Вместо предисловия
«Грядет хорошилище по гульбищу из ристалища на позорище», - так, во всяком случае по словам его идейных противников, предлагал произносить фразу «Идёт щёголь по бульвару из цирка в театр» русский писатель, литературовед, филолог, мемуарист, военный и государственный деятель, адмирал, Государственный секретарь и министр народного просвещения Александр Семёнович Шишков. (Правды ради стоит сказать, что проштудировав его «Славянорусский корнеслов» я этого предложения не обнаружила). Я не столь категорична в отношении языковых заимствований, но вот два слова, столь популярные ныне у моих соотечественников вообще выношу с великим трудом. Это слова «креативность» и «толерантность». Возможно причиной тому то, что сама я человек не креативный и, уж тем более, не толерантный.
Но оставим пока толерантность в покое. Что же касается креативности, то вот как ее определяет всезнающая Википедия: «Креативность – (англ. create – создавать, creative – созидательный, творческий) – творческие способности, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем».
Таким образом, мы можем говорить о развитии творческого потенциала наших детей. Но сама по себе тема развития творческих способностей столь стара, что сказать что-либо новое в ней лично мне нечего.
Однако найдётся у меня несколько «фишек» которые, возможно, кому-то покажутся интересными. Смысл их применения для себя вижу в следующем. Мы сегодня живем под столь мощным информационным давлением, что я стала замечать даже у взрослых людей такую зашоренность и стереотипность мышления вообще и восприятия в частности, какой не знали мы в годы самого значительного цензурного гнёта. Цель применения тех приемов, которые я имею вам сегодня предложить – помочь детям научиться по-своему смотреть на явления окружающей действительности.
Устименко Т.Н., МБОУ “Исадская СОШ”
Рабочий лист 1
...И не о тех,
т е п е р ь забывших род свой.
Но — /в одиночестве, как в странном сне,
вдруг ощутив знобящий знак сиротства/
во тьме ночной чредой явились мне:
и давний снег, багрённый Русской кровью,
и тени жён, познавших муку вдовью
/их долгий бабий крик до немоты/,
и скорбных кладбищ Русские кресты,
там, на чужбине — имена простые
фамилий славных, кость и кровь России
/Т в о е й России, Господи, — прости
чужбину им, умершим и убитым/.
...Не мне ли знать,
ч т о д н ё м, д л я н а с с о к р ы т ы м,
нас всех Владыка призовёт, и примет,
и души наши благодатью летней
в последней правде и в любви последней
соединит; и враг врага обнимет,
и цвет знамён в один сольётся цвет? —
Но плачу я, и горше плача нет,
когда ночами сны мне снятся злые, —
как навсегда уходят корабли,
как сохнут слёзы ясных глаз России,
рассеянные по лицу земли...
1985 А. Богатых.
О чьих «Русских крестах на чужбине» идёт речь в стихотворении?
Как автор относится к этим людям? А к событиям, которые стали причиной их смерти НА ЧУЖБИНЕ?
Из чего вы делаете эти выводы?
Что вы знаете о времени написания этого стихотворения? Почему оно появилось в печати именно в это время? Могло ли это произойти раньше?
Можем ли мы сказать, что в наше время произошло то примирение, о котором пишет автор?
Рабочий лист 2
Р
Е
В
О
Л
Ю
Ц
И
Я
Рабочий лист 3
Меня зовут Гуго, я из народа франков. Я родился в год 770-й от Рождества Христова. Мои родители – земледельцы на земле нашего сеньора. Мы живем в
__________________________________________________________________
маленькой хижине, крытой соломой. В нашей деревне близ города Пуатье, все дома такие же небогатые. Печи у нас нет, и когда мы разводим огонь в очаге, дым заполняет все жилище. Окошки маленькие и узкие, чтобы не выпускать тепло. Зимой мы закрываем их досками и утепляем тряпками и соломой. Тогда в доме и днем, и ночью совершенно темно, но делать нечего, да и зачем нам свет – ведь читает в нашей деревне только священник. Главное мое занятие –
__________________________________________________________________
обрабатывать землю. Для этого у нас есть самые простые орудия – мотыга и плуг. Но чтобы вспахивать землю плугом, нужно иметь лошадь или корову, а в нашей бедной деревне животных имеют немногие. Тогда приходится самим впрягаться в плуг и вспахивать землю. Мы выращиваем зерно, репу, горох, лук. Урожаи у нас очень скудные, едва хватает на еду себе, а остальное мы отдаем нашему сеньор. Однажды наш сеньор отправился в военный поход и взял меня и еще десять самых сильных мужчин из нашей деревни с собой на войну. Это была война против
__________________________________________________________________
народа саксов, что живут на востоке и на севере от нашего королевства, в территории между реками Рейн и Эльба. Наш король уже много раз ходил в походы против них и всегда побеждал. Саксы не носят доспехи и идут в бой нестройными толпами, и их оружие хуже, чем наше. К тому же наши сеньоры сражаются на конях и хорошим оружием, у саксов же вообще нет сеньоров и конных воинов. Однако стоит нашему королю Карлу одержать над ними верх, как они восстают, и приходится снова усмирять их. В воинах с саксами я провел не один год, прежде чем вернулся домой в свою деревню. Но до того я видел удивительное событие:
________________________________________________________________
в год 800-й от Рождества Христова наш славный король Карл прибыл в Рим со своими людьми (мой сеньор был среди людей короля, а я был со своим сеньором). Город Рим – самый великолепный из всех городов, в нем живет Папа Римский. И Папа Римский поблагодарил нашего короля за поддержку, которую тот ему оказал, за защиту от опасностей и за избавление от врагов. За это Папа провозгласил нашего короля Карла императором. Это самое невероятное событие, которому я был свидетелем в своей жизни. После я вернулся домой в свою деревню и больше ничего интересного не видел.
_______________________________________________________________
Меня зовут Убба, я из народа викингов. Я родился в тот самый год, когда наш великий предводитель Рагнар Лодброк отправился в поход на столицу франков Париж. Я живу в городе
________________________________________________________________
Бирке, что на берегу холодного моря. Все в моем городе занимаются торговлей, сюда приплывают торговцы из всех земель, даже арабы и христиане, которые верят в одного Бога. Мы же верим в своих богов, а чужих не признаем. Мы с отцом плаваем в походы, если видим, что можем ограбить кого-то – то грабим, если же встречаем большие стены и сильных воинов, то торгуем с ними. Мы всегда возвращаемся с богатой добычей или с товарами, которые мы купили или обменяли. Мать дожидается нас и следит за домом. Наш дом
__________________________________________________________________
большой и длинный, в нем всего один этаж и нет комнат, но места хватает на всех. В самом центре большой очаг, на нем мы готовим еду и греемся около него зимой. Мы спим на длинных лавках, накрытых шкурами и одеялами. Окон нет вовсе, чтобы не выпускать тепло. Едим мы все вместе за длинными столами, потом женщины убирают посуду и садятся на лавки работать – прясть, ткать, вязать и шить теплую одежду. Мы поклоняемся нашим богам –________________________________________________________________
Тору, Одину, Фрейру и старухе Хель – владычице царства мертвых. Те из нас, кто умрут в бою, попадут в Вальхаллу на пир богов. А все остальные окажутся в мрачном царстве Хель, поэтому даже наши старики, которым скоро умирать, берут в руки оружие и идут на войну, чтобы умереть в бою, как подобает викингу. Женщина тоже может попасть в Вальхаллу, если пойдет туда по своей воле за своим мужем. Поэтому когда умирает знатный воин, одну из его жен мы убиваем и хороним вместе с ним в лодке, которую потом закапываем. Так их души вместе проследуют в Вальхаллу. Я был во многих походах, но самое удивительное, что я видел –
__________________________________________________________________
это Великая армия. Мы собрали десятки кораблей-драккаров и почти две тысячи воинов и отправились через море в земли англосаксов, чтобы отомстить им за смерть нашего конунга Рагнара Лодброка. Вели нас его сыновья. Мы высадились на побережье Англии и опустошили одно за другим их королевства. Короля Нортумбрии Эллу, который бросил Рагнара в яму со змеями, мы разбили в бою, схватили и самого бросили в яму со змеями. Так мы отомстили за нашего великого конунга, самого великого из викингов. Потом я вернулся в Бирку. Я был еще во многих походах, но такого великого больше не было.
__________________________________________________________________
Меня зовут Анастас, я из народа ромеев. Я родился в 960 году от Рождества Христова в одном из величайших городов мира –
__________________________________________________________________
Константинополе. Только Рим может сравниться с величием нашей столицы, но Рим попал в руки варваров и всякий бородатый франк, не умеющий читать, может назваться там императором. Наш же город – истинная столица Римской империи. Мой отец – уважаемый человек, секретарь при дворе самого императора. Мы живем в
________________________________________________________________
большом каменном доме в центре города. У нас много слуг и рабов. Есть серебряная посуда и вышитые жемчугом и золотом ткани, есть шкатулки из резной слоновой кости, драгоценные эмали и рукописные книги, украшенные рисунками-миниатюрами. Не каждый человек может позволить себе купить хотя бы одну книгу, у нас же дома их несколько, потому как отец мой очень богат и приближен к самому императору. Каждый день мы ходим в
__________________________________________________________________
церковь и молимся нашему христианскому Богу. Мы читаем молитвы на греческом языке, в то время как в Риме их читают на латыни. Богослужения наши очень красивы и богаты, поют хоры мальчиков-певчих, священники облачены в золотые мантии, а церкви украшены мозаиками и фресками. Ни в одном другом городе, даже в Риме, нет такого великолепия. А самое красивое, что я видел в своей жизни – это
_________________________________________________________________
храм Святой Софии в моем городе, Константинополе. Он был построен при самом императоре Юстиниане и говорят, что ангел спустился с небес и показал императору модель будущего храма. Это самый большой и прекрасный собор во всем христианском мире. Его венчает огромный купол и множество куполов поменьше. Внутри убранство его было великолепным, однако недавно, в год 989-й, произошло ужасное землетрясение и собор пострадал. Однако его вскоре восстановили, и он стал ничуть не хуже, чем был раньше. Храм святой Софии – самое великолепное, что я видел в своей жизни.
__________________________________________________________________
Меня зовут Эль-Ахмеди, я из народа бедуинов, что кочует с места на место среди песков Аравии. Я родился в год 76-й от Хиджры, когда пророк наш Мухаммед переселился из Мекки в Медину. Я живу
_______________________________________________________________________________
там, где поставлю свой шатер, а ставлю я свой шатер там, куда меня приведет мой верблюд. Всю свою жизнь я хожу с караваном с места на места, от одного оазиса к другому, и у меня нет постоянного дома. Мы выбираем место, где есть вода и где пальмы дают тень, разбиваем там шатры и палатки, даем отдых себе и нашим верблюдам, а после снова отправляемся в путь. Основное наше занятие –
________________________________________________________________
это торговля. Мы везем через пустыню на повозках и верблюдах, затем перепродаем их портовых городах и дальше по морю плывут наши товары во все страны. Мы торгуем плодами деревьев, выращенных в оазисах; коврами из Персии и шелком из далекого Китая; самой лучшей в мире дамасской сталью; пряностями, что дороже золотого песка, и еще разные товары из самой Ромейской империи, где живут христиане и поклоняются своему богу – Иисусу Христу. Мы же поклоняемся
__________________________________________________________________
истинному богу Аллаху и пророку его Мухаммеду. Через Мухаммеда Аллах передал нам Коран – священную книгу, в которой все наши мусульманские законы и правила. Праведный мусульманин не должен пить вино и есть свинину, должен соблюдать пост в священный месяц Рамадан (питаться только после захода солнца, а днем думать только об Аллахе, а не о еде), совершать намаз, то есть молиться пять раз в день, и отдавать пятую часть своего дохода на милостыню. Зато позволено нам иметь множество жен, сколько каждый может содержать. Я имею двух жен, потому что больше не могу содержать, но и двух мне вполне достаточно. Самое удивительное, что было в моей жизни – это
__________________________________________________________________
хадж, паломничество в священный город Мекку. Там видел я Каабу – нашу главную святыню и молился около нее. В одном из углов Каабы видел я черный камень. Этот камень взял с собой первый человек Адам из рая и сначала этот камень был белым, но от человеческих грехов он почернел. Величайшая честь для каждого правоверного мусульманина – поцеловать черный камень. Мне довелось это сделать. Я совершил хадж, как положено делать каждому мусульманину хотя бы раз в жизни, а значит, я сделал самое главное, что было угодно от меня Аллаху.
Рабочий лист 4
Великое переселение народов – завоевания норманнов
Деятельность Карла Великого – деятельность Людовика XI.
Деятельность Хлодвига Меровинга – Деятельность Олега Вещего
Осада Орлеана англичанами в Столетней войне – Осада Лейдена во время Нидерландской революции.
Избранная рада – Негласный комитет.
Опричнина - Политические репрессии 1930-х г.г.
Рабочий лист 5
Определите, какому богу принадлежат слова:
«Ударю я трезубцем – поднимается на море страшная буря, вздымаются огромные волны, которые бросают на скалы корабли, как лёгкие скорлупки. Отложу трезубец – утихают волны, спокойна бескрайняя гладь моря. А я на колеснице, запряжённой златогривыми конями, спускаюсь на дно моря в великолепный дворец».
«Я сильнейший из вех богов. Бури и грозы, дожди и ветры, молнии и гром – всё это происходит по моей воле. Горе тому, кто нарушит порядок, установленный мною на земле. Взмахну рукой – и поражу клятвопреступника пламенной молнией».
«Я – бог кузнечного мастерства. Но я родился хилым и болезненным. Гера в гневе сбросила меня, своего сына с Олимпа. Так и остался я хромым на всю жизнь».
«По решению Зевса две трети года – весну и лето – Персефона проводит со мной на земле. В это время цветут деревья и травы, поля дают хлеб, а на виноградных лозах наливаются соком тяжелые гроздья. А на треть года Персефона спускается в Подземное царство к мрачному Аиду, и Земля замирает».
«Из белоснежной морской пены я родилась. Куда ни ступаю я, всюду благоухают цветы. Дикие звери – львы, волки, пантеры – следуют за мной как ручные. Я добра и нежна со всеми, кроме тех, кто любит только себя».
«Меня называют самым мрачным из богов. Глубоко под землёй моё царство. Вход в него там, где заходит солнце. 6нет возврата из моих владений. Там текут реки Стикс и Лета. Перевозчик Харон переправляет через них души умерших».
Что нового вам удалось узнать из этих монологов?
Рабочий лист 6:
Список выступлений:
Гомер: «Зачем человеку знать мифы?»
Солон: «Какие законы необходимо принять».
Мильтиад. Речь накануне Марафонского сражения.
Геродот: «Почему важно помнить историю греко-персидских воин».
Перикл: «Афины – лучший город в Греции!»
Фидий: «Как лучше изображать богов».
Эзоп: «О свободе».
Сократ: «Почему мы называем театр «школой для взрослых».
Памятка подготовки речи:
1. Речь должна содержать:
аргументацию мысли или призыва,
имена исторических героев, факты, даты и термины.
2. Оратор должен передать характер своего персонажа.
3. Выступление должно быть не короче двух, но не длиннее трёх минут.
4. Оратор произносит речь, а не читает её по бумажке.
5. Разрешается пользоваться планом.
6. Для успешного выполнения пунктов 1-2 при подготовке речи необходимо познакомиться с биографией своего персонажа. Это можно сделать, используя Интернет или Энциклопедию «История Древнего мира».
Карта оценивания
Имя оратора | Чётко выражена идея речи | Передан характер персонажа | В речи звучали: | Итог |
имена | факты | термины | даты | |
| | | | | | | |
Задания зрителям
Первое задание:
1. Внимательно слушая речь, постарайся задать вопрос, выступающему. Помни, что твоя задача не выискивать его ошибки, а прояснить для себя позицию и намерения представленного исторического персонажа.
2. Задавая вопрос, оставайся в образе грека, пришедшего на народное собрание. Обращайся к однокласснику по имени его героя.
3. Будь готов поддержать выступавшего, если его аргументация показалась тебе достаточной или отказать в поддержке, если его аргументы оказались слабыми.
Второе задание:
На основе услышанной речи составьте «карту памяти», разместив на ней:
Немного креативной лирики:
Адмиральский романс
Андрей Земсков
Мне приснилось февральское синее утро,
Ледяные торосы под белой Полярной звездою,
Что сияла с высокого неба божественно - мудро.
И я понял, что скоро умру с этой мыслью простою.
И когда заскрипела во тьме дверь убогой темницы,
Я уже был готов не к земному – к иному допросу.
Лишь при свете коптилки спросил у хромого убийцы:
"Что, не будет суда? Так позвольте хотя б докурить папиросу".
И в словах этих был налёт
безразличья к любой из фраз.
И шагнул Адмирал на лёд,
как тогда, но в последний раз.
Не святой, слава Богу, нет –
тоже крови пролил людской.
И последний глубокий след
унесёт Ангара весной...
Мне приснилось – и стало отчаянно жалко, –
Как уходит под воду корабль под названьем "Россия",
И как женщина прячет лицо в кружевах полушалка,
И как рушится мир, невзирая на наши усилья.
Этим нужен грабёж, те с трибун обращаются к массам,
Большинство верит мути газетной – простой и понятной.
Мир под красной звездою горит – под безжалостным Марсом.
А я сделал, что смог, под своею звездой – под Полярной.
И в словах этих был налёт
безразличья к любой из фраз.
И шагнул Адмирал на лёд,
как тогда, но в последний раз.
Не святой, слава Богу, нет –
тоже крови пролил людской.
И последний глубокий след
унесёт Ангара весной...
Декабрь 2004.
К рабочему листу 1:
Приём ИНСЁРТ:
Внимательно и вдумчиво прочтите стихотворение Анатолия Богатых. На полях поставьте знак «+» напротив тех частей, который вам абсолютно ясны и «-» - напротив непонятных строк или строф.
Как вы думаете, почему основная часть стихотворения вам не понятна? (Примерный ответ: Мы не знаем, о каких событиях говорит автор).
На ближайших уроках мы с вами будем изучать эти события. По окончании изучения темы «Россия в годы Великой революции и Гражданской войны» мы вернёмся к данному стихотворению и попытаемся его проанализировать и ответить на вопросы, которые вы видите на обороте Рабочего листа.
К рабочему листу 2:
Приём АЛИТЕРАЦИЯ:
К каждой букве ключевого понятия темы придумывается слово или словосочетание, по смыслу связанное с этим понятием.
К рабочему листу 3:
Игра-викторина по истории для 6-х классов «Привет из Средневековья»
Четыре текста-биографии от лица средневековых людей разных культур. Рассказы разбиты на пять частей (кто я, где я живу, как я живу, чем я занимаюсь, что самое интересное я видел), части перемешиваются и детям предлагается соединять фрагменты. В каждом фрагменте присутствуют косвенные указания, по которым ребенок может определить, к какой культуре относится рассказчик (география, статус, имена правителей, религия, архитектура и т.д.)
К рабочему листу 4:
Сравнение само по себе требует нетривиального взгляда на объекты. (Достаточно вспомнить пример сравнения внешней политики Дмитрия Донского и Ивана Третьего, приведенный однажды на курсах экспертами по проверке ЕГЭ: «Ни тот ни другой не имели отношения к иранской ядерной программе»). Но именно эти объекты сравнения благодатны для тренировки умения взглянуть на предлагаемую проблему с различных ракурсов. В рабочем листе 4 вам предложено несколько пар. Выполнение некоторых заданий можно провести в ходе урока, некоторые вынести на домашнюю работу, причем, их, на мой взгляд, можно рассматривать как минипроекты.
К рабочему листу 5:
Задание выполняется после того, как учащиеся познакомятся с текстом учебника (тема «Религия древних греков») и заполнят таблицу:
Име6на богов | Чему покровительствовали. |
| |
К рабочему листу 6:
Трудно переоценить роль публичных выступлений. Выступить на уроке обобщающего повторения от имени исторического персонажа изучаемой эпохи – задача, требующая предварительной подготовки
В рабочем листе приводится отрывок список предлагаемых учащимся возможных персонажей и тем. При этом необходимо предоставить школьникам не только свободу выбора (т. е. составить избыточный список), но и сохранить возможность самостоятельно предложить имя и тему, заранее согласовав их у учителя.
Там же имеется инструкция по подготовке выступления.
Срок подготовки обычно определяется в 7-10 дней. Учителю при этом необходимо создать режим максимального успеха. Необходимо предложить всем учащимся возможность для индивидуальных консультаций, а для плохо успевающих – совместную работу при подготовке и тренировке выступления. Можно обратиться и к родителям с предложением накануне прослушать выступление своего ребёнка.
В большом классе целесообразным представляется простое деление класса на две части, при котором на первом уроке в Ареопаг входит половина учащихся, которая не произносит речи, а вторая половина представляется «Народным собранием», из числа которого по очереди выступают ораторы. На другом уроке, где будет применяться приём, эти группы меняются местами
В этом случае Ареопаг заполняет таблицу и оценивает выступления.
Имя оратора | Чётко выражена идея речи | Передан характер персонажа | В речи звучали: | Итог |
имена | факты | термины | даты | |
В маленьком классе эту функцию выполняет учитель.
Учащимся, которые не попали в «члены Ареопага» предлагается ряд повышающих мотивацию заданий.
Ещё немного креатива.
Раньше я часто использовала опережающие задания в случаях, когда было нужно дать биографическую справку какого-либо исторического деятеля. Слабым учащимся разрешала читать подготовленное сообщение с листа. В последние годы столкнулась с тем, что дети не готовят доклад, а прямо на уроке открывают в гаджете страничку ВИКИПЕДИИ и читают. Задание утратило смысл. Тогда я стала делать , например, так: включаю на своем телефоне «Адмиральский романс» Андрея Земскова и даю нескольким ученикам задание подготовить сообщение о человеке, которому посвящен этот романс.