СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории в 10 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок истории в 10 классе Отечественная война 1812 года Цели: формировать у учащихся представление об Отечественной войне 1812 года, оказавшей огромное влияние на дальнейшую историю России.  Задачи урока:             а). образовательные: •    Подвести учащихся к пониманию причин войны 1812 г.; •    сформировать у учащихся представление о характере Отечественной войны 1812 г.; •    определить последствий  и значения  войны для дальнейшего развития Российской империи; •    проследить изменение роли России на международной арене.  в). развивающие: •     развить у учащихся картографические умения и навыки; •    способствовать развитию логического мышления, навыков целеполагания, умения работать со схемой, креативного мышления; б). воспитательные: •    чувства гордости, восхищения смелостью, силой боевого и морального духа, проявленного русским народом в Отечественной войне 1812 года;укрепить взгляд в том, что война является негативным способом разрешения конфликтов. Тип урока: урок изучения нового материала. Основные методы: беседа и дискуссия. Оборудование: - Мультимедийное оборудование - Раздаточный материал (для каждого учащегося – см. Приложение) План 1. Причины войны. Соотношение сил. 2. Начальный период войны. 3. Бородинское сражение. 4. Оставление Москвы. Тарутинский маневр. 5. Малая война. 6. Изгнание Наполеона. 7. Итоги и значение войны 1812 г. Вступление: В ночь на 12 июня 1812 года французские войска без объявления войны перешли реку Неман. Началась Отечественная война 1812 года. (Показ карты “Нашествие Наполеона на Россию”.слайд 1)  

Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 10 классе»

Урок истории в 10 классе

Отечественная война 1812 года

Цели:

формировать у учащихся представление об Отечественной войне 1812 года, оказавшей огромное влияние на дальнейшую историю России.

Задачи урока:

а). образовательные:

  • Подвести учащихся к пониманию причин войны 1812 г.;

  • сформировать у учащихся представление о характере Отечественной войны 1812 г.;

  • определить последствий  и значения  войны для дальнейшего развития Российской империи;

  • проследить изменение роли России на международной арене.

в). развивающие:

  •  развить у учащихся картографические умения и навыки;

  • способствовать развитию логического мышления, навыков целеполагания, умения работать со схемой, креативного мышления;

б). воспитательные:

  • чувства гордости, восхищения смелостью, силой боевого и морального духа, проявленного русским народом в Отечественной войне 1812 года;укрепить взгляд в том, что война является негативным способом разрешения конфликтов.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Основные методы: беседа и дискуссия.

Оборудование:

- Мультимедийное оборудование

- Раздаточный материал (для каждого учащегося – см. Приложение)

План

1. Причины войны. Соотношение сил.

2. Начальный период войны.

3. Бородинское сражение.

4. Оставление Москвы. Тарутинский маневр.

5. Малая война.

6. Изгнание Наполеона.

7. Итоги и значение войны 1812 г.

Вступление: В ночь на 12 июня 1812 года французские войска без объявления войны перешли реку Неман. Началась Отечественная война 1812 года. (Показ карты “Нашествие Наполеона на Россию”.слайд 1)

В поход на Россию шла “вся Европа”: французы составляли только половину “Великой армии”, остальная ее часть – это поляки, немцы, австрийцы и др. Против Наполеона Россия могла выставить чуть более 300 тыс. солдат, которые должны были оборонять западную границу протяженностью в 600 верст.


Эпиграф: (Слайд 2)

“ Три сотни побеждало - трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы все могли!»

Итак, тема урока «Отечественная война 1812 года». (Слайд 3)

Наша задача:

Познакомиться с основными событиями этой войны, определить значение победы русского народа, как для России, так и для Европы в целом.

Проблемное задание:

Ответить на вопрос А.С. Пушкина:

“Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остервенение народа, 
Барклай, зима иль русский бог”.


  1. Причины войны.


Назовите основные направления внешней политики России в начале XIX века?

- Западное, восточное…


Работа с документом (Приложение, документ 1)


Из записки М. М. Сперанского «О вероятностях войны с Францией после Тильзитского мира»

«Вероятность новой войны между Россией и Францией возникла почти вместе с Тильзитским миром. Самый мир заключал в себе почти все элементы войны…».

- Почему Сперанский считал, что «мир заключал в себе почти все элементы войны»?

- На каких условиях был подписан Тильзитский мир?

- Каковы причины войны?

Запись в тетрадях:

- Стремление Наполеона к мировому господству

- Нарушение Россией условий Тильзитского договора

- Усиление противоречий между Россией и Францией в связи с усилением Наполеоном герцогства Варшавского

- Поддержка Францией Османской империи и противодействие проникновению России на Ближний Восток

- Ущемление Наполеоном династических интересов Александра I, захват герцогства Ольденбургского, принадлежавшего дяде Александра I.

- Пришедшая к власти во Франции в конце XVIII века буржуазия хотела утвердить политическое и экономическое господство, стремилась к владению рынками сырья, сбыта, расширению сфер влияния в Европе и в мире.

Эти противоречия в отношениях между Францией и Россией привели к войне в 1812 году.


  1. Начальный период войны


12 июня 1812 года началось вторжение Наполеона в пределы России.


Великий вождь Наполеон
К нам двадцать вел своих народов.
В минувшем нет таких походов:
Восстал от моря к морю стон
От топа конных, пеших строев;
Их длинная, густая рать
Всю Русь хотела затоптать…

Характер войны:

- Для России - справедливый, освободительный,

-Для Франции, захватнический.

 Каким было соотношение сил? 

Французская армия: насчитывала 640 тысяч человек, армия «двунадесяти языков», французов в великой армии было менее половины. Качество французского вооружения было лучше русского: ружья лучше поддавались ремонту, части ружей были взаимозаменяемы. Артиллерийные орудия опирались на металлические оси, что позволяло французам передвигать их с большей скоростью. Командовали армией опытные маршалы: Богарне, Удино, Даву, Ней, Мюрат и другие.

Русская армия: была сосредоточена на границе, разделена на три находившиеся далеко друг от друга группы (под командованием генералов Барклая де Толли, Багратиона и Тормасова). Наполеон рассчитывал разбить их в сражениях поодиночке.

В отличие от французской армии, русская армия комплектовалась на основе рекрутских наборов. Российская промышленность производила больше боеприпасов и вооружения, чем французская. Но по качеству оно уступало французскому вооружению. Имея значительное превосходство в артиллерии, русские солдаты испытывали немало трудностей при передвижении орудий на деревянных осях, которые часто ломались. Русские солдаты отличались военной выучкой, доблестью и стойкостью. Командный состав был не менее опытным, чем французский. Среди талантливых военачальников 1812 года: М.Б. Барклай-де-Толли, П.И. Багратион, Н.Н. Раевский, Д.С. Дохтуров и другие.


планы противников: 

Армия Наполеона стремительно продвигалась, стараясь не позволить русским армиям соединиться. Александр I покинул армию, передав командование Барклаю-де-Толли. Барклай-де-Толли дал приказ отступать, уничтожая склады с продовольствием и боеприпасами, изматывая неприятеля мелкими стычками, не давая разгромить русские войска поодиночке.

- Учитывая превосходство противника, русские отступали, избегая сражений. Единого командования не было.

Работа с картой 

Французы хотели сходу взять Смоленск, но помешала этому армия, которая, наконец, соединилась.

Сражение за Смоленск продолжалось с 4 по 6 августа. Русские не отступали ни на шаг,. Наполеон приказал сжечь город, который не смог взять

7августа русские войска оставили разрушенный и горящий город.


Работа с документом (Приложение, документ 2 )


Один из русских офицеров в своем письме писал: «Я видел ужасную картину – я был свидетелем гибели Смоленска…Тучи бомб, гранат полетели на дома, башни, церкви…Густой разноцветный дым, треск лопающихся бомб, гром пушек, вопль старцев, стоны жен и детей, вот что предстало нашим глазам, что поражало слух и что раздирало сердце!..»


В начале войны многие были недовольны тактическим планом Барклая-де-Толли. После сдачи Смоленска недовольство Барклаем усилилось, стали искать ему замену.

Постоянное отступление русской армии снижало ее боевой дух.


Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали…

(М.Ю.Лермонтов)


Общество требовало назначения командующим М. И. Кутузова. 8 августа Александр I назначил М. И. Кутузова главнокомандующим. «Общество желало его назначения, и я его назначил, - сказал Александр I - сам же я умываю руки».


Армия встречала Кутузова с неописуемым восторгом.

- Приехал Кутузов бить французов! – эта крылатая солдатская фраза быстро облетела войска. Боевой дух армии был поднят. Сам Кутузов готовился к генеральному сражению.


3. Бородинское сражение Слайд 4

26 августа у села Бородино под Можайском произошло самое крупное сражение Отечественной войны. До Москвы оставалось всего 124 км.

Наполеон стремился к генеральному сражению (это его стихия), он рассчитывал в этом сражении разбить русскую армию и добиться капитуляции России.

Кутузов планировал нанести врагу наибольший урон, сохранив при этом боеспособность своей армии. Поэтому, не желая рисковать, Кутузов придерживался оборонительной тактики.

Работа с документом (Приложение, документ 3 или слайд5)

Из воспоминаний французского офицера Гриуа

«Эта битва, названная французами, битвой на Москве… началась в 6 часов утра и продолжалась до наступления ночи без перерыва. С обеих сторон огонь был ужасен. Обширное пространство, на котором шла битва, было во всех направлениях изрыто ядрами, и потери были громадны с обеих сторон…»

 Кто же победил в Бородинском сражении?


В этом сражении погиб П. И. Багратион. План Наполеона провалился, хотя Бородинское сражение не выявило победителя. Потери французов составили 58 тыс. человек, потери русских - 45 тысяч.

Работа с документом (Приложение, документ 4 или слайд 6)

Наполеон был опытным полководцем. Слава его гремела по всему миру. Он считался непобедимым и действительно до похода в Россию не знал поражений. На его счету было почти 50 побед. Но Бородинскую битву он своей победой не считал.

Работа с документом (Приложение, документ 5 или слайд 7)

«Самое страшное из моих сражений, - признавался Наполеон,- то, которое я дал под Москвой. Я участвовал не в одной кампании, но никогда еще не участвовал в таком кровопролитном деле и с такими выносливыми солдатами, как русские».


(Слайд 8)

Бородинское сражение завершилось, русская армия отступает дальше, а дальше уже Москва… Как быть, защищать её или оставить? Этот сложный вопрос решали на Совете в деревне Фили.

- Решили оставить Москву без боя. “С потерей Москвы не потеряна Россия, нужно сберечь армию, сблизиться с войсками, идущими на подкрепление”. Это решение не одобрили многие генералы.


4. Оставление Москвы. Тарутинский маневр (Слайд 9,10)


2 сентября русские войска прошли через Москву, а Наполеон подошел к Москве. Напрасно он ждал ключи от Москвы,. Наполеон вступал в покинутую жителями столицу.

В Москве начался пожар в результате, которого захватчики лишились продовольствия. Находясь в русской столице, в среднем терял 1,5 тысячи солдат в сутки.


5. Малая война


В этом большую роль играют партизаны, которые с первых дней войны включились в борьбу с захватчиками, создавались отряды, ополчения.  А после того, как была оставлена Москва, партизанское движение стремительно начинает шириться. Партизанское движение называли «малой войной».( Слайд 11)


Вывод: остаться зимовать в Москве Наполеон с армией не мог, мир русские не подписывали. Ночью Наполеон приказал оставить Москву и отступать на юг. Под Малоярославцем произошло еще одно сражение. Малоярославец 8 раз переходил из рук в руки, но и здесь Кутузов одержал победу. За это Александр I наградил Кутузова шпагой с алмазом и лавровым венком, а французы были вынуждены отступить по разоренной ими Смоленской дороге, неся огромные потери в сражениях с русской армией. (Слайд 21)- Карта


Задание:

По документам сделайте вывод, какие проблемы испытывала французская армия при отступлении?


6. Изгнание Наполеона (Слайд 12)


Кульминацией Отечественной войны 1812 г. было сражение при Березине, которое завершилось разгромом наполеоновской армии. Армия практически перестала существовать. Спасаясь бегством, непобедимый Наполеон ускакал в карете в Париж. А французских солдат ещё долго ловили в лесах партизаны, так бесславно для захватчиков закончилась война.

Когда русские войска подошли к границе, солдаты приветствовали Кутузова криками: « Ура, спасителю России!» На что Кутузов ответил: «Не мне эта честь, а славному русскому солдату». И приказал бросить перед солдатами захваченные у врага французские знамёна. « Каждый из вас спаситель Отечества»- сказал Кутузов и поклонился солдатам.

В декабре 1812 года Кутузов доложил императору Александру Первому: «Война закончилась за полным истреблением неприятеля». 25 декабря Александр первый подписал Манифест об окончании войны.


7. Итоги и значение


 Таким образом, каков итог войны для России? (полная победа).

В начале войны 12 июня перешли русскую границу 420 тысяч французов, у Бородино сражались 135 тысяч, а при отступлении через реку Березину обратно переправились жалкие 10 тысяч человек.


1 января 1813 года Россия праздновала победу над сильнейшим тогда противником. Россия не только защитила свою независимость, но и, по сути дела, спасла народы Европы от порабощения.



Ответ на проблемное задание, поставленное в начале урока:


 Кто же нанёс такой урон французам? Так “кто же нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима, иль русский Бог?” (слова из эпиграфа урока).

Кто сыграл главную роль в победе над врагом?


Закончить урок хочется словами:

В час испытаний поклонись Отчизне
По-русски, в ноги и скажи ей:
- Мать! Ты жизнь моя!
Ты мне дороже жизни!
С тобою - жить,
С тобою - умирать!

Домашнее задание

§4; и вопросы 2-6 в конце параграфа;



 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!