СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие и совершенствование разговорной и письменной речи обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной комплекс артикуляционной гимнастики.

  1. «Лягушка». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение  на счёт до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.
  2. «Хоботок». Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать их в таком положении на счёт до пяти.
  3. «Лягушка – хоботок». На счёт «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».
  4. «Окошко». На счёт «раз» широко открывать рот (окошко открыто), на счёт «два» закрыть рот (окошко закрыто).
  5. «Лопаточка». Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти.
  6. «Иголочка». Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.
  7. «Лопаточка - иголочка». На счёт «раз-два» чередовать упражнение «Лопаточка» и «Иголочка».
  8. «Часики». Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной.
  9. «Качели». Улыбнуться, открыть рот. На счёт 1-2 поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
  10. «Лошадка». Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким.

 

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков «с, сь, з, зь, ц».

  1. «Лягушка». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение  на счёт до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.
  2. «Хоботок». Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать их в таком положении на счёт до пяти.
  3. «Лягушка – хоботок». На счёт «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».
  4. «Лопаточка». Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти.
  5. «Накажем непослушный язычок». Положить широкий язык между губами и «пошлёпать» его «пя-пя-пя».
  6. «Киска сердится». Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счёт «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счёт «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.
  7. «Трубочка». Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.
  8. «Чистим нижние зубы». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо – влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.
  9.  «Качели». Улыбнуться, открыть рот. На счёт 1-2 поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
  10. «Посчитай нижние зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков «ш, ж, щ, ч».

  1. «Лягушка». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение  на счёт до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.
  2. «Хоботок». Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать их в таком положении на счёт до пяти.
  3. «Лягушка – хоботок». На счёт «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».
  4. «Лопаточка». Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти.
  5. «Накажем непослушный язычок». Положить широкий язык между губами и «пошлёпать» его «пя-пя-пя».
  6. «Чашечка». Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счёт до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
  7. «Бублик». Выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы были сжаты. Удержать губы в таком положении на счёт до пяти.
  8. «Лошадка». Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким.
  9. «Вкусное варенье». Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху – вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы.
  10. «Грибок». Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу.
  11. «Гармошка».  Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

Артикуляционная гимнастика для звука [л].

  1. «Лягушка». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение  на счёт до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.
  2. «Хоботок». Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать их в таком положении на счёт до пяти.
  3. «Лягушка – хоботок». На счёт «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».
  4. «Лопаточка». Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти.
  5. «Накажем непослушный язычок». Положить широкий язык между губами и «пошлёпать» его «пя-пя-пя».
  6. «Вкусное варенье». Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху-вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы.
  7. «Качели». Улыбнуться, открыть рот. На счёт 1-2 поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
  8. «Чистим верхние зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.
  9. «Посчитай верхние зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны.

 

 

Артикуляционная гимнастика для звука [р].

  1. «Качели». Улыбнуться, открыть рот. На счёт 1-2 поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
  2. «Чистим верхние зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.
  3. «Посчитай верхние зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны.
  4. «Лошадка». Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким.
  5. «Грибок». Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу.
  6. «Гармошка».  Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
  7. «Барабан». Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчётливо произносить звук «д-д-д». Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться.
  8. «Моторчик». Во время длительного произнесения звука «д-д-д» быстрыми движениями чистым прямым указательным пальцем самого ребёнка производить частые колебательные движения из стороны в сторону.