Развитие творческих способностей учащихся при изучении русского языка
Замыцкая Татьяна Владимировна,
учитель начальных классов МОУ СОШ № 10
Творчески активная личность – это личность, ориентированная на использование механизма творческого саморазвития, на выбор и использование способов, форм, состояний собственной активности, наиболее адекватно обеспечивающих ее социальное, творческое развитие, потребности в самореализации (Л.С. Выготский).
В настоящее время, когда в России осуществляется переход к гуманно-личностной педагогике, важнейшим свойством которой является развитие творческого потенциала учащегося, эффективность работы школы определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит ее к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности.
Большими возможностями в воспитании творчески активной личности обладает внеклассная деятельность, которая создает условия для различных видов творчества (художественного, интеллектуального, социального), проявления и развития творческой активности. В то же время, внеклассная деятельность в образовательных учреждениях зачастую имеет локальную, узкую направленность (преимущественно познавательную или досуговую), не является самоорганизующейся системной практикой, создающей новые образцы ценностного творческого взаимодействия воспитанников и воспитателей.
К исследованию творчества – его места в человеческой жизни и истории, его природы и источников, условий и возможностей, форм и механизмов – обращаются философы, социологи, психологи, педагоги, историки. Исследуются сущность, структура и социальная роль творчества (Г.А. Давыдова, Э.В. Ильенков, А.М. Коршунов, А.Ф. Лосев, В.Ф. Овчинников, А.Т. Шумилин, Л.B. Яценко и др.). Анализируется взаимодействие противоречивых сторон творческой деятельности: продуктивной и репродуктивной (В.Ф. Овчинников и др.), интуитивной и дискурсивной (В.Ф. Асмус, П.В. Копнин, А.Н. Лук, В.И. Хорев и др.). Значимые результаты получены в изучении основных видов творчества – научного (В.Ф. Асмус, Л.Б. Баженов, Б.М. Кедров, A.C. Кравец, Е.П. Никитин, Б.Г. Юдин и др.), технического (В.В. Алехин, В.И. Белозерцев, В.Г. Горьков, И.П. Мамыкин, Е.В. Попов и др.), художественного (Ю.Д. Воробей, С.С. Гольдентрихт, K.M. Кантор и др.). Произведен психологический анализ свойств творческой личности (А.Н. Лук, А. Маслоу, Я.А. Пономарев, К. Роджерс).
Внеклассная деятельность в этом процессе является одним из ведущих факторов реализации личности школьников, так как она ориентирована на проявление качеств творчески активного человека (направленность на социализацию, комплексное развитие, возможность самостоятельного выбора доминанты развития и др.) .
Внеклассные занятия по русскому языку – неотъемлемая часть всей учебно-воспитательной работы в школе. Внеклассная работа, в отличие от дополнительной работы, проводится постоянно. Она организуется для развития творческих способностей учащихся в области русского языка. Здесь учащиеся, как и на уроке, получают новые знания о языке, работают над культурой своей речи. Активизация творческой познавательной деятельности учащихся во многом зависит от методов обучения, которые использует учитель.
К специфическим принципам внеклассной работы можно отнести следующие принципы: взаимосвязи классных и внеклассных занятий, научной углубленности, практической направленности, занимательности, добровольности и равного права как сильных, так и слабых учащихся на участие во внеклассной работе, индивидуального подхода к каждому и развития творческих способностей, связи с внеклассной работой по родному языку .
Формы организации внеклассной работы по русскому языку разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, игры, КВН, утренники и вечера, конференции и устные журналы, олимпиады и т. д. Многие из этих форм в настоящее время перестали считаться пригодными лишь для внеклассной работы, и в практике преподавания русского языка все чаще учителя проводят уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-конференции, уроки-сказки и т. д., апробированные во внеклассной работе по предмету .
Внеклассная работа может быть организована в школе по-разному. Это эпизодические мероприятия, проводимые в отдельных классах, общешкольные мероприятия, систематические занятия (кружки, клубы). Следует заметить, что проведение эпизодических мероприятий обычно вызывает у учащихся кратковременный интерес низшего уровня, интерес к факту мероприятия, а не к предмету. Поэтому эффективность такой работы сравнительно мала. Принцип системности требует, чтобы внеклассная работа представляла собой единый комплекс разнообразных мероприятий, связанных между собой тематически. На наш взгляд, наиболее эффективна внеклассная работа по русскому языку, когда учитель отбирает для работы с учащимися материал по какому-то одному разделу языка, более или менее обширному, в соответствии с возрастом школьников и во взаимосвязи с изучаемым в урочное время материалом.
Содержание внеклассной работы по русскому языку составляют два круга вопросов:
вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку и способствующие формированию практических навыков русской речи;
вопросы, не связанные с учебным материалом, способствующие формированию творческой активности учащихся, представляющие дополнительный материал для речевой тренировки .
Первый круг вопросов достаточно широк. Он охватывает все разделы школьного курса русского языки. Тематика в основном соответствует темам, изучаемым на уроках, но в целях пробуждения у учащихся интереса к ним формулируются они несколько иначе, например: «Сколько слов в русском языке?» (беседа о словарном богатстве русского языка,). «В мире слов», «Как рождаются новые слова?», «Кладовые слов» (беседы о словарях). «Можно ли сломать язык?» (тема артикуляции русских звуков), «Звуковые законы» (беседа об орфоэпических нормах русского языка), «Пульс слова» (беседа о словесном ударении). «Молчание букв» (о функциях букв Ъ и Ь), «Можно ли усвоить правописание всех слов?» (беседа об орфографическом словаре), «Как делаются слова?» (о способах словообразования в русском языке) и др. Беседы на подобные темы должны сопровождаться выполнением творческих упражнений, способствующих привитию практических навыков употребления рассматриваемого языкового материала в речи.
Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как:
сложность содержащихся в них проблемных ситуаций,
сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;
формы представления противоречий (явные, скрытые) .
В связи с этим выделяются три уровня сложности содержания системы творческих заданий, используемых во внеклассной деятельности.
Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются. Поэтому учащиеся младших классов с интересом участвуют в беседах на темы: «Как люди научились говорить?», «Почему люди говорят на разных языках?», «Русский язык в мире», «Как люди научились писать?», «Языки и народы» и др.
С целью формирования творческой активности и способностей можно практиковать формы внеклассной работы по языку, например, грамматические бои, викторины, КВН между параллельными или смежными классами, беседы по культуре речи, оборудование классных уголков русского языка, оформление альбомов загадок, пословиц, поговорок, собранных учащимися, и др.
Внеурочная работа по русскому языку является наиболее подвижной формой обучения и воспитания учащихся, содержание и методика, которой определяется учителем и учащимися в зависимости от их интересов, опыта и возможностей учителя. Внеурочные занятия, включающие разнообразие форм и методов, создают благоприятные условия для становления творческой личности, позволяют не только ответить на возникающие у учащихся вопросы, но существенно конкретизировать и расширить их знания.
Внеклассная работа является закономерным дополнением урока, его продолжением. Знания, полученные на уроках, пополняются во время внеклассных занятий и становятся более устойчивыми. Связанная со школьной программой, внеклассная работа помогает детям успешнее учиться, прививать любовь к предмету. Внеклассные занятия отличаются от урока и дополнительных занятий, и имеют специфические методы, цели и задачи, направленные на формирование творческих способностей.
Список литературы:
Енин А.В. Теоретические и практические основы воспитания творчески активной личности во внеклассной работе. – Воронеж: ВОИПКРО, 2007. – 192 с.
Климанова Л. Ф. Обучение русскому языку через общение // Начальная школа. – 1993. - № 12. – С. 34-38.
Курочкина М. Методы развития творческих способностей младших школьников // Воспитание школьников. – 2009. – № 4. – С. 48-51.
Мукина А. Н. Возможности развития творческого мышления младших школьников во внеклассной работе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. – Т. 10. – № 31. – С. 213-218.