СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческого потенциала школьника во внеурочной деятельности в условиях ФГОС

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение педагогического опыта на занятиях внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческого потенциала школьника во внеурочной деятельности в условиях ФГОС»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 21, г. Таганрог Ростовской области.










Развитие творческого потенциала школьника во внеурочной деятельности в условиях ФГОС (из опыта работы)

(по фонопедическому методу развития голоса В.В. Емельянова)







учитель высшей квалификационной категории

Цыганкова Т.Г.














2018 г.


Тема: «Развитие творческого потенциала школьника во внеурочной деятельности в условиях ФГОС (из опыта работы)»

Цель: творческое развитие вокальных способностей по фонопедическому методу развития голоса В.В. Емельянова в ансамблевом и сольном исполнительстве.

Задачи:

Метапредметные:

  • развитие личности ребёнка, его эмоциональной сферы и интеллекта;

  • развитие у учащихся художественно-образного мышления;

  • обучение навыкам вокального музицирования.

Предметные:

  • овладевать практическими упражнениями по фонопедическому методу развития голоса В.В. Емельянова;

  • обучение навыку двухголосного пения;

  • добиваться интонационной точности исполнения произведений.

Личностные:

  • формирование эстетических чувств;

  • развитие и становление нравственной позиции, познание человеческой морали средствами музыкального искусства;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

«Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, рисунка, фантазии, творчества»

В.А. Сухомлинский



Учитель: Добрый день, мои любители вокального искусства и пения.

Дети: Здравствуйте.

Учитель: Сегодня у нас необычное занятие: здесь присутствуют ребята вокальных ансамблей (1, 6, 8 и 9 классов) и музыкально-театрального объединения «Мы и музыка» (3 класс) – все любят петь, хотят совершенствоваться в этом виде искусства.

Чтобы научиться петь правильно и красиво мы должны настроить наш музыкальный инструмент – наш голос. Мы обратимся к небольшому рассказу-упражнению:

Жила-была маленькая Лошадка. Она очень любила бегать. Вот так. Дети быстро “щелкают” языком на полуулыбке (высоко).

Лошадка жила со своей мамой - доброй и красивой Лошадью. Ходила она так. Дети медленно “щелкают” языком, вытянув губы (низко).

И очень часто Лошадка любила бегать с мамой наперегонки. Поочередно высоко-низко, быстро-медленно «щелкать» языком. Делимся на две группы: одновременное звучание низкого и высокого «щелчка»

Но однажды подул сильный ветер. Активный долгий выдох через рот 4 раза. Лошадка подошла к своей маме и спросила: “Можно мне погулять?” “Щелкать” высоко. От нижнего звука “у” до верхнего “о” - “у – о”? “Да куда же ты пойдешь? - ответила мама, - на улице сильный ветер”. От верхнего “о” к нижнему “у” “о – у”. Но Лошадка не послушалась и побежала “Щелкать” высоко.

Она увидела на полянке красивый цветок. “Ах, какая прелесть”, - подумала Лошадка, подбежала к цветку и стала его нюхать. Вдох через нос – легкий, бесшумный, выдох – через рот со звуком “а”, медленно 4 раза. Только это был не цветок, а красивая бабочка. Она вспорхнула и улетела. А лошадка поскакала дальше. “Щелкать” высоко.

Во время прогулки Лошадка слышала множество необычных и даже страшных звуков.

«Страшная сказка»

Исходное положение (И.П.): Рот открыт свободно, губы расслаблены. Пальцы рук поставлены на щёки и вдвинуты между верхними и нижними зубами, чтобы не давать рту закрыться. Глаза широко открыты, брови подняты; выражение лица - испуганное.

Задание: Произносить последовательность гласных тихим низким голосом, придавая ему эмоциональную окраску испуга. Гласные включать в работу по очереди, постепенно приходя к оптимальной по фонетической близости последовательности «УОАЭЫ». Перевод гласного в гласный происходит без атаки, слитно, наподобие соединения гласных на Legato в пении.

В абстрактном и конкретном варианте (стихотворный текст) упражнения – пальцы продолжают контролировать расстояния между зубами через расслабленные мышцы щёк, невзирая на неразборчивость текста.

Возможен вариант сочетания абстрактного и конкретного вариантов, например: педагог – «Слушай…», дети – «У» и наоборот.

Показатели: Произвольное включение и осознание грудного режима работы гортани – «толстого» голоса; специфическая форма рупора.

Контроль: Слуховой – тихий низкий звук без форсирования на ЛЯ-СИ МАЛОЙ ОКТАВЫ; визуальный – произнесение гласных без участия губ и челюсти; невзирая на неразборчивость стихотворного текста.

Дополнительное воздействие: Освоение оптимальной последовательности гласных - фонетической формулы, которая, возникая впервые на этом упражнение, будет постоянно использоваться в упражнениях всех уровней ФМРГ.


Абстрактный вариант:

Конкретный вариант:

У 

УО 

УОА    

УОАЭ  

УОАЭЫ  

СЛУШАЙ…

СЛУШАЙ ШОРОХ…

СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ…

СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ ЛЕСА…

СЛУШАЙ ШОРОХ: ЧАЩИ ЛЕСА ДЫШИТ.





Учитель: Ребята, в сказке «Красная шапочка» тоже есть страшный персонаж – это Волк. Сейчас мы послушаем партию Волка из музыкальной сказки в исполнении Стаса.

Лошадка испугалась и стала канючить.

«Канючим» (штро-бас)


И.П.: Мышцы лица расслаблены, рот слегка прикрыт. Выражение лица полусонное, глаза прикрыты. Руки, согнуты в локтях, находятся параллельно полу на уровне пояса ладонями вниз.

Задание: 1) В абстрактном варианте упражнения переводить штро-бас в грудной режим на последовательностях гласных, постепенно включаемых в работу. Затем, последовательно соединять в одном движении три режима: штро-бас, грудной, фальцет. Перевод штро-баса в грудной режим производится без перерыва, дополнительной атаки или придыхания. Необходимо сохранять положение языка на губе в грудном режиме. Издавать штро-бас и переводить в грудной режим нужно на чистом гласном «А», хотя положение языка этому препятствует и провоцирует открытый гласный «Э». Артикуляцию гласных «АОУ» производить только за счет движения губ без участия челюсти, не закрывая зубов и десен (губы «обнимают» язык). Артикуляцию гласных «АЭЫ» производить только за счет подъема спинки языка при неподвижной расслабленной передней части, челюсти и губах.

Перевод грудного режима в фальцет происходит на восходящей глиссирующей интонации со срабатыванием порога. Следить, чтобы гласные «у» и «ы» в фальцетном режиме сохраняли форму, организованную в грудном, контролируя пальцами (протыкаем щёки) или глядя в зеркало.

На штро-басе совершать пальцами хаотические колебательные движения, на звук в грудном режиме выворачивать ладони вверх, а во время восходящей интонации взмахнуть кистями, показывая движение звука вверх.

Эмоционально-образным заданием для детей может служить ситуация «настойчивого и безнадёжного выспрашивания чего-то и радостном возгласе (переход в фальцетный режим) при получении желаемого».

2) В конкретном варианте (фрагмент стихотворении С.Я. Маршака) произносить стихотворный текст штро-басом, переводя его в грудной режим на двух последних слогах каждой строки (внимание к записи условными обозначениями!). Символические действия те же.

Приём: Дополнительный режим работы гортани (штро-бас к грудному, грудной к фальцетному),; необычное движение.

Контроль: Визуальный, осязательный – «маскировочная» артикуляция, положение языка на всём упражнении; слуховой – точная форма гласного «А» на штро-басе, срабатывание порога и выход в фальцетный режим. Выход в грудной режим в абстрактном варианте соответственно записи; символические действия.

Дополнительное воздействие: освоение фонетической формулы; порог как механизм саморегуляции в возникновении нового режима; равнообъемность гласных.

Абстрактный вариант:

У!

х ххА, хххАО, хххАОУ, хххАОУ Ы!

хххА, хххАЭ, хххАЭЫ, хххАЭЫ



Конкретный вариант:

ходит, ходит попроШАЙКА,

х х х х х х


просит, просит попроШАЙКА.

х х х х х х


дайте, дайте попроШАЙКЕ,

х х х х х х


всё, что просит попроШАЙКА!

х х х х х х


Лошадка стала задавать вопросы и отвечать на них.

«Вопросы – ответы»


И.П.: Как в «Страшной сказке»

Задания: 1) В абстрактном варианте основным элементом упражнения является скользящие (глиссирующие) восходящие и нисходящие интонации с резким переходом из грудного в фальцетный режим и обратно со срабатыванием порога. Рекомендуется организовать игру в форме диалога. В эмоциональном отношении в упражнении присутствует вопроса (восходящая интонация) и ответа (нисходящая). Пальцами контролировать расстояние между зубами через расслабленные мышцы щёк.

2) В конкретном варианте проговаривать стихотворный текст в грудном режиме, переходя в фальцетный на гласном последнего слога каждой строки (внимание к записи условными обозначениями!).

Символические действия:

  • Для сохранения формы гласного в фальцетном режиме, организованной в грудном, во время восходящей интонации контролировать её при помощи пальцев (проткнуть щёки);

  • Для установления связи голосообразующих движений со звуковысотностью – свободными руками, расслабленными до кистей, показывать движение восходящей интонации голоса, вскидывая руки высоко вверх. В конкретном варианте в грудном режиме совершать кистями волнообразные движения вверх-вниз («прикасаемся к «толстому» голосу, лежащему очень низко») или вправо-влево («гладим толстый голос»), переводя их в колебания пальцев на штро-басе.

Перевод звучания грудного режима в фальцетный должен происходить без перерыва звучания, без дополнительной атаки или придыхания со срабатыванием порога во время восходящей и нисходящей интонаций.

Показатели: Целесообразное использование режимов работы гортани; специфическая форма рупора.

Контроль: Визуальный, осязательный – «маскировочная» артикуляция; слуховой – срабатывание порога, выход в фальцетный режим на восходящей интонации и возвращение в грудной на нисходящей; символические действия.

Дополнительное воздействие: Освоение фонетической формулы; порог как пусковой механизм саморегуляции в возникновении нового режима.



Абстрактный вариант:

у? у о? у а? о э? а ы? э ы? ы

У У У О О А А Э Э Ы Ы Ы



К онкретный вариант: ос?

У ЖИРАФА ЕСТЬ ВОПРО- ост?

Д ЛЯ ЧЕГО ВЫСОКИЙ РО- ы

В ИДНО С ЭТОЙ ВЫСОТЫ ы!

ВСЕХ, КТО ПРЯЧЕТСЯ В КУСТЫ



Лошадка увидела настоящего бронтозаврика.

«Бронтозаврик»

Упражнение состоит в последовательности звуков, обратной предыдущему упражнению. Целью упражнения является установление связи голосообразующих движений с объемно-пространственными представлениями.

Задание: 1) В абстрактном варианте – издать легкий высокий «тонкий» звук («у» или «ы») в фальцетном режиме, и через нисходящую глиссирующею интонацию перевести в грудной режим на том же гласном. В грудном режиме гласные выстраиваются в уже знакомой последовательности с переводом последнего гласного («ы» или «у») в штро-бас с расслаблением языка. Упражнение начинается с возникновения в грудном режиме одного гласного, с постепенным присоединением других гласных по одному с постепенным понижением интонации и увеличением силы тона. Все соединения гласных происходят без перерыва, слитно, нараспев.

Эмоционально-образным заданием этого упражнения будет просьба нарисовать голосом бронтозавриков («мальчика» - у-УОАЭЫ и «девочку» - ы-ЫЭАОУ) при помощи звуковысотности (режимов), последовательности гласных, силы звука.

2) В конкретном варианте произнесение стихотворного текста начинается с издавания первого слова/слога высоким тонким голосом с последующим переводом его на этом же слове/слоге в грудной режим нисходящей глиссирующей интонацией со срабатыванием порога. Каждая строка заканчивается штро-басом на гласном «А» с расслаблением языка.

Символические действия как в предыдущем упражнении, но показ звуковысотности сверху вниз – в фальцетном режиме подбрасывать воображаемый «тонкий» голос высоко вверх, а в грудном – класть «толстый голос на пол.

Показатели: Целесообразное использование режимов работы гортани.

Контроль: Слуховой – срабатывание порога и выход в грудной режим на нисходящей интонации; визуальный и осязательный – сохранение формы рта при переходе с фальцетного в грудной режим; положение языка на штро-басе; символические действия.

Дополнительное воздействие: Освоение фонетической формулы; порог как пусковой механизм саморегуляции в возникновении нового режима; освоение показателей эстетики академического пения; равнообъемность гласных.

Абстрактный вариант:

У ! У! У! У! У!

У УО УОА УОАЭ УОАЭЫ ХХХ



Ы ! Ы! Ы! Ы! Ы!


Ы ЫЭ ЫЭА ЫЭАО ЫЭАОУ ХХХ



Конкретный вариант:


К ТО-


О ТАМ ХОДИТ ПО БОЛОТУ ХХХ

Н О-


ОГИ КАК У БЕГЕМОТА ХХХ

Г О-


ОЛОВА НА ДЛИННОЙ ШЕЕ ХХХ

Х ВО-



ОСТ ЗА НИМ ЕЩЁ ДЛИННЕЕ ХХХ




Бронтозаврик весело рассказывал историю о своем друге бегемоте.

«Бегемот»

Сладко спит в своей постели бегемот – [ХР], [ХР].

Видит он во сне морковку и компот — [ХР], [ХР].

Спит он, широко разинув рот — [ХР], [ХР].

И во сне он громким голосом поёт — [ХР], [ХР].

Как вдруг…

«Губной вибрант»

Читать стихотворение в быстром темпе, разных регистрах с движением рук.

(Р) — ЗАРАБОТАЛИ МОТОРЫ — (Р)Ы

(Р) — НА МАШИНАХ ЕДЕМ В ГОРЫ — (Р)Ы

(Р) — ВОЗВРАЩАЕМСЯ С ГОРЫ — (Р)Ы

(Р) — ПРОЕЗЖАЕМ ВО ДВОРЫ — (Р)Ы

Учитель: Молодцы. Давайте, мы попробуем спеть этим приемом «Простую песенку». (Поет ансамбль 1 класса)

А ветер дул все сильнее и сильнее Продолжительный выдох

Лошадка замерзла Звук “брр” – «ы» 4 раза по полутонам IIII II I

Учитель: Она так замерзла, что стала проговаривать свою любимую скороговорку: «Купи кипу пик». Ансамбль «Успех» нам поможет. Работа над песней «Поднимись над суетой».

И побежала домой “Щелкать” высоко

Навстречу Лошадке вышла ее добрая мама и бабушка “Щелкать” низко-посередине-высоко (половинки четверти-восьмые)

Они стали согревать Лошадку Бесшумный выдох на ладоши через открытый рот («шип» звук «а-о-у» III-II-I по полутонам).

Учитель: Мы вновь обращаемся к музыкальной сказке «Красная шапочка». Романс Бабушки исполнит Алена.

Учитель: А тем временем наступил вечер. Я приглашаю ансамбль «Друзья» создать это настроение и атмосферу. Песня «За тихой рекою».

Учитель: Вот так закончился этот день у Лошадки.

Учитель: Наше занятие продолжит небольшой концерт.

  1. В исполнении музыкально-театрального коллектива вы увидите фрагмент музыкальной сказки «Красная шапочка». Роли исполняют учащиеся 3 «В» класса. I действие муз. сказки «Красная шапочка»;

  2. «Песня Лесника» из муз. сказки «Красная шапочка»прозвучит в исполнении Сердюкова Андрея;

  3. муз. Р. Паулса, сл. И. Резника «Кашалот» исполняет ансамбль 1 «В» класса

  4. муз. и сл. Н. Свистуновой «Кармашки» исполняет ансамбль «Успех»;

  5. муз. и сл. В. Цветков «Пять февральских роз» солисты Бесстержнев Даниил и Лопатин Виталий;

  6. муз. Р. Квинта, сл. В. Куровский «Шли девчата по войне» исполняет ансамбль «Камертон»;

  7. муз. Ю. Саульского, сл. М. Танича «Черный кот» исполняет Панфилова Алина;

  8. муз. И. Матвиенко, сл. А. Шаганов «Тучи» исполняет квартет: Замарис Олеся, Лебедь Анна, Гапоненко Дмитрий, Кадыгроб Денис;

  9. В заключении концерта прозвучит песня «Счастье» муз. В. Бодолика, сл. К. Губин исполняет ансамбль «Друзья».