МОУ «Школа имени Евгения Родионова»
Развитие коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы
Курочкина Ольга Александровна,
учитель русского языка и литературы
Перед учителями сельской школы стоит трудная задача: выполнить социальный государственный заказ, так, чтобы наши ученики, окончив школу, не чувствовали обделенности только потому, что росли в деревне и учились в сельской школе.
Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями, но отдам жизнь за то ,чтобы вы могли их свободно высказать. (Вольтер)
… Ребенок имеет право посещать школу и учиться.
Ребенок имеет право на равенство.
Ребенок имеет право свободно выражать свои мысли.
Ребенок имеет право на собственное мнение…
(Конвенция о правах ребенка)
Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями, но отдам жизнь за то ,чтобы вы могли их свободно высказать. (Вольтер)
Мое педагогическое кредо
Ученик имеет право на собственное мнение.
Моя задача – научить ребенка грамотно и смело высказывать и аргументировать его.
Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями, но отдам жизнь за то ,чтобы вы могли их свободно высказать. (Вольтер)
Тема моей работы в МО
Одной из методических тем моей работы является «Развитие коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы». Тема вовсе не противоречит моему педагогическому кредо, а является одним из путей применения его на практике.
Главная цель, которую я ставлю перед собой, заключается в следующем: сформировать у обучающихся умение выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи, условиями общения.
Достижение указанной цели осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Чем люди просвещеннее, тем они свободней (Вольтер)
Коммуникативная компетенция
Коммуникативная компетенция - Компетенция (от лат. competentia - согласованность частей, соразмерность, сочетание), описывающая качество и эффективные способы общения одного человека с другими людьми.
Формирование коммуникативной компетентности учащихся состоит
в способности и готовности осуществлять межличностное общение, вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, т.е. решать коммуникативные задачи при непосредственной поддержке учителя.
Коммуникативная компетенция
Опираясь на свой тридцатилетний опыт, с сожалением могу отметить снижение уровня индивидуального словарного запаса школьников. Подростки не умеют аргументировать свои выступления, делать обобщенные вывод или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, то есть примитивными невербальными способами общения, затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщенных устных и письменных высказываний.
Еще одной особенностью становится использование сокращений, принятый в среде подростков при общении в ICQ, В Контакте и прочих. Слова «чо» вместо «что», «юзать» вместо «использовать», «щас» вместо сейчас прочно вошли в повседневную речь детей.
Коммуникативная компетентность – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Роль владения своей речью трудно переоценить.
Именно поэтому я уделяю этому вопросу особое внимание.
Учет психологических особенностей подростков на уроках русского языка и литературы
Одним из преимуществ работы в малокомплектном классе является возможность учитывать как общие психологические особенности подростков, так и индивидуальные особенности каждого ребенка. И я активно пользуюсь этим преимуществом.
Например, одним из принципов, применительно к учащимся со слабой нервной системой, которых я придерживаюсь, является: лучше всего не заставлять отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал; следует отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученику позаниматься дома;
При работе с инертными учениками особое внимание обращаю на следующие момент: нужно избегать ситуаций, когда от инертного требуется быстрый устный ответ на неожиданный вопрос; инертным необходимо предоставить время на обдумывание и подготовку;
Таким моментов в педагогическом процессе возникает много. Главное – создать «ситуацию успеха» для каждого.
Психологические особенности подростка (10-11 – 14-15 лет)
Технологии формирования коммуникативной компетенции
Коммуникативная компетенция есть развивающийся опыт общения между людьми, который формируется и активизируется в условиях непосредственного человеческого общения.
Ведущими технологиями в процессе формирования коммуникативной компетенции у учащихся станут коммуникативные технологии
Дополнительными (сопутствующими) являются различные технологии проблемного, развивающего обучения, предполагающие большой объем наглядности.
Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому, и я научусь.
Конфуций (552/551 – 479 гг. до н.э.)
Сочетание коммуникативных
технологий с элементами других педагогических технологий:
Именно эти технологии наиболее сочетаемы друг с другом и с ИКТ, особенно востребованными в настоящее время в школьной практике.
«Приохотить» ученика к учению гораздо более достойная задача учителя, чем «приневолить» его.
К. Д. Ушинский
Мотивация на получение знаний
Кроме конкретных знаний, любой из школьных предметов несет в себе ряд воспитательных и развивающих функций.
Зачем? Вот вопрос, на который учитель должен ответить ученикам. Для чего нужны знания, которые получит ребенок именно на этом уроке? Как он применит их в дальнейшей жизни?
Для себя взяла за правило перед изучением конкретной темы или тематического блока озвучивать ученикам практическую значимость материала, где пригодятся эти знания в жизни.
Один из ярких примеров моей практики:
Урок литературы в 9 классе. До начала объяснения новой темы детям демонстрируется «нарезка» видео из известных юмористических программ, содержащих шутки, которые предполагают знание аудитории некоторых произведений литературы (по программе 9 класса). Нарезка включает и реакцию зрителей. После просмотра вместе с детьми сравниваем, как часто смеялся зритель, и как часто над шутками смеялись дети. Быть начитанным давно стало модно. Это факт.
Общаясь, люди создают друг друга
Д.С. Лихачёв
Определение коммуникативной технологии
Педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Коммуникативное обучение определяют как «функционально-смысловой подход» или «функциональный подход» к освоению новых знаний и умений.
Ведущий метод обучения при использовании коммуникативной технологии – общение, обучение в диалоге и полилоге.
Коммуникативная технология направлена в основном на поиск активных методов и форм организации работы учащихся на уроке, «обучения в сотрудничестве», в парах и группах.
Характеристика коммуникативной технологии
Главная цель применения коммуникативных технологий – развитие у учащихся способностей решать наиболее типичные коммуникативные задачи в пределах учебной, трудовой, бытовой, культурной, общественной сфер общения, пользуясь тем минимумом лексики и грамматики, которым они владеют на активном уровне.
Коммуникативная ситуация
Совместный анализ текстов
Виды уроков на основе коммуникативной технологии:
- дидактические, ролевые, деловые, состязательные;
Некоторые формы и приёмы работы на уроках русского языка:
- многоаспектная работа со словом, предполагающая обращение к различным словарям, видам разбора; анализ и подбор ассоциативных рядов к рассматриваемому слову; создание на его основе изобразительно-выразительных средств; создание контекста для слова и т.д.;
- инновационные приемы словарной работы: диктанты-кроссворды, диктанты «с иллюстрациями», свободные диктанты, самодиктанты и т.д.;
- воссоздание культурного фона отдельных слов и выражений;
- этимологические комментарии, рассказы в форме «этимологических этюдов и историй»;
- анализ смысловых оттенков значений слова в контексте;
- сопоставление русских слов со словами и их переводными аналогами в других языках, подбор синонимов, антонимов, сравнение паронимов и омонимов и др.;
- расширенная работа с фразеологией, с пословицами, поговорками, афоризмами;
- создание контекста для изобразительно-выразительного средства;
- соединение в одном предложении далёких по смыслу слов;
- создание предложений по заданному началу, концу и т.д.;
- распространение предложений за счёт введения различных второстепенных членов, изобразительно-выразительных средств, обращений, вводных слов и т.д.;
Одним из увлекательных упражнений для детей стало домашнее задание на «изыскательную деятельность» (с последующим выступлением в классе). Ученикам предлагалось найти, а потом и рассказать историю возникновения слов: слоняться (г. Санкт-Петербург, времена Петра I), стушеваться (Ф. М. Достоевский), вокзал ( XVIII в. Англ , ). Особенно интересным было выступление со словом «слоняться». Мальчик распечатал даже иллюстрации и процитировал известную басню.
Понравилось учащимся и упражнение на одном из уроков: Известно, что цвета автомобиля обычно называют весьма изобретательно. Детям по палитре дополнительных цветов предлагалось придумать название тому или иному оттенку.
Некоторые формы и приёмы работы на уроках литературы:
- многоаспектная работа с текстом, анализ художественной формы произведений;
- речевой портрет героя;
- пересказ (аналитический, сжатый, комментированный)
- изменение текста с помощью использования средств выразительности;
- сравнительный анализ художественных текстов на одну тему;
- сочинения разных видов и их качественный анализ (сочинения по наблюдениям, по впечатлениям эмоционального характера (по литературному произведению, картине, фильму, по мотивам музыкальных произведений и т.д.), сочинения-стилизации (басня, сказка, фельетон, сочинение собственных рассказов и т.д.);
- стихосложение;
- ролевые игры и речевые импровизации (пересказ эпизода произведения от лица героя, устная или письменная презентация книги, отзыв, рецензия, вступительная статья к литературному сборнику, комментарий к различным произведениям искусства, составление вопросов для интервью с художником, писателем, режиссером, актером и т.п.);
- соучастие в подготовке лекции учителя;
- создание сценария, инсценирование отрывков литературных произведений и т.д.
Так, например, совместно с учителем музыки было проведено занятие: Детям предлагалось послушать отрывки из классических музыкальных произведений и записать, какие картины у них возникали в воображении при прослушивании музыки. Некоторые дети «увидели» Шторм Вивальди, Осенний вальс Шопена, «Утро» Грига.
В качестве Эксперимента ученикам предлагалось написать сочинение – сравнение литературного произведения и любой из экранизаций по мотивам этого произведения А.С. Пушкина. Сначала задание вызвало недоумение, и много вопросов (в том числе, потому что готовых сочинений на эту тему нет) , поэтому из сочинения-задание приобрело формат дискуссии. Считаю, что урок прошел удачно.
Сочинения
"Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений. Л.Н. Толстой:
Сочинения, как никакой другой вид творческой работы, формирует главное: потребность в самовыражении, сопереживании, умении переносить и связывать знания из разных областей, размышлять над известными фактами и явлениями.
Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится ее. (Б. Шоу)
Аргументация своего мнения
Сочинение служит эффективным средством воспитания. Оно возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать виденное и пережитое, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Оно дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя.
Работа над сочинением выявляет уровень коммуникативной компетентности ученика, которая выражается в умении правильно определить проблему текста, позицию автора, предложить аргументацию собственного мнения по проблеме; ясно, связно, последовательно излагать свои мысли, соблюдая нормы литературного языка. Работа над сочинением, особенно над аргументацией собственного мнения, также позволяет продемонстрировать уровень общего развития личности, уровень исторических и культуроведческих знании. Проблема — спорное утверждение нравственной направленности, определяющее цель авторского замысла. Весь текст посвящен авторскому исследованию этого вопроса (проблемы). Это находит отражение в выборе материала и выделении автором таких аспектов, которые помогают ему найти ответ на волнующий его вопрос. Чтобы определить содержание проблемы, необходимо понять, о чём автор заставляет нас задуматься. Проблему можно сформулировать разными способами. Удобна форма риторического вопроса и/или словосочетания и использованием слова « проблема.
Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. (М. Ганди)
Нет неправильного мнения.
В школьных сочинениях отражается внутренний мир детей, иногда даются элементарные оценки жизненных явлений. Это и есть идейное содержание детских рассказов, где отражается позиция автора.
В своей работе над сочинением учащиеся должны иметь право на исправление. Приступая к работе, пишущий представляет себе в общих чертах, каким будет его сочинение, - в каком порядке будет изложен материал, как будут реализованы тема и идея, как следует начать сочинение и как его окончить, чтобы оно стало замкнутым, цельным.
Дети в этом возрасте очень обидчивы, они дорожат мнением сверстников, для них лучше промолчать, чем ошибиться. Одной из своих задач на уроках я считаю - поощрять учеников высказывать свое мнение.
При анализе того или иного текста я стараюсь приводить противоположные мнения критиков, чтобы показать, что нет одного абсолютно верного мнения.
Элементы сократовского метода на уроках
Метод Сократа, сократовский диалог - стиль ведения обсуждения и дискуссии, которые демонстрировал Сократ. Он подводил собеседника к более полному видению предмета обсуждения и выводам, которые изначально были для собеседника не очевидными.
Сократовский метод строится с помощью следующего алгоритма: • создание проблемной ситуации; • формулирование проблемного вопроса; • востребованность имеющихся знаний и умений и стремление с их помощью решить проблему; • необходимость выдвижения гипотезы, ее формулировка; • поиск системы доводов, доказательств, опровержений в подтверждение гипотезы или отказа от нее; • выводы (если возможно, проверка, экспертиза полученного результата).
Главное достоинство этого метода - ученик приходит к истине сам (хотя и с помощью учителя).
Остается только добавить, что овладение сократикой развивает творчество и самого учителя.
Лучший способ изучить что-либо – открыть самому. Д.Пойа
Задания на «добывание знаний»
«Обучение как открытие» - образовательный процесс, нацеленный на «добывание» знаний самими учащимися как результат их творчества в ходе выполнения поисковых и проблемных задач.
Например, я предлагаю учащимся поисковую задачу. В чем своеобразие употребления местоимения свой в следующих выражениях: в свое время, в своем роде, на своем месте, не своим голосом, поставить на свое место, мастер своего дела, идти своей дорогой ? В данном случае вопрос, являясь инструментом самостоятельного анализа языковых явлений, играет существенную роль в процессе решения задачи: он направляет деятельность учащихся. Прежде чем ответить на вопрос, школьники вспоминают сведения о значении, грамматических признаках и роли местоимения свой в речи, затем выявляют своеобразие приведенных примеров с точки зрения употребления в них этого местоимения. В процессе решения поисковой задачи учащийся создает текст-рассуждение, что способствует не только выработке навыков анализа, исследования языковых явлений, но и развитию связной речи.
Знания, приобретенные через когнитивное обучение, становятся частью опыта детей. Это способствует лучшему запоминанию и служит средством мотивации работы учащихся. Для облегчения задания, особенно на раннем этапе использования данной методики, я выделяю важные для понимания моменты.
ИКТ как дополнительная технология при развитии коммуникативной компетентности
Особенно востребованными в настоящее время в школьной практике являются технологии ИКТ.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в школе.
«Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой» М. Горький
Использование ИКТ
Модернизацию образования невозможно представить без применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Именно они являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования, именно они обуславливают эффективность всех процессов школьной жизни от обучения до воспитания.
Использование ИКТ
В нашей школьной и сельской библиотеках не всегда можно найти необходимые тексты. Спасает возможность поиска необходимого материала в Интернет. Часто приходится распечатывать тексты
и давать детям для ознакомления.
Мои принципы работы на уроках
русского языка и литературы
- Перед началом объяснения новой темы я показываю детям практическую ценность получаемых знаний (как конкретно они пригодятся в жизни).
- При объяснении материала я стараюсь придерживаться нейтральной позиции, излагая только факты, чтобы не влиять на мнение учащихся.
- Нет неправильного мнения, есть неаргументированное.
- Каждый ученик имеет право ошибаться. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
5. Особое место в работе с детьми занимают те приемы, в которых ученики проявляют наибольшую активность.
6. Знания не даются детям готовым блоком. К некоторым выводам учеников я подвожу постепенно, с помощью вопросов (Сократовский метод).
7. Кроме оценок, есть еще и другие формы поощрения учеников, например, различные виды похвалы.
Результаты внедрения коммуникативной технологии
- гармоничное развитие всех коммуникативных навыков:
- разговорной речи,
- восприятия на слух,
- чтения,
- письма,
- аналитической переработки информации;
- преодоление страха публичного выступления;
- свободное ориентирование в реальных жизненных ситуациях общения;
- расширение словарного запаса;
- получение и применение новой информации в области коммуникаций.
Коммуникативная технология активно способствует социализации личности.
Результаты внедрения коммуникативной технологии :
- Создание школьной газеты;
- Увеличение количества школьников, выступающих на сцене;
- Активное участие в дискуссиях и встречах.
- Значительное увеличение участников конкурсов;
- Высокие результаты обучения;
- Высокие результаты на ЕГЭ, итоговом сочинении, ВПР и промежуточной аттестации
Заключение
Учет возрастных особенностей детей, а также акцентирование своего внимания на мотивации к обучению дает ощутимые положительные результаты.
Моя практика показала, что немаловажное значение имеют отношения учитель-ученики, установившиеся в классе.
При построении образовательного процесса учитель должен комбинировать различные технологии, приемы, средства, подбирая наиболее рациональные для каждой из тем.
Своим энтузиазмом учитель может заразить учеников, превратив урок из скучного монолога в увлекательный процесс обмена мнениями.
Результаты и идеи, возникающие в ходе работы над методической темой, я успешно применяю на уроках и щедро делюсь совими находками с коллегами. В перспективе, я планирую чаще проводить интегрированные уроки, а также устанавливать более тесные межпредметные связи.
Спасибо за внимание!