СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие устной речи первоклассников. Игры и упражнения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные игры и упражнения дадут возможность учителю и родителю в занимательной форме помочь ребёнку в освоении навыка чтения, рассчитаны как на индивидуальную, так и на групповую работу с детьми.

Просмотр содержимого документа
«Развитие устной речи первоклассников. Игры и упражнения»

Процесс овладения чтением сложен для ребёнка, если он один на один с книгой, а ещё и потому нелегко, что в 6-7 лет недостаточно развито умение слушать и слышать, адекватно реагировать на речь собеседника, да и запас слов не так уж велик и набор речевых конструкций бедноват. Ребёнок, поступивший в школу, владеет языком в меру своих интеллектуальных возможностей и потребностей. Он может задавать и отвечать на простые вопросы, готов слушать некоторое время интересный для него рассказ и способен выполнить несложные словесные инструкции. Но его высказывания нужно всё время поддерживать, вызывая на разговор, , так как самостоятельная монологическая речь совершенно не развита. Он плохо пересказывает даже короткий текст, старается повторить его почти буквально, а не передавать своими словами. В прочтённом ему рассказе трудно выделяет главную мысль и разбить его на смысловые части Желая рассказать о чем-либо, что его поразило, очень торопится, перескакивает с одного сюжета на другой, вследствии чего его изложение становится малопонятным. Кроме того, каждый принимает речь в своих собственных словах. Личный языковой опыт каждого человека отличен от опыта другого. А у ребёнка он к тому же и ограничен. Богатый активный словарь, умение различать слово в контексте, а так же быстрое реагирование на смысл, переданный через разные виды синтаксических конструкций, помогает понимать речь и формулировать высказывание адекватно мысли. Но развитие речи не может быть сведено только к устной форме. Все виды речи теснейшим образом связаны. Продвижение в одном направлении тут же скажется и на всех других.

Упражнения, формирующие умения слушать и говорить.

Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся. Предложение передаёт мысль ученика, в нём реализуется умение выбирать точное слово, составлять словосочетания.

Упражнение 1. Сократи предложение до 4-х, 3-х,2-х слов

( Учитель произносит предложение- дети осмысливают его, учитель повторяет предложение- учащиеся его запоминают, затем учитель просит сократить предложение последовательно, произвольно, но сохраняя при этом основное содержание.) Например:

Юля читает бабушке интересную книгу.

Юля читает бабушке книгу.

Юля читает бабушке.

Юля читает.

Завершает работу вопрос учителя : что изменилось, когда предложение сокращалось? Далее это упражнение проводится как игра. В условие входит правило, что сокращать предложение нужно последовательно или на то количество слов, которое определяют участники игры.

  • Летом часто идут проливные дожди.

  • Утром Вова ел рисовую кашу.

  • Мимо дома проехала грузовая машина.

  • Вышитое полотенце Катя подарила своей сестре.

  • На земле лежит мягкий ковёр из хвои.

  • Гусеницы приносят большой вред нашим огородам.

  • Зимой деревья часто покрыты серебристым инеем.

  • Юра и Ваня строили на ручье мельницу с колесом.

  • Мохнатые ветки деревьев нависают над тропинкой.

  • Короткая дорога в школу шла через речку Быстринку.

  • В глухом лесу на краю озера остановились чуткие птицы на отдых.





  • Кот спит очень чутко.

  • Светит тёплое весеннее солнышко.

  • Коля и Федя бегали по лугу.

  • Вчера дул сильный и холодный ветер.

  • Мой дядя работает на заводе.

  • Слава заметил на дереве белку.

  • Мой товарищ поймал двух лещей.

  • У бочки с водой росли кусты роз.

  • Под кустиком они увидели синенький цветочек.

  • Утренняя роса покрыла листву на деревьях.

  • Частые капли падали на землю и тяжело шлёпали по листьям.

  • В этом глухом и тёмном лесу живут белки и ежи.

  • Маленький рысёнок весело бегает и прыгает в густой траве.

  • В апреле воздух заметно потеплел.

  • Снова услышим звонкий свист снегирей только в зимнем лесу только в начале зимы.





Упражнение 2. Переставь слова в предложении.



Данное упражнение формирует умение свободно владеть предложением в процессе пересказа и при беседе.

( Учитель произносит предложение и предлагает детям изменить порядок слов. В результате работы выясняется, что и как в этом случае изменяется. Дети учатся выразительно произносить предложение, изменяя логическое ударение, уточняя смысл.) Например:

Сегодня утром Маша пошла в школу.

Маша сегодня утром пошла в школу.

Утром сегодня Маша пошла в школу.

Пошла Маша сегодня утром в школу.

В школу пошла сегодня утром Маша.



Попробуй сам. Сколько вариантов можно предложить?

  • Толстый лёд сковал ручей.

  • Весело пели в лесу птички.

  • Воробей звонко и тревожно зачирикал.

  • Из молока получают масло и сыр.

  • Звери и птички рады теплу и весне.

  • Под старой берёзой Алёша увидел маленького птенчика.

  • Свежий ветерок разносил по лесу весенние запахи.

  • Медведица любит в холодке подремать.

  • Водяной паук смастерил домик из воздуха.

  • Гнездо висит на высоте двух метров на ветке можжевельника.

  • Буйно цветёт над водой водяная кашка.

  • Пчёлы носятся около цветущих ветвей липы.

  • Головка у птицы чёрная, а грудка зелёная.

  • В тундре волки и олени живут рядом.

  • Ребята нашего класса смастерили кормушки для птиц.

  • Лучи солнца мягко освещали лесок и озеро.

  • Из вороха старых листьев, травы, валежника выглядывают грибы.

  • Ранним утром прилетают на берёзу тетерева и клюют бурые серёжки.

  • Трое ребят, изнемогая, тащат в гору сани.





Упражнение 3. Измени слово.

Данное упражнение вырабатывает умение быть внимательным к содержанию высказывания, готовит к осознанному восприятию текста и к пересказам.

(Учитель предлагает детям прослушать предложение и повторить его, заменив в нём только одно слово.) Например:

Дети пришли из школы.

Ребята пришли из школы.

Мальчики пришли из школы.

Ученики пришли из школы.

Девочки пришли из школы.

Дети вышли из школы.

Дети прибежали из школы.

Дети пришли из магазина.

Дети пришли из кинотеатра.

Продолжи игру

  • Снег лежал на крыше.

  • Воробей вылетел из-за забора.

  • Валя гостила под Москвой

  • Теплоход пристал к пристани.

  • Я медленно шёл по тропинке.

  • Стоит яркий солнечный день.

  • Пришла долгожданная весна.

  • В кустах весело пел чиж.

  • Журчат шумные ручьи.

  • По дороге шла старушка с ведром воды.

  • Чарушин написал много книг о родной природе.

  • Дикие ветки дают кислые и мелкие плоды.

  • С листьев стекали свинцовые капли росы.

  • Под старой сосной грелась рысь.

  • В зелёной траве стрекочут кузнечики.

  • Это пахнут лопнувшие почки на тополе.

  • Вечером на лесной тропинке мы увидели светлячков.

  • От веточки к веточке потянулись золотые паутинки.

  • С рокотом пролетел над лесом аэроплан.

  • Майские жуки обгрызают листья.

  • Жучки проспали всю зиму под корой этого пня.

  • Утята прыгнули в воду и поплыли.

  • Малинка подбежала к Насте и радостно замычала.

  • Зимой караси уйдут в глубокие ямы и пролежат до весны.

  • Его пугал страшный филин и ловила разбойница-рысь.



Упражнение 4. Послушай, запомни,ответь: всё ли верно.



Данное упражнение нацелено на внимание к тексту, сознательное освоение читаемого, умение точно в соответствии с замыслом построить высказывание, осмысленно употребляя то или иное слово.



( Дети слушают предложения и определяют: может ли это быть, если да, то когда, где и почему. Если нет, то следует доказательно объяснить, что это небыль или несуразица)



  • Выпал снег, Алёша вышел загорать.

  • Мальчики поехали в лес на лыжах, чтобы собирать землянику.

  • Лягушка раскрыла зонтик, потому что пошёл дождик.

  • Воробей принёс дрова, а мышонок затопил печь.

  • Кошка баюкала мышку и пела колыбельную песенку.

  • Я очень удивился, когда увидел в норе большого жука.

  • Сегодня ночью я слышал, как стрекотали кузнечики, куковала кукушка, квакали рыбы, тявкали лисы.

  • Ёжик лазает по деревьям, а медвежонок ползает.

  • Я знаю, что чиж живёт в гнезде, сверчок- на чердаке, а мыши в старом чемодане.

  • В парке Лиза видела зайца, пять обезьян, двух медведей, бизона, девять змей и зебру.

  • Нам стало жаль черепаху и мы отпустили её в синее море.

  • Усталый заяц вернулся с ночной охоты.

  • Мужик взял пилу и пошёл в лес рубить дерево.

  • У мальчика была температура 36 и 5, поэтому он метался в бреду.

  • В каплях дождя шумели солнечные лучики.

  • Солнце закрыло облако.

  • Холм закрыл лес.

  • Лес закрыл холм.

  • Осень сменяет лето.

  • Молодой клён прикрыл старый дуб.

  • Старый дуб прикрыл молодой клён.

  • Автомобиль свистел с прежней скоростью и уходил вперёд.

  • Дорога, по которой двигался автомобиль, пересекала аэродром.



Упражнение 5. Дополни упражнение.

Упражнение формирует умение быстро схватить смысл читаемого, читать по догадке, запоминать , строить высказывание, используя все языковые возможности, а так же следить за высказываниями собеседника.

(Учитель произносит предложение и предлагает детям увеличить его, последовательно прибавляя по одному, двум словам, например:))



Мы играем.

Мы играем в футбол.

Мы играем в футбол на стадионе.

Летом мы играем в футбол на стадионе.

Летом мы играем в футбол на школьном стадионе.

Продолжай!

  • Лида читает…

  • Мама сшила…

  • Папа привёз…

  • Птичка прилетела..

  • Мы открыли…

  • Кот мяукал…

  • Весна пришла…

  • Идёт дождь…

  • Мышка вышла…

  • Заяц убегал…

  • Дети помогали…

  • Расцвела черёмуха…

  • Я отогнал…





Упражнение 6. Закончи предложение.

Эти упражнения учат слушать и понимать собеседника, читать, опираясь на догадку, понимать сложные конструкции и употреблять их в речи.

(Учитель начинает предложение, а дети должны его закончить. Предполагается, что будет множество вариантов ответов и всего один случай) Например:



Девочка шла по…..

Девочка шла по тропинке домой.

Девочка шла по улице .

Девочка шла по берегу реки

Девочка шла домой с танцевальной студии



Мальчик покраснел…

Мальчик покраснел от стыда.

Мальчик покраснел, так как ему было очень стыдно.

Мальчик покраснел, потому что в автобусе было очень жарко.



Попробуй сам!

  • Толя с Васей возвращались…

  • Травка выглянет на свет…

  • Всем нужны хорошие…

  • Летом мы решили…

  • По пути бабушка мне…

  • Звонко закуковала…

  • Пришла дружная…

  • У мальчика был любимый…

  • Потом девочка посадила в рыхлую землю…

  • Медведи любят…

  • В эту зимнюю пору птицам приходится…



  • Дети встретили в лесу старушку…

  • Дети встретили в лесу старушку, которая…

  • Дети встретили в лесу старушку, у которой…

  • Дети встретили в лесу старушку, которую…

  • Дети встретили в лесу старушку, о которой…



  • Барбос растянулся на солнце, но…



  • Барбос растянулся на солнце, а…



  • Барбос растянулся на солнце, чтобы…



  • Барбос растянулся на солнце, когда…



  • Барбос растянулся на солнце, хотя…



  • Барбос растянулся на солнце, где…





  • Кошка взобралась на дерево, которое..

  • Кошка взобралась на дерево, чтобы…

  • Кошка взобралась на дерево, когда…

  • Кошка взобралась на дерево, потому что…



  • Они бесстрашно ловят зверей и привозят их в зоопарк, чтобы…



  • Когда они вошли в автобус, то увидели, что…



  • Сердце у него отчаянно билось, поэтому…



  • Путешественники прошли по заснеженному лесу и очутились на поляне, которая…



  • Я с интересом читал рассказ В. Осеевой, который…



  • Мы ведь не знаем, где…



  • Если посмотреть в окно, то…



  • Там было так темно, что….



  • Расскажите мне, где…



  • Я хочу, чтобы…



  • Он не знал, как…



  • Я знал, что совершил глупый поступок, но…



  • Хорошо жить на свете, когда…



  • Они очень любили этого пса, поэтому…



Упражнение 7. Задай вопрос- ответь!

Упражнение помогает детям осмыслить текст, оформлять свои высказывания, готовит к содержательному анализу текста.



(Учитель произносит предложение, просит поставить вопрос по содержанию высказывания и ответить на него) Например:

Воробей поселился в скворешне.



- Кто поселился в скворешне?

Воробей.

-Что сделал воробей?

Он поселился в скворешне.

-Где поселился воробей?

Воробей поселился в скворешне.

-Правда ли, что воробей поселился в скворешне?

Да.

- В скворешне ли поселился воробей?

В скворешне.

- Воробей ли поселился в скворешне?

Да, воробей.

-Поселился ли воробей в скворешне?

Да, поселился.

- Какая птица поселилась в скворешне?

Воробей.

- Кто справил новоселье в скворешне?

Воробей.

- Где нашёл приют воробей?

В скворешне.

Попробуй сам!

  • Канарейка улетела в окно.

  • Сорока села на дерево.

  • Ребята ходили в лес за грибами.

  • Мамам подарила Тане красивое платье.

  • По кочкам забегали хлопотливые муравьи.

  • Ласково светило солнышко.

  • Борис Житков мечтал о дальних походах.

  • Радуются солнцу птицы и звери.

  • Гадкий утёнок стал красивым белым лебедем.

  • Снежная королева заколдовала Кая.

  • Дюймовочка спасла ласточку от смерти.

  • Фея подарила Золушке туфельки из чистейшего хрусталя.

  • Красная Шапочка пошла навестить бабушку.

  • Доктор Айболит поехал в Африку лечить обезьян.

  • Доктор с друзьями победили злодея Бармалея.

  • Иванушка превратился в козлёночка.

  • Бременские музыканты странствовали по свету.

  • В избушке жили три медведя.

  • Колобок перехитрил зайца.





Упражнения, формирующие быструю реакцию на слово, способствуют развитию навыка чтения по догадке, умение разгадывать загадки, развивают воссоздающее воображение, помогают освоить умение характеризовать кого-либо или что-либо.

( Упражнение продуктивны при условии, что они будут выполнятся быстро и четко)

  1. Кто это? Что это?

  • Звонкий, быстрый, весёлый…

  • Вкусный, алый, сочный…

  • Жёлтые, красные, осенние…

  • Холодный, белый, пушистый…

  • Бурый, косолапый, неуклюжий…

  • Жёлтые, красные, зелёные…

  • Старательный, послушный, вежливый…

  • Зелёный, продолговатый, сочный…

  • Аккуратная, послушная, весёлая…

  • Задиристый, взъерошенный, драчливый…

  • Белое, пушистое, лёгкое…

  • Маленькая, серенькая, пугливая…

  • Ветвистая, зелёная, колючая…

  • Новая, интересная, библиотечная…

  • Старый, кирпичный, четырёхэтажный…

  • Красное, спелое, сладкое…

  • Белоствольная, высокая, стройная…

ПРОДОЖАЙ САМ! ПОДБИРАЙ СЛОВА, ЗАГАДЫВАЯ ЗАГАДКИ.



  1. Точно и быстро. Кто или что?


Лает-собака

Мычит

Жужжит

Шипит

Ревёт

Воет

Фыркает

Каркает

Чирикает

Кукует

Поёт

Квакает

Крякает

Хрюкает

пищит





Варит-повар

Учит

Лечит

Сажает

Красит

Играет

Чертит

Поёт

Говорит

Точит

Чинит

Рисует

Пишет

Поёт

танцует



Строит-дом

Прыгает

Летает

Спит

Лепит

Играет

Смотрит

Кружится

Смеётся

Падает

Плачет

Горюет

Скрепит

Стелется

трещит



  1. Слушай! Называй как можно больше слов!



Плывёт- пароход, лодка, пловец, бревно, щепка, утка…


Летит

Растёт

Поёт

Ползёт

визжит

Ткёт

Лает

Скрипит

Хватает

Полощется

умывается


Ссорится

Работает

Улыбается

Висит

Шипит

Сверкает

Поливает

Шумит

Дребезжит

Охает

тревожится



  1. Кто? Что?

Рос светил висел зрел

Росла светила висела зрела

Росло светило висело зрело

Росли светили висели зрели



  1. Изменяй по порядку



Я бегу

Ты бежишь

Он бежит

Мы бежим

Вы бежите

Они бегут

Я стою

Ты…

Он…

Мы…

Вы…

Они…

Я играю

Ты…

Он…

Мы…

Вы…

Они..


Я дремлю

Ты…

Он…

Мы…

Вы…

Они…


  1. О ком или о чем я рассказываю, догадайся.

Ученик, школьник, мальчик, дежурный, второклассник, сын, внук, проказник-……

. Девочка, хохотушка, непоседа, хозяюшка, внучка, дочка, помощница-…



Умелец, работник, родитель, мужчина, сын, внук, друг, муж,-



Хозяйка, женщина, дочка, жена, внучка, повар, рукодельница, утешительница, любимая-….



Приятель, друг, одноклассник, выдумщик, ровесник, товарищ, сосед,-….



Мечтатель, выдумщик, весельчак, поэт-…



Ждёт, встречает, спрашивает, кормит, читает, варит, стирает, штопает, шьёт, жарит, хлопочет, напевает, провожает, смеётся , заботится-…



Мастерит, читает, носит, спрашивает, сердится, наказывает, прощает, удивляется, работает, развлекает, покупает, хохочет-…



Ползает, шипит, извивается, блестит, жалит-…

Варит, солит, мешает, жарит, режет-…

Ходит, жуёт, мычит-…

Ходит, ржёт, жуёт-…

Ходит, жуёт, блеет-…

Летает, клюёт, каркает-…

Чирикает, летает, клюёт-…

Клюёт, воркует, летает-…



Упражнения, формирующие умение чётко и ясно произносить, выразительно говорить.



  1. Песенки-долгоговорки

Многократное, чёткое повторение, особенно если оно сопровождается весёлым настроением, создаётся тон соревновательности, приносит желаемые результаты. Дети начинают чувствовать ритм, осознают артикуляционную сторону, проговаривание и само повторение долгоговорок приносит им радость.

Б. В. Заходер

Пираты



Шли

Из Африки

В Саратов

Семь

Отчаянных

Пиратов.

Не дошли

До Душанбе

Видят надпись

На столбе:

Шли

Из Африки

В Саратов

Семь

Отчаянных

Пиратов.

Не дошли

До Душанбе

Видят надпись

На столбе:

ПРОДОЛЖАЙ:

Р. С. Сеф « Бесконечные стихи»

Е.В. Благинина « Ай-люли»

2. Послушай и скажи. Послушай и доскажи.

В основе этого упражнения лежит формирование умения слышать, четко и ясно произносить, осознавать рифму и подбирать рифму. Учитель проговаривает чистоговорку, а дети вторят, воспроизводя текст и интонацию. Затем усложняем: дети должны повторить слоги и досказать текст, найдя последнее слово ( угадав его по смыслу и рифме). Результатом такой работы может стать самостоятельное создание чистоговорок, что будет первым шагом к «сочинительству» рифмованных строк.

Ба-бу-бы на дворе стоят столбы

Бу-бы-ба из окна торчит труба

До-ду-да гудят провода

Уж-жу-жу молока дадим ужу

Жа-жа-жа есть иголки у ежа

Жи-жи-жи здесь живут ежи

За-за-за уходи домой, коза

Му-му-му молока кому

Мо-момо едим эскимо

Ри-ри-ри двор убрали

Раз,два,три

Ры-ры-ры не заметили жары

Са-са-са в лесу бегает….

Со-со-со у Вовы…

Усь-усь-усь на лугу пасётся…

Та-та-та у нас дома…

Ты-ты-ты сметану съели всю…

Ча-ча-ча горит в комнате….

Чу-чу-чу молоточком я …

Ша-ша-ша мама моет…

То-то-то стали мы играть в ….

Оч-оч-оч наступила….

Шу-шу-шу я письмо…



Послушай, доскажи, но не ошибись!

Весной венки из одуванчиков

Плетут, конечно, только…



При всех померятся силёнкой,

Конечно, любят, лишь…



Боятся темноты трусишки,

Все, как один, они…

Сшила мама для сынишки…, …,



Утки квакают, а лягушки…



Эти рыжие сестрички

Называются….

Эти дружные ребята

Называются….






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!