СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческого потенциала личности каждого ученика в процессе изучения физики.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие творческого потенциала личности каждого ученика в процессе изучения естественных наук - физики.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческого потенциала личности каждого ученика в процессе изучения физики.»

Развитие творческого потенциала личности каждого ученика в процессе изучения естественных наук - физики.

Одновременно с обучением школа должна способствовать формированию личности ученика, его стремления понимать и объяснять происходящие вокруг него события, применять свои знания с пользой для себя и общества. Обучить современного ученика на все случаи жизни невозможно, так как реальная жизнь часто ставит такие проблемы, которые не могут быть предусмотрены ни учебниками, ни справочниками. И для того, чтобы учащиеся смогли решать их, необходимо развивать в них способности к самообразованию, умение самостоятельно пополнять свои знания и ориентироваться в огромном потоке информации.

Физика как наука о фундаментальных законах природы часто воспринимается учащимися как строгая и тяжелая для усвоения дисциплина, строящаяся на точных законах и явлениях. Однако за ее, казалось бы, строгостью скрывается огромный потенциал для развития нестандартного мышления обучающихся, которое является неотъемлемой частью любой дисциплины.

Развитие творческих способностей – один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой потенциал, который воспринимается обучающимся как способ самовыражения, возможностью использовать свои знания в реальных физических задачах, а также применять их в различных областях.

Почему же развитие творческого потенциала на уроках физики так важно?

1.Прежде всего, такие уроки становятся наиболее интересными и увлекательными, а также повышают мотивацию к изучению физики.

2.Творческое мышление помогает находить ответы даже к самым тяжелым физическим задачам, а также разрабатывать инновационные подходы к изучению физических явлений.

3.Следует отметить, что развитие творческого потенциала у подрастающего поколения является неотъемлемой частью их будущего. Так как специалисты, умеющие быстро реагировать на возможные изменения, являются ценными сотрудниками любой организации.

4.Творческое мышление учит выдвигать гипотезы, анализировать информацию, опровергать существующие теории и находить новые решения.

Некоторые компоненты творческого потенциала:

  • Креативные способности — возможность генерировать новые идеи, видеть альтернативные пути и находить оригинальные решения. 

  • Таланты и навыки — уникальные способности и навыки, которые могут быть применены в творческих процессах, будь то в искусстве, науке, бизнесе или других областях.

  • Мотивация к творчеству — внутреннее стремление к выражению себя, поиску новых идей и решению сложных задач .

  • Гибкость мышления — способность рассматривать задачи и ситуации с разных точек зрения, принимать изменения и адаптироваться к новым условиям .

  • Открытость к опыту — готовность воспринимать новые идеи, изучать различные области знаний и экспериментировать с разными подходами .

  • Эмоциональная выразительность — способность выражать эмоции и чувства через творческие формы, будь то искусство, музыка или эпистолярный жанр .

  • Самостоятельность — готовность и способность работать независимо, принимать решения и идти вперёд, несмотря на возможные трудности, которые связаны прежде всего с отсутствием зрения или его слабостью .

Раскрытие творческого потенциала может происходить через обучение, практику, разнообразие опыта и постоянное стремление к самовыражению.

Для развития творческого потенциала учеников, эффективного усвоения знания и формирования умений, предусмотренных программой, я использую личностно ориентированный подход. Считаю, что личностно ориентированный подход в обучении обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика; дает каждому ученику, опираясь на его способности и интересы, возможность реализовать себя в учебной и внеклассной деятельности. При таком подходе к обучению ученик овладевает знаниями через формирование своего собственного жизненного опыта. Такой подход позволяет находить положительные стороны у каждого обучающегося, строить образовательный процесс с опорой на эти стороны, поддерживать позитивные силы развития. Он предполагает организацию развивающего пространства на уроке и способствует выявлению индивидуальных образовательных потребностей, возможностей ученика, трудностей, с которыми он сталкивается.

Считаю, что личностно ориентированный подход в обучении обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика; дает каждому ученику, опираясь на его способности, возможности, интересы, пути для реализации себя в учебной и внеклассной деятельности. При таком подходе к обучению ученик овладевает знаниями через формирование своего собственного жизненного опыта. Такой подход позволяет находить положительные стороны у каждого обучающегося, строить образовательный процесс с опорой на эти стороны, поддерживать позитивные силы развития. Он предполагает организацию развивающего пространства на уроке и способствует выявлению индивидуальных образовательных потребностей, возможностей ученика, трудностей, с которыми он сталкивается.

Развитие учащихся зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения – репродуктивной или продуктивной, т.е. творческой. Только тогда, когда учебная деятельность, направленная на овладение основами наук и на развитие личностных качеств, организована на высоком уровне, начинает ясно проявляться творческая сторона. Способности школьников различны, возможности различны – слепые и слабовидящие дети, но их можно развивать в процессе творческой деятельности, а вместе с тем развивать личность школьника.

Для достижения этого можно использовать разнообразные формы и методы обучения: проблемное обучение, исследовательский подход и проектные технологии. Они позволяют развивать у учащихся навыки мыслительной деятельности и способствуют повышению степени самостоятельности учащихся в учебной деятельности. Проблемное обучение реализуется через создание проблемных ситуаций, постановку вопросов, требующих их разрешения в процессе совместной с учениками деятельности. Например, «Почему мы чувствуем запах пищи находясь в другой комнате», «Свет – волна или поток частиц?», «Что произошло со светом, когда он прошел через призму?», «Что поднимает в воздух шар?», «Отражение человека в зеркале на каком расстоянии находится от человека?». При решении вопросов педагог должен быть открытым к принятию других позиций и точек зрения, интересоваться мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной аргументации, гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции.

Для развития творческого потенциала личности каждого ученика в процессе изучения физики можно использовать различные методы и формы работы. Некоторые из них:

  • Практические работы в физической лаборатории. Ученики приобретают навыки планирования физического эксперимента, учатся выбирать рациональный метод измерений, выполнять эксперимент и обрабатывать его результаты. Такие задания позволяют применить приобретённые навыки в нестандартной обстановке, развивают интерес к предмету. 

  • Составление кроссвордов. При составлении кроссвордов, развивается творческое воображение, образное видение физических явлений.  

  • Использование литературных фрагментов, пословиц. Учитель зачитывает отрывок из литературного произведения и предлагает дать объяснение физическим явлениям, о которых идёт речь в тексте. Также можно зачитывать пословицы и поговорки, смысл которых ученики объясняют на основе полученных на уроках физики знаний. 

  • Решение задач исследовательского типа. Ученики должны предсказать, как будет протекать физическое явление, и ответить на вопрос: «Как вы считаете, каким законом физики можно объяснить это явление», «Почему так произошло?», «А могло произойти иначе? И как бы тогда было?». В процессе решения таких задач прививается навык наблюдательности, что особо важно детям со слабым зрением, слепым, а так же умение различать физические явления в природе, быту, технике. 

  • Внеклассная работа. Это разовые мероприятия, проводимые в рамках внеклассного мероприятия или предметной недели: физические вечера, викторины, различные игры. 

  • Эксперименты, не требующие сложных материалов и длительного времени, включены в большинство уроков при изучении нового материала, для закрепления материала задаю в домашнее задание, которые ребята с интересом выполняют дома. Эксперименты особо нравятся ребятам 7-8 классов. Все это, несомненно, оставит у обучающихся приятные впечатления от усвоенного материала, сделает урок физики более понятным, интересным и живым, а также повысит уровень мотивации к изучаемому предмету, особенно это важно для слепых и слабовидящих детей получить доказательство в своих собственных руках (так как это один из инструментов познания мира), для них это особо важно.

Результат виден в достижениях учащихся в конкурсах, в олимпиадах. Стараемся участвовать ежегодно в олимпиадах, радуемся нашим победам.

Развитие творческого потенциала на уроках физики – это долгосрочный процесс, особенно у слепых и слабовидящих детей. Важным условием является постоянный стимул любопытства, воображения и стремления к новым знаниям. Важно создать атмосферу доверительного отношения между учениками и учителем, чтобы дети с радостью рассказывали о своих идеях, пусть они и кажутся нестандартными. Развивая творческий потенциал учеников, мы делаем вклад в будущее квалифицированных специалистов, способных придумывать новые технологии и решать сложные проблемы.


Список источников используемой информации:

1. Зверева Н.М. Активизация мышления учащихся на уроках физики. – М.: Просвещение,1980.

2. Личностно-ориентированный подход в развитии личности ребенка в процессе обучения в школе. http://festival.1september.ru/articles/213801/

3. Сайидова М.Х. Развитие творческих способностей школьников // Экономика и социум. 2021. №3-2 (82). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-shkolnikov (дата обращения: 05.12.2024).

4. Малафеев Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1993

5. Водолазова Е.Н. Из опыта работы "Развитие творческого потенциала учащихся при обучении физике " https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/471812-iz-opyta-raboty-razvitie-tvorcheskogo-potenci