СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие у младших дошкольников основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен опыт работы по развитию речи младших дошкольников путем пальчиковых игр и упражнений

Просмотр содержимого документа
«Развитие у младших дошкольников основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений»

Развитие у детей младшего дошкольного возраста основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений Воспитатель: Хренова Лилия Николаевна

Развитие у детей младшего дошкольного возраста основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений

Воспитатель: Хренова Лилия Николаевна

«Ум ребёнка находится на  кончиках его пальцев».  В.А.Сухомлинский  «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию»  В.М.Бехтерев «Пальцы помогают говорить»  М.Монтессори
  • «Ум ребёнка находится на
  • кончиках его пальцев».
  • В.А.Сухомлинский
  • «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию»
  • В.М.Бехтерев
  • «Пальцы помогают говорить»
  • М.Монтессори
 Родителей и педагогов всегда волновал и волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

  • Родителей и педагогов всегда волновал и волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Я хочу остановится на одном аспекте развития дошкольников: развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
  • Я хочу остановится на одном аспекте развития дошкольников: развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Цель работы:  Развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений  Задачи: Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей. Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры; Повысить компетентность родителей, в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.  Ожидаемый результат: Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста; Формирование речевых навыков у детей раннего возраста; Интеллектуальное развитие детей; Обогащение родительского опыта в воспитании детей.
  • Цель работы:

Развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений

  • Задачи:
  • Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
  • Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
  • Повысить компетентность родителей, в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.

  • Ожидаемый результат:
  • Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста;
  • Формирование речевых навыков у детей раннего возраста;
  • Интеллектуальное развитие детей;
  • Обогащение родительского опыта в воспитании детей.
Дидактическая черепаха

Дидактическая черепаха

Массаж рук Использование карандаша с гранями Использование массажного мяча

Массаж рук

Использование карандаша с гранями

Использование массажного мяча

Массаж рук при помощи шарика и миски с горохом. Сначала шарик прячется в кулачке, потом катается по ладошке. В конце игры шарик прячется в «бассейн».На самом деле это миска, в которую вместо воды насыпан горох. Такой «бассейн» очень полезная вещь. Поскольку найти шарик удается далеко не сразу, ребенок успевает хорошенько помассировать свои пальчики.
  • Массаж рук при помощи шарика и миски с горохом. Сначала шарик прячется в кулачке, потом катается по ладошке. В конце игры шарик прячется в «бассейн».На самом деле это миска, в которую вместо воды насыпан горох. Такой «бассейн» очень полезная вещь. Поскольку найти шарик удается далеко не сразу, ребенок успевает хорошенько помассировать свои пальчики.
Отлично тренируют руку игры с прищепками. Здесь нужно не только сделать иголки у ежика с помощью прищепок, но и прищепки подобрать по цвету.

Отлично тренируют руку игры с прищепками. Здесь нужно не только сделать иголки у ежика с помощью прищепок, но и прищепки подобрать по цвету.

Нравятся детям различные виды театров, мы их используем в совместной с детьми деятельности. А для развития моторики рук я использую пальчиковый театр.

Нравятся детям различные виды театров, мы их используем в совместной с детьми деятельности. А для развития моторики рук я использую пальчиковый театр.

Разбор макаронных изделий (спиральки) по цвету. Отлично развивает руку любое нанизывание (бусины, сушки, макароны и т.д.)

Разбор макаронных изделий (спиральки) по цвету.

Отлично развивает руку любое нанизывание (бусины, сушки, макароны и т.д.)

Завязывание шнурков. По–настоящему зашнуровать ботинок – дело довольно сложное. Для начала можно потренироваться на полоске, домике или игрушечном башмаке.
  • Завязывание шнурков. По–настоящему зашнуровать ботинок – дело довольно сложное. Для начала можно потренироваться на полоске, домике или игрушечном башмаке.
Использование счет отлично развивает руку ребенка. Бусинки можно двигать пальчиками, а можно сделать массаж всей ладони.

Использование счет отлично развивает руку ребенка. Бусинки можно двигать пальчиками, а можно сделать массаж всей ладони.

Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки.
  • Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки.
И вот что у нас получилось Кусочки пластилина Катает наша Зина: Шарики, колбаски, И оживают сказки. Пальчики стараются, Лепят, развиваются.

И вот что у нас получилось

Кусочки пластилина

Катает наша Зина:

Шарики, колбаски,

И оживают сказки.

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются.

Двумя пальцами руки(указательным и средним) «ходить» по столу. Сначала медленно, потом быстро. Упражнение проводится сначала правой рукой, затем левой и обеими руками сразу.
  • Двумя пальцами руки(указательным и средним) «ходить» по столу. Сначала медленно, потом быстро. Упражнение проводится сначала правой рукой, затем левой и обеими руками сразу.
Игры с мозаикой и пазлами.  Пазлы – в переводе с английского это слово обозначает «головоломка», «затруднение».Кроме мелкой моторики, эта игра формирует еще и пространственное представление, цветовое восприятие.  Мозаика – эта игра была еще в нашем детстве. Самые маленькие могут просто выкладывать дорожки из разноцветных кружков, а дети постарше уже делают композиции по образцу или ориентируясь на собственную фантазию.

Игры с мозаикой и пазлами. Пазлы – в переводе с английского это слово обозначает «головоломка», «затруднение».Кроме мелкой моторики, эта игра формирует еще и пространственное представление, цветовое восприятие. Мозаика – эта игра была еще в нашем детстве. Самые маленькие могут просто выкладывать дорожки из разноцветных кружков, а дети постарше уже делают композиции по образцу или ориентируясь на собственную фантазию.

Игры с вкладышами. Они бывают плоскими и объемными (например, стаканчики или коробочки, вкладывающиеся друг в друга). Еще один вариант объемных вкладышей – логический куб (представляет собой довольно большой кубик с отверстиями разной формы)
  • Игры с вкладышами.

Они бывают плоскими и объемными (например, стаканчики или коробочки, вкладывающиеся друг в друга). Еще один вариант объемных вкладышей – логический куб (представляет собой довольно большой кубик с отверстиями разной формы)

Применяю метод «ниткопись» – выкладывание изображения нитками. Развивает у детей внимание, глазомер, усидчивость, аккуратность, образное мышление и, конечно, мелкую моторику рук.
  • Применяю метод «ниткопись» – выкладывание изображения нитками. Развивает у детей внимание, глазомер, усидчивость, аккуратность, образное мышление и, конечно, мелкую моторику рук.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». В ходе «пальчиковых игр», дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.
  • Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». В ходе «пальчиковых игр», дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.
Кроме пальчиковой гимнастики использую еще и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.  Рисую или распечатываю лабиринты и ребенок «ходит» по ним, отмечая свой путь карандашом.
  • Кроме пальчиковой гимнастики использую еще и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.

Рисую или распечатываю лабиринты и ребенок «ходит» по ним, отмечая свой путь карандашом.

Использую разнообразные трафареты. Не обязательно покупные – обводить можно что угодно. А получившиеся картинки – дорисовывать и заштриховывать.
  • Использую разнообразные трафареты. Не обязательно покупные – обводить можно что угодно. А получившиеся картинки – дорисовывать и заштриховывать.
Огромное удовольствие дети получают от игры с крупой. Её можно мять как тесто, пересыпать между пальцев, зажимать в кулачки и т.д.  А можно просто помассировать ладони рук крупой.

Огромное удовольствие дети получают от игры с крупой. Её можно мять как тесто, пересыпать между пальцев, зажимать в кулачки и т.д. А можно просто помассировать ладони рук крупой.

Рисование по крупе – любимое занятие детей.

Рисование по крупе – любимое занятие детей.

Таким образом, своевременно начатая и систематически проводимая работа по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук способствует развитию речи и полноценному становлению необходимых предпосылок учебной деятельности
  • Таким образом, своевременно начатая и систематически проводимая работа по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук способствует развитию речи и полноценному становлению необходимых предпосылок учебной деятельности

Развивающий центр по сенсорному воспитанию и развитию моторики рук.

Развивающий центр по сенсорному воспитанию и развитию моторики рук.

Используемая литература для занятий с детьми

Используемая литература для занятий с детьми

Взаимодействие с родителями   Рекомендую родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость; Консультации « Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста » , « Пальчиковая гимнастика »; « Практикум для родителей по теме: « Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников »; Ширма - передвижка «Влияние пальчиковых игр на развитие детей раннего возраста»; Выпуск памяток для родителей « Пальчиковая гимнастика – для развития речи дошкольников », «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?».

Взаимодействие с родителями

  • Рекомендую родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость;
  • Консультации « Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста » , « Пальчиковая гимнастика »;
  • « Практикум для родителей по теме: « Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников »;
  • Ширма - передвижка «Влияние пальчиковых игр на развитие детей раннего возраста»;
  • Выпуск памяток для родителей « Пальчиковая гимнастика – для развития речи дошкольников », «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?».
Консультативный материал для родителей.

Консультативный материал для родителей.

 Спасибо за внимание! Желаю удачи!

Спасибо за внимание!

Желаю удачи!