СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар "Развитие внимания на уроках английского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматриваются приемы развития внимания на уроках английского языка.

Просмотр содержимого документа
«Методический семинар "Развитие внимания на уроках английского языка"»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Потрясова Т.В.,

учитель английского языка

МБОУ «СОШ № 6» с. Еленовское

Красногвардейского района

Республики Адыгея


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к методическому семинару

«Развитие внимания на уроках английского языка»


В настоящее время в процессе обучения существуют определенные трудности, связанные с нарушениями развития психических процессов. Казалось бы, в нашем распоряжении есть все: разнообразные методики, технологии, учебные пособия, наши знания и умения – а результата ощутимого нет. Возникает вопрос: почему?

Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредотачиваться, переключать внимание, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет школьнику полноценно осуществить напряженную учебную деятельность: он очень быстро устает, истощается.

Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни, как внимание. Частота синдрома дефицита внимания у детей школьного возраста, по статистике, варьируется от 10 до 20% в разных странах (Слайд 3). Мальчиков среди них в 9 раз больше, чем девочек.

Выделяют 5 психических процессов: восприятие, внимание, память, мышление и память. Но внимание все-таки имеет приоритетное значение: внимание – необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Еще К.Д. Ушинский говорил: «Внимание есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ребенка» (Слайд 4).

Изучением внимания в свое время занимались Узнадзе Дмитрий Николаевич, Лурия Александр Романович, Вильгельм Вунд, Выготский Лев Семенович, Рубинштейн Сергей Леонидович, Гальперин Петр Яковлевич и др. В наше время внимание изучают не очень интенсивно. Единственный центр по изучению внимания находится в г. Саратов (руководитель – Страхов Владимир Иванович).

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что внимание – это психический процесс, от которого зависит успешность учебной деятельности учащегося (Слайд 5).

Факторами, оказавшими влияние на возникновение и становление педагогического опыта, являются:

  • внедрение в образование ФГОС;

  • мониторинг собственного опыта;

  • изучение литературы по данной теме.

Изучая литературу по данной теме и массовый опыт, я сделала вывод, что в педагогической практике еще не накоплен достаточный материал по использованию приемов развития внимания обучающихся в учебно-воспитательном процессе (Слайд 6).

Отсюда и возникло противоречие: с одной стороны – необходимость создания условий для целенаправленного развития внимания обучающихся на уроках; с другой – отсутствие эффективных способов развития внимания обучающихся.

Данное противоречие определяет актуальность исследования и позволяет сформулировать проблему, заключающуюся в поиске эффективных приемов, обеспечивающих формирование высокого уровня развития внимания обучающихся.

Цель педагогического опыта – обобщение опыта использования приёмов развития внимания учащихся на уроках английского языка (Слайд 7).

Данная цель предполагает решение следующих задач:

  • раскрыть сущность приемов развития внимания;

  • адаптировать приемы развития внимания под предмет «Английский язык»;

  • показать результативность использования приёмов развития внимания обучающихся.

Как и любой другой, данный педагогический опыт имеет свои достоинства и недостатки (Слайд 8). К достоинствам относятся:

  • высокий уровень мотивации учащихся;

  • повышение уровня развития внимания;

  • развитие самостоятельности и творчества;

  • повышение самооценки;

  • формирование активной личности.

Недостатки:

  • требует много времени для подготовки к уроку;

  • не всегда можно применять на уроках из-за характера изучаемого материала.

Для развития внимания на уроках английского языка я использую упражнения, основанные на известных психологических играх и методиках.



1. Не собьюсь (Слайд 9)

Суть данной игры – называть определенные единицы в заданной последовательности. Например, в ряду чисел называть только четные числа, вместо нечетных произносить фразу «Не собьюсь!». Таким же образом можно работать с буквами (назвать только гласные буквы или только согласные), а также со словами (назвать только слова, в которых есть звук [b]) и т.д.

2. Муха (Слайд 10)

Учащимся предлагается работать в паре. Один учащийся задает направление: «Вверх!», «Вниз!», «Влево!», «Вправо!». Другой находит нужную клеточку (от центра) и называет буквы, звуки, слова и даже предложения.

3. Таблицы Шульте (Слайды 11-13)

Учащийся в течение 1 минуты должен назвать буквы, звуки, слоги или слова по порядковым номерам.

4. Корректурная проба (Слайд 14)

В течение 1 минуты найти и подчеркнуть (зачеркнуть, обвести кружком) названные звуки, буквы, слова и даже предложения.

Каковы результаты использования данной системы упражнений на моих уроках?

Во-первых, она способствует формированию метапредметных компетенций: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. Если быть конкретнее, то мы развиваем умения: определить тему и цель деятельности, рассматривать различные точки зрения и выбирать верную, оценить свои действия, оценить правильность выполнения поставленной задачи; формируем умение работать в коллективе и самостоятельно, совершенствуем познавательные процессы.

Во-вторых, повышается качество знаний обучающихся (Слайд 15).Здесь отражено качество знаний двух не самых сильных классов за последние 3 года (5 класс: 44 – 42 – 52%; 6А класс: 39 – 64 – 67%).

В-третьих, повышается интерес к изучению английского языка. Мои учащиеся занимают призовые места в олимпиадах разного уровня: районного, республиканского и всероссийского (Слайды 16-17).

Своим опытом я стараюсь делиться с коллегами: принимаю участие в научно-практических конференциях и семинарах, как в районе, так и в республике (Слайд 18).

Кроме того, имею сайт на портале multiurok.ru.