КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Потрясова Т.В.,
учитель английского языка
МБОУ «СОШ № 6» с. Еленовское
Красногвардейского района
Республики Адыгея
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к методическому семинару
«Развитие внимания на уроках английского языка»
В настоящее время в процессе обучения существуют определенные трудности, связанные с нарушениями развития психических процессов. Казалось бы, в нашем распоряжении есть все: разнообразные методики, технологии, учебные пособия, наши знания и умения – а результата ощутимого нет. Возникает вопрос: почему?
Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредотачиваться, переключать внимание, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет школьнику полноценно осуществить напряженную учебную деятельность: он очень быстро устает, истощается.
Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни, как внимание. Частота синдрома дефицита внимания у детей школьного возраста, по статистике, варьируется от 10 до 20% в разных странах (Слайд 3). Мальчиков среди них в 9 раз больше, чем девочек.
Выделяют 5 психических процессов: восприятие, внимание, память, мышление и память. Но внимание все-таки имеет приоритетное значение: внимание – необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Еще К.Д. Ушинский говорил: «Внимание есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ребенка» (Слайд 4).
Изучением внимания в свое время занимались Узнадзе Дмитрий Николаевич, Лурия Александр Романович, Вильгельм Вунд, Выготский Лев Семенович, Рубинштейн Сергей Леонидович, Гальперин Петр Яковлевич и др. В наше время внимание изучают не очень интенсивно. Единственный центр по изучению внимания находится в г. Саратов (руководитель – Страхов Владимир Иванович).
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что внимание – это психический процесс, от которого зависит успешность учебной деятельности учащегося (Слайд 5).
Факторами, оказавшими влияние на возникновение и становление педагогического опыта, являются:
внедрение в образование ФГОС;
мониторинг собственного опыта;
изучение литературы по данной теме.
Изучая литературу по данной теме и массовый опыт, я сделала вывод, что в педагогической практике еще не накоплен достаточный материал по использованию приемов развития внимания обучающихся в учебно-воспитательном процессе (Слайд 6).
Отсюда и возникло противоречие: с одной стороны – необходимость создания условий для целенаправленного развития внимания обучающихся на уроках; с другой – отсутствие эффективных способов развития внимания обучающихся.
Данное противоречие определяет актуальность исследования и позволяет сформулировать проблему, заключающуюся в поиске эффективных приемов, обеспечивающих формирование высокого уровня развития внимания обучающихся.
Цель педагогического опыта – обобщение опыта использования приёмов развития внимания учащихся на уроках английского языка (Слайд 7).
Данная цель предполагает решение следующих задач:
раскрыть сущность приемов развития внимания;
адаптировать приемы развития внимания под предмет «Английский язык»;
показать результативность использования приёмов развития внимания обучающихся.
Как и любой другой, данный педагогический опыт имеет свои достоинства и недостатки (Слайд 8). К достоинствам относятся:
высокий уровень мотивации учащихся;
повышение уровня развития внимания;
развитие самостоятельности и творчества;
повышение самооценки;
формирование активной личности.
Недостатки:
Для развития внимания на уроках английского языка я использую упражнения, основанные на известных психологических играх и методиках.
1. Не собьюсь (Слайд 9)
Суть данной игры – называть определенные единицы в заданной последовательности. Например, в ряду чисел называть только четные числа, вместо нечетных произносить фразу «Не собьюсь!». Таким же образом можно работать с буквами (назвать только гласные буквы или только согласные), а также со словами (назвать только слова, в которых есть звук [b]) и т.д.
2. Муха (Слайд 10)
Учащимся предлагается работать в паре. Один учащийся задает направление: «Вверх!», «Вниз!», «Влево!», «Вправо!». Другой находит нужную клеточку (от центра) и называет буквы, звуки, слова и даже предложения.
3. Таблицы Шульте (Слайды 11-13)
Учащийся в течение 1 минуты должен назвать буквы, звуки, слоги или слова по порядковым номерам.
4. Корректурная проба (Слайд 14)
В течение 1 минуты найти и подчеркнуть (зачеркнуть, обвести кружком) названные звуки, буквы, слова и даже предложения.
Каковы результаты использования данной системы упражнений на моих уроках?
Во-первых, она способствует формированию метапредметных компетенций: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. Если быть конкретнее, то мы развиваем умения: определить тему и цель деятельности, рассматривать различные точки зрения и выбирать верную, оценить свои действия, оценить правильность выполнения поставленной задачи; формируем умение работать в коллективе и самостоятельно, совершенствуем познавательные процессы.
Во-вторых, повышается качество знаний обучающихся (Слайд 15).Здесь отражено качество знаний двух не самых сильных классов за последние 3 года (5 класс: 44 – 42 – 52%; 6А класс: 39 – 64 – 67%).
В-третьих, повышается интерес к изучению английского языка. Мои учащиеся занимают призовые места в олимпиадах разного уровня: районного, республиканского и всероссийского (Слайды 16-17).
Своим опытом я стараюсь делиться с коллегами: принимаю участие в научно-практических конференциях и семинарах, как в районе, так и в республике (Слайд 18).
Кроме того, имею сайт на портале multiurok.ru.