Мастер - класс
« Развитие творческой индивидуальности детей средствами исследовательской деятельности» Воспитатель: Бессонова Н.Н.
Тема: «Развитие творческой индивидуальности детей средствами исследовательской деятельности»
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.
Задачи:
- Развивать интерес к различным способам конструирования из нетрадиционного материала;
- научить сочетать на практике несколько нетрадиционных способов конструирования;
- Демонстрация умения педагога-мастера проектировать успешную деятельность обучающихся;
- повысить уровень мастерства педагогов.
Конструирование это одно из самых полезных занятий для детей
.
Редко можно встретить ребенка, которому были бы неинтересны конструкторы. Пользу любого детского конструктора трудно переоценить. Ведь при сборке конструктора задействовано всё: восприятие форм и цвета, осязание, пространственное мышление. Конструирование хорошо влияет на развитие мелкой моторики рук ребенка, которая очень тесно связана с развитием речи и мышления. Соединяя части в единое целое, ребенок учится логически мыслить, осваивает трехмерное пространство, знакомится со многими возможными приёмами и комбинациями. Конструктор помогает развиваться не только физически, но и творчески. Ведь каждый раз ребенок создает что-то новое. Притом создавать сам конструктор своими руками можно из самых неожиданных вещей и предметов.
Теоретическая часть.
- Стоит ребенку взять в руки несколько коктейльных трубочек, он сразу начнет перебирать их, раскладывать каким-то загадочным способом. А ведь трубочки очень похожи на материал для строительства и конструирования. Из них можно делать, как плоские, так и объемные фигуры. Квадраты, прямоугольники, трапеции - все это можно собирать и разбирать, обводить и заштриховывать. Для конструкций в качестве соединения можно выбрать кусочки синельной проволоки или пластиковые крестики (их используют для укладки керамической плитки). Кроме изучения и составления геометрических фигур покажите ребенку, как можно собрать букву или цифру. Из коктейльных трубочек можно много чего еще придумать.
Смысл любого конструктора - знакомство ребенка с азами геометрии, развитие мелкой моторики рук ребенка, развитие сенсорики, фантазии и творческих способностей. И чем больше вы придумаете для своего ребенка вариантов для конструирования, тем лучше и быстрее он освоится и познает окружающий его мир.
Наблюдения в природе. При наблюдении опираемся на любознательность детей .
Волшебные ниточки( выкладывание рисунка из ниток; рисование ниточкой )
Волшебные ниточки( аппликация из мелко нарезанных ниток ; рисование в технике изонить )
Это очень увлекательное занятие для вас и ваших детей, которое помогает освободить квартиру от ненужных клубочков и остатков ниток. Именно так вы сможете весело провести время с детьми, ликвидировать залежи пряжи и заодно самостоятельно изготовить подарки на всевозможные праздники для друзей и родственников .
Волшебные краски (игры с красками)
- Порой возникают ситуации, когда, выучив цвета ещё в ясельном возрасте, ребёнок к четырём годам путает синий с зелёным, а на оттенки вообще обращает мало внимания. Что же делать? Не расстраиваемся, а продолжаем с тем же увлечением и учим различать оттенки.
- Разобраться, чем бирюзовый цвет отличается от цвета морской волны, и просто провести время увлекательно поможет смешивание красок.
Учим различать оттенки: первые эксперименты
- Мы изучили, как можно с помощью белого цвета сделать рисунок на тон светлее, например, из хмурой синей тучки получить голубое облако, а из фиолетового цветка – сиреневый.
- Ещё попробовали делать цвет на тон светлее, экспериментируя с каплями воды. Для этого мы на плотном листе бумаги поставили несколько точек акварели. С помощью пипетки мы аккуратно капали на каждую точку воду: одну каплю на первую точку, затем две на вторую и т.д. Чем больше капель попадало на пятно, тем цвет становился светлее.
Волшебные краски
Как мы уже знаем, есть всего 3 цвета, которые невозможно получить, смешивая другие. Зато из них можно создать все остальные оттенки. Эти волшебные цвета – красный, желтый и синий. Кстати, смешав их друг с другом в равных пропорциях, можно получить черный. Как создать все остальные оттенки палитры, смотрите по таблице.
Таблица смешивания красок позволяет из 3 базовых цветов
создать огромную палитру
ярких оттенков.
Это очень увлекательно!
Главное ,правильно
подбирать краски
по таблице
смешивания цветов .
Маленькие открытия, которые делает ребёнок, смешивая цвета
- Я предложила смешать юным художникам любые два основных цвета и понаблюдать, что получится. Например, синий и жёлтый дают в сочетании зелёный, а жёлтый и красный – оранжевый. Наш эксперимент удался, и дети захотели продолжить это интересное занятие.
Ещё попробовали делать цвет на тон светлее, экспериментируя с каплями воды. Для этого мы на плотном листе бумаги поставили несколько точек акварели. С помощью пипетки мы аккуратно капали на каждую точку воду: одну каплю на первую точку, затем две на вторую и т.д. Чем больше капель попадало на пятно, тем цвет становился светлее.
Весёлые игры в оттенки: даём подходящие названия и ищем нужный цвет
Мы продолжаем наши творческие эксперименты и учим различать оттенки во время игры. Для того, чтобы дети лучше запомнили их названия, мы придумали каждому новому цвету подходящее ассоциативное название. Например, сине-серый оттенок сразу получил название «Акулий цвет», нежно-жёлтый оттенок получил название «Цыплячий»,
После нашей весёлой и творческой игры появилось много интересных названий:
- звёздный оттенок;
- жирафовый и ежовый;
- огуречный и клубничный;
- пиратский оттенок ( тёмно-серый цвет).
Весёлые игры в оттенки: даём подходящие названия и ищем нужный цвет
- Занятия по смешиванию красок и весёлые игры в придумывание цветов оказались одновременно увлекательными и творческими, они помогли запомнить названия цветов.
Рисуем песком Рисунки цветным песком для детей выглядят как настоящие произведения искусства. Занимаясь рисованием песком, ребенок не только овладевает практическими навыками, не только осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить. А эти качества нужны любому человеку.
Игры с водой для развития творческой активности
- 1)Важно научить детей самостоятельно находить и подбирать нужный материал и оборудование, выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности, и тем самым развивать собственную творческую активность детей.
- 2) Педагог только ставит проблему, а метод её решения дети ищут самостоятельно, стоит задача научить детей разными способами находить решение проблемных задач.
Дети очень любят играть с водой, эти занятия доставляют им большое удовольствие и радость.
Н-Р: проблемная ситуация "Как спасти лягушек от цапли?" воспитатель поставила перед детьми цель - сделать так, чтобы цапля не смогла найти лягушек? Как это сделать? - решение этой задачи предоставить детям. Вода прозрачная в ней легко увидеть резиновых лягушек. Предложения могут быть разными: накидать в таз каштаны и лягушки смогут спрятаться под ними, сделать лягушкам домики, поселить цаплю подальше от лягушек, сделать пруд непрозрачным, чтобы цапля не видела лягушек и т.д. (Добавить краски и спрятать лягушек).
Эксперименты с бумагой
- Дидактическая игра «Найди на ощупь»
- Мы собрали небольшую коллекцию разного вида бумаг. Стараясь подбирать разные по фактуре экземпляры. Один кусочек мы наклеить на фриз, а другой такой же положить в коробку, сшить повязку на глаза .
Волшебство бумаги
- Отобрать бумажные листы из коллекции бумаг и провести опыт "Вся ли бумага намокает одинаково быстро?"
- Идеи могут быть разные:
- опытным путем найти такую бумагу, которая долгое время не намокала и из нее сделать бумажные кораблики;
- использовать природный и бросовый материал (скорлупки орехов, крышечки от йогуртов).
- Детям понравилось экспериментировать с бумагой.
Затем опыты: "Бумажные цветы", "Лист- силач", "Мостик".
Сказка как эффективный метод показа опытов
- Ребёнку - дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
- Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей её решения; создаётся субъективно – новый продукт. Исследовательская деятельность как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира, а так же развитию творческих способностей у детей.
Путешествие Дюймовочки
Путешествие Дюймовочки
У женщины не было детей, и колдунья дала ей семечко. ( раздает семечко участникам ). Давайте посадим семечко в горшочек, польем его, закроем глаза и посмотрим, что произойдет
1)Садим семечко в горшок с землей, поливаем
2)Раскрываем цветок- там крошечная девочка
3) Захотелось Дюймовочке посмотреть мир вокруг себя ( выбирает Дюймовочку из числа присутствующих в зале).
Эксперименты с нитками
4) Отправилась Дюймовочка дальше посмотреть мир вокруг. И видит чудесное озеро……
Захотелось посмотреть Дюймовочке, как же распускаются кувшинки. (Бумажные цветы распускаются в воде )
5) Дюймовочка плавала в своем чудесном озере. В друг она увидела как ярко светит солнышко. Оно играет своими лучиками и краски вокруг изменяют цвет. (Игры с красками и водой)
Путешествие Дюймовочки
- И отправилась Дюймовочка на своей скорлупке дальше.
- И увидела, что ей с берега машут Эльфы. Дюймовочка спрашивает Эльфов что случилось.(Эльфы отвечают).
- Случилась беда в цветочной стране Эльфов, цветы потеряли свои краски Эльфы не знают как их вернуть. У них нет красок, один песок.
- Давайте поможем Эльфам вернуть цвет цветам. Дюймовочка помогает вернуть цвет цветкам.
- Звучит волшебная музыка участники изготавливают цветы , рисуя клеем и присыпая песком.
Путешествие Дюймовочки(волшебные цветы)
Рефлексия(Цветы в корзинку)
Спасибо за внимание!
- Уважаемые коллеги ! Желаю вам успеха в развитии творческой индивидуальности средствами исследовательской деятельности