Доклад на тему:
«Развитие у обучающихся коммуникативных навыков через постановку театрализованных представлений»
Подготовил:
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Панина Екатерина Владимировна
Байконур, 2022г.
В современном образовании перед педагогом стоит множество задач, в том числе не только передать обучающемуся знания и технологии по своему предмету, но и воспитать и сформировать всестороннюю личность, способную к творчеству, умеющую нестандартно мыслить и находить нетрадиционные пути решения различных проблем. В процессе обучения необходимо создать условия для проявления личностных особенностей обучающихся и, конечно, сформировать систему развития и поддержки талантливых детей.
Трудности, при освоении иностранного языка связаны с тем, что даже если учащиеся владеют необходимым словарным запасом, грамматическими формами построения предложения, понимают иноязычную речь на слух, они часто не могут воспользоваться этими знаниями в разговорной речи из-за языкового барьера. Дети зажаты, им сложно начать говорить, они опасаются сделать ошибку, боятся неправильного произношения и вследствие этого выглядеть смешными. Языковой барьер не способствует общению и мешает развивать речевые навыки. Как показывают результаты опроса, многие учащиеся имеют внутреннюю зажатость при общении на иностранном языке и не могут самостоятельно преодолеть её. Понятно, что этого нельзя добиться без снятия языкового барьера.
Под языковым барьером понимается ситуация, когда человек, владеющий необходимым лексическим запасом и знанием грамматики (что он способен продемонстрировать в щадящих условиях, например, в письменных тестах), оказывается неспособным к продуцированию и воспроизведению разговорной речи.
Учёные отмечают, что преодолеть языковой барьер можно при соблюдении трех условий:
• понимания причин его проявления,
• мотивации для преодоления (интерес, желание),
• ресурсов – в виде словарного запаса, аудио- и видеоматериалов, возможности активного общения на изучаемом языке, профессиональной помощи.
Нельзя заставить человека свободно общаться на иностранном языке, преодолеть языковой барьер обычным способом.
Необходимо создать такие условия, чтобы решение стало необходимым, чтобы ребёнок захотел говорить, при этом учитывая естественный страх человека перед говорением.
Театральная деятельность как вид ролевой игры при условии соблюдения определённых этапов может помочь преодолеть нехватку языкового опыта и затруднения в языковом самовыражении.
Развитие творческих способностей является приоритетным направлением в современном образовании. Актуальность данного направления обусловлена повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности.
Почему эта проблема актуальна для меня, как для педагога. В последнее время я столкнулась с проблемами, связанными с познавательной активностью учащихся.
Детей с повышенным и высоким уровнем развития познавательных процессов и познавательной активности немного. У значительной части детей наблюдается пониженный и низкий уровень развития познавательных процессов. В то же время, и эти дети, и дети с высоким уровнем развития познавательной активности могут обладать определённым потенциалом, задатками творческих способностей в конкретной области, которые необходимо выявлять и помогать развиваться.
Решению этой проблемы в значительной степени способствует театрализация как прием обучения. Смена деятельности на занятии позволяет познакомить детей с новым материалом в интересной форме, проверить и закрепить полученные знания.
Применение элементов театрализации на занятиях иностранного языка способствует превращению учебной деятельности в творческий процесс, направленный на усвоение материала посредством игры и художественных образов. Театральная деятельность – это модель общения, подражание действительности, и в ней, как и в жизни, переплетаются речевое и неречевое поведение партнеров. Элементы театральной педагогики не только разнообразят учебный процесс, но и обогащают его, создавая на занятиях атмосферу творчества. В ролевой игре происходит существенная перестройка поведения учащегося – учащий не чувствует той напряженности, которую он может ощущать при обычном ответе, он более раскрепощен и свободен.
Как показывает опыт, при заучивании диалогов и монологов, имеет место искусственное сухое “зазубривание”. От этого никуда не уйти, но избежать это поможет разнообразная яркая наглядность: игрушки, пальчиковые и перчаточные куклы, маски, кукольная мебель.
Театрализация на уроке не требует сложных костюмов и декораций. При этом ученики с удовольствием будут играть.
Элементы театральной деятельности используются в учебном процессе в виде инсценировок или театрализованных игр. Элементы театрализации помогают совершенствовать английское произношение, отрабатывать звуки, слова, интонацию, дети не просто повторяют за педагогом, а с удовольствием проговаривают свою роль и непременно с английским произношением.
Одним из важных аспектов в изучении иностранного языка является активное пополнение лексики. Театральная деятельность – это не только диалоги, сценки и монологи. Это и стихи и песни, которые необходимо выучить, мультипликация, видеофильмы на иностранном языке, связанные с темой занятия. Они также способствует развитию навыков разговорной речи, умению говорить и понимать иностранную речь. Коммуникативные навыки можно развивать в образовательной и повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх, а также в театрализованной деятельности. Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети. Для каждого ребенка театр может быть представлен в двух ипостасях: как вид искусства, в процессе восприятия которого ребенок выступает в роли зрителя, и как театрализованная деятельность, в которой он сам участвует.
В процессе театральной деятельности совершенствуются:
интонационные, грамматические и лексические навыки;
использование и отработка речевых фраз и клише в различных ситуациях;
углубление страноведческих знаний;
умение аудирования;
практическое использование знаний в коммуникативной сфере.
Театрализация – это использование средств театра в педагогическом процессе. Работая по данной теме, я убедилась, что, использование элементов театрализации на начальной ступени обучения играют большую роль в активизации познавательной деятельности учащихся, в развитии их творческого потенциала. Театральное искусство – это ролевая игра, которая создает прекрасные условия для овладения языком, она помогает усвоению языка в любом возрасте, но в младшем школьном возрасте, она особенно продуктивна. Младший школьный возраст называют «вершиной» детства. Поступление ребёнка в школу даёт начало переходу познавательных процессов на более высокий уровень и возникновению новых условий для личностного развития ребенка. Ведущей в это время становится учебная деятельность, однако игровая деятельность продолжает оказывать значительное влияние на развитие детей. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»- говорил В.А. Сухомлинский.
Игра раскрепощает ребенка, стимулирует его фантазию, развивает память, внимание, эрудицию, дисциплину, делает ребенка более активным, приучает его к коллективным формам работы в группе, пробуждает любознательность. Кроме того, появляется реальная возможность на этом этапе выявить одарённых детей, способных к языкам и подготовить к их дальнейшему изучению. Убеждена, что одним из путей интенсификации учебного процесса, повышения уровня владения языком является использования языковых игр, инсценировок и приемов театрализации. Они активизируют мыслительную деятельность учащихся, позволяют сделать учебный процесс интересным. Это мощный стимул к овладению иностранными языками. Атмосфера увлечения и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность учащимся преодолеть стеснительность, мешающую им свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Легче усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворенности – «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми». Основная цель новой формы обучения – сделать изучение иностранного языка - праздником, создать ощущение психологического комфорта, радости, потребности и готовности к общению, мотивировать учащихся на дальнейшую творческую деятельность.
Все примеры творческой деятельности педагога сходны в главном: увлечённом отношении к своему повседневному труду, стремлении внести что-то новое, нешаблонное, оригинальное в личную практику обучения и воспитания детей, желание достичь более высоких значимых результатов в развитии творческих качеств личности учащегося. Хорошо известно, что только тот педагог, который сам обладает ярко выраженной потребностью в творчестве, умеет замечать в каждом человеке ростки таланта. Педагогическое творчество не есть свойство избранных. Овладение мастерством – задача каждого педагога, она вполне достижима. Педагогическая интуиция, опыт педагога, углублённый и усовершенствованный до высокого профессионального мастерства, позволяет создать свою индивидуальную систему. Главное – умение вовлечь в ту деятельность, которая побуждает радость познания и вызывает стойкую любознательность. Наука и передовой опыт интересует педагога, как способ раскрытия стиля профессиональной деятельности. Педагог стремится анализировать свой опыт и опыт товарищей по работе, фиксирует развитие интересов учащихся, выполнение ими различных заданий. Такой педагог всегда в творческом поиске, он хорошо знает пути достижения цели, постоянно анализирует результаты, в том числе и свои собственные ошибки и просчёты. Он работает с перспективой, ставит перед собой достаточно сложные психолого-педагогические и методические проблемы, связанные, прежде всего с воспитанием творческой личности, подготовкой учащихся к творческому труду. Главная задача такого педагога – выявить скрытые в мозгу каждого ребёнка уникальные знания о мире.
И в заключении хочу немного сказать об учителе словами Уильяма Шекспира:
Посредственный учитель излагает,
Хороший учитель объясняет,
Выдающийся учитель показывает,
Великий учитель вдохновляет.