«Развитие творческого потенциала личности обучающегося в условиях реализации ФГОС"
Сегодня современное общество, как никогда испытывает остро потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко присущими и выраженными индивидуальными качествами, способной, к обществе. Все это усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.
Еще великий В.А.Сухомлинский писал:«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». а Марк Фише говорил: “Быть всегда творческим – значит быть всесильным.” - Давайте посмотрим на современное состояние образования в России. Оно характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческого мышления личности обучающихся . А эффективность работы школы в данном направлении определяется тем, в какой степени учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей и потенциала каждого ребенка, формирует активную познавательную, творческую личность школьника, готовит его к общественно-трудовой деятельности. Главной целью школы является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, обще учебных знаний, умений, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей.
Мы с Вами живем во время кардинальных перемен и изменений. Сейчас нашей стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, креативно работать. Именно школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, активизирует самостоятельность и привычку к самовыражению, уверенность в себе.
Сегодня многие педагоги, в том числе и учителя нашей школы, уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать объектом усвоения знаний, умений, навыков. поэтому нужно учить детей творчеству.
Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.
А что такое творчество? Это всегда что-то новое, интересное, креативное, воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности, это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. Однако , нужно отметить, что потребность в творчестве, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью и не всегда.
Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, делать что новое, лучшее, не существовавшее доселе.
Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то креативное , что до тебя ещё никем не было сделано или сделать по-новому, лучше.
Абсолютно все дети обладают самыми разными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При созданных благоприятных условиях и возможностях каждый ребёнок может проявить себя. Задача школы и учителя, прежде всего, состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности.
Признаки творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, любознательность, возможность «выхода за пределы ситуации», креативность, познавательность, сверхнормативная активность, инициативность, активизация деятельности, умение и желание работать самостоятельно, продуктивно. Поэтому под творчеством ученика понимается создание им нового, оригинального продукта, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки. Творчество – очень важный момент в развитии обучающихся. Оно
предполагает наличие у человека определенных способностей. Что же такое способности? Р.С. Немов дает такое определение способностям: «Способности - индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности».
Творческие способности не развиваются сами по себе, стихийно, или на генетическом уровне, они требуют специального систематического, организованного подхода в процессе обучения, формирования и воспитания, пересмотра содержания учебных программ, материалов, разработки специального механизма реализации содержания, создания необходимых условий для самовыражения в творческой деятельности. Поэтому одна из главных задач, стоящих перед педагогами ШМО гуманитарного цикла - создание оптимальных условий, формирование активной творческо-познавательной личности школьника , способствовать развитию личности учащегося в различных видах творческой деятельности.
В своей педагогической деятельности большое внимание педагоги ШМО уделяют развитию творческих способностей на уроках, внеклассной и внеурочной деятельности, так как в них имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а также на собственное педагогическое творчество. Для формирования творческой личности ребенка, развития его активности учителями ШМО используется педагогика сотрудничества . А также свободного выбора. ребенком способа, форм, сроков и методов творческой работы, идея коллективного творческого воспитания и группового. Все это ориентировано на то, чтобы вовлечь детей в активную творческую самостоятельную познавательную деятельность, то есть в "учение без принуждения".
Большую роль здесь играет совместное сотрудничество с родителями, детьми и педагогами. Выполнение совместных заданий, проектов. Здесь нужен индивидуальный подход к каждому ребенку. А главное, что любой творческий труд обучающихся: краеведческий, поисковый, исследовательский должен быть доведен до результата. А он продемонстрирован своим одноклассникам и должен иметь практическую направленность и значимость.
Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения в школе. И одними из важнейших предметов здесь являются предметы гуманитарного цикла, которые имеют широкий простор для развития творческого потенциала личности ребенка.
На уроках истории, обществознания, литературы, обществознания дети выполняют такие виды работ, как экскурс в историю, моделирование различных ситуаций, ролевые игры, дидактические игры, сюжетные, конструирование событий и явлений. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.
В своей педагогической деятельности учителя технологии, истории, литературы, немецкого языка, обществознания большое внимание уделяют нетрадиционным формам уроков, а также творческим заданиям, которые они придумывают для учеников: нарисовать или при помощи аппликации сделать силуэтное изображение предметов, замка, усадьбы, героев, событий или явлений, написать рассказ по заданному сюжету, недописанный тезис, рассыпанная буква, загаданный писатель, поэт, правитель, словарный картинный диктант.
Так были проведены нетрадиционные уроки и внеклассные мероприятия, где широкие горизонты для развития личности ребенка. Он проявляет себя в совершенно новых ролях и творческой деятельности :" Герои А.П. Чехова приглашают...", Урок- суд над Иваном Грозным", Конференция по правам человека, Урок-квест " Символы России", "Я знаю все!", " Литературное кафе", " Великий Пушкин", "Путешествие по Германии", "Своя игра", "Что? Где? Когда?", "Этот нестрашный ЕГЭ", "Литературные шашки", "Этическая грамматика", "Интеллектуальное казино" , "Библиочемпионат", Семейная экономика", "Звездный час" и др.
Примеряя различные роли, обучающиеся развивают активную жизненную позицию, креативность, инициативность, любознательность. Проявляют неподдельный интерес к изучению предметов гуманитарного цикла, учатся применять на практике полученные знания.
В процессе такого рода занятий у детей развивается мышление, литературные или исторические представление, логика, фантазия, способность мыслить креативно, умение самим придумывать, сочинять. Создание творческих изображений требует большой работы мысли и воображения.
Еще большим подспорьем является кружковая работа. В школе ведутся танцевальный кружок, "Очумелые ручки", "История родного края", театральный. Занятия в которых формируют эстетический вкус, художественное воображение, любознательность, познавательная активность, музыкальные способности, оригинальность жанра. Дети выступают на различных общешкольных праздниках и мероприятиях, демонстрируя свою кружковую деятельность в различных видах и формах.
Так, например, изучая топонимику своего села и города, обучающиеся рассказали о названиях городских улиц, объектов, предприятий соцкультбыта г. Балакова, проводя устный журнал для начальной школы. Выступая на Дне памяти героев участники танцевальной группы исполняли танцы "Война" и " Мир вокруг нас", также на празднике Матери.
Кружок "Очумелые ручки" представлял не раз на суд зрителей выставку своих поделок -творческих работ"Пусть эти руки молодые руками золотыми назовут", где видно было широкий простор и полет детской фантазии. Именно здесь появлялись маленькие детские шедевры". Настолько все было красиво, необычно, изящно, оригинально, креативно. Дети использовали различные виды техники, даже самые неожиданные. Работы никого не оставили равнодушными, их посмотрели педагоги, дети и родители. Многие обучающиеся захотели сразу же записаться в кружок "Очумелые ручки". Мотивированность была налицо.
Таким образом, развитие творческих способностей обучающихся – это плодотворный и непрерывный процесс. Это сложное, важное и очень ответственное дело. Оно требует тщательной подготовки педагога, а еще, чтобы сам учитель был творческой личностью, креативно мыслящим, умеющим заниматься творческой деятельностью.
Для успешной реализации творческого потенциала необходимо тесное сотрудничество школы и семьи. Родители должны стать настоящими помощниками учителя, ведь они делают общее дело для своих детей.