РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Многолетний опыт показывает, что развитие творческого потенциала школьников на уроках математики будет эффективным, если:
- модифицировать учебную программу и осуществлять учебный процесс в соответствии с познавательными способностями ребенка, для чего необходимо разрабатывать индивидуальные образовательные программы;
- делать акцент не столько на формирование знаний, сколько на развитие навыков, позволяющих самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в потоке информации;
- строить обучение каждого ребенка в соответствии с результатами диагностического обследования и развивать учащегося с уже достигнутого им уровня с учетом индивидуальных способностей, обеспечивать богатство содержания обучения и многообразие видов деятельности на уроке;
- создавать условия для конкретного воплощения творческих идей, предоставлять ребенку свободу выбора области приложения сил и методов достижения цели, уметь воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности;
- избегать неодобрительных оценок творческих попыток ребенка, уважать его незнание, поощрять инициативу, развивать диалог равных на уроке, сотворчество;
- помогать ребенку открывать и ценить в себе творческую личность.
«Если ученик в школе не научился
сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет
только подражать, копировать,
так как мало таких,
которые бы, научившись копировать,
умели сделать самостоятельное
приложение этих сведений»
(Л.Н. Толстой)
В исследованиях Д.Б. Богоявленской
составляющими творчества выступают:
- беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени);
- гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую);
- оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов);
- любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире);
- способность к разработке гипотезы;
- «иррелевантность» (логическая независимость реакции от стимула);
- фантастичность (полная оторванность результата от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией).
Л.С.Выготский понимал творчество как необходимое условие существования человека, как все, что выходит за пределы рутины, и в чем заключено новое.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ЧЕРЕЗ:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ИКТ
НЕСТАНДАРТНЫЕ
ФОРМЫ УРОКОВ
ИГРЫ
ОРИГАМИ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
+
Игры на уроках математики
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский
Я не представляю обучение в школе не только без слушания, но и без создания сказок.
Сухомлинский В.А.
СКАЗКА ПРО НОЛИК
Жила одна семья ноликов. И вот в один прекрасный день нолик по имени Дима пошел в школу. Однажды в школе был кросс, и нолик сказал: «Я прибегу самый первый!». А у него была сестра Лида. Она сказала ему: «Не мечтай, мечтать вредно». Но Дима ответил: «Мечтать-это очень хорошо!». И вот дали старт, и все побежали. Лида ждала брата на финише со своей подругой Ольгой. И вот бежит Дима! Самый последний на финише! Он очень огорчился, что прибежал последним, да еще Лида сказала: «Ну, что, прибежал первым?». Дима ответил: «Да, прибежал первым… с конца». «Молодец!»-сказала Лида, и они пошли домой.
Когда они уже подходили к дому, Дима говорит: «Давай пошутим, что я прибежал первым». «Ага, -сказала Лида, -ничего не выйдет». Нолик ответил: «Ох, Лида, ну ты и зануда!». Он подумал, вот было бы круто постоять на пьедестале и вообразил себе его. Но они уже подходили к дому, и когда в него вошли, то папа и мама уже обо всём знали. «Не расстраивайся, Нолик! – сказала мама, - главное, что ты вообще побежал, и совсем неважно, каким ты прибежал». Нолик по имени Дима всё понял и никогда больше не расстраивался.
Так и жила весёлая семья ноликов. Писатель этой сказки К.Д.Андреевна
Оригами
Японская мудрость издревле гласит:
«Великий квадрат не имеет пределов».
Попробуй простую фигурку сложить,
И вмиг увлечет интересное дело.
А.Е. Гайдаенко
Значение оригами для развития ребенка
- Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания; Развивает пространственное воображение, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадь; Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию; Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей; Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
- Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
- Развивает пространственное воображение, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадь;
- Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию;
- Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей;
- Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Использование ИКТ на уроках математики и во внеурочное время
Использование ИКТ на уроках математики и во внеурочное время
Исследовательская деятельность учащихся как средство развития их творческих способностей
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия в хотя бы самой маленькой поисковой работе.
А.Н.Колмогоров
Развитие креативных способностей учащихся во внеурочное время
Предмет математики настолько серьезен, что нельзя упускать ни одной возможности сделать его занимательным.
Блез Паскаль