ГБОУ «СШ№6 Г.О. СНЕЖНОЕ»
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
(из опыта работы)
Подготовила
Пущинская Елена Владимировна,
учитель начальных классов
г. Снежное
2024г.
В условиях быстро меняющегося мира и информационного общества, творческие способности становятся ключевыми для успешной адаптации и самореализации личности. Творчество помогает детям развивать критическое мышление, находить нестандартные решения и быть более гибкими в различных жизненных ситуациях.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) направлены на всестороннее развитие личности ребенка, включая его творческий потенциал. Внедрение ФГОС требует от педагогов использования инновационных методов и технологий, способствующих развитию творчества у детей.
Творческий потенциал — это совокупность способностей и качеств личности, позволяющих ей создавать новые идеи, находить оригинальные решения и проявлять креативность в различных сферах деятельности.
Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей являются уроки, внеурочная деятельность, система дополнительного образования, искусство.
В младшем школьном возрасте дети обладают высокой пластичностью мышления, любознательностью и стремлением к экспериментированию. Эти качества создают благоприятные условия для развития творческого потенциала.
Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить готовность и способность к сотрудничеству и совместной творческой деятельности.
Процесс обучения творчеству должен строится так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определённом уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определённых условий благоприятствующих их формированию.
Технологии, методы и приемы развития творческого потенциала:
Игровые технологии
Игра является одним из средств формирования способности младших школьников к творчеству. Характерной чертой интеллектуально-развивающих игр является наличие в них не только познавательного содержания, но и путей решения игровой задачи, что требует сообразительности, находчивости и нестандартного творческого мышления.
Игры с загадками, пословицами и поговорками;
Игры на уроках литературного чтения. Например:
- Придумай рассказ (сказку) по данному началу;
- Придумай другой конец сказки;
- Игра «Рифма» (учитель называет слово, а дети должны придумать к нему рифму).
- Составление тонких и толстых вопросов.
- Написание писем, объявлений, составление кроссвордов и викторин.
- Использование ролевых игр (на уроках литературного чтения при работе с текстом),
- Квесты (урок-квест «Прощание с Азбукой», «прощай, начальная школа».
- Интеллектуальные игры( «Умники и Умницы»),
- Уроки-КВНы (КВН «В гостях у сказки»).
Всё это помогает детям развивать воображение, креативное мышление и навыки решения проблем.
Интерактивные методы
Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, способами деятельности, творческими идеями. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки.
Приём «Облако слов» (Он представляет собой визуальное представление списка ключевых слов и сочетаний по теме или тексту и позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, сосредоточить внимание на какой-либо проблеме, повысить интерес к изучаемой теме).
Составление интеллектуальных карт (Это уникальный и простой метод запоминания информации. Используя интеллект-карты в обучении, несомненно целью станут: дать детскому мозгу возможность выразить в простой и в то же время сложной форме свою индивидуальность и открыть путь для творческих и инновационных мыслей обучающихся) и др.
Использование интерактивных методов, таких как дискуссии, дебаты и работа в группах, способствует развитию критического мышления и умения аргументировать свою точку зрения.
Проектная деятельность
Включение детей в проектную деятельность позволяет им самостоятельно исследовать интересующие их вопросы, разрабатывать и реализовывать свои идеи. Например, проект «Весёлые стихи о детях», «Произведения о войне»,
«Снежнянцы – Герои Советского союза», «Никто не забыт, ничто не забыто», «День Земли» и др.
Метод проектов является мощным инструментом для развития творческого потенциала младших школьников, помогая им становиться активными и самостоятельными исследователями и творцами.
Проблемное обучение
Метод проблемного обучения предполагает постановку перед детьми задач, требующих поиска нестандартных решений. Проблемное обучение позволяет направлять учащихся на приобретение знаний, умений и навыков, на усвоение способов самостоятельной деятельности, на развитие познавательных и творческих способностей.
Например, на уроке математики учитель показывает детям два прямоугольника разного размера и спрашивает: "Как мы можем узнать, какой из них больше по площади?" Дети предлагают свои методы (например, измерение сторон и умножение, разрезание на квадраты и подсчет их количества).
Урок окружающего мира
Тема: Экосистемы и их компоненты
Постановка проблемы:
• Учитель задает вопрос: "Почему в лесу живет больше животных, чем в пустыне?"
Создание проблемной ситуации:
• Учитель предлагает детям исследовать различные экосистемы (лес, пустыня, болото) и найти различия в их компонентах (растения, животные, климат).
Решение проблемы:
• Дети работают в группах, изучают материалы (книги, интернет-ресурсы) и делают выводы о том, какие факторы влияют на разнообразие жизни в экосистемах.
Обсуждение и выводы:
• Каждая группа представляет свои результаты, обсуждает их с классом.может стимулировать детей к разработке и внедрению экологических инициатив.
Организация и проведение внеурочных мероприятий в школе положительно воспринимается детьми, позволяет им раскрепоститься и применить свои творческие способности на практике.
К внеурочной творческой деятельности относятся тематические недели, организация экскурсий, праздничные мероприятия, творческие состязания.
Использование разнообразных методов и приемов, способствует всестороннему развитию личности ребенка. Эти подходы не только развивают креативное мышление и воображение, но и повышают мотивацию к учебе, формируют навыки сотрудничества и критического мышления. Внедрение ФГОС требует от педагогов активного использования инновационных методов, направленных на развитие творчества. Поддержка и поощрение детских инициатив создают благоприятные условия для раскрытия их потенциала. Таким образом, систематическая работа по развитию творческих способностей младших школьников является залогом их успешного будущего и гармоничного развития.