СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Знакомство с антонимами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока»

Русский язык

Программа «Школа 2100», 3 класс

Тема: Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Знакомство с антонимами.

Цели: развитие умений писать слова с орфограммой-буквой гласного в безударном окончании прилагательного, обозначать эту орфограмму и объяснять выбор написаний.

Осмысление нового понятия – антонимы, выявление их признаков, развитие умений находить антонимы в тексте, подбирать антонимы к словам. Дальнейшее овладение русским языком на основе освоения новой лексической группы – антонимов, выявления роли антонимов в речи.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.










– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

3 4

Письмо по памяти.

Упр. 334. Предварительная подготовка по заданиям к упражнению.

Дополнительное задание.

– Прочитайте все имена существительные. Какая орфограмма есть в каждом из этих слов? (Буква проверяемого согласного в конце слова.)

– Сколько значений у слова горький? (Горький на вкус и тяжёлый, печальный.) Как называются такие слова? (Многозначными.)

– А как называются слова добрый, сердечный, великодушный, милосердный? (Синонимы.)


Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.


4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.



II. Формулирование проблемы.







1 3 3

Чтение стихотворения в упр. 328.

Найдите и выпишите из этого текста прилагательные.

Сколько прилагательных вы выписали? (Три: хорошая, плохая, послушная.)

Какую букву написали в окончаниях этих прилагательных?

Во всех ли выписанных словах есть орфограмма в окончании? Почему? (В слове плохая окончание ударное, поэтому нет орфограммы.)

Подумайте, можно ли как-то объединить эти слова? (Если затрудняются, можно подсказать: найдите синонимы среди этих слов.)

Почему слова хорошая и послушная синонимы? (Они называют поведение, положительные качества девочки, но по-разному.)

А можно ли соединить слова хорошая и плохая? Объясните.

Сегодня на уроке мы узнаем, что это за слова в языке, в чём их особенность.

Давайте составим план сегодняшнего урока.

Учитель вместе с детьми составляет план.


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Открытие знаний.

1 3 4 2

1. Упр. 329. Наблюдение.

– Прочитайте стихотворение. Кто его автор?

– Почему одно и то же яблоко показалось котёнку кислым, а червяку – сладким?

– Почему выделены прилагательные: сладкий – кислый? (Они противоположны по значению.)

– Как называются такие слова? Прочитайте определение (с. 90).

– Какие антонимы использовал поэт Владимир Орлов в стихотворении (упр. 328)? (Хорошая – плохая.)

– Приведите примеры антонимов среди прилагательных, которые называют качества человека. (Добрый – злой, смелый – трусливый, хитрый – простодушный.)

– Выполните упр. 329 по заданию до конца.

Ученики самостоятельно списывают стихотворение, вставляют пропущенные буквы, обозначают орфограммы на месте пропусков букв.

– Назовите орфограмму-букву безударного гласного в окончании прилагательного. (Кислое, сладкий.)

– Как её можно проверить? (С помощью слова-вопроса.)

2. Выполнение задания № 5, тема 9 в рабочей тетради.

– Какой вариант окончания выбрали? Объясните.

– Подберите антоним к слову поздним (вечером).

– Запишите его. Какую букву гласного написали в окончании?




IV. Развитие умений.

3 4 6 1 3

Работа в учебнике.

1. – Есть ли антонимы среди слов других частей речи?

а) Упр. 330 – развивается умение находить антонимы в тексте.


Запись на доске и в тетрадях:

вдоль – поперёк (П. наречия). Подчёркиваются орфограммы-непроверяемые написания.

– Подберите антоним к слову сухим. (Мокрым.) Какая это часть речи?

б) Отгадывание загадок. Запись антонимов и указание частей речи.

Я антоним к слову «зной»,

Я антоним к слову «лето»,

Я в реке, в тени густой

В шубу снежную одета,

И в бутылке лимонада,

Хоть люблю мороз сама,

А зовут меня – … (прохлада),

Потому что я ... (зима).

– Сделайте вывод: среди каких частей речи встречаются антонимы?

(Антонимы бывают среди прилагательных, наречий, существительных.)

Методическая рекомендация: приводя примеры антонимов среди других частей речи, учителю следует отметить, что антонимы, как и синонимы, – это слова одной и той же части речи.

Обобщающий вывод после наблюдений: зачем поэты, писатели используют антонимы в своих произведениях? (На антонимах можно построить произведение (стихотворение), с помощью них пошутить, загадать загадку.)

2. Подбор антонимов к разным значениям многозначного слова.

Упр. 331 – развивается умение подбирать антонимы к прилагательным, писать орфограммы-буквы безударных гласных в окончаниях прилагательных.

Сделайте вывод. Если прилагательное имеет несколько значений, какие у него будут антонимы (как у слов свежий, мелкий)? (К каждому значению прилагательного будут свои антонимы, это разные слова.)

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.


2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.


V. Итог урока.


4 4

– Что такое антонимы?

– Сколько антонимов может быть у слова?

– А у многозначного слова? (Столько, сколько значений у многозначного слова.)


– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?






VI. Домашнее задание.

1. Упр. 7, с. 101, знать определение антонимов (на с. 90).

2. Задание № 6, тема 9 в рабочей тетради.



Деятельность учеников:

  • Выделять в предложении словосочетания прил. + сущ., ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному.

  • Называть признаки имени прилагательного (морфологический разбор).



3