Джелилова Шейде Юсуповна учитель русского языка и литературы МБОУ «Медведевская средняя школа» «УЧИТЕЛЬ ГОДА -2018»
«Развитие логического мышления, речевой и лингвистической компетенции на уроках русского языка и литературы»
- Многолетний опыт работы в школе убедил меня в том, что развитие логического мышления, речевой и лингвистической компетенции является необходимым условием достижения прочных знаний учащимися. Умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы позволяет достичь положительных результатов в любом виде деятельности.
- Сегодня на первый план выходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьника навыкам умению учиться, обрести способности; в массе информации, отобрать нужное, формирует саморазвитие и самосовершенствование.
- Появились новые Федеральные образовательные стандарты общего образования второго поколения, в которых прописано, что главной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий.
- В соответствии стандартам второго поколения познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
- В школе обучающиеся должны овладеть элементами логических действий (сравнения, анализа и синтеза, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы учащимся строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.
- В современных условиях необходимо воспитывать личность, способную самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор.
- Использование познавательных процессов, как средство достижения необходимого уровня развития логического мышления, что способствует:
- — формированию и развитию внутренней мотивации учащихся к обучению в школе;
- — повышению мыслительной активности учащихся и приобретению навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;
- — развитию индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, совершенствованию знаний;
- — воспитанию личности, способной самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.
- Так какие же требования предъявляет современная школа учителю и ученику на уроке?
Требования, предъявляемые к современному уроку в условиях введения ФГОС ООО
Ученик –
активный участник образовательного процесса
поэтому в своей работе учитель должен использовать методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся
Это и есть
активные методы обучения
есть возможность для каждого ребенка найти свое место, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, проявить инициативу и самостоятельность на уроке
- Для овладения языком нужны осознанные знания, опосредованные в лингвистических понятиях. Поэтому особое внимание уделяю на уроках изучению тем теоретико-практической направленности, учу умению мышления, и логике суждения.
- В частности, важными для формирования лингвистической компетенции являются темы: «Русский язык – национальный язык русского народа», «Русский язык в жизни человека», «Русский язык – язык художественной литературы», «Лингвистика как наука», «Система частей речи в русском языке», «Способы связи между словами», «Культура речи», «Языковая норма», «Орфография», «Пунктуация».
- Для формирования лингвистической компетенции значимым является усвоение понятий: звук, морфема (корень, приставка, суффикс, окончание), слово, предложение и словосочетание, текст, лексико-грамматические классы слов, лексическое и грамматическое значение слова, общекатегориальное значение слов разных частей речи.
- Особое внимание при формировании речевой и лингвистической компетенции в своей работе уделяю умению:
- различать лексико-грамматические разряды слов, определять их значение, грамматические особенности и функции в речи,
- различать самостоятельные и служебные части речи (подчинительные союзы и союзные слова, выраженные омонимичными относительными местоимениями),
- распознавать части речи,
- обнаруживать синтаксические связи между словами в рамках предложений,
- оценивать правильность построения предложений и словосочетаний,
- моделировать и употреблять в речи предложения разных типов,
- оценивать правильность речи (устной и письменной) и корректировать речевые высказывания.
- Учу сопоставлять языковые явления, что позволяет сконцентрировать внимание ученика на главном в учебной информации. Системно ведется работа над уровнем владения учеником орфоэпическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими, орфографическими и пунктуационными нормами литературного языка, что в действительности повышает внимание ребенка к формированию навыков языковой компетенции.
- При формировании коммуникативной компетенции широко использую работу с текстом. С учащимися отрабатываются навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой. Работая над анализом текста, обращаю внимание ученика внимание на эстетическую функцию языка; считаю очень важной проблемой научить ребенка письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров.
- При анализе литературного материала дети учатся самостоятельному письменному рассуждению на литературную тему, обеспечивающую успешное усвоение учебного курса; навыкам анализа и интерпретации художественного текста, а также умению сопоставлять и анализировать изучаемый материал, что позволяет устанавливать и внутритекстовые, и межтекстовые связи, рассматривать конкретные произведения в широком историко-литературном контексте.
- Особое внимание на уроках литературы уделяю методике «медленного» художественного чтения с выявлением различных средств воплощения авторской идеи в произведении (приемы художественной изобразительности, поэтические тропы, детали, ремарки и т. п.;
Основной задачей учителя литературы при изучении курса является формирование у учащихся навыков целостного анализа лирического произведения в единстве его содержания и формы. Особое внимание обращаю на умения учащихся характеризовать эмоциональный тон стихотворения, выявлять черты лирического героя, определять стихотворные размеры. В работе с художественным текстом добиваюсь освоения учащимися литературоведческой терминологии, необходимой для анализа произведения, формированию представлений о литературных направлениях, жанре и жанровых разновидностях художественных произведений
- За годы работы в школе учитель овладевает различными методиками, помогающими повышать качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы, русского языка овладеть необходимыми видами логически связного, образного речевого высказывания. Пытаюсь разрешить эту дилемму благодаря применению новых современных технологий. В своей работе использую такие технологии как здоровьесберегающие технологии, технология критического мышления, информационно-коммуникативная, технология исследовательской и проектной деятельности, технология «Портфолио».
Технологии , помогающие повышать качество речевых умений и навыков
Технология критического мышления
З доровьесберегающие технологии
Информационно –коммуникативная технология
Технология исследовательской и проектной деятельности
Технология «Портфолио»
Метод проектов
14
Активные методы обучения – это:
Инсерт
Проблемные ситуации
Кластер
Драматизация
Творческие работы
Работа с текстом
Деловые игры
Дискуссии
Синквейн
Метод проектов
15
Формы и методы, используемые мной на уроках:
- объяснительно-иллюстративный (при помощи обобщающих таблиц, уроков презентаций, различных схем, опорных конспектов);
- репродуктивный метод (работа по заданному учителем алгоритму);
- эвристический метод (решение лингвистических задач);
- методы самостоятельной работы учащихся.
- Большое внимание на уроках русского языка уделяю подаче нового материала с использованием ИКТ.
- Практикую проведение нестандартных форм уроков с применением компьютерных презентаций. Накоплены материалы для проведения уроков с использованием компьютерных технологий и технических средств обучения.
- При подготовке дидактических и методических материалов использую Power Point Front Page – программы-приложения пакета Microsoft Office Windows. Также использую сеть Internet. С их помощью готовлю к урокам
- раздаточный материал;
- дидактический материал;
- презентации к урокам
- другие необходимые материалы.
- С целью развития речевой компетенции ученика и логического мышления использую следующие приёмы на уроках русского языка: комментированное письмо, осложненное списывание, «собирание» орфограмм, свободный диктант. Провожу следующие виды диктантов: объяснительный, предупредительный, «Проверь себя», «с подсказкой», «с продолжением», проверочный, цифровой, буквенный, схематический, выборочный, распределительный, выборочно-распределительный, творческий, восстановленный, словарный, с грамматическим заданием.
- На уроках литературы применяются такие приёмы и методы, как рассказ учителя, словарная работа, анализ содержания произведения в ходе беседы учителя с учениками, выразительное чтение, чтение в лицах, пересказ прочитанного от лица рассказчика, героя произведения, от третьего лица, художественный пересказ. Большая работа ведется с изобразительно-выразительными средствами. Но самым главным на уроках литературы считаю развитие речи и воспитание личности, способной отстаивать свое мнение. Поэтому больше внимания стараюсь уделять диспуту.
- Большую работу провожу совместно с учениками при подготовке к сочинениям. После объявления тем проводим совместное обсуждение: высказываются мысли, которые необходимо затронуть для раскрытия темы; составляется план. Иногда план даётся учителем, но в этом случае учащимся его приходится дорабатывать.
- Учитывая то, что для правильного письма очень важным является знание морфологии, прошу детей в любом художественном тексте, который они читают в данное время, найти и определить все знакомые им части речи. Этот приём, на мой взгляд, является эффективным.
- В целях решения проблем с речевой и лингвистической компетенцией пытаюсь с учащимися на уроках литературы и на уроках русского языка сочинять стихотворения, писать мини-сочинения, составлять мини-тексты по иллюстрациям картин, писать сочинения по данному началу, работать со словом, добиваясь и звукового, и смыслового звучания.
Для развития творческих способностей детей необходимо создать ряд условий :
- организовать занятия так, чтобы учащиеся могли преодолевать трудности;
- строить урок так, чтобы дети могли использовать ранее полученные знания или свои жизненные наблюдения;
- активизировать самостоятельную работу учащихся;
- обеспечивать преемственность и перспективность в работе.
Такие уроки повышают эффективность обучения, развивают активность, самостоятельность, личную инициативу и творческие способности учащихся
.
В целях достижения лучшего результата использую разнообразные виды уроков:
- урок-практикум,
- урок-лекция
- урок-семинар,
- урок-исследование,
- урок-игра,
- урок-КВН,
- урок-презентация с использованием компьютера,
- урок-праздник
Трудом и плодами своих учеников гордится каждый учитель
Котвицкая Юлия 9 класс
II место на Муниципальный этап конкурса-защиты научно-исследовательских работ учащихся-членов МАН Секция: русская литература
Солонинкина Юлия 9 класс
III место вМуниципальный этап конкурса-защиты научно-исследовательских работ учащихся-членов МАН. Секция: фото и экранное творчество
Литвиненко Валерия 11 класс
Победитель IХ республиканского конкурса «Нравственный поступок», номинация «Журналистика» Видеорепортаж «Родные пенаты»
Куртаметова Эвелина 11 класс , 2016 год
III место в муниципальном этапе конкурса-защиты научно-исследовательских работ учащихся-членов МАНС. Секция: фото и экранное творчество
Котвицкая Юлия 9 класс
III место в муниципальном этапе республиканского конкурса "Космические фантазии" направление "Космическая литература и журналистика
Савустьян София 6 класс
I место в муниципальном этапе Крымского конкурса исследовательских работ и проектов обучающихся среднего школьного возраста «Шаг в науку»
Ушкина Валерия 11 класс
- I место в региональном этапе конкурса-защиты научно-исследовательских работ учащихся-членов МАН. Секция: «Русский язык»
- I место в региональном этапе конкурса-защиты научно-исследовательских работ учащихся-членов МАН. Секция: «Русский язык»
Аджихалилова Нияра 9 класс
Призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по предметам: «Русский язык», «Литература»
Котвицкая Юлия 8 класс
Призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по предметам: «Русский язык», «Литература»
Яковченко Виктория
I место в муниципальном этапе конкурса-защиты научно-исследовательских работ учащихся-членов МАН. Секция: фото и экранное творчество «Воспевшие Победу»
Мои достижения
- Задача воспитания интереса к предмету очень важна и актуальна. Передо мной стоит задача научить ребенка учиться, овладеть речевой компетенцией: правильно высказать свои мысли, корректно их отстоять, провести самооценку своих знаний, развить стремление к самопознанию, анализу, обобщению, сравнению, конкретизации, систематизации.
- Систематическое формирование потребности каждого ученика получить глубокие и прочные знания постепенно развивает определенные мыслительные операции, в частности, логическое и аналитическое мышление, тем самым повышается результативность обучения, сохраняя при этом у учеников интерес к предмету.
Знакомьтесь – это неугомонный 7 класс