СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие вокальных способностей у детей младшего школьного возраста

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие вокальных способностей у детей младшего школьного возраста»


УДК-371:3:784.9
Ференс Ольга Леонидовна
студентка гр. МИД-13 III курса
Науч. рук.: ст. преп.
кафедры муз. искусства
Чергеев Асан Айдерович

РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ у
детей младшего школьного возраста

Актуальность данной работы заключается в недостаточной разработке практической и теоретической реализации в развитии музыкальных способностей младших школьников. Доказано, что дети, которые занимаются певческой деятельностью, более общительны, эмоциональны, у них в большей степени развивается воображение, воля, фантазия, обостряется восприятие, активизируются энергия мышления. Развитие вокальных способностей младших школьников очень сложный процесс. Важным моментом для развития вокальных способностей являются упражнения, на которых отрабатываются такие вокальные
навыки как: дыхание, артикуляции, звукообразование.
Анализ литературы. Певческая культура – важнейшая составная часть общей музыкальной культуры школьников (так считали Ю.Б. Алиев, Е.И. Алмазов, Н.А. Ветлугина, Т.Н. Овчинникова, Н.Д. Орлова и др.). Процесс самовыражения через вокальное интонирование напрямую связан с укреплением психического здоровья ребенка. Российские ученые (И.М. Догель, И.Р. Тарханов) доказали, что музыка и пение воздействуют на организм человека. Уроки вокала активно развивают детский голос, расширяют его диапазон, совершенствуют подвижность,
интонационную гибкость, тембровую красочность.
Цель статьи. Привести убедительные доводы особенностей и навыков вокального развития детей младшего школьного возраста и подобрать комплекс вокальных упражнений, учитывая индивидуальные особенности детей.
Изложение основного материала. Младший школьный возраст является очень важным и ответственным в жизни ребенка в плане его становления как личности. У ребенка активно развивается мышление, воображение, память, речь. Все это способствует активному музыкальному развитию. В возрасте 7-10 лет у ребёнка ещё не сформирован голосовой аппарат - тонкие связки, малоподвижное нёбо, слабое, поверхностное дыхание. Если ребёнок хочет и любит петь, очень важно, чтобы рядом с ним оказался взрослый, который помог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать, развить у него певческие навыки и музыкальные способности. Для развития голосовых данных существуют различные методики обучения вокала. В настоящее время большой популярностью пользуется сольное и ансамблевое пение, причем эстрадное исполнение активно перекрывает интерес к академическому. Радынова О. считает - детская эстрада привлекает современных школьников своей яркой выразительностью, современностью, а так же возможностью проявить свои креативные способности. [7] В начале обучения вокальных способностей главная задача педагога научить ребенка правильно дышать. Есть упражнения на развитие разных видов певческого дыхания. Одни служат развитию "длинного дыхания". – когда певец при пении учится  делать редкие перерывы между вдохами. Другие, наоборот, развивают умение делать короткие маленькие вдохи. – Эти упражнения, учат  не "брать дыхание", а "перехватывать дыхание". Основной принцип, на котором строится тренировка дыхания – постепенность. На начальном этапе ребенка сначала в игровой форме обучают произносить на выдохе отдельные звуки, а затем слоги. На последующих этапах переходят к произношению на выдохе небольших фраз, постепенно усложняя задания. К примеру: 1. спокойный вдох через нос, после чего задержать на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот. 2. Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнести один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы). После чего необходимо произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков (аaaaa, аaaaaooooooo, аaaaaуууууу). 3.Произведити счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три…), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдохе. Необходимо произносить обратный счет (десять, девять, восемь…).
4. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. «Правой рукой строят – левой ломают», «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.» Главная из задач – научить ребенка произносить звуки, плавно выдыхая воздух. Однако необходимо помнить что длительный процесс данных упражнений для детей утомителен, в следствии переутомления, возможны головокружения. Самые эффективные упражнения являются для задержки дыхания. Они входят в систему йоги. Одним из недостатков дыхания является неравномерность выдоха. Когда голос дрожит и качается. Для этого необходимо тренировать ровный вдох. Предварительно выдохнув, сделаем резкий вдох носом, послав воздух в область живота. Со звуком ТЦ-Ц-Ц... медленно выдыхаем воздух сквозь сомкнутые зубы. Чтобы воздушный столб был равномерным и не качался, необходимо после вдоха оставить мышцы живота «пресс» напряженными, а сам живот круглым, как мячик. Нужно поддерживать напряжение, пока выйдет весь воздух. Постепенно необходимо продлевать выполнение упражнения от 20-30 секунд до одной минуты. Так же необходимо научиться дышать правильно диафрагмой автоматически. Поэтому, упражнения для дыхания нужно выполнять постоянно: во время вечерней прогулки, на учебных занятиях, передвигаясь в метро и т.д. Делать упражнения для улучшения дыхания можно незаметно для окружающих. Просто нужно следить за движением живота на вдохе и выдохе. Характерные ошибки: постоянное задирание или подергивание плеч во время вдоха - свидетельство ключичного дыхания, нарочитое выпячивание живота и неестественное его втягивание или другое неудобство в дыхании означает, что упражнение выполняется неправильно. Диафрагменный тип дыхания является максимально естественным и полезным для всего организма.Так дышат животные, так и человек дышали в раннем детстве, пока издержки цивилизации в виде различных физиологических комплексов не привели к закреплению
неправильного навыка. Что бы контролировать процесс, на раннем
этаме необходимо класть руку на живот. [3]
Каждое слово в речи или в пении, как правило, должно быть четким по произношению, ярким, выразительным и достаточно громким, чтобы его было отчётливо слышно даже в последнем ряду большого концертного  зала. Для этого, в первую очередь, необходима отличная  дикция, то есть четкое, ясное произношение слов. Чтобы добиться необходимых  результатов, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, при этом практически ежедневно разрабатывая  его технические возможности. В произношении любого звука речи принимают то или иное участие все активные произносительные органы. Положение этих органов, необходимое для образования данного звука, образуют его артикуляцию, отделимость звуков, чёткость их звучания. Однако, необходимо уточнить, что певческая артикуляция активнее речевой, так как при речевом произношении работают внешние артикуляционные органы (губы, нижняя челюсть, а при певческом еще и внутренние (язык, гортань, мягкое небо и другие). Что же касается дикции, а именно ясности и разборчивости произнесения текста, то она также является одним из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии музыкального образа, средством донесения текстового содержания произведения. Дикция напрямую связана с работой артикуляционного аппарата. При достаточном владении певческим дыханием артикуляция будет естественной и легкой. Ее четкость во многом зависит от понимания ребенком смысла произносимых слов. Но, к большому сожалению, приходится констатировать факт, что многие дети дошкольного возраста имеют проблемы с произношением звуков. Поэтому, одним из эффективных методов коррекции речевых нарушений является систематическое использование в процессе пения вокально-артикуляционных упражнений, цель которых состоит в выработке четкости, ловкости, правильной работы всех частей артикуляционного аппарата. Пение очень полезно для детей, имеющих речевые нарушения, так как развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Для формирования навыка артикуляции в пении необходимо учить детей: 1. мышечной свободе ротовой полости, лица и шеи; 2. положению разжатых зубов при пении гласных «о» и «а»; 3. собранности губ при пении «и» и «ю»; 4. развитию способности тянуть гласный звук, петь связно, при этом четко произнося согласные звуки. Особое внимание уделяется выравниванию, округлению звучания гласних. Характер звука должен быть ровным, легким, полетным, без напряжения. Этот навык необходим в пении, и освоить его легко в дошкольном возрасте, но гораздо труднее позднее. Дикция развивается на основе правильной артикуляции сначала отдельных гласных, слогов, затем слов и целых фраз. Детям необходимо объяснять, что пение должно быть выразительным, с четкой дикцией. Без четкой дикции невозможно донести до слушателя содержание исполняемого произведения. Благодаря гласным звукам раскрываются певческие возможности голоса. У детей, как правило, гласные звуки звучат неровно за счет того, что у начинающих певцов нет единых резонаторных ощущений, единого «места звучания». Для правильного развития голоса сначала подбирают упражнения с наиболее вокально-устойчивыми гласными «а», «о», «у» и только затем к ним постепенно подстраивают более сложные гласные «е» и «и». Это направление в вокальной педагогике известно как фонетический метод. Упражнения предлагаются детям в виде песенок-игр, когда музыкальный руководитель поет, а дети отвечают за персонажа. Причем ответы этих персонажей, дети могут придумывать самостоятельно. На начальном этапе работы над дикцией очень благоприятным является утрированный показ артикуляции. Также на музыкальных занятиях можно использовать специальную артикуляционную гимнастику, состоящую из специальных упражнений, которые направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитее силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Например, не очень сильно прикусывать кончик языка, пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно изменяя звук до высокого или низкого. Для развития артикуляционного аппарата, лучше всего использовать пальчиковые игры. Современной наукой доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Пальчиковые игры с предметами помогают задействовать большее количество рецепторов, находящихся на пальцах, что способствует усилению работы речевых центров. Безусловно, артикуляция и дикция, являются одними из основных навыков детей и развивать
их необходимо с самого раннего возраста.
Что касается з
вукообразования, то оно предполагает, прежде всего, качество звука. Дети должны петь легко, без крика и напряжения, высоким светлым звуком. Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность – основной вокально-технический навык голосообразования. Для обучения детей напевному звучанию необходимо выбирать песни в умеренных и спокойных темпах. Так же необходимо обратить внимание на окончание музыкальных фраз. Упражнения на легато с постепенно удлиняющимися музыкальными фразами хорошо развивают певческое дыхание. Очень хорош такой приём: «Тянем длинную ниточку на звуки А-О-У», или со словами: «Ма-ма, ма-ма, ма-мо-чка, я те-бя лю-блю-у-у-у». Протяжность в пении зависит от большого количества гласных в тексте песни. Детям лучше всего будет объяснить, что гласные звуки (А-Э-И-О-У) очень певучие, поэтому их не нужно пропевать небрежно, они как ручейки сливаются все вместе плавно и образуют речку – песенку. Простое пропевание гласных звуков, благодаря образному тексту
помогает детям ощутить плавность звучания.
В любой песне очень важна интонация. Эффективным является приём – показ ладонью соотношения звуков по высоте. Дети показывают направление движения мелодии рукой, рисуя ладонью в воздухе.
Одной из сложных задач в пении является умение пения без сопровождения «а капелла». Пение без сопровождения даёт возможность яснее услышать ребёнку свой голос и голос стоящего рядом, таким образом, у детей развивается чувство самоконтроля, формируется умение петь самостоятельно.
Эмоциональное исполнение песни – залог того, что дети полюбят её, будут петь охотно и выразительно. Кроме того, без эмоционального компонента музыкального слуха невозможно развить музыкальные способности детей. Например, при исполнении игры “Иностранец”, дети при пении изображают приехавшего в гости иностранца, который должен понять, о чём поют дети по настроению и эмоциям на лицах детей. Если песня весёлая, то глаза детей должны блестеть радостью, а если грустные, брови опущены и сдвинуты, на лице видна грусть. Упражнение “Через стекло” имеет цель спеть так, чтобы через стекло, по губам были понятны не только слова, но и характер песни. Развитию эмоциональности, песенного творчества, умения чисто интонировать мелодию, чувствовать тонику, помогает упражнение “Паук и мухи”: На паркете в восемь пар мухи танцевали, увидали паука, в обморок упали!
Занятия пением должны приносить не только радость и положительные эмоции, но и производить психопрофилактический
характер, создавать возможность для самовыражения.
Заключение. В работе описаны основные этапы работы и упражнения для развития музыкальных способностей вокального пения у младших школьников. В  предлагаемой   работе  была  рассмотрена  проблема становления навыков  хорового  пения   у  детей  младшего школьного возраста. Работая над песней, педагог всегда должен помнить, что разучивание её с детьми – не самоцель, а средство решения главной задачи, состоящей в воспитании вокально-слуховых навыков, в полноценном, гармоничном развитии всех, в том числе музыкальных способностей. В заключении следует отметить, что только те упражнения будут полезны детям, целесообразность которых понятна педагогу. Вокальных упражнений множество, но для работы мы должны отбирать только те, которые наиболее отвечают потребностям данных учеников. Если понравившееся упражнение не получается у самого преподавателя или если ему не понятно, какие навыки оно формирует, лучше вовсе отказаться от него, как бы оно не нравилось.
Литература
1.Апраксина О.А. \Методика музыкального воспитания в школе\ Учебное пособие для студентов пединститутов по специальности
«Музыка и пение». /М.: Просвещение, 1983. – 224 с.
2.ГладкаяС.  \«О  формировании  певческих  навыков  на  уроках  музыки  в  начальных классах» в кн.\ «Музыкальное воспитание  в  школе».\  Выпуск  14. Москва-1989г.  
3.Дыхательные упражнения для вокалистов [электронный ресурс] режим доступа - http://www.musicantam.com/muz-offtop/neobychnye-dyhatelnye-uprazhnenija-dlja-vokalistov
4.
Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В. В. Емельянов. - 5-е изд., стер. - СПб. : Лань, 2007.
5.Малинина Е. М. Вокальное воспитание детей / - Л. : Музыка, 1967.
6.
Нина Елькина \ Система работы по развитию вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста [электронный ресурс] режим доступа - http://www.maam.ru/detskijsad/sistema-raboty-po-razvitiyu-vokalno-pevcheskih-navykov-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
7.Радынова О. Функции музыкального руководителя и воспитателя. - Дошкольное воспитание, 1994 год, № 11, стр. 52.
8.Семячкина Г. А. Развитие музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности - автореф.
Дис.... канд. Пед. Наук. // –Якутск., 2009. -23 с.
9.Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению / М: Прометей МПГУ им. В. И. Ленина, 1992.



9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!