СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие универсальных учебных действий при обучении написанию изложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

мм

nПонимание информации. nУмение проводить анализ прослушанного текста с целью выделения существенной и несущественной информации. nУстановление логической цепи (причинно-следственных связей) в содержании микротем прослушанного текста. nУмение сравнивать содержание микротем прослушанной информации, видеть «приращение» информации. nСформированность функциональной правописной грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Развитие универсальных учебных действий при обучении написанию изложения»

Развитие универсальных учебных действий при обучении написанию изложения

Развитие универсальных учебных действий при обучении написанию изложения

При написании изложения необходимы следующие умения:   адекватно понимать информацию прослушанного текста; обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное, сокращая текст различными способами; правильно, связно и последовательно передавать обработанную информацию, уместно используя языковые средства обобщенной передачи информации; соблюдать нормы литературного языка.

При написании изложения необходимы следующие умения:

  • адекватно понимать информацию прослушанного текста;
  • обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное, сокращая текст различными способами;
  • правильно, связно и последовательно передавать обработанную информацию, уместно используя языковые средства обобщенной передачи информации;
  • соблюдать нормы литературного языка.
УУД Коммуникативные Личностные Регулятивные Познавательные

УУД

Коммуникативные

Личностные

Регулятивные

Познавательные

 Познавательные УУД    Понимание информации. Умение проводить анализ прослушанного текста с целью выделения существенной и несущественной информации. Установление логической цепи (причинно-следственных связей) в содержании микротем прослушанного текста. Умение сравнивать содержание микротем прослушанной информации, видеть «приращение» информации. Сформированность функциональной правописной грамотности.

Познавательные УУД

  • Понимание информации.
  • Умение проводить анализ прослушанного текста с целью выделения существенной и несущественной информации.
  • Установление логической цепи (причинно-следственных связей) в содержании микротем прослушанного текста.
  • Умение сравнивать содержание микротем прослушанной информации, видеть «приращение» информации.
  • Сформированность функциональной правописной грамотности.
Понимание информации Владение монологической письменной  речью Умение выделять в информации главное Коммуникативные УУД Оценка точности передачи информации Выбор языковых средств для передачи информации Умение логично и связно передавать  информацию

Понимание

информации

Владение

монологической

письменной

речью

Умение

выделять

в информации

главное

Коммуникативные

УУД

Оценка

точности

передачи

информации

Выбор

языковых средств

для передачи

информации

Умение

логично и

связно передавать

информацию

Понимание  задания и конечного результата Умение сохранять основную  мысль Понимание алгоритма работы Регулятивные УУД Умение выделять микротемы в тексте Контроль правильности выполнения задания Умение использовать приемы сжатия Умение корректировать написанное

Понимание

задания

и конечного

результата

Умение

сохранять

основную

мысль

Понимание

алгоритма

работы

Регулятивные

УУД

Умение

выделять

микротемы в

тексте

Контроль

правильности

выполнения

задания

Умение

использовать

приемы

сжатия

Умение

корректировать

написанное

Личностные УУД Умение уважать авторскую позицию и адекватно ее передавать Понимание значимости приобретенных знаний и умений и  использование их в учебной деятельности Умение понимать нравственные идеи текста

Личностные

УУД

Умение уважать авторскую позицию и адекватно ее передавать

Понимание

значимости

приобретенных

знаний и умений и

использование их

в учебной

деятельности

Умение понимать

нравственные идеи

текста

 Схемы текстов (к упражнению 1, текст 2)     Способы чтения зависят от цели . Необходимо уметь выбирать, как читать . Существует и Неторопливое Чтение для чтение для души  получения информации требует чтение, помогающее просто заполнить время,  позволяет почувствовать жизнь героев, насладиться прочитанным. им можно заниматься наспех. внимательности, умения выписывать важное. Если читать правильно , то можно читать даже несколько книг одновременно, и все принесет пользу .

Схемы текстов (к упражнению 1, текст 2)

Способы чтения зависят от цели .

Необходимо уметь

выбирать, как читать .

Существует и

Неторопливое

Чтение для

чтение для души

получения

информации требует

чтение,

помогающее просто

заполнить время,

позволяет

почувствовать

жизнь героев,

насладиться

прочитанным.

им можно

заниматься наспех.

внимательности,

умения

выписывать важное.

Если читать правильно , то можно читать

даже несколько книг одновременно,

и все принесет пользу .

  Схема текста.  р Для каждого человека самым главным является общение с другими людьми, но общению необходимо учиться. Общение зависит от двоих, каждый влияет на его успешность. Необходимо перестать быть эгоистом. Нельзя стремиться переделать другого человека. Только при выполнении названных условий возможно успешное общение.

Схема текста. р

Для каждого человека самым главным

является общение

с другими людьми, но общению

необходимо учиться.

Общение зависит от

двоих,

каждый влияет

на его успешность.

Необходимо

перестать

быть эгоистом.

Нельзя стремиться

переделать другого

человека.

Только при выполнении

названных условий возможно

успешное общение.

Условия жизни , в которых формировались человеческие расы, накладывали отпечаток на внешний облик их представителей. Песок и ветер  пустынь  Солнце жарких Холодный воздух северных  стран Центральной Азии повлияли стран способствовал (необходимость защиты от него) на появление появлению повлияло на узкого разреза глаз. пышной растительности на лице. цвет кожи (смуглая и черная),  густоту и курчавость волос.

Условия жизни , в которых формировались

человеческие расы, накладывали отпечаток на

внешний облик их представителей.

Песок и ветер

пустынь

Солнце жарких

Холодный

воздух

северных

стран

Центральной

Азии повлияли

стран

способствовал

(необходимость

защиты от него)

на появление

появлению

повлияло на

узкого

разреза

глаз.

пышной

растительности

на лице.

цвет кожи

(смуглая и

черная),

густоту и

курчавость

волос.

 Схемы текстов (к упражнению 1, текст 3)     Человеку всегда чего-то не хватает для счастья. Негативная информация о жизни современного мира усиливает ощущение безысходности. Современная жизнь – это гонка на выживание . В погоне за лучшей долей мы не замечаем красоту обычных мгновений , из которых и состоит наша жизнь. Но именно такие мгновения  делают человека счастливым.

Схемы текстов (к упражнению 1, текст 3)

Человеку всегда чего-то не хватает для счастья.

Негативная информация о жизни

современного мира усиливает ощущение

безысходности.

Современная жизнь – это гонка на выживание .

В погоне за лучшей долей мы не замечаем

красоту обычных мгновений , из которых и

состоит наша жизнь.

Но именно такие мгновения делают

человека счастливым.

Упражнение 2, текст 1. Основная мысль каждого высказывания Король: Полисмены должны заботливо относиться к слепым, охранять их. Министр:  Не допускать слепцов ходить по улицам без провожатых, полисмены должны доставлять слепцов по месту назначения. Начальник города:  Слепцы ходят по городу без провожатых. Этого не допускать и вести их куда следует. Начальник полиции: Всякий слепец, шатающийся по улице без провожатого, забирается полицией и ведется куда следует. Начальники частей: Всякого слепца, который шатается на улице и мешает движению, хватать и тащить куда следует. Сержанты:  Хватайте этих каналий за шиворот и волоките в участок.

Упражнение 2, текст 1. Основная мысль каждого высказывания

  • Король: Полисмены должны заботливо относиться к слепым, охранять их.
  • Министр: Не допускать слепцов ходить по улицам без провожатых, полисмены должны доставлять слепцов по месту назначения.
  • Начальник города: Слепцы ходят по городу без провожатых. Этого не допускать и вести их куда следует.
  • Начальник полиции: Всякий слепец, шатающийся по улице без провожатого, забирается полицией и ведется куда следует.
  • Начальники частей: Всякого слепца, который шатается на улице и мешает движению, хватать и тащить куда следует.
  • Сержанты: Хватайте этих каналий за шиворот и волоките в участок.
Работа над изложением проверяет  понимание основной мысли текста; умение выделять в тексте микротемы, т.е. понимание того, сколько информационных блоков в тексте; умение кратко формулировать информацию каждой микротемы, сохраняя мысль автора; понимание и сохранение связей между микротемами; понимание того, какая информация добавляется в каждой микротеме к сказанному ранее

Работа над изложением проверяет

  • понимание основной мысли текста;
  • умение выделять в тексте микротемы, т.е. понимание того, сколько информационных блоков в тексте;
  • умение кратко формулировать информацию каждой микротемы, сохраняя мысль автора;
  • понимание и сохранение связей между микротемами;
  • понимание того, какая информация добавляется в каждой микротеме к сказанному ранее
Схема текста-рассуждения  (стр. 23-24)

Схема текста-рассуждения (стр. 23-24)

Параллельный (веерный) способ расположения материала Тезис Довод 1 Довод 2 Пример Пример Вывод

Параллельный (веерный) способ расположения материала

Тезис

Довод 1

Довод 2

Пример

Пример

Вывод

 Последовательное (цепное) расположение материала      Тезис (новое) Довод/ тезис  ( старое – новое ) Довод/тезис ( старое – новое ) Довод/вывод ( старое – новое )

Последовательное (цепное) расположение материала

Тезис (новое)

Довод/ тезис ( старое новое )

Довод/тезис ( старое новое )

Довод/вывод ( старое новое )

 Последовательное (цепное) расположение материала (рассуждения Винни-Пуха)       Само дерево жужжать не может. Если дерево жужжит, значит, там есть пчелы. А зачем на свете пчелы? Для того, чтобы делать мед. А зачем на свете  мед ? Для того, чтобы я его ел!

Последовательное (цепное) расположение материала (рассуждения Винни-Пуха)

Само дерево жужжать не может.

Если дерево жужжит, значит, там есть пчелы.

А зачем на свете пчелы? Для того, чтобы

делать мед.

А зачем на свете мед ? Для того, чтобы

я его ел!

Упражнение 5. Параллельный способ расположения материала Эпитеты являются средством особой выразительности Эпитет усиливает выразительность речи, подчеркивает индивидуальный признак предмета С помощью эпитетов можно выразить свое отношение к предмету Эпитеты – важная составляющая художественной речи

Упражнение 5. Параллельный способ расположения материала

Эпитеты являются средством

особой выразительности

Эпитет усиливает

выразительность речи,

подчеркивает

индивидуальный

признак предмета

С помощью эпитетов

можно

выразить свое

отношение к предмету

Эпитеты – важная

составляющая художественной

речи

 Упражнение 6. Последовательный способ расположения материала      Образованность и интеллигентность нельзя смешивать, но у интеллигентного человека больше стремления к образованности. Образованность позволяет легко приобретать новые знания: новые укладываются в запас старых. Объем старых знаний не ограничивает объем памяти, а облегчает приобретение новых. Способность приобретать знания в каждом человеке растет , а в обществе падает , и место интеллигентности заступает полуинтеллигентность.

Упражнение 6. Последовательный способ расположения материала

Образованность и интеллигентность нельзя смешивать,

но у интеллигентного человека больше стремления к

образованности.

Образованность позволяет легко приобретать новые

знания: новые укладываются в запас старых.

Объем старых знаний не ограничивает объем памяти,

а облегчает приобретение новых.

Способность приобретать знания в каждом человеке

растет , а в обществе падает , и место интеллигентности

заступает полуинтеллигентность.

 Упражнение 7. Смешанный способ расположения материала     Общаться со стариками нелегко. Старый человек часто обижается. Старики ворчливы, они недослышат. Но нужно помнить, что все будут старыми и, самое главное, опыт старых нам необходим. Арина Родионовна многое дала Пушкину и стала для нас идеалом, потому что Пушкин увидел ее такой. Люди, общаясь, создают друг друга. Кто не умеет в других видеть хорошее, становится неприятен.

Упражнение 7. Смешанный способ расположения материала

Общаться со стариками нелегко.

Старый человек часто

обижается.

Старики ворчливы,

они недослышат.

Но нужно помнить, что все будут старыми и, самое

главное, опыт старых нам необходим.

Арина Родионовна многое дала Пушкину и стала для нас

идеалом, потому что Пушкин увидел ее такой.

Люди, общаясь, создают друг друга. Кто не умеет в

других видеть хорошее, становится неприятен.

 Схема текста к упражнению 8      Не так давно считалось, что успех в жизни зависит от наших интеллектуальных способностей, знаний, умений. Сейчас ученые пришли к выводу, что интеллектуальный багаж – необходимое, но не обязательное условие достижения успеха. Чтобы добиться успеха, человек должен обладать способностью понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать им. Развить эту способность можно через восприятие  искусства, потому что при этом развивается эмоциональный интеллект, обогащается личность.

Схема текста к упражнению 8

Не так давно считалось, что успех в жизни зависит от

наших интеллектуальных способностей, знаний, умений.

Сейчас ученые пришли к выводу, что интеллектуальный

багаж – необходимое, но не обязательное условие

достижения успеха.

Чтобы добиться успеха, человек должен

обладать способностью понимать окружающих,

чувствовать их настроение, сопереживать им.

Развить эту способность можно через восприятие

искусства, потому что при этом развивается

эмоциональный интеллект, обогащается личность.

Использование приемов сжатия текста (упражнение12) Помните поговорку: «Береги честь смолоду». Уйти совсем от своей репутации, созданной в школьные годы, нельзя, а изменить ее можно, но это очень трудно. Наша молодость – это еще и наша старость. Уйти совсем от своей репутации, созданной в школьные годы, нельзя, а изменить ее можно. Наша молодость – это и наша старость.

Использование приемов сжатия текста (упражнение12)

Помните поговорку: «Береги честь смолоду». Уйти совсем от своей репутации, созданной в школьные годы, нельзя, а изменить ее можно, но это очень трудно.

Наша молодость – это еще и наша старость.

Уйти совсем от своей репутации, созданной в школьные годы, нельзя, а изменить ее можно.

Наша молодость – это и наша старость.

Использование приемов сжатия текста (упражнение12) Человек должен быть интеллигентен. А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если окружающая среда не позволяет?.. Человек должен быть интеллигентен. А если условия жизни не позволяют и не требуют этого?

Использование приемов сжатия текста (упражнение12)

Человек должен быть интеллигентен. А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если окружающая среда не позволяет?..

Человек должен быть интеллигентен. А если условия жизни не позволяют и не требуют этого?

Использование приемов сжатия текста (упражнение12) Мы не задумывались и не очень-то берегли жизнь на земле. Она казалась нам безграничной и вездесущей. Верили, что и на Луне живут люди. А уж на Марсе-то непременно: там же каналы! А где люди, там непременно и бесчисленное множество разных живых существ.  Мы не очень-то берегли жизнь на земле, потому что она казалась нам безграничной. Верили, что на Марсе и на Луне тоже живут люди и рядом с ними много разных живых существ.

Использование приемов сжатия текста (упражнение12)

Мы не задумывались и не очень-то берегли жизнь на земле. Она казалась нам безграничной и вездесущей. Верили, что и на Луне живут люди. А уж на Марсе-то непременно: там же каналы! А где люди, там непременно и бесчисленное множество разных живых существ.

Мы не очень-то берегли жизнь на земле, потому что она казалась нам безграничной. Верили, что на Марсе и на Луне тоже живут люди и рядом с ними много разных живых существ.

Использование приемов сжатия текста (упражнение12) Но скоро пришло время разочарований. На Луне жизни нет. Своими глазами увидели. Марсианские каналы – совсем не каналы. Планеты – соседи Земли – мертвы. Да уж есть ли жизнь вообще в пределах человеческой досягаемости? Может, ее и нет совсем?  Но скоро люди поняли, что ни на Луне, ни на Марсе жизни нет, что все планеты-соседи Земли – мертвы, что, возможно, жизни вообще нет в пределах человеческой досягаемости.

Использование приемов сжатия текста (упражнение12)

Но скоро пришло время разочарований. На Луне жизни нет. Своими глазами увидели. Марсианские каналы – совсем не каналы. Планеты – соседи Земли – мертвы. Да уж есть ли жизнь вообще в пределах человеческой досягаемости? Может, ее и нет совсем?

Но скоро люди поняли, что ни на Луне, ни на Марсе жизни нет, что все планеты-соседи Земли – мертвы, что, возможно, жизни вообще нет в пределах человеческой досягаемости.

Обучение сжатому изложению полезно. Во-первых, формируется навык правильного  восприятия информации.  Во-вторых, формируется  умение точно и сжато передавать информацию. Умение воспринимать информацию (понимание основной мысли, выделение микротем) развивает память. Умение использовать приемы сжатия, сохраняя авторскую мысль, помогает в общении. Работа над сжатым изложением развивает умения, необходимые для успешного общения.

Обучение сжатому изложению

полезно.

Во-первых, формируется

навык правильного

восприятия информации.

Во-вторых, формируется

умение точно и сжато

передавать информацию.

Умение воспринимать

информацию (понимание

основной мысли, выделение

микротем) развивает память.

Умение использовать

приемы сжатия, сохраняя

авторскую мысль,

помогает в общении.

Работа над сжатым изложением

развивает умения, необходимые

для успешного общения.

Предметные результаты  Овладение алгоритмами создания текста. Овладение приемами сжатия информации. Сформированность функциональной правописной грамотности. Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для передачи информации.

Предметные результаты

  • Овладение алгоритмами создания текста.
  • Овладение приемами сжатия информации.
  • Сформированность функциональной правописной грамотности.
  • Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для передачи информации.
Метапредметные результаты  Умение слушать и слышать. Умение понимать мысль автора прослушанного текста. Умение структурировать информацию: понимать основную мысль, выделять микротемы и главное в них, видеть связь между микротемами. Умение правильно, сохраняя авторскую мысль, логично и связно передавать услышанную информацию.

Метапредметные результаты

  • Умение слушать и слышать.
  • Умение понимать мысль автора прослушанного текста.
  • Умение структурировать информацию: понимать основную мысль, выделять микротемы и главное в них, видеть связь между микротемами.
  • Умение правильно, сохраняя авторскую мысль, логично и связно передавать услышанную информацию.
Личностные результаты  Понимание значимости приобретенных знаний и умений. Умение понимать нравственные идеи текста. Использование приобретенных знаний и умений в учебной деятельности и повседневной жизни. Умение уважать авторскую позицию и адекватно ее передавать.

Личностные результаты

  • Понимание значимости приобретенных знаний и умений.
  • Умение понимать нравственные идеи текста.
  • Использование приобретенных знаний и умений в учебной деятельности и повседневной жизни.
  • Умение уважать авторскую позицию и адекватно ее передавать.

Успехов в работе!  Благодарю за внимание!

Успехов в работе!

Благодарю за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!