Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения
Важнейшую роль в познании окружающего мира играет зрение. Но, к сожалению, здоровые глаза и хорошее зрение встречаются далеко не всегда. По наблюдению врачей, с каждым годом на нашей планете увеличивается количество детей, страдающих такими глазными заболеваниями, как близорукость, дальнозоркость, астигматизм, амблиопия (слабовидение) и косоглазие.
Переход из дошкольного звена в школьное, влияние школьных нагрузок на организм дошкольника отрицательно отражаются на здоровье и зрении детей. Острота зрения многих детей в начальной школе падает. Процент младших школьников, имеющих, по данным офтальмологических осмотров, неглубокие нарушения зрения, колеблется от 10 % до 37 % от общего числа учащихся. Причем, имеет место тенденция к процентному увеличению числа детей, имеющих нарушения зрения от класса к классу. Так, например, если в первом классе число детей с нарушением зрения составляет в среднем 10 т%, то в четвертом классе это число увеличивается более чем в два раза. К концу школьного обучения дела обстоят еще хуже. Анализ статистических данных свидетельствует о том, сто приблизительно у 80 % детей за период школьного обучения снижаются показатели остроты зрения.
Ребенок с нарушением зрения в период обучения, находясь в роли субъекта образовательного процесса, испытывает значительные трудности. Любые нарушения зрения, обусловливающиеся снижением базовых зрительных функций, неизбежно оказывают отрицательное влияние на зрительный акт, снижают количество и качество воспринимаемой информации, а это неизбежно влечет за собой возникновение зрительной депривации. Для предупреждения негативных последствий снижения зрения и оптимизации деятельности зрительного анализатора с учащимися классов следует проводить специальные занятия.
При проведении занятий необходимо строго соблюдать ряд условий: во – первых, освещенность рабочего места должна быть подобрана для каждого ребенка индивидуально в соответствии с особенностями реактивности его зрительной системы. Во – вторых, поза ребенка во время занятий не должна оказывать негативное влияние на его осанку. Для нарушенного зрения характерна низкая функциональная устойчивость различения объектов, поэтому педагог не должен допускать зрительного утомления. Длительность зрительной работы не должна превышать 15 мин. В перерывах для отдыха можно осуществлять визуальную фиксацию удаленных объектов, адаптацию к белому фону средней яркости, способствующие уменьшению напряжения аккомодации.
Занятия по оптимизации деятельности зрительного анализатора должны включать блоки упражнений на улучшение кровообращения в органе зрения, укрепление мышц глаза, улучшение процесса аккомодации, снятие зрительного утомления.
Количество используемых упражнений в каждом блоке зависит от содержания материала, возраста учащихся, продолжительности зрительной работы, интенсивности зрительной нагрузки. Однако обязательным условием является использование упражнений из всех блоков.
Ниже представлены примеры упражнений из каждого блока.
Упражнения на улучшение циркуляции крови в органе зрения:
сомкнуть веки обоих глаз на 3 – 5 секунд. Упражнение выполнять 6 – 8 раз;
быстро моргать глазами в течение 10 – 15 сек., затем повторить то же самое с интервалом в 7 – 10 сек;
сомкнуть веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки помассировать их круговыми движениями в течение 1 мин;
сомкнуть веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливать на глазные яблоки через верхние веки в течение 1 – 3 сек;
прижать указательными пальцами брови и закрыть глаза. «Нахмурить» лоб. Пальцы при этом должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба. Повторить упражнение 38 раз.
Упражнения на укрепление глазодвигательных мышц:
медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положение головы. Повторить упражнение 8 – 10 раз;
медленно перевести взгляд вправо, влево и обратно. Движение выполнять 8 – 10 раз;
медленно перевести взгляд вправо вверх, затем влево вниз и обратно. Повторить упражнение 8 – 10 раз;
делать круговые движения глазами в одном, затем в другом направлениях. Повторить движение 4 – 6 раз.
Упражнения на снятие зрительного утомления:
выполнить 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа налево, затем слева направо;
выполнить 15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх- вниз и вниз-вверх;
выполнить 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую стороны;
Упражнения на улучшение процесса аккомодации:
смотреть вперед в течение 2 – 3 сек., затем перевести взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом на уровне носа на расстоянии 25 – 30 см, через 3 – 5 сек. руку опустить. Упражнение выполнять 10 – 12 раз;
смотреть на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом 3 – 5 сек., затем, сгибая руку, приближать палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить упражнение 6 – 8 раз;
в течение 3 – 5 сек. смотреть двумя глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикрыть левой ладонью левый глаз на 3 – 5 сек., а правую руку в это время сгибать и разгибать. То же самое выполнять, закрывая правой рукой правый глаз. Упражнение повторить 6 – 8 раз;
прикрепить к оконному стеклу на уровне глаз круглую цветную метку диаметром 3 – 5 мм, затем вдали от линии взора, проходящего через метку, наметить за окном какой-нибудь объект. Смотреть на эту метку 2 – 3 сек. (расстояние до метки должно быть 30 – 35 см), затем перевести взор на намеченный объект на 1 – 2 сек. Поочередно переводить взгляд то на метку, то на объект.
Упражнения, способствующие оптимизации деятельности зрительного анализатора, можно использовать не только на специальных занятиях, но и в качестве физкультминуток на уроках. Предлагаем вниманию читателей несколько таких упражнений. Представленные ниже упражнения объединены единым игровым сюжетом о приключениях отважного моряка.
Упражнение 1. Представь, что ты – отважный моряк, который побывал на всех морях, избороздил все океаны и решил написать книгу о своих приключениях. А книги без морской карты не бывает. Морскую карту надо начинать рисовать с компаса, который указывает на Север, Юг, Запад и
Восток. Давай нарисуем компас глазами. Сначала Запад. Отведи глаза влево. Затем – Восток. Отведи глаза вправо. Теперь обозначим Север. Глаза наверх. Остался Юг. Опусти глаза вниз. Чтобы линии были четкими, прочерти их глазами 10 раз подряд без остановки. Молодец! Наш компас нарисован.
Упражнение 2. Ты по-прежнему отважный моряк. На море сильная качка, которая предвещает шторм. На твоем столе лежит огромный алмаз, добытый тобою в бою с туземцами острова Борнео. Ты любуешься им и мечтаешь о том дне, когда он принесет тебе славу и богатство. Но качка хочет испортить тебе настроение. Корабль слегка качнулся влево. Драгоценный камень покатился влево и упал со стола. Не бойся, он не разобьется. Алмазы – самые крепкие камни на Земле. Давай проследим за движениями алмаза взглядом. Итак, взгляд влево. Потом вниз, потому что алмаз уже на полу. Подбери его и верни на место. Взгляд на середине стола. Корабль качнулся вправо. Алмаз катится в ту же сторону. Взгляд за ним. Камень падает со стола. Глаза вниз. Подбери его и положи на место, на середину стола. Да, у тебя в каюте в клетке живет бурундучок. Ты нашел его, путешествуя в лесах Нового Света. Дело было так. Ты прилег отдохнуть на лужайке и вдруг увидел бурундучка, собирающего орешки. Он выскочил из норки посреди лужайки, подскочил к дереву, взобрался на него, сорвал орешек и, что самое удивительное, прыгнул сразу прямо в норку. Проследи за ним взглядом: влево, вверх, на середину. А теперь твой четвероногий знакомый решил заняться деревом, которое находится справа. Подбежал к нему – переведи взгляд вправо, взобрался – глаза смотрят вверх, сорвал орешек и спрыгнул прямо в норку – глаза смотрят вниз. Тебе так понравился этот зверек, что ты взял его с собой. А теперь поработай глазками. Сначала проследи за падающим алмазом. А потом – за суетящимся бурундучком. И так 10 раз.
Упражнение 3. Ты по – прежнему отважный моряк и стоишь у штурвала корабля. Корабль несется прямо на рифы. Здесь тебе нужно проявить чудеса выдержки и ловкости. Руль влево! Быстро крути штурвал на десять оборотов влево. Теперь помедленнее. Потому что руль швыряет не туда, куда тебе надо, и надо повернуть руль в правую сторону. Быстро – десять оборотов вправо! Замедли дыхание. Работай штурвалом, пока корабль не будет в безопасности. Не забудь проследить за всем этим глазками. Молодец!
Упражнение 4. Если тебе не надоело быть моряком, то мы продолжаем наше путешествие по бушующему океану. Когда ведешь корабль навстречу бурям, надо держать в поле зрения все: и морской горизонт, и корабельный компас. Теперь снова на компас. На горизонт. На компас. На горизонт. И так – несколько раз. Все в порядке. Твой корабль плывет навстречу солнцу, которое спряталось где – то вдали.