СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ключевых УУД через проектную деятельность обучающихся.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы; "Развитие критического мышление на уроках русского языка".

Просмотр содержимого документа
«Формирование ключевых УУД через проектную деятельность обучающихся.»

Критическое мышление (англ. critical thinking) — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации...


Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы стоим перед проблемой выбора информации. Необходимы умения не только владеть ею, но и критически оценить, осмыслить, применить. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее ценности и точности. На уроках русского языка необходимо привлекать информацию, при которой учащийся должен осознавать, что изучение русского языка в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными учителем приемами и средствами обучения.
Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Органическое включение работы по технологии критического мышления в систему школьного образования дает возможность личностного роста, ведь такая работа обращена прежде всего к ребенку, к его индивидуальности. 



Прием «Написание синквейна»

В переводе с французского слово «синквейн»означает стихотворение из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Они таковы:

В первой строке записывается одно слово- существительное. Это и есть тема синквейна.

Во второй строке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

В третьей строке записываются три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна.

В четвертой строке размещается фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой.

Пятая строка – это резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение к ней.

Тема синквейна должна быть, по возможности, эмоциональной.

 Чтение со стопами. 

Особенностью его использования в технологии критического мышления является то, что чтение проводится дозировано. После каждой смысловой части делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный  поиск ответа на основной вопрос, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

  • Чтение с остановками 

По названию текста определяют, о чем будет текст.Текст читается по частям. После каждой остановки задается проблемный вопрос, вопрос на продолжение сюжетной линии. Затем читают следующую часть.

  • Мозговой штурм 

Создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются любые предложения. Критика и комментирование не допускаются.

Коллективное обсуждение. Найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое.

Выбор наиболее перспективных решений, учитывая имеющиеся ресурсы (этот этап может быть отсрочен).

  • Прием « толстых» и «тонких» вопросов 

 Толстые вопросы                           тонкие вопросы

 

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

Почему вы думает6е…?

Почему Вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

 

 

Кто…?

Что…?

Когда…?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…? Было ли…?

Согласны ли Вы…?

Верно?

  • Верные и неверные утверждения 

В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения

На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности

  • Перекрестная дискуссия 

Заполните левую и правую колонку таблицы, приведя 3-4 аргумента «за» и «против» тезиса, приведенного в заголовке таблицы, обменяйтесь мнениями со своими коллегами, используя их аргументы, которые покажутся вам убедительными, продолжите заполнение таблицы, когда аргументы иссякнут, сделайте вывод.

 Шесть шляп мышления 

 -          Белая шляпа: Подробная и необходимая информация. Только факты.

-          Желтая шляпа: Символическое отражение оптимизма. Исследование возможных выгод и положительных сторон.

-          Черная шляпа: Предостерегает и заставляет думать критически. Что может случиться плохого или пойдет не так. Но не злоупотребляйте ею.

-          Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. И не пытайтесь их объяснить.

-          Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях. Это возможность выразить новые понятия и концепции и использовать здесь латеральное мышление.

-          Синяя шляпа: позиция «размышления», говорят о сущности , о том, с чем связано

  • Метод углов 

Учащиеся расходятся по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент одной группы – контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре класса, в  процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе

 Семинары совместного редактирования.

Автор текста (реферата) раздает ксерокопии всем участникам семинара. Каждый указывает три момента (по содержанию, стилю, сюжету), которые понравились и три, которые не понравились. Автор тихо записывает и в конце делает отчет о том, что принимает, а что нет.

  • Создание цепочки (синквейнов, хайку, рисунков) передавая друг другу их по кругу.

Каждый пишет свой синквейн, развивая мысли предыдущих авторов.

  • Свободное письмо, эссе 

  • Зигзаг (взаимообучение) работа в группах сменного состава 

  Бортовой журнал 

Что я знаю по теме

Что нового узнал

Что не понял

 

 

 

  • Двухчастный дневник 

Вопросительные слова

Основные понятия темы

Что

Какой

Чем отличается

Почему и т.д.

 

 Двойной дневник 

вопросы

точка зрения автора

моя точка зрения

 

 

 

 Концептуальная таблица 

Что сравнивали?

 

Черты и свойства


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

соотнося       "старую"
информацию с "новой";

стараются      выражать
мысли своими словами (присваивает
информацию);

свободно обмениваются     своими  идеями     с     другими учащимися   (знакомятся с различными
представлениями);

анализируют
собственные
мыслительные операции.

 

Заполнение кластеров,     таблиц, установление
причинно-

следственных связей между         блоками информации;           возврат к ключевым словам,   логическим цепочкам, верным и неверным утверждениям;

ответы на поставленные
вопросы;

написание творческих     работ: синквейнов,   эссе, диамант;

исследования отдельных вопросов темы и т.д

               Прием «Корзина» идей, понятий, имен...

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и

знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по

обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает

по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики

делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на

обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт,

при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке»

идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно

«сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

. Прием «Корзина идей, понятий, имен…» Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие  им на ум ассоциации. В результате, на доске формируется кластер (пучок), отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме, что позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.

 

Например. Учитель ставит перед детьми проблему:

- Напишите за 1 минуту, что вы знаете о правописании парных

согласных по глухости-звонкости на конце слова?

(б-п, д -т, з-с, ж-ш, в - ф, г - к; проверяются способом «один - много»)

- Обмен информацией в группах.

- Сбрасывание информации в корзину, запись на доске или ватмане.

Обсуждение собранной информации. Обобщение, вывод (чтобы правильно написать слово со звонким или глухим согласным., нужно слово изменить или подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный)

- Какое слово может быть лишним? Почему?

мороз

снег

снежки

холод

-( Снежки. Есть парный согласный, но он в середине слова).

- Подумайте, можно ли наш способ проверки применить к таким словам?

 Прием «Составление кластера»

 Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся

знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».

Кластер - это графическая организация материала, показывающая

смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и

групповой работы как в классе, так и дома.

2.

Например:

    род

М.

СОБСТВ.

НАРИЦ.

МН.

ЕД.

Существительное

Кто?

Что?

склонение

 Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы стоим перед проблемой выбора информации. Необходимы умения не только владеть ею, но и критически оценить, осмыслить, применить. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее ценности и точности. На уроках русского языка необходимо привлекать информацию, при которой учащийся должен осознавать, что изучение русского языка в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными учителем приемами и средствами обучения.

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Органическое включение работы по технологии критического мышления в систему школьного образования дает возможность личностного роста, ведь такая работа обращена прежде всего к ребенку, к его индивидуальности.

Использование технологии  критического мышления на уроках русского языка и литературы 

Актуальность выбранной темы я вижу в том, что технология  позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создать на своем занятии атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.

Некоторые приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы:

Чтение с остановками

Чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется, делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Материалом для использования приёма служит повествовательный текст, содержащий проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки. Использование этого приёма открывает возможности для прогнозирования, целостного видения произведения, развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

Чтение с пометками

Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, разделяющие информацию на известную, новую, интересную, непонятную. Можно использовать цвета. Данный приём снимает проблему неосмысленного чтения и конспектирования.

Например, при изучении темы «Причастный оборот» учащимся предлагается прочитать сказку и во время чтения сделать пометки ( + -уже знаю; ! - новое; - думаю иначе; ?- не понимаю, есть вопросы).

Из жизни Причастий

Где живёт Причастие? В своём личном особняке с садиком, где цветёт многочисленное его семейство – Зависимые и Определяемые слова всех видов и подвидов. Изящная ограда садика в виде волнистой линии прерывается великолепными воротами, охраняемыми Запятыми. Причастие легко находит общий язык с Зависимыми словами. И хотя его жизнь не имеет смысла без Определяемых слов, отношения у них натянутые: Причастие не любит подчиняться, предпочитая подчинять себе всех. Вот Причастие, прихватив пару- тройку Зависимых слов, выходит из ворот сада налево, стремясь обогнать Определяемое слово, чтобы подышать свежими звуками и сконструировать несколько новых Причастных оборотов. Запятые-охранники бегут следом , ограждая господина – Причастный оборот от назойливости Определяемого слова, как только оно выскакивает вперёд. Но если Определяемое слово отстаёт, охранники спокойны: Причастный оборот обойдётся и без них.

Переведите сказку на язык науки.

Двойной дневник

По ходу чтения необходимо заполнить таблицу, состоящую из двух граф. В первую выписать фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие или протест, непонимание. Во второй графе даётся объяснение, что заставило выписать эти фразы, какие мысли и ассоциации они вызвали. Приём «Двойной дневник» устраняет трудность обнаружения личностного смысла при чтении.

Лови ошибку

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Ошибки могут быть явными, которые достаточно легко выявляются, исходя из личного опыта и знаний учащихся, и скрытыми, которые можно установить, только изучив новый материал. Ребята анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Например, изучая тему «Сложное предложение», учащимся предлагается прочитать текст и исправить ошибки:

В предложении может быть не одна грамматическая основа, а две или больше. Предложение, в котором две грамматические основы, называется простым. Если части сложного предложения не зависят друг от друга, то между ними подчинительная связь. Части таких предложений соединяются союзами, которые называются подчинительными. Но части предложения не всегда бывают равноправными. Если одна часть главная, а другие зависят от неё, то между ними связь сочинительная. Часть предложения, которая зависит от придаточной, называется главной. К ней можно поставить от главной части вопрос. Бывают сложные предложения, в которых на границе между частями нет союзов. Такие предложения называются сложносочинёнными. В них части сложного предложения связывает интонация.

Приём «Лови ошибку» актуализирует имеющие у учащихся знания по изученной теме и развивает у школьников критический подход к получаемой информации.

Синквейн

Слово «синквейн» в переводе обозначает « пять строк». Форма написания по алгоритму:

  1. Первая строка заключает в себе одно слово, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдёт речь.

  2. Во второй строке - два слова, которые дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета.

  3. Третья строчка образована тремя глаголами, описывающими характерные действия объекта.

  4. Четвёртая строка – фраза из четырёх слов, выражающих личное отношение автора к описываемому предмету.

  5. В пятой строке – одно слово, синоним к первому, характеризующее суть предмета.

Пример синквейна:

Фразеологизмы

Яркие, красочные

Называют, изображают, не изменяются

Не чуя под собой ног

Образность

Кластер

Кластер («гроздь») – это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определённом порядке, рисуночная модель, которая напоминает солнечную систему. В центре находится «звезда» - это тема занятия ( Например, ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ), вокруг нее – «планеты», смысловые единицы ( Например, ГЛАВНЫЕ и ВТОРОСТЕПЕННЫЕ). У каждой «планеты» могут быть свои «спутники»

( Например, у «планеты» ГЛАВНЫЕ – ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ ).

Кластеры помогают учащимся, если во время письменной работы запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большое количество информации, этот приём может быть применён на стадии вызова и осмысления.

Верные и неверные утверждения

Приём может быть использован на стадии вызова. Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт, обосновывают свой ответ. На стадии рефлексии возвращаемся к данным утверждениям и оцениваем их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Например, при изучении темы «Причастие» в начале урока предлагается следующее задание: прочитайте утверждения, если согласны, то поставьте «+», если не согласны - « -«.

1.Причастие - особая форма глагола, которая обозначает признак предмета

2. Причастия могут быть действительными и страдательными

3. Причастие, обозначающее признак предмета, который сам совершает действие, называется страдательным

4. –нн-, -енн-(-ённ-), -т- - это суффиксы страдательных причастий прошедшего времени.

Проверка: Да (+) - 2, 4; Нет (-)- 1,3

Приём « Верные и неверные утверждения» поможет повысить мотивацию к изучению материала.

Ключевые слова

Стадию вызова на уроке можно осуществить и методом «ключевые слова», по которым учащиеся придумывают рассказ или расставляют их в определённой последовательности, а на стадии осмысления ребята ищут подтверждение своим предположениям, расширяя учебный материал.

Например, при изучении рассказа А.П.Платонова «Корова» в начале урока можно предложить следующее задание.

Посмотрите на слова и словосочетания и попробуйте предположить сюжет рассказа:

Степная корова; мальчик; не скучай, твой сын выздоровеет; плачет; машинист; дали хорошую цену; жарко и больно внутри; изуродованное туловище; говядина; польза.

приемы технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы