СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие креативности на уроках истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержимое документа - материал моего мастер-класса  на указанную тему. В нём представлены примеры использования мною некоторых технологических приёмов, которые легко можно подстроить под свою систему работы.

Просмотр содержимого документа
«Развитие креативности на уроках истории»

Вместо предисловия



«Грядет хорошилище по гульбищу из ристалища на позорище», - так, во всяком случае по словам его идейных противников, предлагал произносить фразу «Идёт щёголь по бульвару из цирка в театр» русский  писатель,  литературовед,  филолог, мемуарист, военный и государственный деятель, адмирал, Государственный секретарь и министр народного просвещения Александр Семёнович Шишков. (Правды ради стоит сказать, что проштудировав его «Славянорусский корнеслов» я этого предложения не обнаружила). Я не столь категорична в отношении языковых заимствований, но вот два слова, столь популярные ныне у моих соотечественников вообще выношу с великим трудом. Это слова «креативность» и «толерантность». Возможно причиной тому то, что сама я человек не креативный и, уж тем более, не толерантный.

Но оставим пока толерантность в покое. Что же касается креативности, то вот как ее определяет всезнающая Википедия: «Креативность – (англ. create – создавать, creative – созидательный, творческий) – творческие способности, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем».

Таким образом, мы можем говорить о развитии творческого потенциала наших детей. Но сама по себе тема развития творческих способностей столь стара, что сказать что-либо новое в ней лично мне нечего.

Однако найдётся у меня несколько «фишек» которые, возможно, кому-то покажутся интересными. Смысл их применения для себя вижу в следующем. Мы сегодня живем под столь мощным информационным давлением, что я стала замечать даже у взрослых людей такую зашоренность и стереотипность мышления вообще и восприятия в частности, какой не знали мы в годы самого значительного цензурного гнёта. Цель применения тех приемов, которые я имею вам сегодня предложить – помочь детям научиться по-своему смотреть на явления окружающей действительности.

Устименко Т.Н., МБОУ “Исадская СОШ”


Рабочий лист 1

...И не о тех,
т е п е р ь забывших род свой.

Но — /в одиночестве, как в странном сне,
вдруг ощутив знобящий знак сиротства/
во тьме ночной чредой явились мне:
и давний снег, багрённый Русской кровью,
и тени жён, познавших муку вдовью
/их долгий бабий крик до немоты/,
и скорбных кладбищ Русские кресты,
там, на чужбине — имена простые
фамилий славных, кость и кровь России
/Т в о е й России, Господи, — прости
чужбину им, умершим и убитым/.

...Не мне ли знать,
ч т о д н ё м, д л я н а с с о к р ы т ы м,
нас всех Владыка призовёт, и примет,
и души наши благодатью летней
в последней правде и в любви последней
соединит; и враг врага обнимет,
и цвет знамён в один сольётся цвет? —
Но плачу я, и горше плача нет,
когда ночами сны мне снятся злые, —
как навсегда уходят корабли,
как сохнут слёзы ясных глаз России,
рассеянные по лицу земли...

1985 А. Богатых.

О чьих «Русских крестах на чужбине» идёт речь в стихотворении?

Как автор относится к этим людям? А к событиям, которые стали причиной их смерти НА ЧУЖБИНЕ?

Из чего вы делаете эти выводы?

Что вы знаете о времени написания этого стихотворения? Почему оно появилось в печати именно в это время? Могло ли это произойти раньше?

Можем ли мы сказать, что в наше время произошло то примирение, о котором пишет автор?

Рабочий лист 2


Р

Е

В

О

Л

Ю

Ц

И

Я

















Рабочий лист 3


Меня зовут Гуго, я из народа франков. Я родился в год 770-й от Рождества Христова. Мои родители – земледельцы на земле нашего сеньора. Мы живем в

__________________________________________________________________

маленькой хижине, крытой соломой. В нашей деревне близ города Пуатье, все дома такие же небогатые. Печи у нас нет, и когда мы разводим огонь в очаге, дым заполняет все жилище. Окошки маленькие и узкие, чтобы не выпускать тепло. Зимой мы закрываем их досками и утепляем тряпками и соломой. Тогда в доме и днем, и ночью совершенно темно, но делать нечего, да и зачем нам свет – ведь читает в нашей деревне только священник. Главное мое занятие –
__________________________________________________________________

обрабатывать землю. Для этого у нас есть самые простые орудия – мотыга и плуг. Но чтобы вспахивать землю плугом, нужно иметь лошадь или корову, а в нашей бедной деревне животных имеют немногие. Тогда приходится самим впрягаться в плуг и вспахивать землю. Мы выращиваем зерно, репу, горох, лук. Урожаи у нас очень скудные, едва хватает на еду себе, а остальное мы отдаем нашему сеньор. Однажды наш сеньор отправился в военный поход и взял меня и еще десять самых сильных мужчин из нашей деревни с собой на войну. Это была война против

__________________________________________________________________

народа саксов, что живут на востоке и на севере от нашего королевства, в территории между реками Рейн и Эльба. Наш король уже много раз ходил в походы против них и всегда побеждал. Саксы не носят доспехи и идут в бой нестройными толпами, и их оружие хуже, чем наше. К тому же наши сеньоры сражаются на конях и хорошим оружием, у саксов же вообще нет сеньоров и конных воинов. Однако стоит нашему королю Карлу одержать над ними верх, как они восстают, и приходится снова усмирять их. В воинах с саксами я провел не один год, прежде чем вернулся домой в свою деревню. Но до того я видел удивительное событие:
________________________________________________________________

в год 800-й от Рождества Христова наш славный король Карл прибыл в Рим со своими людьми (мой сеньор был среди людей короля, а я был со своим сеньором). Город Рим – самый великолепный из всех городов, в нем живет Папа Римский. И Папа Римский поблагодарил нашего короля за поддержку, которую тот ему оказал, за защиту от опасностей и за избавление от врагов. За это Папа провозгласил нашего короля Карла императором. Это самое невероятное событие, которому я был свидетелем в своей жизни. После я вернулся домой в свою деревню и больше ничего интересного не видел.

_______________________________________________________________
Меня зовут Убба, я из народа викингов. Я родился в тот самый год, когда наш великий предводитель Рагнар Лодброк отправился в поход на столицу франков Париж. Я живу в городе

________________________________________________________________

Бирке, что на берегу холодного моря. Все в моем городе занимаются торговлей, сюда приплывают торговцы из всех земель, даже арабы и христиане, которые верят в одного Бога. Мы же верим в своих богов, а чужих не признаем. Мы с отцом плаваем в походы, если видим, что можем ограбить кого-то – то грабим, если же встречаем большие стены и сильных воинов, то торгуем с ними. Мы всегда возвращаемся с богатой добычей или с товарами, которые мы купили или обменяли. Мать дожидается нас и следит за домом. Наш дом

__________________________________________________________________

большой и длинный, в нем всего один этаж и нет комнат, но места хватает на всех. В самом центре большой очаг, на нем мы готовим еду и греемся около него зимой. Мы спим на длинных лавках, накрытых шкурами и одеялами. Окон нет вовсе, чтобы не выпускать тепло. Едим мы все вместе за длинными столами, потом женщины убирают посуду и садятся на лавки работать – прясть, ткать, вязать и шить теплую одежду. Мы поклоняемся нашим богам –________________________________________________________________

Тору, Одину, Фрейру и старухе Хель – владычице царства мертвых. Те из нас, кто умрут в бою, попадут в Вальхаллу на пир богов. А все остальные окажутся в мрачном царстве Хель, поэтому даже наши старики, которым скоро умирать, берут в руки оружие и идут на войну, чтобы умереть в бою, как подобает викингу. Женщина тоже может попасть в Вальхаллу, если пойдет туда по своей воле за своим мужем. Поэтому когда умирает знатный воин, одну из его жен мы убиваем и хороним вместе с ним в лодке, которую потом закапываем. Так их души вместе проследуют в Вальхаллу. Я был во многих походах, но самое удивительное, что я видел –

__________________________________________________________________

это Великая армия. Мы собрали десятки кораблей-драккаров и почти две тысячи воинов и отправились через море в земли англосаксов, чтобы отомстить им за смерть нашего конунга Рагнара Лодброка. Вели нас его сыновья. Мы высадились на побережье Англии и опустошили одно за другим их королевства. Короля Нортумбрии Эллу, который бросил Рагнара в яму со змеями, мы разбили в бою, схватили и самого бросили в яму со змеями. Так мы отомстили за нашего великого конунга, самого великого из викингов. Потом я вернулся в Бирку. Я был еще во многих походах, но такого великого больше не было.

__________________________________________________________________

Меня зовут Анастас, я из народа ромеев. Я родился в 960 году от Рождества Христова в одном из величайших городов мира –

__________________________________________________________________

Константинополе. Только Рим может сравниться с величием нашей столицы, но Рим попал в руки варваров и всякий бородатый франк, не умеющий читать, может назваться там императором. Наш же город – истинная столица Римской империи. Мой отец – уважаемый человек, секретарь при дворе самого императора. Мы живем в

________________________________________________________________

большом каменном доме в центре города. У нас много слуг и рабов. Есть серебряная посуда и вышитые жемчугом и золотом ткани, есть шкатулки из резной слоновой кости, драгоценные эмали и рукописные книги, украшенные рисунками-миниатюрами. Не каждый человек может позволить себе купить хотя бы одну книгу, у нас же дома их несколько, потому как отец мой очень богат и приближен к самому императору. Каждый день мы ходим в

__________________________________________________________________

церковь и молимся нашему христианскому Богу. Мы читаем молитвы на греческом языке, в то время как в Риме их читают на латыни. Богослужения наши очень красивы и богаты, поют хоры мальчиков-певчих, священники облачены в золотые мантии, а церкви украшены мозаиками и фресками. Ни в одном другом городе, даже в Риме, нет такого великолепия. А самое красивое, что я видел в своей жизни – это

_________________________________________________________________

храм Святой Софии в моем городе, Константинополе. Он был построен при самом императоре Юстиниане и говорят, что ангел спустился с небес и показал императору модель будущего храма. Это самый большой и прекрасный собор во всем христианском мире. Его венчает огромный купол и множество куполов поменьше. Внутри убранство его было великолепным, однако недавно, в год 989-й, произошло ужасное землетрясение и собор пострадал. Однако его вскоре восстановили, и он стал ничуть не хуже, чем был раньше. Храм святой Софии – самое великолепное, что я видел в своей жизни.

__________________________________________________________________

Меня зовут Эль-Ахмеди, я из народа бедуинов, что кочует с места на место среди песков Аравии. Я родился в год 76-й от Хиджры, когда пророк наш Мухаммед переселился из Мекки в Медину. Я живу

_______________________________________________________________________________

там, где поставлю свой шатер, а ставлю я свой шатер там, куда меня приведет мой верблюд. Всю свою жизнь я хожу с караваном с места на места, от одного оазиса к другому, и у меня нет постоянного дома. Мы выбираем место, где есть вода и где пальмы дают тень, разбиваем там шатры и палатки, даем отдых себе и нашим верблюдам, а после снова отправляемся в путь. Основное наше занятие –

________________________________________________________________

это торговля. Мы везем через пустыню на повозках и верблюдах, затем перепродаем их портовых городах и дальше по морю плывут наши товары во все страны. Мы торгуем плодами деревьев, выращенных в оазисах; коврами из Персии и шелком из далекого Китая; самой лучшей в мире дамасской сталью; пряностями, что дороже золотого песка, и еще разные товары из самой Ромейской империи, где живут христиане и поклоняются своему богу – Иисусу Христу. Мы же поклоняемся

__________________________________________________________________

истинному богу Аллаху и пророку его Мухаммеду. Через Мухаммеда Аллах передал нам Коран – священную книгу, в которой все наши мусульманские законы и правила. Праведный мусульманин не должен пить вино и есть свинину, должен соблюдать пост в священный месяц Рамадан (питаться только после захода солнца, а днем думать только об Аллахе, а не о еде), совершать намаз, то есть молиться пять раз в день, и отдавать пятую часть своего дохода на милостыню. Зато позволено нам иметь множество жен, сколько каждый может содержать. Я имею двух жен, потому что больше не могу содержать, но и двух мне вполне достаточно. Самое удивительное, что было в моей жизни – это

__________________________________________________________________

хадж, паломничество в священный город Мекку. Там видел я Каабу – нашу главную святыню и молился около нее. В одном из углов Каабы видел я черный камень. Этот камень взял с собой первый человек Адам из рая и сначала этот камень был белым, но от человеческих грехов он почернел. Величайшая честь для каждого правоверного мусульманина – поцеловать черный камень. Мне довелось это сделать. Я совершил хадж, как положено делать каждому мусульманину хотя бы раз в жизни, а значит, я сделал самое главное, что было угодно от меня Аллаху.



Рабочий лист 4


Великое переселение народов – завоевания норманнов

Деятельность Карла Великого – деятельность Людовика XI.

Деятельность Хлодвига Меровинга – Деятельность Олега Вещего

Осада Орлеана англичанами в Столетней войне – Осада Лейдена во время Нидерландской революции.

Избранная рада – Негласный комитет.

Опричнина - Политические репрессии 1930-х г.г.
































Рабочий лист 5

Определите, какому богу принадлежат слова:

  1. «Ударю я трезубцем – поднимается на море страшная буря, вздымаются огромные волны, которые бросают на скалы корабли, как лёгкие скорлупки. Отложу трезубец – утихают волны, спокойна бескрайняя гладь моря. А я на колеснице, запряжённой златогривыми конями, спускаюсь на дно моря в великолепный дворец».

  2. «Я сильнейший из вех богов. Бури и грозы, дожди и ветры, молнии и гром – всё это происходит по моей воле. Горе тому, кто нарушит порядок, установленный мною на земле. Взмахну рукой – и поражу клятвопреступника пламенной молнией».

  3. «Я – бог кузнечного мастерства. Но я родился хилым и болезненным. Гера в гневе сбросила меня, своего сына с Олимпа. Так и остался я хромым на всю жизнь».

  4. «По решению Зевса две трети года – весну и лето – Персефона проводит со мной на земле. В это время цветут деревья и травы, поля дают хлеб, а на виноградных лозах наливаются соком тяжелые гроздья. А на треть года Персефона спускается в Подземное царство к мрачному Аиду, и Земля замирает».

  5. «Из белоснежной морской пены я родилась. Куда ни ступаю я, всюду благоухают цветы. Дикие звери – львы, волки, пантеры – следуют за мной как ручные. Я добра и нежна со всеми, кроме тех, кто любит только себя».

  6. «Меня называют самым мрачным из богов. Глубоко под землёй моё царство. Вход в него там, где заходит солнце. 6нет возврата из моих владений. Там текут реки Стикс и Лета. Перевозчик Харон переправляет через них души умерших».

Что нового вам удалось узнать из этих монологов?












Рабочий лист 6:

Список выступлений:

  • Гомер: «Зачем человеку знать мифы?»

  • Солон: «Какие законы необходимо принять».

  • Мильтиад. Речь накануне Марафонского сражения.

  • Геродот: «Почему важно помнить историю греко-персидских воин».

  • Перикл: «Афины – лучший город в Греции!»

  • Фидий: «Как лучше изображать богов».

  • Эзоп: «О свободе».

  • Сократ: «Почему мы называем театр «школой для взрослых».


Памятка подготовки речи:

1. Речь должна содержать:

  • чётко выраженную главную мысль или призыв,

  • аргументацию мысли или призыва,

  • имена исторических героев, факты, даты и термины.

2. Оратор должен передать характер своего персонажа.

3. Выступление должно быть не короче двух, но не длиннее трёх минут.

4. Оратор произносит речь, а не читает её по бумажке.

5. Разрешается пользоваться планом.

6. Для успешного выполнения пунктов 1-2 при подготовке речи необходимо познакомиться с биографией своего персонажа. Это можно сделать, используя Интернет или Энциклопедию «История Древнего мира».


Карта оценивания

Имя оратора

Чётко выражена

идея речи

Передан характер персонажа

В речи звучали:

Итог

имена

факты

термины

даты











Задания зрителям

Первое задание:

1. Внимательно слушая речь, постарайся задать вопрос, выступающему. Помни, что твоя задача не выискивать его ошибки, а прояснить для себя позицию и намерения представленного исторического персонажа.

2. Задавая вопрос, оставайся в образе грека, пришедшего на народное собрание. Обращайся к однокласснику по имени его героя.

3. Будь готов поддержать выступавшего, если его аргументация показалась тебе достаточной или отказать в поддержке, если его аргументы оказались слабыми.

Второе задание:

На основе услышанной речи составьте «карту памяти», разместив на ней:

  • имя персонажа,

  • главную мысль его речи,

  • ключевые слова (словосочетания) его аргументации.
















Немного креативной лирики:

Адмиральский романс

Андрей Земсков


Мне приснилось февральское синее утро,

Ледяные торосы под белой Полярной звездою,

Что сияла с высокого неба божественно - мудро.

И я понял, что скоро умру с этой мыслью простою.


И когда заскрипела во тьме дверь убогой темницы,

Я уже был готов не к земному – к иному допросу.

Лишь при свете коптилки спросил у хромого убийцы:

"Что, не будет суда? Так позвольте хотя б докурить папиросу".


И в словах этих был налёт

безразличья к любой из фраз.

И шагнул Адмирал на лёд,

как тогда, но в последний раз.

Не святой, слава Богу, нет –

тоже крови пролил людской.

И последний глубокий след

унесёт Ангара весной...


Мне приснилось – и стало отчаянно жалко, –

Как уходит под воду корабль под названьем "Россия",

И как женщина прячет лицо в кружевах полушалка,

И как рушится мир, невзирая на наши усилья.


Этим нужен грабёж, те с трибун обращаются к массам,

Большинство верит мути газетной – простой и понятной.

Мир под красной звездою горит – под безжалостным Марсом.

А я сделал, что смог, под своею звездой – под Полярной.


И в словах этих был налёт

безразличья к любой из фраз.

И шагнул Адмирал на лёд,

как тогда, но в последний раз.

Не святой, слава Богу, нет –

тоже крови пролил людской.

И последний глубокий след

унесёт Ангара весной...


Декабрь 2004.



К рабочему листу 1:

Приём ИНСЁРТ:

Внимательно и вдумчиво прочтите стихотворение Анатолия Богатых. На полях поставьте знак «+» напротив тех частей, который вам абсолютно ясны и «-» - напротив непонятных строк или строф.

Как вы думаете, почему основная часть стихотворения вам не понятна? (Примерный ответ: Мы не знаем, о каких событиях говорит автор).

На ближайших уроках мы с вами будем изучать эти события. По окончании изучения темы «Россия в годы Великой революции и Гражданской войны» мы вернёмся к данному стихотворению и попытаемся его проанализировать и ответить на вопросы, которые вы видите на обороте Рабочего листа.


К рабочему листу 2:

Приём АЛИТЕРАЦИЯ:

К каждой букве ключевого понятия темы придумывается слово или словосочетание, по смыслу связанное с этим понятием.


К рабочему листу 3:

Игра-викторина по истории для 6-х классов «Привет из Средневековья»

Четыре текста-биографии от лица средневековых людей разных культур. Рассказы разбиты на пять частей (кто я, где я живу, как я живу, чем я занимаюсь, что самое интересное я видел), части перемешиваются и детям предлагается соединять фрагменты. В каждом фрагменте присутствуют косвенные указания, по которым ребенок может определить, к какой культуре относится рассказчик (география, статус, имена правителей, религия, архитектура и т.д.)


К рабочему листу 4:

Сравнение само по себе требует нетривиального взгляда на объекты. (Достаточно вспомнить пример сравнения внешней политики Дмитрия Донского и Ивана Третьего, приведенный однажды на курсах экспертами по проверке ЕГЭ: «Ни тот ни другой не имели отношения к иранской ядерной программе»). Но именно эти объекты сравнения благодатны для тренировки умения взглянуть на предлагаемую проблему с различных ракурсов. В рабочем листе 4 вам предложено несколько пар. Выполнение некоторых заданий можно провести в ходе урока, некоторые вынести на домашнюю работу, причем, их, на мой взгляд, можно рассматривать как минипроекты.


К рабочему листу 5:

Задание выполняется после того, как учащиеся познакомятся с текстом учебника (тема «Религия древних греков») и заполнят таблицу:

Име6на богов

Чему покровительствовали.




К рабочему листу 6:

Трудно переоценить роль публичных выступлений. Выступить на уроке обобщающего повторения от имени исторического персонажа изучаемой эпохи – задача, требующая предварительной подготовки

В рабочем листе приводится отрывок список предлагаемых учащимся возможных персонажей и тем. При этом необходимо предоставить школьникам не только свободу выбора (т. е. составить избыточный список), но и сохранить возможность самостоятельно предложить имя и тему, заранее согласовав их у учителя.

Там же имеется инструкция по подготовке выступления.

Срок подготовки обычно определяется в 7-10 дней. Учителю при этом необходимо создать режим максимального успеха. Необходимо предложить всем учащимся возможность для индивидуальных консультаций, а для плохо успевающих – совместную работу при подготовке и тренировке выступления. Можно обратиться и к родителям с предложением накануне прослушать выступление своего ребёнка.

В большом классе целесообразным представляется простое деление класса на две части, при котором на первом уроке в Ареопаг входит половина учащихся, которая не произносит речи, а вторая половина представляется «Народным собранием», из числа которого по очереди выступают ораторы. На другом уроке, где будет применяться приём, эти группы меняются местами

В этом случае Ареопаг заполняет таблицу и оценивает выступления.

Имя оратора

Чётко выражена

идея речи

Передан характер персонажа

В речи звучали:

Итог

имена

факты

термины

даты


В маленьком классе эту функцию выполняет учитель.

Учащимся, которые не попали в «члены Ареопага» предлагается ряд повышающих мотивацию заданий.

Ещё немного креатива.

Раньше я часто использовала опережающие задания в случаях, когда было нужно дать биографическую справку какого-либо исторического деятеля. Слабым учащимся разрешала читать подготовленное сообщение с листа. В последние годы столкнулась с тем, что дети не готовят доклад, а прямо на уроке открывают в гаджете страничку ВИКИПЕДИИ и читают. Задание утратило смысл. Тогда я стала делать , например, так: включаю на своем телефоне «Адмиральский романс» Андрея Земскова и даю нескольким ученикам задание подготовить сообщение о человеке, которому посвящен этот романс.