Просмотр содержимого документа
«Развитие у младших дошкольников основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений»
Развитие у детей младшего дошкольного возраста основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений
Воспитатель: Хренова Лилия Николаевна
- «Ум ребёнка находится на
- кончиках его пальцев».
- В.А.Сухомлинский
- «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию»
- В.М.Бехтерев
- «Пальцы помогают говорить»
- М.Монтессори
- Родителей и педагогов всегда волновал и волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
- Я хочу остановится на одном аспекте развития дошкольников: развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений
- Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
- Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
- Повысить компетентность родителей, в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.
- Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста;
- Формирование речевых навыков у детей раннего возраста;
- Интеллектуальное развитие детей;
- Обогащение родительского опыта в воспитании детей.
Дидактическая черепаха
Массаж рук
Использование карандаша с гранями
Использование массажного мяча
- Массаж рук при помощи шарика и миски с горохом. Сначала шарик прячется в кулачке, потом катается по ладошке. В конце игры шарик прячется в «бассейн».На самом деле это миска, в которую вместо воды насыпан горох. Такой «бассейн» очень полезная вещь. Поскольку найти шарик удается далеко не сразу, ребенок успевает хорошенько помассировать свои пальчики.
Отлично тренируют руку игры с прищепками. Здесь нужно не только сделать иголки у ежика с помощью прищепок, но и прищепки подобрать по цвету.
Нравятся детям различные виды театров, мы их используем в совместной с детьми деятельности. А для развития моторики рук я использую пальчиковый театр.
Разбор макаронных изделий (спиральки) по цвету.
Отлично развивает руку любое нанизывание (бусины, сушки, макароны и т.д.)
- Завязывание шнурков. По–настоящему зашнуровать ботинок – дело довольно сложное. Для начала можно потренироваться на полоске, домике или игрушечном башмаке.
Использование счет отлично развивает руку ребенка. Бусинки можно двигать пальчиками, а можно сделать массаж всей ладони.
- Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки.
И вот что у нас получилось
Кусочки пластилина
Катает наша Зина:
Шарики, колбаски,
И оживают сказки.
Пальчики стараются,
Лепят, развиваются.
- Двумя пальцами руки(указательным и средним) «ходить» по столу. Сначала медленно, потом быстро. Упражнение проводится сначала правой рукой, затем левой и обеими руками сразу.
Игры с мозаикой и пазлами. Пазлы – в переводе с английского это слово обозначает «головоломка», «затруднение».Кроме мелкой моторики, эта игра формирует еще и пространственное представление, цветовое восприятие. Мозаика – эта игра была еще в нашем детстве. Самые маленькие могут просто выкладывать дорожки из разноцветных кружков, а дети постарше уже делают композиции по образцу или ориентируясь на собственную фантазию.
Они бывают плоскими и объемными (например, стаканчики или коробочки, вкладывающиеся друг в друга). Еще один вариант объемных вкладышей – логический куб (представляет собой довольно большой кубик с отверстиями разной формы)
- Применяю метод «ниткопись» – выкладывание изображения нитками. Развивает у детей внимание, глазомер, усидчивость, аккуратность, образное мышление и, конечно, мелкую моторику рук.
- Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». В ходе «пальчиковых игр», дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.
- Кроме пальчиковой гимнастики использую еще и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.
Рисую или распечатываю лабиринты и ребенок «ходит» по ним, отмечая свой путь карандашом.
- Использую разнообразные трафареты. Не обязательно покупные – обводить можно что угодно. А получившиеся картинки – дорисовывать и заштриховывать.
Огромное удовольствие дети получают от игры с крупой. Её можно мять как тесто, пересыпать между пальцев, зажимать в кулачки и т.д. А можно просто помассировать ладони рук крупой.
Рисование по крупе – любимое занятие детей.
- Таким образом, своевременно начатая и систематически проводимая работа по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук способствует развитию речи и полноценному становлению необходимых предпосылок учебной деятельности
Развивающий центр по сенсорному воспитанию и развитию моторики рук.
Используемая литература для занятий с детьми
Взаимодействие с родителями
- Рекомендую родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость;
- Консультации « Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста » , « Пальчиковая гимнастика »;
- « Практикум для родителей по теме: « Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников »;
- Ширма - передвижка «Влияние пальчиковых игр на развитие детей раннего возраста»;
- Выпуск памяток для родителей « Пальчиковая гимнастика – для развития речи дошкольников », «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?».
Консультативный материал для родителей.
Спасибо за внимание!
Желаю удачи!