СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие у младших дошкольников основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен опыт работы по развитию речи младших дошкольников путем пальчиковых игр и упражнений

Просмотр содержимого документа
«Развитие у младших дошкольников основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений»

Развитие у детей младшего дошкольного возраста основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений Воспитатель: Хренова Лилия Николаевна

Развитие у детей младшего дошкольного возраста основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений

Воспитатель: Хренова Лилия Николаевна

«Ум ребёнка находится на  кончиках его пальцев».  В.А.Сухомлинский  «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию»  В.М.Бехтерев «Пальцы помогают говорить»  М.Монтессори
  • «Ум ребёнка находится на
  • кончиках его пальцев».
  • В.А.Сухомлинский
  • «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию»
  • В.М.Бехтерев
  • «Пальцы помогают говорить»
  • М.Монтессори
 Родителей и педагогов всегда волновал и волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

  • Родителей и педагогов всегда волновал и волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Я хочу остановится на одном аспекте развития дошкольников: развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
  • Я хочу остановится на одном аспекте развития дошкольников: развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Цель работы:  Развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений  Задачи: Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей. Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры; Повысить компетентность родителей, в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.  Ожидаемый результат: Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста; Формирование речевых навыков у детей раннего возраста; Интеллектуальное развитие детей; Обогащение родительского опыта в воспитании детей.
  • Цель работы:

Развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений

  • Задачи:
  • Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
  • Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
  • Повысить компетентность родителей, в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.

  • Ожидаемый результат:
  • Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста;
  • Формирование речевых навыков у детей раннего возраста;
  • Интеллектуальное развитие детей;
  • Обогащение родительского опыта в воспитании детей.
Дидактическая черепаха

Дидактическая черепаха

Массаж рук Использование карандаша с гранями Использование массажного мяча

Массаж рук

Использование карандаша с гранями

Использование массажного мяча

Массаж рук при помощи шарика и миски с горохом. Сначала шарик прячется в кулачке, потом катается по ладошке. В конце игры шарик прячется в «бассейн».На самом деле это миска, в которую вместо воды насыпан горох. Такой «бассейн» очень полезная вещь. Поскольку найти шарик удается далеко не сразу, ребенок успевает хорошенько помассировать свои пальчики.
  • Массаж рук при помощи шарика и миски с горохом. Сначала шарик прячется в кулачке, потом катается по ладошке. В конце игры шарик прячется в «бассейн».На самом деле это миска, в которую вместо воды насыпан горох. Такой «бассейн» очень полезная вещь. Поскольку найти шарик удается далеко не сразу, ребенок успевает хорошенько помассировать свои пальчики.
Отлично тренируют руку игры с прищепками. Здесь нужно не только сделать иголки у ежика с помощью прищепок, но и прищепки подобрать по цвету.

Отлично тренируют руку игры с прищепками. Здесь нужно не только сделать иголки у ежика с помощью прищепок, но и прищепки подобрать по цвету.

Нравятся детям различные виды театров, мы их используем в совместной с детьми деятельности. А для развития моторики рук я использую пальчиковый театр.

Нравятся детям различные виды театров, мы их используем в совместной с детьми деятельности. А для развития моторики рук я использую пальчиковый театр.

Разбор макаронных изделий (спиральки) по цвету. Отлично развивает руку любое нанизывание (бусины, сушки, макароны и т.д.)

Разбор макаронных изделий (спиральки) по цвету.

Отлично развивает руку любое нанизывание (бусины, сушки, макароны и т.д.)

Завязывание шнурков. По–настоящему зашнуровать ботинок – дело довольно сложное. Для начала можно потренироваться на полоске, домике или игрушечном башмаке.
  • Завязывание шнурков. По–настоящему зашнуровать ботинок – дело довольно сложное. Для начала можно потренироваться на полоске, домике или игрушечном башмаке.
Использование счет отлично развивает руку ребенка. Бусинки можно двигать пальчиками, а можно сделать массаж всей ладони.

Использование счет отлично развивает руку ребенка. Бусинки можно двигать пальчиками, а можно сделать массаж всей ладони.

Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки.
  • Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки.
И вот что у нас получилось Кусочки пластилина Катает наша Зина: Шарики, колбаски, И оживают сказки. Пальчики стараются, Лепят, развиваются.

И вот что у нас получилось

Кусочки пластилина

Катает наша Зина:

Шарики, колбаски,

И оживают сказки.

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются.

Двумя пальцами руки(указательным и средним) «ходить» по столу. Сначала медленно, потом быстро. Упражнение проводится сначала правой рукой, затем левой и обеими руками сразу.
  • Двумя пальцами руки(указательным и средним) «ходить» по столу. Сначала медленно, потом быстро. Упражнение проводится сначала правой рукой, затем левой и обеими руками сразу.
Игры с мозаикой и пазлами.  Пазлы – в переводе с английского это слово обозначает «головоломка», «затруднение».Кроме мелкой моторики, эта игра формирует еще и пространственное представление, цветовое восприятие.  Мозаика – эта игра была еще в нашем детстве. Самые маленькие могут просто выкладывать дорожки из разноцветных кружков, а дети постарше уже делают композиции по образцу или ориентируясь на собственную фантазию.

Игры с мозаикой и пазлами. Пазлы – в переводе с английского это слово обозначает «головоломка», «затруднение».Кроме мелкой моторики, эта игра формирует еще и пространственное представление, цветовое восприятие. Мозаика – эта игра была еще в нашем детстве. Самые маленькие могут просто выкладывать дорожки из разноцветных кружков, а дети постарше уже делают композиции по образцу или ориентируясь на собственную фантазию.

Игры с вкладышами. Они бывают плоскими и объемными (например, стаканчики или коробочки, вкладывающиеся друг в друга). Еще один вариант объемных вкладышей – логический куб (представляет собой довольно большой кубик с отверстиями разной формы)
  • Игры с вкладышами.

Они бывают плоскими и объемными (например, стаканчики или коробочки, вкладывающиеся друг в друга). Еще один вариант объемных вкладышей – логический куб (представляет собой довольно большой кубик с отверстиями разной формы)

Применяю метод «ниткопись» – выкладывание изображения нитками. Развивает у детей внимание, глазомер, усидчивость, аккуратность, образное мышление и, конечно, мелкую моторику рук.
  • Применяю метод «ниткопись» – выкладывание изображения нитками. Развивает у детей внимание, глазомер, усидчивость, аккуратность, образное мышление и, конечно, мелкую моторику рук.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». В ходе «пальчиковых игр», дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.
  • Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». В ходе «пальчиковых игр», дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.
Кроме пальчиковой гимнастики использую еще и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.  Рисую или распечатываю лабиринты и ребенок «ходит» по ним, отмечая свой путь карандашом.
  • Кроме пальчиковой гимнастики использую еще и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.

Рисую или распечатываю лабиринты и ребенок «ходит» по ним, отмечая свой путь карандашом.

Использую разнообразные трафареты. Не обязательно покупные – обводить можно что угодно. А получившиеся картинки – дорисовывать и заштриховывать.
  • Использую разнообразные трафареты. Не обязательно покупные – обводить можно что угодно. А получившиеся картинки – дорисовывать и заштриховывать.
Огромное удовольствие дети получают от игры с крупой. Её можно мять как тесто, пересыпать между пальцев, зажимать в кулачки и т.д.  А можно просто помассировать ладони рук крупой.

Огромное удовольствие дети получают от игры с крупой. Её можно мять как тесто, пересыпать между пальцев, зажимать в кулачки и т.д. А можно просто помассировать ладони рук крупой.

Рисование по крупе – любимое занятие детей.

Рисование по крупе – любимое занятие детей.

Таким образом, своевременно начатая и систематически проводимая работа по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук способствует развитию речи и полноценному становлению необходимых предпосылок учебной деятельности
  • Таким образом, своевременно начатая и систематически проводимая работа по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук способствует развитию речи и полноценному становлению необходимых предпосылок учебной деятельности

Развивающий центр по сенсорному воспитанию и развитию моторики рук.

Развивающий центр по сенсорному воспитанию и развитию моторики рук.

Используемая литература для занятий с детьми

Используемая литература для занятий с детьми

Взаимодействие с родителями   Рекомендую родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость; Консультации « Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста » , « Пальчиковая гимнастика »; « Практикум для родителей по теме: « Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников »; Ширма - передвижка «Влияние пальчиковых игр на развитие детей раннего возраста»; Выпуск памяток для родителей « Пальчиковая гимнастика – для развития речи дошкольников », «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?».

Взаимодействие с родителями

  • Рекомендую родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость;
  • Консультации « Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста » , « Пальчиковая гимнастика »;
  • « Практикум для родителей по теме: « Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников »;
  • Ширма - передвижка «Влияние пальчиковых игр на развитие детей раннего возраста»;
  • Выпуск памяток для родителей « Пальчиковая гимнастика – для развития речи дошкольников », «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?».
Консультативный материал для родителей.

Консультативный материал для родителей.

 Спасибо за внимание! Желаю удачи!

Спасибо за внимание!

Желаю удачи!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!