономическую целесообразность, но все же эти работы с одной стороны являются маленькими ступеньками, ведущими в мир Мышления и к настоящим изобретениям, с другой стороны, кабинет пополняется оригинальными физическими приборами, которыми гордятся и ученики, и их учитель.
При организации творческих заданий как завершающего этапа овладения определенными знаниями по физике основной упор должен быть сделан на практическое использование этих знаний. Только в деятельности закрепляются знания и развиваются творческие способности. Поэтому чем больше учителю удается организовать актов творчества, тем эффективнее будет учебный процесс, тем выше познавательная активность учащихся, тем качественнее приобретаемые ими знания.
Заключение.
Что же такое учебный проект? С точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся в виде цели, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Нельзя выращивать человека, творчески мыслящего, умеющего выполнять задания, допускающие разные подходы к решению, разные варианты ответов, используя только традиционные методы обучения. Поэтому одной из важных задач является использование новых эффективных методов обучения и воспитания, способствующих творческому развитию личности, изменение методов обучения в сторону развития самостоятельности и инициативы учащихся. Одним из таких средств является метод проектов. Опыт работы показывает, что метод проектов наиболее эффективно создает условия для формирования и развития творческих способностей учащихся. Творческие задания знакомы в той или иной мере каждому учителю хотя бы потому, что редкий учитель в своей практике работы не давал учащимся заданий сконструировать прибор, модель, механизм, устройство и т.п. Через работу ума и рук учащиеся вовлекаются в совместную деятельность в группах, развивается сотрудничество. Проекты органично вписываются в учебный процесс. Следует отметить, что уроки с использованием метода проектов наиболее эффективны как средство активизации учебной деятельности детей, менее склонных к пониманию, запоминанию теоретических выкладок, формул, решению задач. У них проявляются способности к практической деятельности, а через практику идет обучение.
Подводя первые итоги работы над проектным методом в своих учебных заведениях, мы можем сказать, что использование проектного метода позволяет развить у учащихся:
- познавательные навыки и способность к самообразованию;
- способность ориентироваться в современном информационном пространстве;
- целеустремлённость и настойчивость;
- способность взять на себя инициативу и ответственность;
- критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации;
- коммуникабельность.
Литература:
Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии – М., 1996.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - Аркти. М., 2003.
Пилюгина С.А. Метод проектной деятельности в Интернете и его развивающие возможности. - Школьные технологии. №2. 2002.
Яблочкова Р.И. Теория и практика проектного образования. Под ред. В.М.Уварова. – Н.Тагил. 1999.
Яблочкова Р.И. Инновационные технологии в обучении физике. Материалы областной научно-методической конференции. – Н.Тагил. НТФ ИРРО. 2001.
http://db.informika.ru (сайт Министерства образования России);
http://www.osi.ru (Институт открытое общество) и др.