СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческого потенциала обучающихся декоративно - прикладному искусству на основе проектной деятельности

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие творческого потенциала обучающихся декоративно - прикладному искусству на основе проектной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческого потенциала обучающихся декоративно - прикладному искусству на основе проектной деятельности»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования «Юность» г. Белгорода








Тема опыта: «Развитие творческого потенциала обучающихся декоративно - прикладному искусству на основе проектной деятельности».




Медведева Елена Николаевна

педагог дополнительного образования МБУДО «Юность»












Белгород

2017

Содержание:


Информация об опыте 3

Технология опыта ..7

Результативность опыта 11

Библиографический список 15

Приложение к опыту 16

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ


Условия возникновения и становления опыта


Опыт работы по данной теме возник и развивается в настоящее время в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Юность» города Белгорода. Работа по теме данного опыта реализуется в творческом объединение «Художественная вышивка» МБУДО «Юность» г. Белгорода, которым руководит автор данного опыта, работает без малого 4 года. В объединении успешно внедряются современные педагогические технологии, которые дополняются творческими изысканиями педагога и обучающихся.

Задача развития творческого потенциала личности учащихся является приоритетной для современного дополнительного образования.

Обучение по программе «Художественная вышивка осуществляется на базе подросткового клуба «Бригантина». Воспитанниками объединения являются дети из семей, родители в которых принадлежат к разным социальным слоям: рабочие, служащие, интеллигенция и др. Большинство учащихся живут в семьях, в которых родители имеют полное среднее и среднее специальное образование. Велик процент детей из неполных и многодетных семей. Традиционно к занятиям объединения среди прочих привлекаются дети с девиантным поведением, дети из неблагополучных семей. Было замечено, что многие из них, показывая более чем скромные результаты в школе, добиваются значительных успехов на занятиях продуктивной творческой деятельностью в объединениях дополнительного образования, в том числе в объединении «Художественная вышивка».

Необходимость создания условий для творческой самореализации всех учащихся объединения привела автора опыта к мысли о целесообразности использования метода учебных проектов как одного из самых эффективных методов реализации системно - деятельностного подхода в современном образовании, позволяющего индивидуализировать процесс обучения. Работа над проектом, его содержание, планирование предстоящей работы выступают стимулом творческой активности учащихся.

С другой стороны, при анализе содержания дополнительного образования по предмету было замечено, что детям надоедает однообразие, занятие одним и тем же видом деятельности. Каждый раз, приходя на занятие, они интересуются: «А что мы сегодня будем делать?» и радуются, когда узнают, что им предстоит знакомство с новым видом рукоделия.

Так был сделан вывод о необходимости расширения содержания по изучаемому профилю, в частности, изучения с учащимися самых разнообразных, в том числе новых и редких техник декоративно-прикладного творчества.

Для определения уровня творческой активности учащихся было решено применить на практике тест креативности П. Торрента, который представляет собой задание «Закончи рисунок». Данные предварительной диагностики показали, что оригинальность идей, творческая фантазия у учащихся – низкая:

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

26%

34%

40%

Но творческая активность учащихся не возникает сама по себе, её надо стимулировать, создавать творческую ситуацию.

Актуальность опыта состоит в соответствии целей и задач опыта потребностям современного образовательного процесса. Декоративно-прикладное рукодельное искусство различных народов веками не теряет своих традиций и является одним из проявлений национальной культуры. Народ веками стремился в художественной форме выразить своё отношение к жизни, любовь к природе, своё понимание красоты. Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят учащиеся, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты. Обучение многим техническим приёмам мастерства доступно детям в любом возрасте, и это открывает перед ними широкие возможности для проявления собственного творчества, тем более что в современном декоративно-прикладном искусстве есть огромное множество интересных и доступных для ребят видов рукоделия, которые вызывают у них большой интерес и могут удачно использоваться на занятиях в целях развития творческого потенциала.

Общая дидактика и частные методики в рамках учебных предметов призывают решать проблемы, связанные с развитием у детей умений и навыков самостоятельности и саморазвития. В последние годы эту проблему пытаются решать, например, через организацию проектной деятельности. Использование проектного метода обучения позволяет решать следующие задачи:

- индивидуализировать обучение;

- актуализировать знания и умения;

- изучать каждому учащемуся интересующие его проблемы;

- выполнять работу каждому ребенку (что очень важно) в собственном ритме;

- организовывать новое взаимодействие входящих в одну группу учащихся в процессе их совместной исследовательской работы.    

Таким образом, проектное обучение на занятиях декоративно-прикладным творчеством является средством активизации мыслительной деятельности, творческих способностей обучающихся. Работа по разрешению противоречия между потребностями учащихся в их творческой самореализации в учебно-познавательной деятельности и не разработанностью в традиционном обучении методических приемов ознакомления с разнообразными (в том числе редкими и новыми) техниками декоративно-прикладного творчества, включению их в систему проектов является важным условием развития их творческой активности.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для повышения творческой и познавательной активности учащихся через применение проектных технологий в процессе формирования творческих способностей, в разработке проблемно-поисковой системы занятий на основе изучения декоративно-прикладного искусства.

Длительность работы над опытом. Работа над опытом была разделена на несколько этапов:

I этап с сентября 2013 по август 2014 года;

II этап с сентября 2014 по август 2015 года;

III этап с сентября 2016 по август 2017 года.

Первый этап предполагал определение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня общей художественной компетентности обучающихся, их активности, создание предпосылок к их развитию, выбор актуальных средств, методик и технологий обучения.

На втором этапе осуществлялся комплексный подход к работе с обучающимися через

  • психолого-педагогическое сопровождение;

  • отбор современных технологий и методик обучения, способствующих реализации личностно ориентированного подхода в образовательном процессе;

  • организацию работы с родителями обучающихся;

  • организацию участия в конкурсах, выставках и олимпиадах различного уровня;

Третий этап – закрепление результатов по достижению высоких показателей творческой активности участия в конкурсах, и исследовательских проектах всех уровней.

Диапазон опыта Диапазон опыта представлен системой учебных занятий, с использованием самостоятельной исследовательской деятельности, направленных на знакомство учащихся с разнообразными техниками рукоделия и декоративно-прикладного творчества, с их выразительными возможностями, включением их в систему проектов.

Объект исследования - процесс формирования и развития творческих способностей на основе изучения декоративно-прикладного искусства средствами творческих проектов.

Предмет исследования – методы проектно-исследовательской деятельности как средство формирования личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных компетенций в процессе обучения художественной вышивке.


Теоретическая база опыта


«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». В.А. Сухомлинский.

Известные педагоги и психологи (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова и др.) подчёркивают, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в детстве и является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. С этих позиций актуализируется необходимость активного поиска наиболее эффективных средств развития творческого потенциала детей. Одним из таких средств рассматривается декоративно-прикладное творчество. Понятие творческого потенциала данные авторы трактуют как синтетическое качество, характеризующее меру возможностей личности в осуществлении деятельности творческого характера; как интегративное личностное свойство, определяющее потребность, готовность и возможность творческой самореализации и саморазвития.

В настоящее время при изучении различных дисциплин в работе дополнительного образования успешно реализуется метод проектов, который рассматривается как способ организации педагогического процесса, обладающий рядом отличительных особенностей. Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным, осязаемым педагогическим результатом. (Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся [Текст]: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений /И.С. Сергеев. - М.: АРКТИ, 2005).

В учебных проектах много положительных аспектов. По мнению ряда исследователей, метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности. В первую очередь, это относится к групповым проектам, когда действует небольшой коллектив. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И еще очень важна способность ощущать себя членом команды: подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

Проблемой развития творческих способностей заинтересованы учёные всего мира. Среди них выдающиеся психологи Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Э. П. Торрент, И. Я. Левнер С. Г. Рубинштейн, В. Н. Дружинин, А. Н. Лун, А. Я Пономарев, которые по-разному определяют понятие творчество и творческие способности. Проблема развития творческих способностей освещается и в работах Н. С. Лейтесь, В. А. Купецкого, Т. И. Артемьевой, О. И. Никифоровой.

Изучением сути творчества, а также развития творческих способностей у детей занимались В. И. Дружинин, Я. А. Пономарев, Э. П. Торрент.

A. M. Матюшкин, З. Н. Калмыкова, Д. Б. Богословская понимают творчество, как выход за пределы уже имеющихся знаний.

А. Я. Пономарев понимает творчество, как взаимодействие, ведущее к общему развитию человека.



Новизна опыта

Новизна заключается в разнообразии изучаемых техник декоративно-прикладного искусства, органично включаемых в систему проектов, в разработке методических приемов обучения им учащихся, в выборе новых объектов и способов творческой деятельности, а также в практической направленности и социальной значимости многих проектов.


Технология опыта

Цель работы: способствовать развитию индивидуальных творческих способностей учащихся, повышению их творческой активности в ходе проектной деятельности при изучении разнообразных техник вышивки.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

-обосновать необходимость применения разнообразных техник вышивки на занятиях;

- разработать методические приемы обучения техникам вышивания;

- обосновать необходимость применения метода проектов на занятиях в д.о. «Художественная вышивка»;

-разработать систему занятий, упражнений с применением разнообразных техник вышивки, направленных на развитие творческих способностей учащихся;

- создавать условия для самостоятельного выбора и разрешения проблемных ситуаций;

- способствовать формированию у учащихся креативного мышления;

- способствовать формированию у ребят ответственной социальной и гражданской позиции;

Описание содержания образования и средств достижения цели

(методов и приемов, форм организации работы).

Применение разнообразных декоративно – прикладных техник вышивки способствует воспитанию креативности учащихся. Творческое развитие учащихся на занятиях объединения «художественная вышивка» происходит через вовлечение их в процесс собственного творческого созидания, социально - значимого по сущности и направленного на познание и освоение окружающего мира. Целью таких занятий является:

  • всестороннее развитие личностно - творческого потенциала воспитанника и на этой основе формирование его эстетической культуры;

  • оптимизация эвристического мышления и познавательной деятельности;

  • раскрытие преобразующей силы декоративно – прикладного искусства и его влияния на внутреннюю сферу человека, на его отношение к окружающей действительности, на идейные, нравственные и эстетические идеалы, на формирование жизненной позиции;

  • изучение образного языка декоративно – прикладного искусства посредством усвоения знаний, формирования умений и навыков;

  • овладение приемами художественной деятельности по созданию художественного образа в различных декоративно – прикладных техниках.

Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е. С. Полат, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”. Метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

“Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Планируя занятие согласно его задачам и содержанию, педагог правильно выбирает проблемно-поисковые методы для развития творчества, самостоятельности.
Для формирования творческой личности воспитанников педагог старается использовать все методы, которыми располагает современная дидактика:

  1. Объяснительно-иллюстративные: рассказ, объяснение и др.

  2. Репродуктивные (воспроизводящие). Эти методы содействуют развитию у учащихся практических умений и навыков.

  3. Проблемно - поисковые: проблемное изложение, частично-поисковые, исследовательские.

При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, эко­логическим и эргономическим требованиям. Учащиеся знако­мятся с национальными традициями и особенностями культу­ры и быта народов России, чувашского народа, Уральской вышивки. Разнообразие видов деятельности и техник для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но и раскрыть индивидуальные способности каждо­го учащегося, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбо­ру профессии.

При изучении раздела «Тянутся дорожки разноцветных строчек» воспитанники приобщаются к одной из техник вышивания – свободные швы. Свободные швы позволяют вышивать рисунки с криволинейными контурами на любых тканях: шелке, бархате, шерстяных тканях. Чаще всего они применяются для воспроизведения растительного орнамента. Использование свободных швов в народном и современном костюме, предметах обихода и сувенирах поистине беспредельно, как и возможности развить при занятиях художественно-эстетические качества у детей. Программа предполагает знакомство со свободными швами (ришелье, гладь и т.д.), которые очень сложны в технике исполнения. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шва; учатся подбирать гармоничные цветовые сочетания; пробуют делать узоры на различных изделиях.

На первом году обучения в раздел «Узоры и орнаменты народной вышивки» включается знакомство воспитанников с Русской, северной, украинской народной вышивкой, с особенностями Марийского национального орнамента. Прежде чем приступить к обучению техник, необходимо дать теоретические знания учащимся, познакомить с символикой узоров, композицией, орнаментом узоров, цветовой гаммой, технологией вышивания. Большую трудность в данной технике у детей вызывает умение подобрать гармонично цвета лент. Преодолеть эти трудности помогает упражнение на подбор цветовой палитры, детям предлагаются цветные карточки, к которым они подбирают гармонично сочетающиеся цвета. При закреплении техники воспитанникам предлагается вышивка узоров на воротничках, рушниках и чехлах.

Технологии и методы.

В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы.

При знакомстве с разнообразными техниками декоративно – прикладного творчества с целью развития творческого потенциала учащихся, наряду с традиционно признанными формами организации учебных занятий, были использованы и другие их разновидности:

  • занятие – путешествие (развитие технических приемов декоративного творчества, исторические эпохи и художественные стили);

  • занятие – поиск (совместный поиск наиболее удачных вариантов будущего изделия, с целью раскрытия выразительности);

  • занятие – импровизация на заданную тему (импровизация на оформление изделия, используя средства выразительности – узор, цвет);

  • экскурсия в виртуальный музей декоративно – прикладного творчества;

  • занятие с использованием компьютерных технологий (начало творческой работы в графическом редакторе, окончание в материале).


Методические аспекты и приёмы обучения

Перед знакомством с любой техникой вышивания необходимо познакомить учащихся с произведениями художественных промыслов, показать ребятам работу педагога в данной технике, показав её технические возможности, вселив в детей надежду, что они смогут приблизиться к такому результату, не имея особых художественных способностей. Занятия по ознакомлению учащихся с разнообразными техниками вышивания часто проходят с применением приема тесного сотрудничества детей и педагога, т. к. главной отличительной особенностью данных техник является трудно прогнозируемый результат. Редкие и новые техники вышивания гармонично сочетаются с традиционными приемами работы с материалом.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются технологические карты с техникой выполнения швов, иллюстрации в художественной литературе, демонстрация педагогом тех или иных видов швов, на примере которых воспитанники выполняют серию упражнений. Необходимо отметить, что при выполнении данных упражнений перед учащимися стоит задача отработать навыки, необходимые при выполнении творческой работы.

На втором году обучения воспитанники знакомятся со счетными швами (крест, полукрест и.т.д.). Эта техника требует терпения и некоторого опыта (набить руку), чего часто не хватает начинающим. Некоторые ребята пытаются сразу повторять то, что сделано более опытными товарищами и, конечно, расстраиваются, если это не получается. В таких случаях педагог советует им запастись терпением и начинать тренировку руки с простых элементов — кружочков, овалов, несложных форм лепестков или других фигур. В будущем они будут делать более сложные элементы вышивки петлёй, создавая целые гобелены, но для начала такая тренировка очень важна. После изучения техники данных швов, учащиеся пробуют делать узоры на игольницах, грелках, салфетках.

Наряду с традиционными методами обучения применяется метод проектов. Под проектом понимается творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащегося. Метод творческого проекта развивает эстетические чувства и художественную инициативу ребенка.

Вся проектная деятельность учащихся требует строгого учета их возраста, спектра интересов. Это важно и при выборе темы проекта, и при организации работы по его выполнению.

Для младшего возраста характерны стремление к воспроизведению вызвавших интерес объектов, подражание, ожидание личного успеха, поэтому учащиеся должны выполнять в основном конструкторско-технологические проекты. Конечно же, наибольшую трудность проекты представляют для учащихся младшего возраста ведь большинство из них впервые сталкивается с такой работой. Чтобы облегчить им работу, рекомендуется выбирать ту работу, которую они выполняют в рамках изучения соответствующих разделов программы. Педагог очень подробно объясняет детям, что такое проект, из каких частей он состоит, какие требования предъявляются к каждой части проекта, как правильно оформить пояснительную записку, как пользоваться информационными ресурсами, где можно найти нужную информацию, как проводить опросы и интервью. Ребята учатся правильно выделять проблему, искать пути её решения, ставить цели и задачи, решаемые в ходе работы над проектом. Попутно изучают материалы и инструменты, безопасные приемы работы, экологическую безопасность изделия. Учатся рассчитывать экономическую составляющую, сравнивать её со стоимостью схожих работ, увиденных в магазине. Все эти навыки позволяют в дальнейшем детям без опаски браться практически за любые проекты.

Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов: организационно-подготовительного, технологического и заключительного.

Первый этап включает в себя: цель, постановку проблемы, Исследование идеи, исследование объекта, развитие идеи, выбор рисунка, планирование.

На втором этапе ученик организовывает свое рабочее место, изучает правила техники безопасности и составляет технологическую карту.

На заключительном этапе проводится выставка изделий, презентация и защита проектов. Проект воспитанницы д.о «Художественная вышивка» Бирюковой Киры прилагается. (см. Приложение №1)

Работа над проектом — это своеобразное тестирование и развитие ребёнком своих способностей. Обучаясь различным техникам декоративно-прикладного творчества, каждый из учащихся выполняет несколько проектов, как правило, на разные темы, что позволяет всесторонне оценить свои природные задатки. Работа над проектом, его содержание, планирование предстоящей работы выступают стимулом творческой активности учащихся.

Успех учащегося во многом зависит от умения педагога организовать занятия и найти индивидуальный подход к каждому. Занятия должны вызывать положительные эмоции. Это во многом зависит от такта и терпения педагога, умения понять ребёнка, вовремя его поддержать, помочь, отметить его успехи. Задача педагога - не только выявить творческие способности обучающихся у него детей, но и развивать их, подобрав индивидуальный подход к каждому ребёнку. На занятиях объединения «Художественная вышивка» педагог старается учитывать пожелания каждого ребёнка в ходе занятий продуктивной творческой деятельностью.



Результативность опыта

Проведенная работа подтвердила актуальность вышеуказанной темы. Результаты проектного метода обучения уже на ранних стадиях внедрения проявляются в изменении (в лучшую сторону) сферы интересов, расширении кругозора. Проектное обучение создаёт положительную мотивацию для развития творческих способностей. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Отслеживание результатов с использованием теста креативности П. Торрента, показали, что на начало опыта оригинальность идей у учащихся оказалась низкой. Повторное проведение теста на конец опыта показало положительную динамику, оригинальность идей у учащихся оказалась выше средней:

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

38%

42%

20%

При работе над развитием творческих способностей детей было замечено, как у них появился устойчивый интерес к декоративно-прикладному творчеству, повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, появились результаты влияния такой работы на детей. Учащиеся из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в учреждении, так и на районном и Всероссийском уровнях, на которых многие из них занимают призовые места:


Результаты работы за 2013 -2014 учебный год

п/п

Ф.И.

Название конкурса

Результат

Уровень муниципальный, областной, всероссийский, международный.

1

Конопляный Дмитрий

Рождественские фантазии

3 место

Всероссийский

2

Роднин Платон

Рождественские фантазии

Спец. диплом

Всероссийский

3

Погорелова Ольга

«Рукотворная краса Белогорья»

1 место

Муниципальный

4

Вервейко Мария

«Рукотворная краса Белогорья»

1 место

Муниципальный

5

Бочарников Артем

«Рукотворная краса Белогорья»

1 место

Муниципальный

6

Логачев Андрей

«Мой Отчий край»

1 место

Муниципальный

7

Марков Артем

«Мой Отчий край»

2 место

Муниципальный

8

Насибян Карина

«Серпантин»

2 место

Муниципальный

9

Новосельцев Александр

«Новый год глазами детей»

2 место

Муниципальный

10

Павленко Александр

«Новый год глазами детей»

2 место

Муниципальный

11

Пенько Георгий

«Новый год глазами детей»

2 место

Муниципальный

12

Голофеева Ангелина

«Дети, техника, творчество»

2 место

Муниципальный

13

Кондратьева Кира

«Пасхальный фестиваль»

1 место

Муниципальный

14

Шеханин Иван

«Пасхальный фестиваль»

2 место

Муниципальный

15

Ефременко Егор

Всероссийский конкурс декоративно-прикладного творчества

2 место

Муниципальный




Результаты работы за 2014 -2015 учебный год

1

Сушков Виталий

Всероссийский конкурс для детей и педагогов «Талантах 5»

1 место

Всероссийский

2

Веретельникова Анастасия

Всероссийский конкурс для детей и педагогов «Талантах 7»

1 место

Всероссийский

3

Ткаченко Егор

«Новый год глазами детей»

1 место

муниципальный

4

Севрюков Арсен

«Новый год глазами детей»

1 место

муниципальный

5

Давыдов Иван

«Новый год глазами детей»

1 место

муниципальный

6

Скворцова Полина

«Новый год глазами детей»

1 место

муниципальный

7

Пузыревич Антон

«Новый год глазами детей»

2 место

муниципальный

8

Кондратьева Кира

«Новый год глазами детей»

2 место

муниципальный

9

Шеханин Иван

«Новый год глазами детей»

2 место

муниципальный

10

Долматова Алина

«Семейный очаг»

1 место

муниципальный

11

Зуфарова Анна

«Серпантин»

2 место

муниципальный

12

Колосов Артемий

«Мой Отчий край»

1место

муниципальный

13

Долматова Алина

«Мой Отчий край»

2 место

муниципальный

14

Голофеева Ангелина

«Город мастеров»

1 место

муниципальный

15

Пузыревич Антон

«Пасхальный перезвон»

2 место

муниципальный


Результаты работы за 2016-2017учебный год

1

Ешова Дарья

Всероссийский конкурс для детей и педагогов «Таланхола» - 8»

1 место

Всероссийский

2

Каторгин Шамиль

Всероссийский конкурс для детей и педагогов «Таланхола - 9»

лауреат

Всероссийский

3

Парасочка Мария

Всероссийский конкурс «Святое пламя Вечного огня»

1 место

Всероссийский

4

Ховрах Афина

«Рукотворная краса Белогорья»

1 место

Муниципальный

6

Губарев Богдан

«Пасхальный фестиваль»

2 место

Муниципальный

7

Бирюкова Кира

«Папа может»

1 место

Муниципальный

8

Африкян Алёна

«Новый год глазами детей

2 место

Муниципальный

9

Солод Валерий

«Новый год глазами детей

2 место

Муниципальный

10

Ховрах Афина

«Новый год глазами детей

3 место

Муниципальный

11

Костюкова Дарья

«Пасхальная радость»

1 место

Муниципальный

12

Майснер Сергей

«Адрес детства – Россия»

2 место

Районный этап Всероссийского конкурса

13

Оборовская Ева

«Радость души моей»

1 место

Муниципальный

В результате опыта работы можно сделать следующий вывод:  

Необходимость применения проблемного обучения, проектной методики, научно-исследовательской работы в современном дополнительном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к самореализации. 

Материалы исследования могут быть использованы в учреждениях дополнительного образования, для педагогов художественной направленности.






Библиографический список:


  1. Джен Итон. Вышивка крестом. Шедевры мировой живописи. - М.: КОНТЭНТ, 2009г.

  2. Т.В. Миронова, С.О. Ермакова. Вышивка крестом. Большая коллекция узоров. - М.: Мир к ниги, 2009г.

  3. И.Н. Наниашвили. Вышивка крестом. Клуб семейного досуга. Белгород, 2010г.

  4. Е.С. Розанова. Новая энциклопедия вышивки. - М.: АСТ, 2011г.
    Изобразительные мотивы в русской народной вышивке / Музей народного искусства; сост. Г.П. Дурасов, Г.А. Яковлева. - М.: Советская Россия, 1990. - 320 с., илл.

  5. Калмыкова, Л.Э. Народная вышивка Тверской земли / Л.Э. Калмыкова. - Л.: Художник РСФСР, 1981. - 204 с., илл.

  6. Косменко, А.П. Карельское народное искусство: изобразительное творчество. - Петрозаводск: Карелия, 1977. - 32с., 38л. илл.

  7. Крысина, О.Г. Вышивание: советы молодой семье / О.Г. Крысина. - М.: Советская Россия, 1959. - 86 с.

  8. Литвинец, Э.Н. И дивный видится узор / Э.Н. Литвинец. - М.: Молодая гвардия, 1988. - 92[4] с., илл. - (Мир твоих увлечении).

  9. Маслова. Г. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник / Г. Маслова. - М., 1978

  10. Молотова, В.Н. Декоративно-прикладное искусство: учебное пособие / В.Н. Молотова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Форум, 2010. - 288 с. (Профессиональное образование)

  11. Рассел, Б. Художественная вышивка: узоры, схемы, инструкции: пер. с англ. - М.: Ниола 21-й век, 2002. - 112 с.: ил

  12. Уткин, П.И. Народные художественные промыслы: учебник для проф. учеб.заведений / П.И. Уткин, Н.С. Королева. - М.: Высшая школа, 1992. - 159 с.

  13. Художественное шитье Древней Руси в собрании загорского музея: альбом / сост. Манушина Т.Н. - М.: Советская Россия, 1983. - 296 с., илл.

  14. Чернова, А.Г. Искусство вышивания лентами/ А.Г. Чернова, Е.В. Чернова. - 4-е изд.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 160 с.: ил.











Приложение №1

















Творческий проект по теме

«Вышивка крестом»






Работу выполнила:

Бирюкова Кира

Педагог дополнительного образования:

Медведева Е.Н.



















г. Белгород, 2017


Содержание.

Этапы изготовления изделия:


  1. Организационно-подготовительный этап.

    1. Цель.

    2. Постановка проблемы.

    3. Исследование идеи.

    4. Исследование объекта.

    5. Развитие идеи.

    6. Выбор

    7. Планирование.

2.Технологический этап.

2.1 Организация рабочего места.

2.2 Правила техники безопасности.

2.3 Технологическая карта.

3.Заключительный этап.

3.1 Эколого-экономическое обоснование.

3.2 Себестоимость.

3.3 Подведение итогов.

3.4 Реклама.

3.5 Защита проекта.









1.Организационно-подготовительный этап.


1.1 Цель.

1. Разработать и выполнить проект.

2. По проекту изготовить изделие.

3. Оценить проделанную работу

1.2 Постановка проблемы.

Вышиванием крестом я начала заниматься давно. У моей бабушки скоро День рождения, а т.к. покупать дорогой подарок нет смысла и средств, я решила сделать его своими руками, тем более вышивка – хорошее украшение для интерьера комнаты. Вышивка – может сделать комнату более уютной. И для её изготовления пусть и понадобится много времени, но мало средств.

1.3 Исследование идеи.

Вышитые картины – это один из тех элементов декора интерьера, которые никогда не выйдут из моды. Вышитыми картинами и панно украшали свои дома еще наши прабабушки. Тем не менее, красивые вышитые натюрморты, пейзажи, портреты и иконы способны преобразить и украсить самый современный интерьер. Картины ручной работы – это всегда неповторимо и оригинально, они привлекают внимание и производят неизгладимое впечатление на гостей.

Вышитые картины ценны еще и тем, что они несут не только внешнюю красоту, но и гораздо большее – тепло умелых рук, любовь, положительную теплую энергетику. Поэтому интерьер, в котором есть вышитые картины, становится таким теплым, домашним.

Картины можно вышивать различными материалами: цветными нитями (крестиком, гладью и т.д.), атласными и шелковыми лентами, бисером. На сегодня самыми популярными являются объемные картины, вышитые лентами, а также вышивка крестиком.

Благодаря современным технологиям, можно разработать индивидуальную схему вышивки буквально под любое понравившееся изображение или фотографию. Богатый выбор нитей, лент и самих тканей для вышивки делают процесс создания картин еще интереснее, а результат – намного красивее.

1.4 Исследование объекта.

Вышивание крестом – один из самых распространенных видов народного искусства. История возникновения вышивки крестом уходит далеко в глубь веков, когда появился первый стежок, сделанный первобытными людьми при скреплении шкуры убитого мамонта. Материалом для вышивки крестом служили: жилы животных, нити льна, хлопка, конопли, шелка, шерсти, а так же применяли натуральный волос.

Самые древние вышивки, сохранившиеся до наших дней, датируются учеными VI-V веками до н.э. Созданы они были на территории Древнего Китая. Основой для вышивки послужили шелковые ткани, рисунок выполнялся волосом, шелком-сырцом, золотыми и серебряными нитями. Вышивальное искусство Древнего Китая оказало огромное влияние на рукоделие Японии, России и других стран.

Первые ткани, которые были пригодны для вышивки, делали из шерсти. Но пальму первенства заняла льняная ткань, которая отличалась белизной и подходящей структурой. Ее родиной является Древняя Индия.

Особой популярности вышивка крестом достигла в Западной Европе в XVI столетии. Это был период популярности церкви, и вышивали чаще всего иконы, библейские сцены и тексты молитв.

Так же широко использовали вышивку и на Востоке. Там вышивали чаще всего цветы и использовали огромное количество цветов. Вышивки Ирана и Индии отличались множеством растительных мотивов, изображением различных птиц. Вышивки Византии отличались красотой шелкового шитья и разнообразными узорами.

В России вышивка крестом имеет древнюю историю. Крест всегда рассматривался русичами как оберег, который способен защитить от нечистой силы, дурного глаза и прочих напастей.

Вышивкой на Руси украшали обувь, одежду, жилище, конскую сбрую, предметы быта. Мотивы, используемые вышивальщицами, были разнообразны. Чаще всего можно встретить изображение человеческой фигуры с поднятыми вверх руками, священного дерева, символических райских птиц и сказочных животных.

Лучше всего сохранились изделия XIX века. В те времена вышивка крестом подразделялась на крестьянскую (народную) и городскую. Народная вышивка была связана с обычаями русского крестьянства, а городская вышивка крестом испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций.

К 13-15 годам крестьянские девочки должны были подготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, головные уборы. Перед свадьбой устраивали публичный показ приданого как свидетельство мастерства невесты.

На территории России археологами обнаружены фрагменты одежды, вышитой золотыми нитями. Эти находки относятся к IX-XII векам. Значит, вышивка крестом существовала и развивалась в эпоху Древней Руси. С языческих времен вышивальщицы создавали в своих вышивках крестом сцены бытовой жизни. Вышивкой украшали простыни, свадебные и праздничные рубахи, полотенца, занавеси, холщевые сарафаны, платки. Позднее, в христианские времена, на Руси появился обычай украшать вышитыми полотенцами иконы зеркала и окна.

1.5 Развитие идеи.

Ткани и нитки для вышивки выбирают в зависимости от назначения будущего изделия, характера узора и способа его выполнения.

Крестом вышивают по тканям, на которых отчетливо видны нити основы. Один стежок крестом должен полностью заполнять один маленький квадратик ткани. Поэтому крестом вышивают на полотнах, сотканных на основе квадрата, то есть на полотнах, где нити основы и утка расположены под прямым углом друг к другу и где эти нити одинаковой толщины. Лучше всего в качестве ткани для счетной вышивки использовать полотна наподобие льняных.

Для выполнения вышивки применяются льняные и хлопчатобумажные мерсеризованные нитки и мулине разных цветов. Мулине имеет прочную окраску, блеск и необходимую прочность. Пригодны также шерстяные, штапельные, шелковые, синтетические нитки (кашмилон, лавсан, капрон), ирис, хлопчатобумажный и шерстяной гарус.

Также для изготовления изделия понадобятся пяльца, которые бывают разных размеров и разный материалов: деревянные, пластмассовые.

1.6 Выбор.

Я долго не могла выбрать рисунок. Не знала, что можно подобрать. Я пересмотрела множество журналов, думала вышить какого-то эксклюзивного животного или икону. Подумав, решила, что картина должна подходить под интерьер. Значит, буду вышивать цветы. Вопрос, какие? Я долго выбирала, мне понравились ирисы. Цветок устроен так, что одновре­менно видны всего его части, переливающиеся под лучами солнца. Может, именно поэтому в пере­воде с древнегреческого «ирис» означает «радуга». В греческой мифологии так звали богиню, спускавшу­юся с Олимпа на Землю для провозглашения людям воли богов. (см. приложение).

1.7 Планирование.

1.Приобрести материалы к изделию.

2.Определиться с изделием.

3. Выполнить творческий проект.

4. Изготовить изделие.




  1. Технологический этап.

    1. Организация рабочего места.

Чтобы начать работу, необходимо приготовить рабочее место. Во-первых, должно быть хорошее освещение. Если вышиваешь днем, то рабочее место должно быть у окна, если вечером, то при лампе, которая должна располагаться с левой стороны. Сидение должно быть с жесткой поверхностью, удобной спинкой.

    1. Правила техники безопасности.

    1. Рукоделие хранить в специальном пенале.

    2. Иголки и булавки хранить в игольнице.

    3. Не брать колющиеся предметы в рот.

    4. Передавать ножницы сомкнутыми лезвиями кольцами вперед.

    5. Не перекусывать нитки зубами и не отрывать руками.

    6. Не размахивать колющимися предметами.

2.3 Технологическая карта.


Последовательность изготовления

Вид работы

Инструменты

1. Запялить ткань в пяльца.


Пяльца, ткань

2.Вдеть нитку нужного цвета в иголку


Иголка, нитки

3. Вышиваем по схеме.

См. приложение.

Нитки с иголкой, ткань, схема.

4.Снять пяльца



5. Оформление готовой вышивки





  1. Заключительный этап.

3.1 Эколого-экономическое обоснование.

Мое изделие не повлияет на экологическую среду и здоровье домашних, т.к. изделие выполнено из натуральных материалов.

3.2 Себестоимость.
Подведем итог затраченных средств. Стоимость пялец и иголки не учитывается, т.к. они у меня уже были. Затраты на электроэнергию не учитываем, т.к. работы проводились в дневное время. Остается только ткань, нитки, но их я покупала в наборе. Стоимость набора составила 200 руб.

3.3 Подведение итогов.

Работа не показалась мне сложной, наоборот занимательной и интересной. Много времени вышивание у меня не заняло, но работа требовала большого терпения и усидчивости. Изделие мне понравилось, рисунок получился интересным. Теперь я где угодно смогу блеснуть знаниями, полученными в процессе изготовления изделия.

Вышитые крестом картины станут замечательным украшением любого дома.

3.4 Защита проекта.

  1. Доклад.

  2. Показ изделия.

  3. Ответ на вопрос.

Фото готовой работы.















Приложение







Приложение №2









2