Развитие детского самоуправления в классе. Новые подходы.
(из опыта работы).
Воспитывает всё: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего – люди.
Из них на первом месте – родители
и педагоги.
А.С. Макаренко
На протяжении долгого времени ученик выступал только в роли потребителя информации. В результате, по словам А.Н. Леонтьева, наступило «обнищание души при обогащении информацией». В наше время происходят радикальные преобразования всей системы образования и воспитания. Впервые за многие десятилетия в Национальной доктрине образования в Российской федерации – определены цели воспитания и обучения, как единого процесса.
Социальный заказ государства на воспитание человека современно образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать граждан России.
Если ребенок инициативен и самостоятелен в школьной жизни, то такой ребенок и во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом общества.
Одна из основных проблем на сегодняшний момент, в том, что ни взрослых, ни ребят не учат, как наладить в школе не формальное, а настоящее ученическое самоуправление.
Создание системы воспитательной деятельности ведущей к формированию личности человека, способного к взаимодействию и сотрудничеству, ответственного за судьбу страны, стало основным элементом в модернизации российского образования и воспитания деятельности в общеобразовательных учреждениях. Важная роль в этом принадлежит педагогам. Они выстаивают взаимодействие с учениками, ориентируясь на задачи формирования духовно – нравственных качеств личности.
Одной из современных методик является личностно ориентированный подход. Для построения личностно ориентированного взаимодействия важно доверять своим ученикам, поддерживать и стимулировать их внутренние стремления к саморазвитию.
Наиболее важным периодом в плане формирования школьного коллектива является начальная школа.
Именно в начальной школе ученик впервые знакомится со своими будущими товарищами по учебе, первой учительницей, оценкой со стороны педагога, учащихся, именно в начальной школе определяется его новый социальный статус как на основе собственных достижений в учебе, так и на основе личностных качеств. Будучи достаточно внушаемым и зависимым еще от взрослого, школьник в большей степени поддается воспитательным влияниям, формированию таких качеств как уважительность, доброта, стремление прийти на помощь, коллективизм.
Формирование коллектива — это сложный и довольно длительный процесс, который условно подразделяется на три стадии. В основу деления процесса развития коллектива по стадиям берется отношение воспитанников к педагогическим требованиям.
На первой стадии педагог имеет дело с классом, который пока не может быть назван коллективом. Ростки коллективизма могут сложиться лишь в результате большой, напряженной работы воспитателя. На этой стадии дисциплина и порядок в классе или школе соблюдаются на основе требований воспитателей.
Вторая стадия начинается тогда, когда созданы органы коллектива и они включаются в работу, активно поддерживая требования педагога.
На третьей стадии требования к личности предъявляет весь коллектив. Высшим этапом считается умение каждого воспитанника предъявлять требования к себе.
Этапы развития самоуправления в начальной школе:
I Этап:
Организационную функцию классный руководитель берет на себя:
- предъявляет требования;
- задает правила и нормы взаимоотношений;
- призывает к интересу детей в совместной деятельности.
II Этап:
Выбранный актив берет на себя часть организаторских функций.
Классный руководитель помогает освоить управленческие навыки распределить
обязанности в совместной деятельности, наладить отношения.
III Этап:
Гармоничное сочетание подчинения и руководства всех членов коллектива.
И взрослые, и дети – сотрудники в общем деле. Появляется реальная
защищенность личности в коллективе, создаются условия для самореализации
личности.
Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить школьника быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегодня учащиеся учатся, а завтра они станут взрослыми и начнут самостоятельно жить. Ученики приходят в школу не только за знаниями, а для того, чтобы готовиться к жизни. И важную роль в этом играет ученическое самоуправление.
Нельзя однозначно относится к организации ученического самоуправления в начальной школе. С одной стороны, ученики очень активны, хотят во всем принимать участие, но с другой стороны, они слишком малы, чтобы участвовать в самоуправлении начальной школы. Можно организовать самоуправление детей в классе: выбрать лидера, разделить класс на группы, устроить соревнование, обучить актив класса работе. Но это не будет самоуправлением. Обязанность педагогов начальных классов - заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.
По мнению Д.В. Рогаткина начальные классы – это такая возрастная ступень, в которой игровые модели самоуправления просто незаменимы. «Младшим ребятам не подходят серьезные формы – совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра. Самоуправление в начальных классах может существовать в форме сказочного королевства, или внеземной цивилизации, или путешествия в далёкую страну. Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными. Если, благодаря игровым моделям, дети освоят азы самоуправления уже в младших классах, то налаживать в школе настоящее самоуправление будет гораздо проще».
Игра – это не простое развлечение. Игра выполняет в человеческой жизни огромную роль. Она может обучать, развивать и даже воспитывать. Не случайно игровые методики занимают в педагогике одно из самых достойных мест. А игра – совершенно наоборот: веселое, интересное занятие, от которого почти никогда не отказываются. Активность – это одно из главных правил любой игры.
Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ученики не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления и раскрыть свой потенциал, реализовать лидерские функции. В классе должна быть создана обстановка при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению задач, поставленных перед классом. А как мы управляем своими делами?
Ученическое самоуправление предполагает:
- Развитие самостоятельности.
- Коллективное творческое планирование.
- Реализация решения.
- Коллективное подведение итогов.
Условия, обеспечивающие развитие у учащихся интереса к самоуправлению:
-уважение, доверие со стороны педагогов, стремление к сотрудничеству как с органами самоуправления, так и с каждым учащимся;
-реальность прав и серьезность обязанностей органов самоуправления; творческий подход к самоуправлению;
-полнота доверия, тесное сотрудничество;
-высоко значимая цель, которая реализуется в процессе самоуправления;
-гласность и согласованность в решении поставленных вопросов;
-сменяемость актива;
-регулярный анализ и коллективная оценка работы.