СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие человека после рождения

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физиологическая зрелость — этап полового созревания организма. Срок достижения физиологической зрелости индивидуален. Он зависит от климатических, наследственных и других факторов. Психологическая зрелость — этап развития, в течение которого юноши и девушки приобретают нравственную устойчивость, достаточный самоконтроль поведения в семье и обществе.

Социальная зрелость — формирование сознательного полноценного члена общества. По времени она не совпадает с физическим созреванием. Социальная зрелость человека определяется целым рядом условий: завершением образования, началом трудовой деятельности, экономической самостоятельностью, политическим и гражданским совершенствованием, службой в армии и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Развитие человека после рождения»

Урок. Развитие человека после рождения

Грудной возраст (1-й год жизни). Первый месяц жизни считается периодом новорожденности. Поза новорожденного напоминает положение плода в матке. Большую часть суток он спит, просыпаясь лишь ко времени кормления. Уход за новорожденным требует соблюдения особой чистоты, поддержания температуры не ниже 20 °С и строгого соблюдения времени кормления. Несоблюдение режима кормления нарушает сон, делает ребенка беспокойным, расстраивает его пищеварение. Гармоничное развитие ребенка обеспечивается при получении им молока матери непосредственно из груди. Новорожденные дети лучше всего усваивают белки, жиры и углеводы женского молока.

С двухмесячного возраста в рацион добавляют овощные и фруктовые соки. Прикармливают легко переваривающейся пищей. На протяжении 1-го года жизни в организме ребенка происходит много изменений в двигательной системе. В конце 1-го месяца жизни он пытается распрямлять ножки; на 6-й неделе поднимает и удерживает головку; на 6-м месяце сидит; в конце 1-го года пытается делать первые шаги.

Н

е менее интенсивно в этот период развивается и психика ребенка. На 2-м месяце ребенок улыбается при показе ярких картинок, при появлении матери; к 4-му месяцу берет в рот игрушки, исследуя их, начинает различать взрослых людей. Во второй половине грудного возраста у ребенка появляется способность реагировать более сложным поведением на присутствие матери, он начинает понимать многие фразы родителей.

Дети грудного возраста особенно восприимчивы к воздействиям внешней среды. Следует помнить, что правильное и систематическое физическое воспитание ребенка оставляет след в его организме на всю жизнь. Активные движения способствуют росту и развитию мышц, укреплению костной системы, лучшему обеспечению организма питательными веществами и кислородом, а главное, они нормализуют деятельность нервной системы. В основе физического воспитания грудных детей должны лежать три правила: постепенность, повторяемость, систематичность.

Эффективным средством закаливания является свежий воздух. Его влияние заключается в обеспечении организма кислородом и повышении устойчивости к простудным заболеваниям. Наиболее действенное средство закаливания — водные процедуры. Они усиливают обмен веществ, регулируют функции нервной системы, стимулируют и усиливают защитные функции крови.

Хорошее физическое и психическое развитие ребенка определяется рациональным режимом. Четкий режим жизни ребенка вырабатывает у него условные рефлексы, связанные с приемом пищи, ее перевариванием, своевременным засыпанием и т.д. Образование этих рефлексов дает возможность родителям выработать у ребенка необходимые жизненные навыки. Закрепление этих навыков делает их прочными. Они остаются на всю жизнь и обеспечивают высокую устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов.

Раннее детство. В возрасте от 1 до 3 лет ребенок усиленно растет, питается той же пищей, что и взрослые, у него проявляется стремление к самостоятельному познанию мира, тяга к самоутверждению. В этом возрасте ребенок начинает ходить и овладевает различными способами манипулирования с предметами. Появляется много новых двигательных навыков. В процессе игры ребенок подражает действиям взрослых. В этот период важно не подавить стремления ребенка к самостоятельности, чтобы у него не сформировались такие черты характера, как упрямство и капризность.

Дошкольный период. Дети дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) проявляют большой интерес к окружающему миру. Любознательность ребенка так велика, что этот период называется стадией вопросов. Отвечая на вопросы, необходимо придерживаться тактики правдивых, но доступных для понимания ребенка ответов. Неправильные объяснения, попытки отмахнуться от вопросов ребенка могут привести к потере интереса и доверия его к окружающим.

В этот период у детей продолжает расти головной мозг и формируется внутренняя речь. Внешним проявлением этого служат разговоры ребенка с самим собой. Умственное и физическое развитие ребенка, познавание окружающего мира во многом определяются игрой. Для ребенка игра имеет такое же важное значение, как для взрослого работа, спорт. В игре ребенок познает первые радости победы, в ней же он получает первые нравственные уроки: сострадания, мудрости, честности, справедливости. Подвижные игры, особенно на чистом воздухе, совершенствуют мышечный аппарат. Игры способствуют развитию воображения и фантазии, побуждают ребенка к творчеству. Дошкольники обладают богатыми эмоциями и фантазиями.

Школьный период. В возрасте от 7 до 17 лет происходит перестраивание деятельности всех органов и систем. Поступление в школу является наиболее трудным этапом в жизни ребенка. Если до школы основным видом деятельности ребенка была игра, то теперь он обязан регулировать свою жизнь по требованиям строгой школьной дисциплины. Учение — это серьезный, напряженный и достаточно упорный труд. В учебе младшие школьники постепенно овладевают письмом, узнают много нового об окружающем мире, усваивают опыт, накопленный многими поколениями людей. Обучение в школе шестилетних детей ускоряет развитие у них новых навыков и способностей по сравнению с теми одногодками, которые посещают детские сады. В школе ребенок впервые ощущает на себе влияние коллективного воздействия — в учебе, общественной работе, трудовом воспитании, спорте. Все это способствует гармоничному умственному, физическому, волевому развитию школьников.

С 11 лет начинается новый возрастной период. Бывших детей мы уже называем подростками. У них происходит глубокая перестройка деятельности всех органов и физиологических систем. Эта перестройка связана с интенсивным образованием половых гормонов и с половым созреванием. У мальчиков в возрасте 13—15 лет происходит развитие мускулатуры спины и груди, увеличивается масса тела, уменьшается толщина подкожного жирового слоя. Формируется брюшной тип дыхания: у мальчиков вдох происходит в основном за счет сокращения мышц диафрагмы живота. Ломается голос, пробиваются усы и борода, волосы на лобке и в подмышечной впадине. У мальчиков в ночное время начинает происходить извержение семени из мочеиспускательного канала — поллюция. Промежутки между поллюциями обычно составляют 7—14 дней.

У девочек в возрасте 11—14 лет, наряду с развитием мышечной системы, равномерно увеличивается подкожный жировой слой, формируется грудной тип дыхания, т. е. вдох происходит в основном за счет сокращения межреберных мышц. У девочек развиваются грудные железы, начинается менструальная функция. Внешне она проявляется в периодических, возникающих через равные промежутки времени кровотечениях из матки (менструации). По существу же это — отражение сложного физиологического процесса, который состоит в регулярно повторяющихся глубоких изменениях в женском организме. Они вызваны тем, что в женском организме периодически созревает яйцеклетка. Если она не оплодотворяется, возникает менструация.

В это время у подростков увеличивается возбудимость, возникает повышенная раздражительность, наблюдаются расстройства сна. Разумные советы родителей и учителей, тактичное отношение подростков друг к другу, внимательное и заботливое отношение к девочкам помогают тому, чтобы переходный период проходил без серьезных расстройств и осложнений. Усиленное выделение гормонов у подростков, в особенности из коры надпочечников, поддерживает в организме подростка состояние высокой активности. Могут возникнуть резкие колебания артериального давления, неприятные ощущения в различных частях тела, снижение аппетита, частые смены настроения. Такое напряжение снимается во время занятий различными видами спорта, участием в кружках самодеятельности, моделирования, выполнением интересных общественных дел, приобщением к домашнему труду.

В подростковом возрасте заканчивается развитие речи, происходит становление характера, а также нравственное формирование личности. Этому способствует правильный, здоровый режим, спокойная обстановка, доброжелательность со стороны окружающих людей, интересные для подростка занятия, воспитание в себе высоких моральных качеств.

В последние десятилетия во всех экономически развитых странах ускорились темпы физического и полового развития детей, получившего название акселерация. Приведем некоторые показатели роста и массы тела, характеризующие процесс акселерации за последние 50 лет. В 20-х годах нашего века рост 14-летних мальчиков достигал в среднем 145,4 см, в 70-е годы рост достиг 162,6 см, масса тела в среднем возросла на 13,5 кг. Также заметно увеличились средние показатели роста и массы тела девочек. Причины акселерации сложны, многообразны и до конца не изучены. Установлено, что более раннее физическое развитие современных детей автоматически не влечет за собой ускорения их нравственного и социального созревания.

Разграничивают физиологическую, психологическую и социальную зрелость. Физиологическая зрелость — этап полового созревания организма. Срок достижения физиологической зрелости индивидуален. Он зависит от климатических, наследственных и других факторов. Ошибочно думать, что с момента наступления физиологической зрелости юноши и девушки становятся взрослыми. Раннее начало половой жизни приводит к задержке роста, физического и психического развития. Наиболее частым проявлением ранних половых связей оказывается ослабление половых функций. Беременность, возникшая от случайных половых связей, может завершиться рождением физически и умственно неполноценных детей.

Непоправимый вред организму девушки наносят употреблением спиртных напитков и курением. Женский алкоголизм заключает в себе серьезную опасность для наших потомков. Это проявляется не только в неспособности пьющих женщин вскармливать детей грудью, в появлении на свет детей с заболеваниями внутренних органов, уродствами, психическими расстройствами. Женщине, готовящейся стать матерью, лучше отказаться от употребления алкоголя и курения. Она обязана постоянно помнить, что алкоголь и никотин, которые попадают в ее организм, легко проникают в кровеносную систему зародыша, приводя к формированию неполноценного плода. Вред может принести и увлечение кофе и крепким чаем.

Психологическая зрелость — этап развития, в течение которого юноши и девушки приобретают нравственную устойчивость, достаточный самоконтроль поведения в семье и обществе.

Социальная зрелость — формирование сознательного полноценного члена общества. По времени она не совпадает с физическим созреванием. Социальная зрелость человека определяется целым рядом условий: завершением образования, началом трудовой деятельности, экономической самостоятельностью, политическим и гражданским совершенствованием, службой в армии и т.д.


Основные термины и понятия:

Грудной период. Раннее детство. Дошкольный период. Школьный период. Акселерация. Физиологическая зрелость. Психологическая зрелость. Социальная зрелость.

Карточка у доски:

  1. Какое время продолжается грудной возраст?

  2. Сколько времени продолжается период новорожденности?

  3. Какое время у ребенка продолжается период раннего детства?

  4. Какой период времени у ребенка продолжается дошкольный период?

  5. Когда начинается подростковый период?

  6. Какой тип дыхания формируется у мальчиков? У девочек?

  7. Что такое акселерация?

Письменные карточки:

  1. Грудной возраст в жизни человека.

  2. Характеристика дошкольного периода.

  3. Школьный период в жизни человека.

  4. Дайте определения или раскройте понятия: Грудной период. Раннее детство Акселерация. Физиологическая зрелость. Психологическая зрелость. Социальная зрелость.

Компьютерное тестирование:

Тест 1. Какое время продолжается грудной возраст:

  1. 10 дней.

  2. 1 месяц.

  3. 1 год.

  4. 3 года.

Тест 2. Сколько времени продолжается период новорожденности:

  1. 10 дней.

  2. 1 месяц.

  3. 1 год.

  4. 3 года.

Тест 3. Какое время у ребенка продолжается период раннего детства:

  1. До 1 года.

  2. От одного года до 3 лет.

  3. От 3 лет до 7 лет.

  4. От одного года до 7 лет.

Тест 4. Какой период времени у ребенка продолжается дошкольный период:

  1. До 1 года.

  2. От одного года до 3 лет.

  3. От 3 лет до 7 лет.

  4. От одного года до 7 лет.

Тест 5. Когда начинается подростковый период:

  1. С 8 лет.

  2. С 11 лет.

  3. С 15 лет.

  4. С 18 лет.

Тест 6. Какой тип дыхания формируется у мальчиков?

  1. Грудной тип.

  2. Брюшной тип.

Тест 7. Что такое акселерация?

  1. Быстрый рост подростков.

  2. Ускоренное половое созревание подростков.

  3. Ускоренное физическое и половое развитие подростков.

  4. Ускоренное нравственное и социальное развитие подростков.

Тест 8. Что такое физиологическая зрелость организма?

  1. Возраст, когда заканчивается рост организма.

  2. Возраст, когда подростки становятся взрослыми.

  3. Возраст, когда подростки приобретают нравственную устойчивость, достаточный самоконтроль поведения в семье и обществе.

  4. Возраст, когда наступает половая зрелость организма.

Тест 9. Что такое психологическая зрелость организма?

  1. Возраст, когда заканчивается школьный период в жизни подростка.

  2. Возраст, когда подростки становятся взрослыми.

  3. Возраст, когда подростки приобретают нравственную устойчивость, достаточный самоконтроль поведения в семье и обществе.

  4. Возраст, который характеризуется завершением образования, началом трудовой деятельности, экономической самостоятельностью, политическим и гражданским совершенствованием, службой в армии и т.д.

Тест 10. Что такое психологическая зрелость организма?

  1. Возраст, когда заканчивается школьный период в жизни подростка.

  2. Возраст, когда подростки становятся взрослыми.

  3. Возраст, когда подростки приобретают нравственную устойчивость, достаточный самоконтроль поведения в семье и обществе.

  4. Возраст, который характеризуется завершением образования, началом трудовой деятельности, экономической самостоятельностью, политическим и гражданским совершенствованием, службой в армии и т.д.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!