Развитие ключевых компетенций обучающихся в современной цифровой образовательной среде

Категория: Информатика

мир постепенно становится "цифровым". Изменения, вызванные стремительным развитием ИКТ, происходят практически во всех сферах деятельности, и образование не является исключением.

Просмотр содержимого документа
«Развитие ключевых компетенций обучающихся в современной цифровой образовательной среде»

РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Букатина О.В., преподаватель

ТОГАПОУ «Промышленно-технологический

колледж», г. Мичуринск

В современном мире наблюдается бурное распространение и повсеместное использование информационно - коммуникационных технологий (далее - ИКТ). Наряду с увеличением числа людей, использующих компьютеры, резко увеличился объем информации, получаемой через компьютерные сети и Интернет. Изменения, вызванные стремительным развитием ИКТ, происходят практически во всех сферах деятельности, и образование не является исключением.

Мир постепенно становится «цифровым». Переход к информационному обществу, повлекший за собой изменение образовательной парадигмы, утверждающей открытость и непрерывность образования, индивидуализированный подход, самообразование и самообучение, информатизацию сферы образования нашло отражение в разработке федеральных и региональных целевых программ и проектов. Особую актуальность приобретают задачи, направленные на подготовку обучающихся к жизни в условиях информационного общества, на формирование способности к успешной социализации в этом обществе.

Система образования в нашей стране характеризуется новым пониманием целей и ценностей образования, осознанием необходимости перехода к непрерывному образованию, новыми концептуальными подходами к разработке и использованию технологий и т. д. Реализация многих из стоящих перед системой образования на данном этапе задач невозможна без использования методов и средств информатизации, современной цифровой образовательной среды.

Главная цель информатизации образовательной деятельности — подготовка обучающихся к жизни в условиях информационного общества и компьютеризированной среды обитания, переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий в образовательной среде. Для современных студентов использование возможностей инфокоммуникационных технологий – норма жизни. Вот почему на сегодняшний день электронное обучение – это объективная закономерность. Его актуальность обусловлена парадигмой информационного общества, нуждающегося в формирования личности XXI века, свободной в океане информации.

В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы современная цифровая образовательная среда названа одним из основных направлений кардинальной модернизации образования в целях повышения потенциала человеческих ресурсов, подготовки выпускников, принципом которых должно стать «обучение через всю жизнь» на основе мобильного инфокоммуникационного взаимодействия в открытом информационно-образовательном пространстве. Для решения этих задач в настоящее время активно разрабатываются модели создания современной образовательной среды. Каждое образовательное учреждение должно иметь собственную модель информатизации, информационно-образовательную среду в образовательно-информационном пространстве региона, иметь коллектив, обладающий информационной культурой и владеющий информационными технологиями обучения. Основой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологичная информационно-образовательная среда. Ее создание и развитие призвано коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к образовательной информационной технологии и осуществить прорыв к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям постиндустриального общества. Для создания, развития и эксплуатации информационно-образовательной среды необходимо полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал колледжа. Учитывая новизну и сложность этой проблемы, ее решение требует экспериментального поиска на основе имеющегося в системе образования опыта работы с информационными технологиями.

Всё вышесказанное легло в основу разработки образовательного проекта «Развитие ключевых компетенций обучающихся в современной цифровой образовательной среде».

Основная идея - создание условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий в работе преподавателя.

Актуальность работы заключается в формировании ИКТ-компетентностей обучающихся, ключевых компетенций.

Изучение документов, касающихся формирования современных общих и предметных компетенций, ИКТ-компетентностей обучающихся, а также навыков использования ИКТ в колледже, анализ существующего передового и массового опыта по созданию новой информационной среды саморазвития обучающегося позволили выявить следующие противоречия:

  • между потребностями меняющегося общества и традициями сложившейся системы образования;

  • между необходимостью использования преподавателем ИКТ и не разработанностью методики обучения с использованием информационных технологий, основанной на активизации учебной деятельности обучающихся;

  • между увеличением из года в год потоком информации и неумением детей её анализировать, выделять полезное для себя, вычленять из этого потока ключевые элементы, уметь сравнивать абсолютно разные по форме и структуре источники, одинаково грамотно воспринимать все виды информации

Это несоответствие порождает проблему включения колледжа в интенсивно развивающийся процесс информатизации общества с сохранением при этом индивидуально дифференцированного подхода к обучению.

Решению поставленной проблемы будет способствовать создание новой информационной среды саморазвития обучающегося, специально сформированной в соответствии с социальной парадигмой информационного общества на основе использования проектной деятельности современной цифровой образовательной среде.

На мой взгляд внедрение проектной деятельности на уроках информатики позволит сформировать информационно – технологическую образовательную среду, которая реализует целостный процесс обучения от цели до результата, поможет обучающимся легче и производительнее овладеть ее содержанием, преподавателю легче организовать работу в группе, формировать ключевые компетенции.

Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности студента и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным студентом определенного комплекса действий.

Компетентностей достаточно много, но среди них выделяют ключевые (основные).

Ключевые компетенции – относятся к общему (мета-предметному) содержанию образования;

общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

предметные компетенции – частные по отношении к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

К ключевым компетентностям относятся:

Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.

Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.

Предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.

Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.

Автономизационная компетентность – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности.

Математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией.

Продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них.

Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.

Согласно программе внедрения компетентностно - ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс выделяют следующие ключевые компетентности.

1. Познавательная компетентность:

– учебные достижения;

– интеллектуальные задания;

– умение учиться и оперировать знаниями.

2. Личностная компетентность:

– развитие индивидуальных способностей и талантов;

– знание своих сильных и слабых сторон;

– способность к рефлексии;

– динамичность знаний.

3. Самообразовательная компетентность:

– способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения;

– ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности;

– гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений;

– постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.

4. Социальная компетентность:

– сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки;

– способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;

– социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;

– развитие личностных качеств, саморегулирование.

Таким образом, ключевые компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.

В планируемой модели формирования ключевых компетентностей обучающихся в процессе проектной деятельности предусмотрена подготовка тьюторов. Технология тьюторства подразумевает взаимодействие опытного наставника, который что-то умеет делать (знает, как сделать), и обучающегося. Тьютор или наставник призван не исправлять, а направлять обучающегося; не указывать на ошибки, а дать состояться ошибкам (например - в неправильном планировании, в неумении себя организовать в коллективе, в предмете и т.п.) под присмотром наставника. Обучающийся сам делает выводы о тех ошибках, которые он проанализировал с тьютором.

Деятельность, организуемая тьютором, подразумевает совместную работу преподавателя и студента; любое событие проектируется совместно с обучающимися. Обсуждая с обучающимися проблемы, на которые это действие или событие может быть направлено, тьютор формирует активную позицию студента по отношению к себе и внешнему пространству. Обсуждая цели и задачи работы, способы достижения цели, ресурсы и результаты ее, тьютор как бы дает обучающемуся (пока в наиболее безопасном режиме) потренироваться в том, что ждет студента в его пути по жизни. В результате сотрудничество преподавателя-тьютора и обучающегося характеризуется насыщенностью, целенаправленностью, высоким уровнем рефлексии самого процесса деятельности и его результатов. Коммуникативная направленность сотрудничества позволяет добиваться обучающимся высоких образовательных результатов.

Используя проектирование как метод познания, студенты приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Реальность работы над проектом, а главное – рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают студентам осознать, что знания – это не только самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать решения, адаптироваться в социуме и самореализоваться как личность.

В учебном процессе реализация проектной методики может быть обеспечена группой предметов, формирующих систему специальных знаний и умений студентов. Придерживаясь позиции И.С.Сергеева, выделяем группу, которая ориентирована непосредственно на формирование компетентностей (гражданской, информационной, коммуникативной и других). Для этих предметов вопрос о том, как их изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос о том, что изучать в рамках данных курсов. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проектов как в аудиторную, так и во внеаудиторную деятельность обучающихся[15,С.87].

В таблице 3 наглядно продемонстрировано соотношение компетенции и видов деятельности, которые помогут их сформировать.

Таблица 3

Соотношение компетенций студента и видов деятельности для их формирования[9,С.94].

Компетенции

Виды деятельности

Ценностно-смысловые компетенции.

Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами студента, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.


1. Участие в конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях.

2. Участие в проектах.

3.Проведение социологического опроса, интервьюирование.

Учебно-познавательные компетенции.

Это совокупность компетенций студента в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.


1. Проведение экспериментов.

2. Конспектирование.

3. Работа с учебником.

4. Фотографирование объектов.

5. Работа над рефератом.

6. Участие в экскурсии.

7. Изготовление приборов.

Информационные компетенции (ИКТ).

Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.


1. Поиск информации в библиотеке.

2. Поиск информации в электронных энциклопедиях.

3. Поиск информации в медиатеке.

4. Использование информации из интернета.

5. Создание презентации.

6. Создание буклета.

Коммуникативные компетенции.

Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Студент должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

1. Участие в обсуждении вопросов семинаров, конференций.

2. Выступление на конференции.

3. Выступление с сообщением.

4. Взаимоконтроль

5. Участие в дискуссии.

6. Участие в анкетировании.

7. Собеседование.



Такие формы работы обеспечивают реализацию деятельностного подхода в процессе обучения. На этой основе формируются компетенции личностного самосовершенствования. От них зависит индивидуальная образовательная траектория обучающегося и программа его жизнедеятельности в целом. Студент овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Реализация проекта позволила решить поставленные цели обучения:

1. Освоение и систематизация знаний, относящихся к фундаментальным основам информатики (теории информации, алгоритмизации и программирования, теоретических основ вычислительной техники, математического и информационного моделирования) – формирование познавательной компетентности, самообразовательной, социальной и в сфере информационно-аналитической деятельности.

2. Развитие алгоритмического мышления и формирование у обучающихся операционного стиля мышления, включающих в себя совокупность следующих знаний, умений и навыков: всесторонняя оценка ситуации, поиск информации, необходимой для решения задачи, построение информационных моделей, оптимальное планирование действий и возможных путей развития ситуации, принятие адекватных решений, оценка полученных результатов – формирование информационной компетентности.

3. Приобретение опыта создания и преобразования информационных объектов различного вида с помощью современной цифровой образовательной среды: телекоммуникационные сети, издательская деятельность, основы технологии мультимедиа – формирование технологической компетентности.

4. Воспитание культуры проектной деятельности, умения работать в коллективе, чувства ответственности за принимаемое решение, установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе – формирование компетентности в сфере социальной деятельности, коммуникативной и личностной компетентностей [8,С.69].

Достичь этих целей можно, создавая творческую атмосферу на учебных занятиях, используя современную цифровую образовательную среду, разнообразя содержание вне учебной познавательной деятельности, формируя личную заинтересованность обучающихся в проектной деятельности и в саморазвитии.

Кто такой успешный выпускник? Кого хочет видеть сегодня работодатель? Специалиста, который занял определенное значимое место в обществе и достиг высот в учебной деятельности, научился самостоятельно уметь определить ближнюю и дальнюю перспективу, может самостоятельно наметить план действий, осуществить его и оценить, проанализировав, что удалось и что - нет. Такие выпускники уже обладают проектным типом мышления, а значит мы на правильном пути.

Список использованной литературы

  1. Васильев, В. Проектно-исследователькая технология: развитие мотивации /В. Васильев//Народное образование. - 2008. - №9. - С. 177-180.

  2. Гребенюк, О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся СПО О.С. Гребенюк. - М.: Педагогика,2005.- 156 с.

  3. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология/В.В. Гузеев. М.: Народное образование, 2010. – 240 с.

  4. Даниленкова, Г. Г. Педагогическое проектирование учебного процесса Г.Г. Даниленкова//Сб. научн. ст./Калинингр. ун-т. - 2008. - С. 25-27.

  5. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках /Б.П. Есипов. – М.: Учпедгиз, 2011. – 239 с.

  6. Жак, Д. Организация и контроль работы с проектами /Д. Жак//Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. - Мн., Пропилен, 2011. - С. 121-141.

  7. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сборник статей / под общей редакцией А.С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.- С. 44–50.

  8. Колесникова, И.А, Горчакова-Сибирская, М.П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская.- М.: Академия, 2007.-288 с.

  9. Круглова, О.С. Технология проектного обучения / О.С. Круглова//Завуч. - 2009.- №6.- С. 15-22.

  10. Кулакова, Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности//Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сборник статей /под общей редакцией А.С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.

  11. Лазарев, Т.В. Проектный метод: ошибки в использовании /Т.В. Лазарев//Первое сентября. – 2011. - № 1. – С. 9-10

  12. Митрофанова, Г.Г. Трудности использования проектной деятельности в обучении /Г.Г. Митрофанова//Молодой ученый. - 2011. -№5. Т.2. - С. 148-151.

  13. Моор, М.В. Проектная методика обучения как средство активизации познавательной деятельности студентов /М.В. Моор //Среднее профессиональное образование.- 2012.- №4.- стр. 92.

  14. Пахомова, Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ, 2003. – 112 с.

  15. Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение - что это? / Н.Ю. Пахомова//Методист.- 2004.- №1. - стр. 42.

  16. Сибирская, Н.П. Проектирование педагогических технологий. Т.2. /Н.П. Сибирская//Энциклопедия профессионального образования в 3 т. - М, 2009.- С. 344-345.

  17. Судакова, С.В. Пути формирования общих компетенций при использовании интегрированных занятий /С.В. Судакова //Среднее профессиональное образование.- 2012.- №6.- стр. 122.

  18. Хуторской, А.В. Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированного образования /А.В. Хуторской//Народное образование.- 2003. - №2. – С. 58-64.

  19. http://Infourok.ru

  20. http://kubacheva2014.ucoz.ru






















Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас