СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие внимания детей с ОВЗ на коррекционных занятиях

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Развитие внимания влияет на познавательную активность ребенка и успешность учебного процесса ученика. Если объем активного произвольного внимания сужается, у ученика возникают трудности с пониманием ситуации задания. При недоразвитии врожденного речевого и слухового внимания будут очевидные ошибки в письме.

Просмотр содержимого документа
«Развитие внимания детей с ОВЗ на коррекционных занятиях»

 Развитие внимания у детей с ОВЗ через коррекционные упражнения Внимание — ключевой когнитивный процесс, влияющий на познавательную активность и успешность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Его нарушение приводит к трудностям в концентрации, переключении и распределении внимания, что отражается на учебной деятельности. В этой презентации рассмотрим особенности внимания у детей с интеллектуальными нарушениями и методы коррекции с помощью специальных упражнений и игровых заданий. Учитель-дефектолог МОУ «СОШ №101» Гиргиева Виктория Алексеевна

Развитие внимания у детей с ОВЗ через коррекционные упражнения

Внимание — ключевой когнитивный процесс, влияющий на познавательную активность и успешность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Его нарушение приводит к трудностям в концентрации, переключении и распределении внимания, что отражается на учебной деятельности.

В этой презентации рассмотрим особенности внимания у детей с интеллектуальными нарушениями и методы коррекции с помощью специальных упражнений и игровых заданий.

Учитель-дефектолог МОУ «СОШ №101»

Гиргиева Виктория Алексеевна

 Особенности внимания у детей с интеллектуальными нарушениями Объем внимания Малый объем не позволяет удерживать несколько предметов одновременно в памяти. Концентрация и устойчивость Трудности с длительным сохранением внимания без отвлечений. Избирательность и переключаемость Сложности в фокусировке на нужной информации и переключении между задачами. Распределение и произвольность Неспособность эффективно выполнять несколько дел одновременно и сосредотачиваться по требованию.

Особенности внимания у детей с интеллектуальными нарушениями

Объем внимания

Малый объем не позволяет удерживать несколько предметов одновременно в памяти.

Концентрация и устойчивость

Трудности с длительным сохранением внимания без отвлечений.

Избирательность и переключаемость

Сложности в фокусировке на нужной информации и переключении между задачами.

Распределение и произвольность

Неспособность эффективно выполнять несколько дел одновременно и сосредотачиваться по требованию.

 Влияние внимания на учебный процесс Познавательная активность Ошибки в письме Недоразвитие речевого и слухового внимания ведет к орфографическим ошибкам. Развитие внимания способствует лучшему пониманию заданий и успешности обучения. Интерес к обучению Дети с ОВЗ часто быстро устают и отвлекаются, что требует особых методов коррекции.

Влияние внимания на учебный процесс

Познавательная активность

Ошибки в письме

Недоразвитие речевого и слухового внимания ведет к орфографическим ошибкам.

Развитие внимания способствует лучшему пониманию заданий и успешности обучения.

Интерес к обучению

Дети с ОВЗ часто быстро устают и отвлекаются, что требует особых методов коррекции.

 Методы коррекции внимания у детей с ОВЗ Игровые упражнения Образовательный контент Использование развивающих игр для повышения интереса и мотивации. Создание материалов, адаптированных под особенности восприятия детей.

Методы коррекции внимания у детей с ОВЗ

Игровые упражнения

Образовательный контент

Использование развивающих игр для повышения интереса и мотивации.

Создание материалов, адаптированных под особенности восприятия детей.

 Задания для развития различных свойств внимания Произвольное внимание Упражнения на концентрацию и самоконтроль с постепенным увеличением сложности. Наблюдательность Задания на поиск и выделение нужных символов и элементов. Переключаемость Упражнения, требующие смены видов деятельности и распределения внимания.

Задания для развития различных свойств внимания

Произвольное внимание

Упражнения на концентрацию и самоконтроль с постепенным увеличением сложности.

Наблюдательность

Задания на поиск и выделение нужных символов и элементов.

Переключаемость

Упражнения, требующие смены видов деятельности и распределения внимания.

 Пример задания: Модифицированный тест Бурдона На листе 10-20 рядов букв алфавита в произвольном порядке. Нужно вычеркнуть или подчеркнуть определённые буквы по заданию. Задание развивает концентрацию, избирательность и устойчивость внимания. Количество знаков и темп работы увеличиваются для поддержания интереса и повышения эффективности.

Пример задания: Модифицированный тест Бурдона

На листе 10-20 рядов букв алфавита в произвольном порядке. Нужно вычеркнуть или подчеркнуть определённые буквы по заданию. Задание развивает концентрацию, избирательность и устойчивость внимания.

Количество знаков и темп работы увеличиваются для поддержания интереса и повышения эффективности.

 Игровые задания для развития внимания Крестики-нолики Найди предмет Развивает тактическое мышление, внимание и интуицию через игру с правилами и стратегией. Игра на слуховое внимание: громкость музыки указывает на близость спрятанного объекта.

Игровые задания для развития внимания

Крестики-нолики

Найди предмет

Развивает тактическое мышление, внимание и интуицию через игру с правилами и стратегией.

Игра на слуховое внимание: громкость музыки указывает на близость спрятанного объекта.

 Задания на развитие памяти и наблюдательности 1 2 Что изменилось? Найти два одинаковых предмета Определение отличий между двумя картинками, развитие устойчивости внимания. Упражнение на внимательность и различение деталей. 3 Да-нет Ответы на вопросы с обратной логикой для тренировки произвольного внимания.

Задания на развитие памяти и наблюдательности

1

2

Что изменилось?

Найти два одинаковых предмета

Определение отличий между двумя картинками, развитие устойчивости внимания.

Упражнение на внимательность и различение деталей.

3

Да-нет

Ответы на вопросы с обратной логикой для тренировки произвольного внимания.

 Задания на развитие мышления и самоконтроля Четвертый лишний Определение лишнего предмета и объяснение выбора, развитие логического мышления. 2 Исправление ошибок 1 Поиск и исправление орфографических и логических ошибок в предложениях. Заколдованное слово Переписывание и расшифровка зашифрованных слов для развития внимания и мышления. 3

Задания на развитие мышления и самоконтроля

Четвертый лишний

Определение лишнего предмета и объяснение выбора, развитие логического мышления.

2

Исправление ошибок

1

Поиск и исправление орфографических и логических ошибок в предложениях.

Заколдованное слово

Переписывание и расшифровка зашифрованных слов для развития внимания и мышления.

3

 Итоги и рекомендации по развитию внимания у детей с ОВЗ Постепенное развитие 1 Внимание нужно воспитывать понемногу, избегая переутомления. Использование игровых методов 2 Игры и соревновательные элементы повышают мотивацию и эффективность занятий. Разнообразие заданий 3 Задания должны развивать разные свойства внимания и не требовать чрезмерного умственного напряжения. Такой комплексный подход способствует улучшению внимания, самоконтроля и познавательной активности детей с ОВЗ, что положительно влияет на их обучение и развитие.

Итоги и рекомендации по развитию внимания у детей с ОВЗ

Постепенное развитие

1

Внимание нужно воспитывать понемногу, избегая переутомления.

Использование игровых методов

2

Игры и соревновательные элементы повышают мотивацию и эффективность занятий.

Разнообразие заданий

3

Задания должны развивать разные свойства внимания и не требовать чрезмерного умственного напряжения.

Такой комплексный подход способствует улучшению внимания, самоконтроля и познавательной активности детей с ОВЗ, что положительно влияет на их обучение и развитие.