СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие у дошкольников интереса к изобразительной деятельности через нетрадиционные способы лепки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить педагогов с нетрадиционными техниками лепки. Дать практические рекомендации по этим техникам

Просмотр содержимого документа
«Развитие у дошкольников интереса к изобразительной деятельности через нетрадиционные способы лепки»

«Развитие у дошкольников интереса к изобразительной деятельности через нетрадиционные способы лепки»

Мастер-класс Ветюгова Елена Андреевна, воспитатель 1 квалификационной категории.

Цели: Познакомить педагогов с нетрадиционными техниками лепки. Дать практические рекомендации по этим техникам (практикум для педагогов) Внедрение опыта в работе молодых специалистов. Современная действительность требует от молодежи активности, творческого подхода к решению поставленных задач. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к вопросам творческого развития детей. Каждое новое творческое начинание для человека – это не просто умения, навыки, опыт, это еще и способ мыслительной деятельности. В изобразительной деятельности заключен большой потенциал, раскрывающий творческие способности детей. «Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем» (И. А. Лыкова) Учитывая все сказанное, считаю актуальной тему «Развитие у дошкольников интереса к изобразительной деятельности через нетрадиционные способы лепки». Наблюдая за детьми, я выявила, что у них недостаточно развиты технические навыки, слабо развита мелкая моторика рук (тонкие движения пальцев), поэтому интерес к лепке тоже не проявляется. Таким образом, целью моей работы стало: развитие интереса дошкольников к лепке через нетрадиционные техники лепки. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • познакомить детей с нетрадиционными техниками лепки;

  • развивать технические навыки, сенсорную чувствительность (тонкое восприятие формы, цвета, пластики), изобразительные умения детей в подборе цвета, составление композиции;  воспитывать эстетические чувства к прекрасному;

  • развивать фантазию, воображение.

Изучая литературу, я выяснила, что кроме традиционных способов (конструктивной, скульптурной, комбинированной) существуют еще нетрадиционные способы лепки. Они меня заинтересовали. Я стала изучать и подбирать литературу, практические советы, пособия по данному вопросу. В результате у меня сложилась определенная последовательность знакомства детей с нетрадиционными техниками, так как каждая из них опирается на возрастные, психологические особенности детей. Работа проводилась поэтапно, учитывая принцип «от простого к сложному». 1 этап (2 младшая, средняя группы) – знакомство с «Пластилинографией» (автор Г. Н. Давыдова). Ее принцип: создание лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности – картинах, покрытых прозрачной пленкой, где прорисованы силуэты, которые дети равномерно заполняют пластилином, расплющивая по силуэту. В данной технике ребенок практикуется в делении кусочка пластилина на части, отщипывании, раскатывании мелких деталей, учится координировать силу надавливания на комочек. (Практические навыки: «Шары воздушные» - прорисованы силуэты на фонах, затянутых прозрачной пленкой, и цветной фон, на котором силуэты шаров. Делим кусок пластилина на части – руками, не стекой – раскатываем, расплющиваем на силуэтах.) 2 этап (средняя группа) – «Модульная лепка» (автор И. А. Лыкова). Этот способ напоминает составление объемной мозаики из одинаковых деталей (модулей). Они могут быть любой формы: бесформенные кусочки, шарики, валики. Модули наносят на силуэт (вырезанный или нарисованный), заполняя все пространство. В модульной лепке задействованы пальцевые мышцы для раскатывания множества модулей. Это делает пальцы детей более пластичными, подвижными. (Практические навыки: «Рыбка» (силуэт из картона) – раскатываем «колбаску», потом делим ее стекой на кусочки, раскатываем шарики (модули), заполняем силуэт, расплющивая эти модули пальцем на силуэте – «чешуя рыбки»). Еще один вид нетрадиционной техники (автор И. О. Шкицкая) «Аппликация из пластилина». Здесь работа выполняется из тонких пластилиновых жгутиков, которые сворачивают спиралькой, формируя предмет, а затем располагают этот предмет на горизонтальной поверхности по обозначенному силуэту. В данной технике совершенствуются навыки раскатывания тонких жгутиков прямыми движениями, что развивает координацию движений и глазомер. (Практические навыки: «Яблоко» - прорисованный силуэт яблока, спиралькой). 3 этап (старший возраст) – «Лепка на форме». В данной лепке удобно использовать готовые прочные формы. Это всевозможные крышечки, баночки, пластмассовые яйца, необычной формы коробочки, полые трубочки от туалетной бумаги. Слои пластилина можно нанести разными способами: раскатать тонкую пластинку, равномерно ею оборачивать основу, лишнее срезать стекой, шов соединения заглаживают; размазывать пластилин по основе «от колбаски» пластилина. В данном случае используются вспомогательные приемы при лепке деталей (оттягивание, сплющивание). Дополняют различными элементами из других материалов (бисер, бусинки, пайетки, ракушки, зернышки, семена и другое). (Практические навыки: показ работ на основе - «Тортики» (на крышечках), «Ваза» (на бутылочке от витаминов). «Пластилиновая живопись» (или рисование пластилином) – уникальная техника в лепке. Ребенок самостоятельно создает новые цвета и оттенки. Принцип заключается в плавном, равномерном нанесении пластилина на горизонтальную поверхность тонкими, растягивающими движениями слева направо, сверху вниз, по кругу – в зависимости от того, что хочет изобразить ребенок. В данной технике основная нагрузка падает на кончики большого и указательного пальцев. «Рисование на силуэте» - дети раскрашивают силуэтное изображение предмета, а затем прикрепляют его на фон. Фоны для пластилиновой живописи можно делать из пленки-самоклейки разных цветов или имитирующих воду, небо, траву, камни, облака и т.д. Чем хороши такие фоны? Если не удался образ, пластилин легко снимается стекой, такие фоны многоразового использования, практичны в использовании. Как в рисовании красками, так и в пластилиновой живописи дети практикуются в смешивании цветов пластилина для получения других цветовых оттенков. (Практическое упражнение: «Листики» - способ смешивания пластилина: две колбаски разного цвета перекрутить «косичкой» и разминать до получения другого цвета; «мраморный» цвет получится при неполном смешивании двух цветов). Работы будут только выигрывать, если использовать в лепке сочетание различных техник (образец: «Ветка ели с игрушкой» - барельеф + пластилин; «Открытка к 8 марта» - размазывание от столбика + пластилиновая живопись). Декорирование работ. Для этого используют всевозможные бусинки, пайетки, бисер, ракушки, крупу, т.д. Можно зубочисткой или острым концом стеки процарапывать детали в работах: например, плавники, хвост, чешуя рыбки, перья у птицы, шерстка у животных и т. д. В процессе работы были разработаны и апробированы занятия по ознакомлению дошкольников с нетрадиционными техниками лепки. Эффективность проделанной работы подтверждают следующие показатели:  результаты детских работ по лепке заметно улучшились;  дети больше проявляют самостоятельности в выборе темы для лепки, реже обращаются с просьбой помощи;  чаще изъявляют желание лепить в совместной деятельности, используя как основные приемы лепки, так и нетрадиционные;  дошкольники приносят из дома поделки, выполненные самостоятельно в нетрадиционных техниках;  возросла заинтересованность родителей: проведены консультации о различных способах лепки, о том, как правильно выбрать пластилин для лепки; обмен впечатлениями о том, как дети проявляют свое творчество дома, какие способы лепки они больше всего применяют при самостоятельной работе с пластилином. Вопрос-задание: «Назови технику лепки» (показ слайда с образцами работ, выполненных в различных нетрадиционных техниках). А теперь приглашаю вас на полянку. - Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать, А за ней ребятки, Желтые цыплятки. Разбежались все цыплятки. Помогите курочке найти своих деток, слепите их. Мы с вами знаем разные способы. Посмотрите, каким способом сделан этот цыпленок? («пластилинография») А этот? («лепка жгутиками») А у мамыкурочки тоже необычные перышки. В какой технике выполнено оперение у курочки? («пластилиновая живопись»). Вот теперь они могут и травку пощипать, и зернышки поклевать. Какой способ используем для лепки травки, зернышек? («модульная лепка»). Мы познакомились с разными нетрадиционными техниками лепки. Надеюсь, они вас заинтересовали. Считаю, что посредством этих техник возможно формировать у детей:  умение планировать работу;  реализовывать замысел;  развивать стремление к достижению положительного результата и получение нравственного удовлетворения от работы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!