В работе представлены виды монологического высказывания, элементы облегчающие восприятие монологической речи, схема выступления перед аудиторией, по результатм выполнения проектов. Материал взят из книги для учителя В.В. Сафоновой, Английский язык, 10 класс.
Просмотр содержимого документа
«Развитие культуры монологической речи»
РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
В течение базового и надбазового курсов по ИЯ в школе учащиеся постепенно овладевают коммуникативной технологией построения и порождения различных типов монологического высказывания. В схеме, приведенной ниже, обобщены требования школьных программ по ИЯ в отношении овладения подвидами монологической речи и результаты данных «Языкового портфеля» об иноязычных высказываниях монологического характера школьников.
МОНОЛОГИЧЕСКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ:
монолог-описание монолог-рассуждение монолог-повествование монолог-сравнение монологическая инструкция |
ПУБЛИЧЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ |
- в учебной группе - в школе на англоязычных вечерах и клубах - на межшкольных мероприятиях (например, участие в конкурсе проектов) - во время нахождения в летних международных лагерях или во время учебы на зарубежных курсах |
- Выступления-сообщения о себе, своей семье, друзьях, школе, стране и т. п. - Выступление с речью по результатам выполнения проекта. - Выступление-доказательство правомерности или неправомерности суждения, мнения, выдвигаемых идей. - Выступление этикетного характера (например, с выражением благодарности или с поздравлением). |
Предполагается, что к 9 классу в основной своей массе учащиеся справляются с построением монологов описательного, повествовательного и инструктивного характера. У них есть некоторый опыт построения монологических высказываний рассуждающего характера или направленных на сравнение событий, людей и их поступков, однако этот опыт нуждается в значительной коррекции в плане культуры речи. Что же касается устных публичных выступлений, нельзя не признать, что им нужно специально обучать старшеклассников.
Исходя из функциональной сферы общения монологические высказывания могут различаться по своим речевым характеристикам. Следует обратить внимание на то, что это устные монологические высказывания, в которых, помимо соответствия коммуникативному намерению, смысловой стройности, логичности линии высказывания идей или построения аргументов, должны присутствовать и элементы, облегчающие восприятие монологической речи в условиях межличностного общения с аудиторией (особенно это касается монологических рассуждений и монологов-описаний). К этим элементам относятся:
слова, выражающие коммуникативное намерение монологического высказывания;
вводные слова, подчеркивающие личностный характер высказываемого (I think; I believe; From my point of view; In my opinion; There are people who think that..., but I believe...; Some say that … and I would agree with them/ but I would disagree with them);
пересказ сказанного с целью более точного выражения мысли/ идеи;
коммуникативно-речевая выразительность;
использование риторических вопросов и tag-questions для удержания внимания слушающих;
лексическое и грамматическое наполнение речи, характерное именно для устной речи;
выразительность жестов, мимика лица.
При порождении спонтанных монологических высказываний не следует опасаться единичных случаев нарушения строгой логичности в изложении мыслей и идей, присутствия некоторых речевых повторов. Однако эти вещи недопустимы, если речь идет о подготовленном устном выступлении монологического характера.
Монологические выступления по результатам работы над проектом требуют специальной работы учителя с учеником по построению и отработки коммуникативного поведения.
Для непосредственного построения выступления по результатам выполнения школьниками проекта с учителем обсуждается на русском языке следующее:
общая схема построения выступления;
какие результаты работы над проектом включить в устное выступление (совершенно необязательно превращать выступление в краткое содержание работы над проектом);
языковые средства для приветствия аудитории, сообщения задач проекта, выражения связи между частями выступления (grammar connectors), для привлечения внимания аудитории, для завершения выступления выводами по работе, для выражения благодарности аудитории за внимание и для приглашения к обсуждению проекта;
возможность использования цитат, крылатых выражений, пословиц;
какие визуальные средства использовать (таблицы, схемы, иллюстративный материал);
необходимость использования раздаточного материала по проекту для аудитории.
Общая схема выступления перед аудиторией по результатам выполнения проектов
Обращение к аудитории с приветствием |
Информирование о задачах проекта и о плане выступления |
Изложение основного содержания проекта или наиболее интересных его результатов |
Основные выводы по проекту и перспективы работы по данной тематике/проблематике для других школьников |
Выражение благодарности аудитории за внимание и приглашение ее к обсуждению работы по проекту и результатов проекта (приглашение задавать вопросы, высказывать мнения, делать комментарии) |
Полезный языковой материал для структурирования частей выступления
Starting (introducing the project and its topic, stating the subject) | Thank you for coming to listen to me this morning, teachers/ ladies and gentlemen (если не перед классом). Dear teacher and classmates, thank you for giving me an opportunity to tel you about my/ our project work … I am going to give a talk about … First I am going to deal with … Then I'll be talking about … After that I'll be happy to answer your questions on … It will be most useful to start with ... |
Sequencing | In considering/ dealing with the first point it an be said/ stated … That's all I have to say about … Now I'll move on to... So much for ... |
Introducing one's point | It might be useful to mention that … As an example of this … To illustrate this point, let's ... |
Saying about opinions of other people | On the other hand, there are other points of view on … Another point with which I'd like to deal with is ... |
Supporting one's opinion | In support of this opinion/ statement/view I can quote ... |
Stressing that something is a result of some evidence | What results/ emerges/ follows is that … What seems to result/ emerge/ follow … What may result/ emerge/ follow ... |
Referring to visuals | As you can see here … I'd like to draw your attention to these figures, which show … You'll find the details on page … of the handout given to you |
Summarising | We looked at … followed by … That explained the importance of ... |
Concluding | On this note I shall conclude my talk. In conclusion, I would Like to say/ stress … Thank you for being so attentive. I shall be happy to answer any questions. You are welcome with your questions. Any questions are welcome. Thank you once again for giving up your time. |
При устном выступлении ученика/ученицы перед классом другие ученики и учитель оценивают следующие моменты:
ценность выполненного проекта для самого школьника, для классной/школьной библиотеки;
содержание устного выступления;
полезность использованного визуального и раздаточного материала;
выразительность речи;
манеру поведения перед аудиторией.
В начале 1 четверти обсуждение ведется на русском языке с заполнением таблиц, данных ниже, на английском языке, затем выступления обсуждаются на английском языке.
Таблица 1
| | ASSESSMENT MARKS |
| | Poor | Satisfactory | Good | Excellent |
Speech content on the whole | | | | | |
Talk delivery | - general organization - introduction - ending - connections - relevance - length - level - respect to the audience - expressiveness - articulation | | | | |
Language | -sentence length (not too long) - appropriate paraphrases - oral style - appropriate sentence connectors and other linkers - appropriate emphasizing | | | | |
Manner of presentation | - audience eye contact - interest - assurance/ confidence | | | | |
Body language | - stance and posture - hands - movement - facial expression - appearance | | | | |
Visual aids | - appropriate number - design - relevance - use | | | | |
Таблица 2
| YES | NO |
Does / did the speaker use descriptive gestures? (descriptive gestures express ideas of size, shape, place or movement) | | |
Is it a good thing to use these gestures? | | |
Does/did the speaker use emphatic gestures? (emphatic gestures reinforce an idea) | | |
Is it a good thing to use these gestures? | | |
Does/did the speaker use counting gestures? (counting gestures serve to clearly signify different point in an argument or steps in a process) | | |
Is it a good thing to use these gestures? | | |
Does/did the speaker use attitude gestures? (attitude gestures convey the feelings or emotions of the speaker) | | |
Is it a good thing to use these gestures? | | |
Таким образом при оценке коммуникативного поведения во время выступления монологического характера обращается внимание на умения:
эффективно использовать разные типы монологов (описание, повествование, рассуждение и т.п.) в небольших публичных выступлениях на английском языке;
использовать при порождении монологических высказываний на английском языке знания о существующих соответствиях между коммуникативно-речевыми функциями высказывания и языковыми средствами оформления высказывания на английском языке в условиях официального и неофициального общения перед знакомой и незнакомой аудиторией;
использовать речевые стратегии и невербальные средства общения, например жесты, которые уместны с коммуникативной точки зрения в выступлении перед конкретной аудиторией и характерны для устной МР на английском языке;
оценивать культуру устного публичного выступления других школьников (контакт с аудиторией, доступность, познавательная ценность тематики и важность проблематики выступления, уместность (коммуникативная оправданность) использования экстралингвистических средств (жестов, мимики), внешний вид говорящего);
учитывать полноту раскрытия темы для конкретных временных рамок выступления и степень использования междисциплинарных знаний и умений при подготовке к выступлению;
оценивать ясность содержания выступления, логичность и связность речи;
учитывать образность высказывания (если это предполагается коммуникативным замыслом говорящего) и речевую вежливость говорящего;
оценивать лексико-грамматическую и интонационно-ритмическую правильность оформления высказывания.
.Из книги для учителя В.В.Сафоновой для 9 класса
школ с углубленным изучением английского языка