СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческого мышления

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

решение уравнений с применением нестандартных задач, 

составление практических задач

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческого мышления»

Развитие творческого мышления учащихся через решение нестандартных задач.

Я верю, что каждый ученик талантлив, 
но талантлив по-своему, и его талант 
нужно развивать, во что бы то не стало. 
–моё педагогическое кредо 

Я,Галсанова Дулма Дамбаевна, учитель математики,работаю в данной школе 37 лет. Образование высшее, в 1982 году окончила Бурятский государственный институт имени Доржи Банзарова по специальности учитель математики и физики. Всю свою трудовую деятельность я работаю учителем математики. 
Проблема развития творческих способностей учащихся не нова для нашей школы. Школьные уроки, в большинстве своем, нацелены на выполнение учебной программы, на овладение учащимися обязательного образовательного минимума, а не на развитие их мышления. Большую часть времени на уроке мы отдаем «средним» и слабо успевающим ученикам, отрабатывая с ними алгоритмы решения стандартных задач и примеров. 
И от этого, в первую очередь, страдают наиболее способные ребята. Те, кто в младших классах учится легко и радостно, но уже к седьмому классу теряет интерес к учебе. Их познавательная деятельность оказывается не достаточно нагруженной, они не прилагают усилий в учебной работе, ибо усвоить стереотипы могут без труда, а их мышление при этом бездействует. 
Одаренные или способные дети есть в каждом классе и их невозможно не заметить. Но если родители и учителя не загружают их ум, то они теряют свой творческий потенциал. 
Главное это не успехи в олимпиадах и других различных конкурсах, главное в том, что увлечение математикой в школьные годы развивает мышление и потребность в творческой деятельности, воспитывает трудолюбие, ответственность за порученное дело. 
Каждый человек индивидуален, неповторим. Неодаренных людей нет. Есть личности, не раскрывшие свои способности. Дети от природы любознательны, и полны желания учиться. И для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужна умная поддержка со стороны взрослых. Увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не так как раньше – очень не простая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие и усовершенствование творческих задатков и способностей учащихся. 




Целью своей педагогической деятельности считаю создание оптимальных условий: 
для повышения качества знаний, умений и навыков учащихся по математике, 
для формирования самостоятельной творческой деятельности учащихся, 
для развития и саморазвития личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей. 
При обучении математике считаю важным формировать у учащихся качества мышления, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. Эта проблема актуальна и находит отражение в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования. Так как модернизация Российского образования предполагает ориентацию образования не только на усвоение учащимися определённой суммы знаний, но и развитие его личности, способной адаптироваться к современным условиям, умеющей самостоятельно решать проблемы, добывать и применять знания, его познавательных и созидательных способностей. 
Исходя из целей математического образования, работу строю так, чтобы способствовать развитию мыслительной деятельности учащегося, его интеллектуальных способностей. Моей темой самообразования является «Развитие творческого мышления учащихся через решение нестандартных задач». 
Для реализации поставленной цели, пред собой ставлю следующие задачи: 
1. способствовать формированию у учащихся обобщённых приёмов умственной деятельности в процессе приобретения знаний; 
2. воспитывать потребность в самостоятельном приобретении новых знаний; 
3. повышать интерес к учению, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика. 
В своей работе ориентируюсь на принцип непрерывности обучения, формирующий необходимые общеучебные ЗУН и мотивацию продолжения образования; считаю наиболее приемлемой систему развивающего обучения с личностно-ориентированным подходом (И.С.Якиманская) так как значимыми становятся те составляющие, которые развивают индивидуальность ребёнка, создают все необходимые условия для его саморазвития, самовыражения. 
Использую разные методы объяснения нового материала: 
репродуктивный 
объяснительно – иллюстративный 
эвристический(частично-поисковый) 
проблемного изложения материала. 
Использую различные формы организации познавательной деятельности учащихся: 
фронтальная, 
индивидуальная, 
групповая, 
парная, 
коллективная.
Если предложенное задание учащиеся в состоянии выполнить самостоятельно, то используется индивидуальная форма работы. Если же ученик испытывает некоторые затруднения, то им предлагается выбрать приемлемую для себя форму работы – объединится в пары или группы. Важно, чтобы напарник или группа в конечном итоге могла добиться положительного результата. Фронтальную работу использую при коллективном обсуждении отдельных вопросов темы, при проведении дискуссий, при анализе результатов проверочных работ. 
Урочная деятельность 
• доклады, сообщения 
• интегрированные уроки 
• уроки-семинары Внеурочная деятельность 
• факультативные занятия (для них я стараюсь составлять презентации) 
• исследовательские работы 
• индивидуальные занятия 
• предметные недели 
• элективные курсы 
• исследовательские проекты 
• конкурсы, соревнования 
Формы работы с учащимися, которые я применяю в своей деятельности: 
С целью развития учащихся, привития им интереса к предмету, применяю элементы современных образовательных технологий и ИКТ. Учение с интересом, с увлечением активизирует процесс мышления, воспитывает положительные качества. 
Использую практическую направленность обучения математике. Предлагаю школьникам следующие виды работ: 
составление таблиц, схем по изученной теме; 
составление и решение задач, связанных с другими предметами; 
решение задач разными способами; 
решение старинных задач; 
творческие работы(составление задач в картинках, составление текстовых заданий, сообщения из истории математики, выполнение стереометрических моделей и т.д.). 






Для реализации своей педагогической цели использую различные типы уроков: 
урок усвоения новых знаний; 
урок закрепления нового материала; 
урок проверки и оценки знаний; 
урок систематизации и обобщающего повторения; 
урок коррекции знаний;
комбинированный урок; 
уроки с применением ИКТ; 
урок-консультация. 
Уроки строю на основе постоянной работы мышления, чтобы учащиеся на них сумели: 
1. почувствовать конкретную трудность; 
2. определить её (выявить проблему); 
3. сформулировать гипотезу по её преодолению; 
4. получить решение проблемы; 
5. проверить гипотезу с помощью наблюдений или другими способами. 
Обучая школьников решению задач с помощью специально подобранных упражнений, я стараюсь учить их: 
• наблюдать, 
• пользоваться аналогией, 
• индукцией, 
• сравнениями и делать соответствующие выводы, 
• прививаю учащимся навыки не только логического рассуждения, но и прочные навыки творческого мышления. 
Для этого на уроках систематически использую задачи, способствующие целенаправленному развитию творческих способностей учащихся, их математическому развитию, формированию у них познавательного интереса и самостоятельности. Такие задачи требуют от школьников наблюдательности, творчества и оригинальности. 
Предлагаю ребятам задачи: 
- с недостающими данными, 
- с излишними данными, 
- с меняющимся содержанием, 
- на соображение, 
- с многовариантными решениями, 
- с элементами занимательности , 
- задачи с параметрами. 








В устный счёт включаю дополнительные задания активизирующие мышление. Благодаря этим заданиям у детей развивается одна из важнейших и вместе с тем наиболее простых мыслительных операций – сериация. При нахождении способа решения нестандартной задачи использую приёмы классификации и сравнения. Без сравнения школьники не могут приобрести систематических знаний. Часто практикую аналогию, когда ученики находят новые способы деятельности и проверяют свою догадку. Они должны сами увидеть сходство между объектами в некоторых отношениях, т. е. сделать заключение по аналогии. Но для того, чтобы учащиеся смогли высказать «догадку», необходимо определённым образом организовать их деятельность. Формируя у школьников умение обобщать, им предлагаю задания, при выполнении которых они могут сделать неверное обобщение. 
Какой бы по форме не был урок, стараюсь создать комфортную обстановку на занятиях, где каждый может высказать своё мнение, задать вопрос, не побояться выйти к доске…Вся моя работа направлена на организацию познавательной самостоятельной деятельности учащихся. 

Я люблю свою работу и считаю, что школа – самая удивительная лаборатория, потому что в ней создается будущее.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!